Программа педагогического просвещения родителей «Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)
Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №118»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск «Детский сад №118»
Программа педагогического просвещения родителей
«Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель МДОУ
«Детский сад №118»
Тестова И.В.
Пояснительная записка
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и ДОО являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны ДОО. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности дошкольника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества. Настоящая программа педагогического просвещения родителей - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста. Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых месяцев жизни.
В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.
Опросы родителей выявили не достаточность уровня компетентности в решении данной проблемы в рамках семьи. Программа педагогического просвещения родителей «Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста» ищет и находит пути решения проблемы в рамках активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
ФГОС ДОО нацеливает педагогов на поиск новых форм и методов взаимодействия, как с детьми, так и с родителями по формированию адекватных информационных навыков ребёнка - дошкольника.
Основная цель работы сформировать у родителей представление о влиянии современных гаджетов на развитие, психику и поведение ребенка, снижение отрицательного воздействия компьютерных игр на дошкольника.
Цель программы: создать условия помощи родителям в определении роли гаджетов в развитии дошкольника, выявить положительные и отрицательные стороны их использования.
Задачи программы:
Для детей:
- Научить детей живому эмоциональному человеческому общению со сверстниками и взрослыми
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на знакомство с произведениями детской художественной литературы, изобразительного искусства, музыки.
- Дать детям представления о современных гаджетах.
Для педагогов:
- Повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе информационного воспитания детей.
- Выявить проблемы взаимодействия детей с гаджетами.
- Поиск альтернативных способов времяпрепровождения детей.
- Стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения произведений художественной литературы, изобразительного искусства, презентаций, мультипликационных фильмов.
- Поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность.
Для родителей:
- Осознание родителями возможных проблем со здоровьем у детей в связи с длительным использованием гаджетов
- Правильная организация общения ребенка с современными гаджетами.
- Рациональное использование современных гаджетов для развития творческих, интеллектуальных, речевых способностей ребенка.
В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической информированности родителей:
1. Принцип систематичности и последовательности. Программа представляет собой целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей.
2. Принцип единства общественного и информационного воспитания. С учётом этого принципа строится содержание программы, даются практические задания, распределяются поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу детского сада с семьями воспитанников.
3. Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей. Суть этого принципа в том, что коллективную работу родителей по освоению педагогических знаний и умений продолжает соответствующая работа с группами родителей, а также индивидуальная работа с отдельными семьями.
Программа «Современные гаджеты в развитии детей дошкольного возраста» строится по трем направлениям:
- Познавательное направление – вовлечение в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОО.
- Речевое направление – развитие структурной, функциональной и когнитивной речи дошкольника;
- Художественно-эстетическое направление – развивать эстетические чувства и представления.
При работе с данной программой, следует учитывать следующее: особенность содержания данных материалов заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов педагогов, родителей и детей.
Приоритетные направления реализации Программы:
1. Регулярное, систематическое сопровождение семей по воспитанию детей, в плане рационального использования гаджетов.
2. Сотрудничество с родителями по развитию речевого творчества детей.
3. Развитие мышления и воображения ребенка, обогащение его эмоциями и пополнение словарного запаса.
Этапы реализации программы
Программа выполняется в 4 этапа:
I этап – «Подготовительный» (информационно – накопительный, организационный); поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления; изучение современных технологий.
II этап – «Практический» (поиск оптимальных способов эффективного взаимодействия всех участников программы, разработка проектов).
III этап – «Итоговый» (анализ проведенной работы, подведение итогов).
I этап – «Подготовительный» (информационно – накопительный, организационный);
№ п\п | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
Изучение и создание информационной базы по ознакомлению с современными гаджетами (телевизор, компьютер, интерактивные доски и столы и т.д) | Воспитатели Родители | ||
Разработка проектов | Воспитатели | ||
Сбор информации, литературы, дополнительных материалов | Воспитатели | ||
Определение основных форм работы; | Воспитатели | ||
Выявление проблемы и постановка путей ее решения | Воспитатели |
II этап – «Практический» (поиск оптимальных способов эффективного взаимодействия всех участников программы, разработка проектов)
№ п\п | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
Разработка перспективных планов на группах по работе ознакомления детей с современными гаджетами. | воспитатели | ||
Разработка планов мероприятий по повышению грамотности родителей и педагогов с современными с современными цифровыми технологиями (и курсы, семинары) | Ст. воспитатель Воспитатели | ||
Разработка проектов и построение работы семьи по вопросам знаний современных гаджетов | Воспитатели |
III этап - «Итоговый» (анализ проведенной работы, подведение итогов).
№ п\п | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
Анализ проведенной работы | Воспитатели | ||
Подведение итогов, составление отчетов работы над проектами. | Воспитатели |
Содержание программы
Работа по программе ведется по трем направлениям:
- Работа с педагогическим коллективом;
- Работа с родителями воспитанников ДОУ;
- Работа с детьми.
Основными направлениями деятельности с педагогами.
1. Создание накопительной базы по знаниям современных цифровых технологий в ДОУ
3. Конкретизация основных направлений ознакомления дошкольников с современными гаджетами и их содержания.
4. Координация деятельности педагогов ДОУ, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации и знаний цифровых технологий воспитания дошкольников.
Основными направлениями деятельности с родителями:
- Информационно-просветительское
Работа в данном направлении включает в себя: информирование родителей о современных цифровых технологий и применения их в воспитании детей. ( Наличие у в доме телефона , телевизора , компьютера и т.д.) оформление информационных буклетов, памяток, журналов, газет.
1. Наличие сайта в ДОУ и в каждой отдельной группе. (Информация на сайте должна быть интересной и по возможности доступна всем родителям)
2. Использование социальных сетей в частности для создания групп в Контакте и т.д.
3. Использования мобильных приложений для общения в Viber и WhatsApp
4. Использование цифровых образовательных платформ, благодаря которым педагоги и родители могут как организовывать , самостоятельно образовательный процесс , так и быть постоянным наблюдателем ( если какой то процесс организован воспитателем например : утренники в Д,ОУ)
2.Деятельностное
Деятельность: в рамках этого подхода включает разные формы работы с родителями воспитанников: индивидуальные формы работы (беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям), коллективные формы работы (организация родительских собраний, конференций, выставок, лекций, родительских клубов, а также проектную деятельность.
Методы и формы с родителями:
Методы работы | Формы работы | Традиционные формы работы |
словесный; наглядный; практический; проблемно-поисковый индуктивный | Информационные источники содержащие: графическую , текстовую , цифровую, речевую, музыкальную Видео- фото и другую информацию. Анкетирование («Что мы знаем о цифровых технологиях" - консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о современных гаджетах" - совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок); - поисковая деятельность: подбор познавательных статей, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой; -
| - Выпуск газет, папок передвижек, ширм, лепбуков. -разработанных в разных компьютерных программах(Microsoft Office) .Педагоги выпускают тематические папки передвижки. с различной тематикой, которые направлены на воспитание детей в условиях семьи на основе цифровых технологий. - день добрых дел (совместная трудовая деятельность воспитателей, родителей и детей); - вечер в кругу героев например: "Лунтик учится играть "(принимают участие родители, воспитанники, воспитатели; организация отдыха: игры); -семейная копилка (подбор материалов о семье с использованием современных гаджетов ( Фото- видео ролики) - вечер народных игр и забав «как играли наши бабушки и дедушки» (игры, упражнения в смекалке, ловкости); - Новые игры с использованием современных гаджетов |
Основными направлениями деятельности с воспитанниками.
Процесс знакомства с новыми цифровыми технологиями воспитания дошкольников может осуществляться через формирование трех компонентов:
- информационно-познавательного;
- эмоционально-оценочного;
- поведенческо-деятельностного.
Методы и формы с детьми:
Методы работы | Формы работы | Нетрадиционные формы работы |
- словесный; - наглядный; - практический; - проблемно-поисковый - индуктивный | - беседы; - игры: ролевые, театрализованные и дидактические; - игры, упражнения, игровые тренинги на развитие эмоциональной сферы, эмпатии (сопереживания); - постановка проблемных ситуаций; -проектная деятельность; - разучивание стихотворений детьми. - экскурсии - наблюдения - развлечения и праздники -рассматривание картин, фото, иллюстраций и т.д. |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
- Форсированность детей дошкольного возраста начальных представлений о новых цифровых технологиях.
- Проявление интереса к новым разработкам в мире цифровых технологий.
- Развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности.
- Бережное отношение к техническим приборам как дома так и в стенах ДОУ.
- Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с новыми цифровыми технологиями
- Педагогическое и воспитательное воздействие на процесс развития игровых действий.
- Осознанное отношение к приобщению детей к истокам появления цифровой техники
- Систематизирование знаний о педагогическом и воспитательном воздействии применения информации с помощью современных гаджетов
- Активное участие в проектной деятельности.
Управление программой
Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами. Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа. Форма отчётности – аналитическая информация ответственных лиц.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г № 273 - ФЗ " Об образовании в Российской Федерации - с использованием статей " Консультант плюс".
2. Абраменкова В. В. Ребенок в «Заэкранье: кромешный мир компьютерных игр» / В. Абраменкова. – М. : Лепта книга, 2009. – 111 с.
3. Баркан А. И. Ультрасовременный ребенок / А. И. Баркан: худож. И. Чекмарева. – М. : Дрофа-Плюс, 2007. – 700 с.
4. Борцова, М. В. Дети старшего дошкольного возраста и электронные гаджеты (г. Славянск-на-Кубани, 2017 г.). С. 272-277.
5. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2005.-№4.-С.78.
6. Горчакова В. Г. Как воспитывать непоседу? От рождения до 3 лет / В. Горчакова. – М. : Эксмо, 2014. – 254 с.
7. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современный литератор.
8. Маслова Ю. В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков.
9. Первые шаги детей в Интернете / Э. С. Печерская и др. // Социологические исследования. – 2014. – № 12. – С. 74–80 : табл.
10. Семенова Е. В. Вещи, которые нас убивают [Электронный ресурс] / Е. Семенова. – Электрон. версия печатного изд. 2007 г. – Электрон. текстовые дан. – М. : ЛитРес, 2010.
11. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современный литератор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-512303-1415869021.jpg)
Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста.
Материал предназначен, скорее, для родителей. В статье говорится о влиянии компьютерных игр на психическое и физическое развитие детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/06/picture-1203905-1578332612.jpg)
Современные педагогические технологии по музыкальному восприятию и развитию детей дошкольного возраста
Описание современных педагогических технологий по формированию музыкального восприятия дошкольников, их этапность, набор профессиональных действий музыкального руководителя позволяющих предвидеть резу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-900784-1488477442.jpg)
Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста
Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возрастаРодители уже с первых месяцев жизни начинают знакомить своих детей с различными гаджетами. Зачем?Некоторые родители дают гаджеты, чтобы ребенок н...
«Влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста»
В консультации для родителей - «Влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста», говорится о том, что у детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми,...
Влияние современных гаджетов на развитие детей раннего возраста.
Сегодня невозможно представить мир без гаджетов, они - наши настоящие помощники. Дети не отстают от взрослых и учатся пользоваться благами цивилизации уже в самом раннем возрасте. Некоторых роди...