«Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников
материал (младшая группа)

Самойлова Виктория Владиславовна

«Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_treninga_krizis_3h_let_preodoleem_bez_poter.docx155.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга «Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников

Ход тренинга:

Ведущий: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.

Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image008.jpg

Родители: Это кризис.

Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов».


Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

1-й симптом – негативизм

Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image010.jpg

По горизонтали:

1. Атмосфера. (Ответ: небо.) 
2. Деревенские пашни. 
(Ответ: поле.) 
3. Городская птица. 
(Ответ: голубь.) 
4. Цветок. 
(Ответ: роза.) 
5. Бывает слоеный. 
(Ответ: торт.) 
6. Любимая детская забава. 
(Ответ: игра.) 
7. Блюдо из риса. 
(Ответ: плов.) 
8. Маленькая лошадка. 
(Ответ: пони.) 
9. Холодное время года.
 (Ответ: зима.) 
10. Средство переправы на другой берег. 
(Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

2-й симптом – упрямство

Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:

· волк, который смотрит вдаль;

· лиса, которая прижалась к лисенку;

· кролик, который прячется в траве;

· рычащий тигр;

· бегущий поросенок;

· белочка, которая грызет орешки;

· осел, стоящий на одном месте;

· тигр, который лежит на камне;

· кабан перед нападением;

· мирно гуляющий козлик;

· медленно бредущий медведь;

· обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел.

Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

3-й симптом – строптивость

Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image012.jpg

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4-й симптом – своеволие

Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image014.jpg

По горизонтали:

1. Предмет мебели. (Ответ: стол.) 
2. Предмет гордости рыбака. 
(Ответ: улов.) 
3. Этого нет в юрте, чуме. 
(Ответ: окно.) 
4. Мужской шарф. 
(Ответ: кашне.) 
5. Часть поезда. 
(Ответ: вагон.) 
6. Крупа для цыплят. 
(Ответ: пшено.) 
7. Жаркое время года. 
(Ответ: лето.) 
8. Цветная пудра для глаз. 
(Ответ: тени.) 
9. Вечнозеленое дерево. 
(Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5-й симптом – протест, бунт против окружающих

Ведущий предлагает участникам уже знакомый филфорд и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.

Правильный ответ: протест.

Комментарий педагога-психолога. Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких

Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово и называют симптом.

Правильный ответ: обесценивание.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.

7-й симптом – деспотизм (подавление окружающих)

Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом.

Правильный ответ: деспотизм.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.

Когда участники называют все 7 слов, ведущий показывает картинку с изображением семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка 3 лет.

А теперь давайте поиграем в игру закончи мысль

Игра «Закончи мысль»

Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.

Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Упражнение «Мусорное ведро»

Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.

Рефлексия

Ведущий спрашивает участников:

· Что нового вы узнали?

· Что важного открыли для себя?

· Что удивило?

· Что обрадовало?

· С чем уходите?

Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:

· Сегодня я понял…

· Сегодня я стал…

· Сегодня я научился…

· Отныне я буду…

Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.

Родители получают памятки с советами педагога-психолога.

Памятка для родителей:
«Как вести себя с ребенком в кризисный период»

  1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.
  2. Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса: бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.
  3. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.
  4. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи), защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку.

Не нужно говорить

Можно говорить

Не ходи Не делай Не смотри

Пойдем, иди Давай сделаем Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри

 

  1. Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много. Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ.
  2. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.
  3. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуацию выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.
  4. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:

· категорически запрещено делать;

· можно делать совместно с родителем;

· можно делать самостоятельно.

  1. Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени.

Плюсы такой таблицы:

· станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;

· с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни), и будут действовать слаженно с родителями;

· такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;

· ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».

  1. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.
  2.  Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.
  3.  Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Для любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.
  4. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.
  5. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.
  6. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.

             http://www.tattoosearch.ru/photo/butterflytattoo/butterflytattoo-014.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет» (в форме круглого стола)

Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет»...

Сценарий "День Рождения принцессы" с элементами квест- игры для старших дошкольников

Сценарий праздника «День Рождения принцессы» ( с элементами квест- игры). Цель: развитие и совершенствование познавательной сферы, коммуникативных навыков, сплочение детского коллекти...

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ КВЕСТ-ИГРЫ «ШКОЛА»

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ КВЕСТ-ИГРЫ «ШКОЛА»...

Консультация педагога для родителей младших дошкольников «Я САМ! » (кризис трех лет)

Консультация педагога для родителей младших дошкольников  «Я САМ! » (кризис трех лет)...

Сценарий конспекта для детей подготовительной группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием родителей воспитанников с элементами квест игры «В поисках Царя дорожных знаков»

Цели:. разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационной педагогической технологии – КВЕСТ• обучающая: формироват...

Развитие речи "Путешествие в страну сказок" (элементы квест - игры) 2 младшая группа

Цель: Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя».  Инт...

Квест-игра «Защитники птиц» для младших дошкольников

Дидактическая задача: Знакомить с правилами поведения в природе.Игровой замысел: Исправить все неприятности произошедшие в лесу.Правила игры: Внимательно рассматривать подсказки, и выполнять...