Алтайский писатель Нечунаев Василий Макарович (биография,стихи)-2021г.
материал (старшая группа)

Смирнова Светлана Юрьевна

Алтайский писатель Нечунаев Василий Макарович(биография,стихи).-2021г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»,

дошкольное отделение детский сад «Родничок»

Павловского района Алтайского края

http://era.altlib.ru/images/resurs/nechunaev1.jpg

 

Нечунаев Василий Маркович.    

п. Новые Зори 2021 г.

Воспитатель.

 Смирнова С. Ю.

…Меня деревня сделала поэтом… 

БИОГРАФИЯ

Василий Маркович Нечунаев – поэт, член Союза писателей России с 1981 г. Родился 4 апреля 1939 г. в деревне Кислухе Первомайского района Алтайского края. В крестьянской семье было пятеро детей: Матрена, Евгения, Федор, Василий, Анна (умерла вскоре после рождения). Отец – Марк Калистратович (1890-1975), участник первой мировой войны, был в плену, работал на руднике. Гостеприимный, общительный, интересный собеседник, любовь к слову у Василия Марковича – от отца. Мать – Анна Васильевна Ермакова (1900-1943), была мастерица, обшивала всю деревню, с бедных за пошив денег не брала. Ее не стало, когда Василию было четыре года. 

Окончил семь классов в Кислухе, затем среднюю школу в с. Повалихе. После школы, в 1958 г., работал чернорабочим на Барнаульском комбайно-сборочном заводе, слесарем на комбинате химического волокна.

В 1959 г. поступил на филологический факультет Барнаульского педагогического института, перевелся на заочное отделение, но вскоре ушел из института – «скучно стало». В 1960 г. пошел в армию, служил в погранвойсках в Архангельске, на финской, норвежской границах, на Баренцевом море. В общей сложности прослужил 3 года 2 месяца и 19 дней.

В 1963 г. вернулся на комбинат химволокна, восстановился в пединституте, проучился второй курс.

В 1965-1970 гг. учился в Литературном институте им. А. М. Горького, в семинаре известного поэта Сергея Смирнова.

В Алтайском книжном издательстве в 1966 г. вышел первый сборник стихов «Красная линия», один из центральных циклов которого посвящен солдатской жизни.

В 1970 г. вернулся в Барнаул, работал в Доме народного творчества, консультантом в газете «Молодежь Алтая». С 1972 г. руководил детской литературной студией при краевой писательской организации, создал передвижной театр механических игрушек «Тэтэшка». Работал в пионерских лагерях: «Крылатых», «Искорка», «Энергетик», «Дружба» и др. Занимался переводами с немецкого языка.

Сын – Виктор, родился в 1968 г., кандидат философских наук, преподает в Новосибирском государственном университете. Есть внук – Валентин.

Своими учителями Василий Маркович считает Марка Иосифовича Юдалевича, Сергея Васильевича Смирнова, Виктора Самойловича Серебряного, Николая Михайловича Рубцова.

В Алтайском книжном издательстве в разные годы вышли его книги для детей: «Небывалый самолет», «Сказка о заводной лягушке», «Красный день», «Мама, посмотри!», «Скворушкин дворец», «Учили азбуке козу». «Ожерелье» и др. В. М. Нечунаев был редактором-составителем детских сборников стихов «Сверчок» и «Кто тут живёт».

Награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель» (1957), Почетной грамотой комитета администрации Алтайского края по культуре (1997), Почетной грамотой «К 100-летию М. Шолохова» (2005). 

Лауреат литературных премий: им. А. П. Соболева (1987), им. В. М. Шукшина за книгу «Учёная коза» (2000), им. Л. С. Мерзликина за книгу «Ностальгический романс» (2004), им. В. Бианки за книгу «Фантазия-чудотазия, Ученая коза и другие стихотворения» (2008), IV Всероссийской им. П. П. Ершова за книгу «Фантазия – чудотазия» (2009), краевой «Лучшая книга года» за «Воробьиные качели» (2010).

Стихи.

МАЛЕНЬКИЕ
РАДОСТИ

Если хочешь благости
Посреди людей,
Маленькие радости
Делай каждый день.
Солнышко возносится,
Зорька расцвела.
Сами в руки просятся
Добрые дела.
Маленькое зёрнышко
Радостно сажай.
На дожди да солнышко
Будет урожай.
Хорошо хорошему
В песне и труде.
Помоги прохожему,
Если он в беде.
Слышишь слово едкое,
Злом не отвечай.
Угости конфеткою,
Пригласи на чай.
Радости прощения,
Как они сильны…
Ходят сновидения –
Сказочные сны.

*****

СОСУЛЬКА

Разгорался красный день.
Все запело: «Тень-динь-день.»
И сосулька ледяная
Заблестела, как стальная,
И подумала она:
«Для меня поёт весна!
Я сильнее всех и выше!
Я одна такую крышу
Поднимаю на спине!
Ай, да я! Спасибо мне!»
Я да я… А время шло.
С неба хлынуло тепло.
И не хвастаться, не якать —
Начала сосулька плакать.
Плакала да плакала…
Эх, сосулька-якала!
Греет солнце!

Брызжет свет!
А тебя под крышей нет!

*****

СНЕГИРИ

Вот и улыбнулось
Мёрзлое окно.
Яблоня качнулась.
На ветвях красно.
В снежной повители
Рдели снегири.
– Яблоки поспели!
Мама, посмотри!
…Что же ты к окошку
Поздно подошла?
Пробежала кошка,
Яблоки стрясла!

*****

ПТИЧКА — НЕВЕЛИЧКА

У малой-малюсенькой
Птички-невелички
Глазки, словно бусинки,
Ножки, словно спички.
Ходит, как начальница,
При таком-то росте…
Вы в неё нечаянно
Камешек не бросьте.

*****

СКВОРЕЦ

Прилетел весной скворец.
Для него готов дворец,
При дворце веселый сад.
И всему на свете рад,
Пел скворец, насвистывал,
Ноты перелистывал!
Людям радовал сердца!
И с улыбкой на скворца
Солнце посмотрело,
Землю обогрело.

ПРО   КОРАБЛИК

У кораблика «Руслана»
Всё надёжно, всё исправно:
Мачты, реи, паруса…
Не кораблик, а краса!

Смотрят бабушка и мама,
Как «Руслан» летит упрямо
Через волны вдоль пруда.
«Вот корабль! Вот это да!»

А кораблик мастерили,
Нас ругали: «Насорили!»
Вот сейчас-то, хоть бы что,
Не ругается никто!

*****

МЕДВЕЖОНОК

Медвежонку Мишке
Папа сплёл лаптишки.
Показал,
Как надевать,
Левый-правый узнавать.

Только Мишка-шалунишка
Делал всё наоборот:
Надевал свои лаптишки
Даже задом наперёд,
Потешал лесной народ.

Год прошёл.
Заплакал папа –
Вырос Мишка косолапым.

*****

КОЗЁЛ

Наш козёл-сумасброд
Всюду дело найдёт.
И повсюду, всегда,
Где козёл, там беда.
Вон опять он стоит
на поленнице.
Раскатает дрова –
не поленится!

Эй, козёл, погоди!
На себя погляди.
У тебя, у козла,
Борода, как метла,

Сделай доброе дело,
порадуй,
Подмети тротуар
за оградой!

Долго думал козёл.
Подметать не пошёл.
Бородой помахал,
А потом сгромыхал
В огород на капустные грядки…
Вот уж там наведёт он порядки!

*****

КУДКУДАШКА

Что там случилось?!
Какая беда?!

Крик во дворе:
«Куд-куда! Куд-куда!

Куд-куд-куда!
Поскорей! Поскорей!»

Выбежал дед босиком
из дверей.

Следом за дедом
сбежался весь дом!

А кудкудашка стоит
над гнездом,

Гордо глядит,
гребешок подняла.

Вот, говорит,
я яичко снесла!

ЛУННЫЙ   ВЕЧЕР

Лунный свет упал в окошко,
Навострила уши кошка,
Подбирается к окну,
Хочет прыгнуть на луну.

Подожди, не прыгай, киска!
До луны не так уж близко!
Да и нет на ней пока
Ни мышей, ни молока

НЕБЫВАЛЫЙ  САМОЛЁТ

Не игрушка,
Не хлопушка –
В комара стреляла пушка.
Как попал комар в беду,
Задудел:
— Ду-ду! Ду-ду!
С перепугу сел на пушку:
– Не возьмешь теперь на мушку!

*****

«ДАЛЕКОЕ ЗВУЧАНЬЕ»

Так называется новая книга Василия Нечунаева, изданная Алтайским Домом печати. В ней он призывает своих читателей «подняться над суетою бытия»… Размышлениями о жизни и творчестве поэт поделился с корреспондентом «Алтайской правды».

 

 Родом из детства

– Все мы родом из детства. У вас есть замечательные стихи об отце, деде Василии, дяде Коле. 

– Мама умерла, когда мне было четыре года… Назвали меня в честь деда – богатырь был, из крестьян, мельницу в Сузуне держал. Но жила семья (а было у деда четыре дочери) не за счет мельницы, а за счет крестьянского труда. Да еще зарабатывали тем, что руду возили из Змеиногорска в Сузун. Лошадей держали немало. На мельнице дед денег за помол не брал. Придут к нему: «Василь Васильич, нужно смолоть…» – «Ну, иди мели!» – и ключ даст от мельницы. Но ежели кто за собой не приберет или набезобразничает, знали – больше за ключом ходить не надо. Крепкий мужик был, не курил и не пил. Если только на празднике поднесут: стакан выпьет, и больше ни грамма – норма. 

Отец перед выбором стоял: или Нарым, или колхоз. Ни то, ни другое ему было не по нраву, и он уехал в Кислуху, потому что там колхоза не организовали. Работал на сплаве, в лесу. В Сибири люди богато жили, зачем им колхоз? Бедно при царе жили только лодыри и пьяницы, считал отец.

Дед в Повалиху с дочерьми уехал. Помню я его смутно. В стихотворении про него пишу: «редкий находился удалец-охотник, чтоб с тобой сразиться в праздничной борьбе»…

– Он что, в кулачных боях участвовал?

– Это была обыкновенная борьба. Раньше же не пинали, поножовщины не было. И закон «лежачего не бить» существовал. Мы дрались улица на улицу и в Кислухе, и с повалишанами. Заступались, если обижали кого, все за одного.

Богатое, красивое было мое родное село, тоскую я по нему… Сейчас там Иоанно-Кронштадтский монастырь, за счет его возрождается Кислуха. А когда я пацаном был, там леспромхоз работал, двухэтажные дома стояли, гараж. И производство было – филиал обозостроительного завода, еще чурочки для газогенераторных машин производили. Школа в Кислухе была семилетняя, а десять классов заканчивал в Повалихе. Очень я всем учителям благодарен по сей день.

– Когда обнаружился у вас поэтический дар?

– В старших классах у меня мания величия случилась. Маяковскому подражал, поэмы писал, на смотрах выступал. Похвальные грамоты, аплодисменты… Вот и возомнил, зазвездил: «Идет человек всемогущий, громадный среди громадных своих творений…» (читает с пафосом). Если бы мне тогда сказали, что я буду для детей писать…

Отец с детских лет к труду приучил. Пришло лето, каникулы – покос. Отец лесорубом был, и я с 14 лет до кровавых мозолей наравне с мужиками дрова заготавливал. Друг другу помогали. А после трудов тяжких – гулять. Да гулять – не морды бить, а песни петь… Песни запели – плясать пошли… Эх, утрачена сейчас народная песенная культура.

 «Страдать надо»

– У вас такие щемящие стихи о родине, о деревне, но вы покинули Кислуху…

– Если б я не уехал из родной деревни – этих щемящих стихов бы не случилось. Я поступил в пединститут, бросил, ушел в армию. Когда открыли очное отделение Литинститута, прошел творческий конкурс, получил вызов.

Если бы я в Литинституте не учился, щемящих стихов тоже бы не появилось. Семинар вел Сергей Смирнов, а среди педагогов были Артамонов, Тахо-Годи, Поспелов, Еремин. Жил в студенческом общежитии. Такое скопление творческих личностей… Борис Шишаев, Борис Примеров, Юрий Козлов, Николай Рубцов (он учился на заочном), Эдуард Крылов, братья Сафоновы (Эрнст Сафонов руководил потом «Литературной Россией»)… В общежитии можно было встретить и Александра Вампилова – красивый, улыбчивый, часто с гитарой.

– Николай Рубцов, как известно, был на Алтае…

– В Барнауле он останавливался у моей сестры, Матрены Марковны. Ездил по краю, встречался с писателями, печатался в «Алтайской правде» – все лето здесь жил. Встряхнулся, что-то почерпнул полезное, вернулся в Москву бодрый. Рубцов писал об Алтае – «Шумит Катунь», «Весна на берегу Бии», «В горной долине», «Старая дорога». В стихотворении «В сибирской деревне» есть приметы кислухинские – лодка  кверху брюхом возле нашей избы лежала, колесо тележное в грязи… Рубцов еще спрашивал, откуда колесо-то здесь взялось? От плотика, говорю: плотики у нас на колесах были, когда вода прибывала-убывала, их передвигали.

Когда я в Литинституте с Рубцовым познакомился, «гениальность» моя вся слетела – понял, что иду неверным путем, подражая Маяковскому, Рождественскому, Евтушенко. Мерилом ценностей стала классическая русская литература.

В Литинституте я написал курсовую работу по стилистике, называлась она «На горло собственной песне». Я доказывал, что никакой хваленой точности у Маяковского, который был моим кумиром в юности, нет, ради рифмы он издевается над русским языком. Талантливейший человек оторвался от естественности. Такое написать в то время, когда Маяковский был «нашим знаменем, силой и оружием»… Но преподаватель меня похвалил за собственное мнение. А если бы я в пединституте эту работу написал, меня бы выгнали. В Литературном же мы ничего не боялись, что думали, то и говорили, хотя тогда, во второй половине шестидесятых, гайки закручивали вовсю. Но в Литинституте торжествовали демократия и свобода слова.

– Правда ли, что «детские» стихи писать труднее, чем «взрослые»?

– Чтобы писать для детей, нужно быть ребенком. А ребенка взрослая публика обижает. В советское время собратья по перу зарабатывали, я – нет. Строчки-то не разгонишь, поэму не сочинишь – а платили-то за строчки! Хотя книжки издавались большими тиражами… Тогда проще было: поставили работу в план, одобрили рукопись – и никаких забот. Сейчас нужно самому книгу и пробивать, и денег добывать, и продавать…

Напрасно мы порушили прежнюю издательскую систему. Книги, особенно детские, выходили раньше большими тиражами, распространялись по всей стране – у издательства были договоры с союзными республиками. Рукопись твою оценивали специалисты исходя из художественной ценности произведения. Не одобрили – извини…

– Но ведь писателей становится все больше?

– Пусть писателей, художников будет много, в этом ничего плохого нет. Но… многих ныне издающихся раньше не пустили бы на порог издательства. А теперь деньги есть – печатай что хочешь! Раньше существовало понятие «планка» – определенный художественный уровень. И в советское время, и во времена Пушкина литература шла через сопротивление. А сейчас воля вольная: печатайся, хоть тебя и читать никто никогда не будет. Человек – существо тщеславное, ничего с этим не поделаешь.

Раньше непросто было стать членом Союза писателей. Редкое исключение – Николай Рубцов, его приняли в СП по первой книге и публикациям в центральных журналах. А другим-то парочку книжек как минимум нужно было издать, заявить о себе. Для получения заветного билета требовалось имя в литературе.

Правда, раньше член СП имел право на пенсию (шел творческий стаж), на дополнительную жилплощадь – рабочий кабинет, на санаторно-курортное лечение, на повышенный гонорар и прочее, и прочее. А теперешний кроме билета ничего не имеет. Однажды ко мне за рекомендацией в СП обратилась дама, издавшая две книжки по 300 экземпляров тиражом. Спрашиваю, зачем тебе членство? Как же, отвечает, для престижа.

А когда к Достоевскому одна дама привела своего сына-сочинителя, писатель, возвращая рукопись, сказал всего два слова: «Страдать надо». Василий Федоров, узнав, что у полковника-графомана, обратившегося к нему, есть квартира, дача, зарплата хорошая, спросил: «А зачем вы пишете?».

Так называемая свобода слова – палка о двух концах. Я и при несвободе что хотел, то и говорил. Правда, придирались к строчкам. В детской книжке: «У злодея паука тут рука и там рука» – усмотрели намек. На кого? Они знали, на кого (смеется). Но время было благодатное для писателя и читателя.

Взять Алтайское книжное издательство: оно было на хорошем счету, перевыполняло план. Издавали классику, детскую литературу. «Солона ты земля» Егорова – 8 раз! У меня несколько книжек вышло тиражом 100, 200, 300 тысяч. А всего я издал примерно полтора миллиона экземпляров книг.

Мог бы печататься и в Москве. Но у меня правило такое: живу на Алтае, печатаюсь здесь. Где родился, там и пригодился.

 Смысл поэзии.

– Проверяли стихи на… собственном сыне?

– Ребенком он был первым слушателем. После его критики, кстати, существенно улучшил стихотворение «Кудкудашка». Изначально было так: «Обрезали курице крылья… А курица ходит орлицей, такой оскорбленною птицей и громко кричит «Куд-куда?» Прочитал, а он морщится: «Плохие стихи!» Написал иначе, ему понравилось.

– Ваши стихи становились песнями?

– Говорят, что стихи у меня музыкальные – а так и должно быть. Романсы на мои слова писали Юрий Кулешов, Михаил Стариков, Яков Глейзер. Исполнял их Василий Семенчин, заслуженный артист России…

Для чего пишешь-то? Творишь, чтоб зацепило, душа у человека зашевелилась. В этом смысл поэзии.

– Я вашего «Зайчика» прочитала и вспомнила: мне тоже в детстве гостинцы от зайчика передавали. Но вспоминать порой больно. Надо ли, Василий Маркович, душу тревожить?

– Нужно! Когда душа у человека спит, плохо. Вот на обложку моей новой книги вынесли строки: «И в том моя забота, чтоб, серость бытия преодолев, своим звучаньем радовал кого-то свободный мой, бесхитростный напев». Радовать – вовсе не значит потешать. Человека радовать можно и через грусть: «Не трогайте душу мою, и в том справедливость запрета, что вам – не кому-то пою, и песня еще не допета. Душа пребывает в раю, когда ей свободно поется. Не трогайте душу мою, и в вашей она отзовется».

В новой книге есть грустные стихи, но и от них пусть будет радостно. Иначе и не стоит писать. Шевелить человека, не давать ему заплесневеть - в этом я вижу свое назначение.

– А Вашу душу что-то в серости бытия радует?

– Есть в молитве покаянной такие слова: «Дух праздности, уныния не даждь ми». Бороться с духом уныния – и в этом назначение поэзии тоже. Разные есть способы борьбы, но самый главный – каждый день сделать какое-то доброе дело ближнему своему. Нужно, чтобы это в крови, во плоти у тебя было – ежедневно пусть малое доброе сотворить. Еще – никогда не надо мстить, самому себе хуже сделаешь.

И тогда легче жить.

Светлана Тирская,

корреспондент газеты «Алтайская правда»

ДОРОГОЙ ЧЕЛОВЕК

Василий Маркович Нечунаев…

Для меня он (помимо замечательного поэта) – дорогой человек.

Человек с открытой для добра душой. Это – Личность!

Высокообразованный, интеллигентный, он никогда не кичится ни своей начитанностью, ни талантом, ни известностью.

С любым собеседником Василий Маркович держится как равный с равным. У него отменное чувство юмора и самоиронии.

Если бы он не стал поэтом, то наверняка был бы инженером или конструктором: «актёры» его механического театра (которых он сконструировал и изготовил в домашних условиях) в своё время исколесили все детские сады и школы города Барнаула.

Не являясь «тусовщиком», Василий Маркович всегда в курсе происходящих событий: ему звонят, к нему приходят, его творчеством интересуются. Я очень благодарна ему за внимание и дружбу, за то, что он есть, такой единственный и неповторимый, мудрый человек с детской душой.

Галина Колесникова, 

член Союза писателей России

ПОЭТ ВАСИЛИЙ НЕЧУНАЕВ

Василий Маркович Нечунаев старше меня всего-то немногим, чем на девять лет. Казалось бы, мы из одной «десятки», из одного поколения. Но он родился за два года до войны, а я по прошествии трёх лет после неё. Война пролегла поперёк нашего поколения. Василий Маркович на одном берегу, довоенном, я на другом – послевоенном. 

Тем не менее, нас многое объединяет. Прежде всего – отношение к Родине, к её неприятелям, как «забугорным», так и доморощенным. В какой-то степени писатель Нечунаев является для меня одним из духовных наставников.

Он работает в традиции русского классического стихосложения. Его стихи для детей вырастают из народного творчества. Прибаутки, загадки, пословицы, поговорки незримо присутствуют в ритмической организации его стихотворений, в интонационном построении. Это – своего рода взаимодействие современной поэзии с национальной традиционной. Каждое слово тщательно отобрано, свежо, наполнено светом, ясностью детского мировосприятия, как утренняя капля росы первыми лучами восходящего солнца:

Обещают много хлеба

Изумрудные поля.

Блещет солнце,

Светит небо,

Улыбается земля.

Под замочком,

Под приглядом

Не удержишь детвору.

И летает счастье рядом,

Как пушинка на ветру.

(Май).

В одном из наших разговоров о назначении литературы он заметил: «Когда я пишу стихи для детей, я постоянно помню о взрослых. Детская литература должна вызывать и у тех и у других интерес к осмыслению жизни, ко всему, что происходит вокруг, – и, помолчав, добавил. – Сегодня он ребёнок, а завтра – взрослый человек, станет ли вполне самостоятельной личностью, способной реально оценивать мир, в котором живёт?»

У малой-малюсенькой

Птички-невелички

Глазки, словно бусинки,

Ножки, словно спички.

Ходит как начальница

При таком-то росте…

Вы в неё нечаянно

Камешек не бросьте.

(Птичка-синичка).

В 1997 г. В. Нечунаев издаёт сборник иронических стихотворений «Окололесица» с подзаголовком «Букет иронии». К этому времени, в период бесшабашного российского демократизма, в литературу внедрился термин «иронизм». Целенаправленную иронию иронистов характеризовала чёткая «гражданская» позиция: осмеянию подвергался «определённый человеческий тип», «советский обыватель» или «совок». Нечунаев в своём сборнике иронизирует над иронистами: 

Два гения, 

Два признанных поэта

И тётка эта

Ехали в метро.

Те гении хихикнули хитро,

Мол, не подозревает тётка эта,

Что едут с ней два признанных поэта

В одном вагоне и в одном метро.

Попали в точку гении.

Ах, тётка!

Не тётка, а, простите, идиотка.

Она и вправду не подозревала,

Кого за полудурков признавала.

(Поэты и народ). 

Ирония в творчестве Нечунаева сродни иронии рассказов Шукшина. В ней смех сквозь слёзы, горечь и боль за порушенную страну, за её искони трудолюбивый народ, готовый терпеливо перенести нагрянувшие тяготы и невзгоды.

В творчестве поэта мы редко можем встретить упоминание о Боге. Но в каждом его стихотворении незримо присутствует христианское начало: в отношении к миру, к людям. Каждое его стихотворение, каждый поэтический образ учит добру, любви, помогает вернуть ощущение радости жизни. Он избегает прямых нравоучений, как в жизни, так и в творчестве, но в тексте ясно звучит позиция самого автора. Это прежде всего человеческая неуспокоенность, стремление постичь истину, докопаться до сути происходящего. Невольно вспоминается шукшинское: «Что с нами происходит?»

«Было да сплыло… 

Русская сила

Названа злом,

Всё, что так свято

Было когда-то

Сдали на слом?..»

Родина В. Нечунаева – это и родная деревня, и дорогие сердцу детские воспоминания, и традиция предков, их глубокая и простая жизненная мудрость. Но Родина – это и Россия со всеми её современными потрясениями и проблемами. 

Василий Маркович любит животных, заботится, кормит. Знает всех собак в округе, называет по имени, они его узнают и по-своему уважительно приветствуют. Воробьи, снегири, синицы в морозные дни долгой сибирской зимы – завсегдатаи на его балконе, а затем, конечно, на страницах его тёплых книг.

Доброта, порядочность, чуткость и сегодня остаются для него величайшими ценностями в людях.

Река времени унесёт в небытие различные литературные «измы», а поэзия останется:

Ах, как много поутру 

Светлой музыки в бору!

Раздаются в вышине

Птичьи перезвоны…

И надсадно на сосне 

Каркают вороны.

«Кар-кар-кар!»

Чего кричать,

Поднимать тревогу?!

Научились бы молчать,

Если петь не могут!

Сегодня, собираясь на рыбалку, я нашёл в кладовке старые бамбуковые удилища, но взял новые – телескопические… Кричу со своего берега: «Василий Маркович, я поймал! У меня вот такие, великолепные, золотистые караси!» А он откликается с другого: «Я рад за тебя, Иван! Видишь, как жить хорошо! 

Иван Мордовин, 

член Союза писателей России

ЛОДКА НА РЕЧНОЙ МЕЛИ.

Однажды, в начале семидесятых годов прошлого века, подходит ко мне Василий Маркович Нечунаев и с загадочной улыбочкой говорит: 

– Послушай, Володя, я возле забора твоего дома видел добротную шлюпку. Ты говорил, что приобрёл её по сходной цене… Помоги достать такую же?

Моя лодка в родной деревне Кислухе совсем сгнила, ведь о ней ещё в 1966 г. упоминал Николай Рубцов в стихотворении «В сибирской деревне», когда гостил у меня. Помнишь? И цитирует строки:

То жёлтый куст, 

То лодка вверху днищем,

То колесо тележное

В грязи…

Меж лопухов –

Его, наверно, ищут –

Сидит малыш,

Щенок скулит вблизи…

– Постараюсь достать!? – ответил я Василию Марковичу. И вскоре выполнил своё обещание.

Он мне потом рассказывал, что шлюпку отвёз в Кислуху, зашпаклевал, покрасил её и снарядил парусом.

Часто при встрече Василий Маркович приглашал меня в гости на смотрины и рыбалку.

Но всё было как-то недосуг. Хотя Кислуха недалеко. Почитай в пригороде Барнаула находится. Да и сам Василий Маркович всё реже и реже наведывался на малую родину.

А шлюпка? Как сказал большой русский поэт Николай Михайлович Рубцов: «…Лодка на речной мели скоро догниёт совсем…» Такова жизнь в её круговерти и скоротечности!

Зачастую мы, что имеем – не ценим, что потеряем – жалеем.

Понимаю это, но почему так редко навещаю больного, и в то же время по-юношески бодрого Василия Марковича Нечунаева.

Владимир Коржов, 

член Союза писателей России

ПЕРВАЯ КНИЖКА

В далёком солнечном детсадовском прошлом моему папе было очень важно, чтобы я научилась читать до поступления в первый класс. Но чтение требовало усидчивости, внимания, силы воли, а мне больше нравилось играть во дворе с ребятишками. В нашем доме всегда был культ книги. Несмотря на отчаянные мамины протесты, с каждой получки папа покупал несколько новых книг, относящихся в те стародавние времена к разряду дефицитного товара. 

Чтобы приучить меня к чтению и заинтересовать процессом обучения, хитроумный родитель придумал ловкий ход – зная мою склонность к общению и освоению нового пространства, он записал меня в библиотеку. Там, в моей первой библиотеке им. К. Чуковского, добрая красивая тётя предложила начать вхождение в мир литературы с тоненькой книжки с рисунками. На обложке красовалась полосатая зелёная лягушка.

Самым трудным было преодоление первого четверостишья, особенно тяжело было прочитать слово «неправдашней», смысл ускользал от меня, а буквы разбегались.

У меня была игрушка - 

Пучеглазая лягушка.

Хоть неправдашней была,

Хоть не ела, не пила,

А скакать умела.

Скок-поскок да скок-поскок.

От стола да под порог,

От порога да к столу.

Вдруг присядет на полу

И поглядывает, ждёт,

Кто пружинку заведёт…

Но вскоре, не без папиной помощи, приключения заводной лягушки, её встреча с цаплей увлекли меня. Через неделю я уже вовсю читала сказки детишкам своей группы. Никогда я даже не представляла, что когда-нибудь познакомлюсь с замечательным детским поэтом, автором моей первой в жизни прочитанной книги – Василием Марковичем Нечунаевым. Вот уж поистине, ничего не происходит в жизни случайно… И каждый раз, когда я вижу в списке членов Алтайской краевой писательской организации свою фамилию сразу под фамилией Нечунаев, я вспоминаю, кому я обязана тем, что научилась читать и кто увлёк меня в волшебный тайный книжный мир.

Этот добрый, очень гостеприимный человек всегда был и остаётся своеобразным, неповторимым – настоящим поэтом. Он даже выглядит как настоящий поэт – шейный платок, чёрный берет, массивная трость и проникновенный голос с хрипотцой. Мне кажется, что Василий Маркович никогда не покидает вдохновенного потока льющегося с небес, он всегда находится в состоянии поэтического озарения, и каждый раз готов удивлять всё новыми оригинальными стихами и сказками! И от этого тепло, радостно на сердце и хочется жить! Спасибо, дорогой Василий Маркович!

Юлия Нифонтова,

член Союза писателей России

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР В. М. НЕЧУНАЕВА

Творчество барнаульского детского поэта Василия Марковича Нечунаева, автора многочисленных поэтических книг для взрослых и детей, лауреата многих литературных премий (имени В. М. Шукшина, имени Л. Мерзликина, имени В. Бианки и пр.) постоянно завоевывает новых почитателей. Поэзию В. М. Нечунаева отличает наблюдательность, помогающая отразить многообразие мира, емкость и содержательность образов, «драматургичность». Стихотворения детских сборников «Учёная коза», «Фантазия-чудотазия», «Скворушкин дворец», «Полино поле», «Воробьиные качели» объединяет иронично-серьезная интонация, ритмико-интонационное разнообразие, объемность образного строя, прихотливость наблюдений, проистекающая из неподдельно детского мировидения. 

Поэтический мир В. Нечунаева густонаселен: среди его героев не только дети и взрослые, но и животные, птицы, цветы, игрушки и т.д. При этом практически в каждом стихотворении можно встретить перенесение присущих человеку свойств на неодушевленные и одушевленные объекты. Герои В. Нечунаева «очеловечиваются», обретают дар речи, человеческий уклад жизни, характер, имена, наряжаются в платья и ботинки. Антропоморфными становятся щенок Кузьма, синичка, воробей, коза, ерши, щепка, цветы, сосулька, юла и многие другие персонажи. При этом можно говорить о повторяющихся образах и варьировании тем в творчестве поэта. Сквозные персонажи многих стихотворений позволяют объединить их в циклы: «Кузя Танечкин» (щенок Кузьма и девочка Таня), «Полино поле» (девочка Поля), «Ксеня и пчела», «Синичка и кот». Варьирование образов птиц, цветов, речного мира помогает в тематической группировке текстов, что отчасти нашло выражение в различных публикациях: «Воробьиные качели», «Речка-реченька-река».

Средствами создания образов служат оценочные определения («невеликая пташка», «умная головка», «вредная боярка», «обозленная коза»), сравнения и олицетворения («Ходит-красуется, / Как на параде», «заблестела, как стальная», «глазки, словно бусинки», «ходит, как начальница»), лаконичные, но емкие характеристики, представленные в именовании персонажа («сосулька-якалка», «птичка-невеличка», «лежебока-колобок»).

С особой любовью описывает В. Нечунаев птиц. Каждый пернатый персонаж обрисован им в нескольких исчерпывающих и очень зримых категориях: здесь играют роль и внешний вид, и звуки, издаваемые пернатыми. Так, в стихотворениях «Сорока» и «Жулан» важным в создаваемом образе птицы становится её внешний вид. И если в описании сороки акцент делается на праздничности наряда («белая кофта», «сизая накидка», «зелёная нитка», «чёрный платочек»), то внешний облик жулана заставляет задуматься: «Черненький галстук, / Зелёный кафтан. / Желтый жилет / Под кафтаном, / И – странно – / Нет ни ботинок, / Ни брюк у Жулана». В ряде стихотворений способом «идентификации» птиц выступает звукоподражание: «Свири-свири-свири-свирь! / Принимай весну, Сибирь!» («Свиристели»), «Куд-куда!! Куд-куда! / Куд-куд-куда! Поскорей! Поскорей!» («Кудкудашка»).

Зачастую окружающий мир, отраженный в поэзии В. Нечунаева, оказывается пропущенным через восприятие ребенка. По-детски объясняется внешний облик птиц (праздничность сороки: «Видно, сегодня / У ней день рожденья»; отсутствие брюк и ботинок у жулана: «В отпуск уехал / Сапожник-портной»), ставится знак равенства между цветком и ребенком («Кактус-мактус-кактусенок, / Он, как я, еще ребенок», «Одуванчик-одуванчик, / Ты какой-то странный мальчик»), да и само «очеловечивание» предметного мира естественно для ребенка.

Миры человеческий, детский и животный у В. Нечунаева не просто соседствуют, а оказываются очень похожими – как в стихотворении «Новогоднее»:

Смотрит радостная Таня 

На луну возле окна,

А на Таню из-за ставня

Смотрит весело луна.

Однако, как уже отмечалось, В. Нечунаева отличает добродушно-ироничный взгляд на мир, поэтому многие его стихи построены на комической аналогии мира природы с человеческим («Медвежонок», «На болоте» и др.). Животные, птицы, предметы заражены людскими слабостями, подобно лягушкам, считающим себя «не хуже соловья» («На болоте»), или сороки, красующейся перед ребятишками («Сорока»). Источником юмора служит и наложение ситуаций из человеческой сферы на мир животных, явления природы. Шутливость освещения заурядных эпизодов характерна для многих текстов. Так, встреча девочки и козы в стихотворении «Глаза в глаза» осмыслена как парадоксальная ситуация, в которой благополучный исход объясняется не побегом девочки и не миролюбивостью козы, а «логикой» героев. Зоя понимает, что бегством не спасется от козы, так как «негде скрыться на лугу»; козу же останавливает от нападения возможное наказание: «Забодаю, а потом / За нее дадут кнутом». Озвучить как бы подслушанные мысли героев помогает диалогичная форма сюжета. Выразительный диалог характерен для многих произведений В. Нечунаева («Синичка и кот», «Нарцисс», «Ксеня и пчела» и др.). 

Стихи В. Нечунаева полны динамических картин: что ни строка, то новый поворот темы, сопровождающийся изменением стихотворного ритма, интонации («Утро возле дома моего», «Добрый луч», «Два ерша и медный грош», «Сосулька»). Игра с ритмом содействует рождению яркого сюжета, расстановке нужных акцентов, выделению семантических центров стиха. Динамичности, стремительности развития событий способствует и активное использование глаголов, тогда как прилагательные поэт употребляет для характеристики образов.

Пейзаж в детской поэзии В. Нечунаева представлен не так широко, как в его лирике для взрослых, и выполняет, прежде всего, роль фона («На болоте зелень-позолота, Над болотом кружево ветвей»), создает общее настроение (в майский день «летает счастье рядом, как пушинка на ветру»), передает состояние ребенка («Из-за снега, из-за туч / Появился добрый луч <...> Будет солнце! / Будет лето! / Будет много-много света!») и т.д. В. Нечунаева отличает свежесть восприятия привычных вещей: «заколдованная тишь» реки, «улыбнулось мерзлое окно», «золотая песня соловья», «заплетает осень желтую косу»... Так поэт подводит маленьких читателей к выводу о том, что красота – общее свойство мира природы, что природа прекрасна во всех своих проявлениях.

Жанровый диапазон поэзии Василия Нечунаева разнообразен: лирические и сюжетные стихотворения, сказки, дразнилки, пьесы, песенки... При этом отдельные жанры подвергаются трансформации, так как в своем творчестве поэт ассимилирует фольклорные и литературные традиции. Например, «Колыбельная песенка» отвечает формальным параметрам народной колыбельной песни: в ней используется привычный для этого жанра перечислительный ряд («Сладко спится воробью, / Спит зайчонок под кустом, / В речке спит усатый сом, / И заснула крепко / В огороде репка…»), употребляется попарная рифмовка, напевный ритм. Эти приемы помогают воссоздать нежное эмоциональное состояние засыпания, погружение в сновидения, приглашая и читателя отправиться в мир чудесных грез. Однако автор опирается и на литературную традицию: повторяющийся рефрен («баю-бай», «баю-баю-баю» или «баю-баюшки-баю») как обязательный структурный элемент, моделирующий форму кольцевой композиции с анафорическими конструкциями и удвоениям. Расположение формул убаюкивания в данной колыбельной соотносимо со сказочными формулами: начальная – «Баю-баюшки-баю» – открывает стихотворение, вводит в описание спящего мира; медиальная – «Спи, мой мальчик, баю-бай, / Поскорее засыпай» – возвращает к ситуации усыпления; конечная – «Баю-баю-баю» – завершает колыбельную. Со сказкой роднит и упоминание золотой рыбки, способной исполнить желания. Не случайно фраза о золотой рыбке, живущей на дне, заканчивается многоточием, которое можно трактовать по разному: ребёнку предоставляется возможность во сне пообщаться с рыбкой; рыбка исполнила желание «баяльщика», и ребёнок заснул и т.д.

Оптимистичное мироощущение, прихотливость наблюдений, парадоксально-детское видение привычных вещей, оригинальные словесные пассажи, зримость образов, ритмико-интонационное и жанровое разнообразие поэзии Василия Марковича Нечунаева обеспечивают непременный читательский успех.

Лариса Зинченко,

кандидат филологических наук, доцент

Алтайской государственной педагогической академии 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством писателей Алтайского края

Знакомство с творчеством писателей И. Цхай и В. Свинцова...

Алтайский национальный костюм. Традиционные праздники алтайского народа.

Алтайский национальный костюм.Традиционные праздники алтайского народа....

«Воспитание нравственных чувств у детей, через произведения Алтайских писателей и художников»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит ак...

Консультация «Воспитание нравственных чувств у детей, через произведения и картины Алтайских писателей и художников»

laquo;Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной« А.С. МакаренкоОтмечается, что в нравственном вос...

Тематический альбом "Писатели и поэты Алтайского края детям"

Тематический альбом "Писатели и поэты Алтайского края детям"...