Игры с крупами для развития мелкой моторики рук
консультация

Красильникова Зинаида Аркадьевна

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                      В.Сухомлинский

 

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Психологи  выделяют особый период в развитии маленьких детей - период восприятия мелких предметов. Начинается он, примерно, в полтора года и заканчивается в два с половиной года. Это объясняет любовь детей к играм с маленькими деталями и подчёркивает значение развития мелкой моторики в этом возрасте.

Про важность развития маленьких пальчиков знали и наши предки. Мы до сих пор играем с детьми в такие пальчиковые игры как: «Сорока – ворона» и «Ладушки». Связь развития речи и мелкой моторики выявлена давно, в наше время она лишь получает научное обоснование.

Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки и аппликации. Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. Одно из таких пособий - игры с крупами. Педагоги используют их на занятиях в детских садах.

Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми от года. Каждый сможет без труда организовать интересную и полезную игру для ребенка. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей с разнообразными видами круп, начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях.

Некоторые опасаются давать детям мелкие предметы из соображений безопасности. Однако, важно, не прятать потенциально опасные материалы, а обучать детей правильному обращению с ними. Игры детей одного-двух лет с мелкими предметами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Перед началом занятий важно знать, что если ребенка впервые знакомят с крупой, и он с тревогой воспринимает все новое, то взрослому следует играть самому, демонстрируя при этом большое удовольствие.

 

Предлагаем вашему вниманию серию игр

1. Бассейн для пальчиков

Подготовка: Насыпать крупу (от 1 кг.) в большую емкость (таз, надувная игрушка).

Как играть:

- Прятать в крупе кисти рук.

- Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, маленькие мячики, ракушки, шишки и т. д., а потом находить их.

- Сжимать и разжимать в крупе кулачок. Можно сопровождать эту игру такими словами: «Вот как пальчики играются: открываются, закрываются».

Рекомендации: В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько видов круп.

 

 

2. Пересыпание

Как играть:

- Зажимая крупу в кулачок (кулачки, пересыпать ее из одной емкости (тазик, миска, кастрюля) в другую.Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко); насыпать крупу в ячейки коробки от конфет.

- Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком (например, воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей, различными ложками, совочками.

- Пересыпать из одного стаканчика в другой.

- Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки. Вставить воронку в бутылочку и насыпать в воронку ложкой крупу, наблюдая исчезновение последней.

 

3. Раскладывание

Как играть: Раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки для льда) двумя пальчиками или при помощи большого пинцета.

 

4. Просовывание

Подготовка: Сделать небольшое отверстие в крышке бутылочки (например, после детского йогурта).

Как играть:  Просовывать фасоль (горох) через отверстие в крышке бутылочки.

 

5. Просеивание крупы

Подготовка: Перемешать в миске манку и горох (фасоль). Приготовить ситечко, ложку, и еще две миски: большую и маленькую.

Как играть: Просеивать смесь круп ситечком, держа его над большей миской (для манки). Оставшуюся фасоль (горох) высыпать в мисочку поменьше. Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой.

 

6. Сортировка

Подготовка: Перемешать в миске красную и белую фасоль. Подготовить две миски, желательно, красную и белую.

Как играть: Сортировать фасоль по цвету. Брать по одной двумя пальчиками.

 

7. Рисование

Подготовка: Насыпать на поднос манку (гречку, рис) ровным слоем.

Как играть:

- Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек).

- Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные).

 

8. Аппликация

Подготовка: Нарисовать на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея.

Как играть: Насыпать щепотью манку на лист бумаги. Пошлепать по листу ладошкой, придавливая крупу, стряхнуть лишнее.

Рекомендации: Эффектно выглядит аппликация на темных листах бумаги.

 

9. Пластилиновые картинки

Подготовка: Размазать пластилин по картону, нанести несложный рисунок зубочисткой или стекой.

Как играть: Выкладывать горох (фасоль, чечевицу) по контуру рисунка. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку.

 

10. Вдавливание

Подготовка: Сделать лепешку из теста или пластилина.

Как играть: Взять одно зернышко (фасоль, горох, чечевицу) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком. От обратного процесса – вынимания зерен из теста дети получают огромное удовольствие.

Самая распространённая игра – рисование на манке. Насыпаем манную крупу в мелкую тарелку или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.

 

Обыкновенный горох тоже может стать отличным тренажёром для развития пальчиков вашего малыша, а как следствие, и его речи.

Игры с горохом

Игра 1. Горох насыпаем в миску, миску ставим на поднос. Высыпаем горох на поднос горстями, разными ложками: чайной, столовой, деревянной, да хоть половником. А потом собираем горох обратно в миску.

Игра 2. Горох из миски пересыпаем в другую миску. Опять же разными ложками или просто ручками. Можно пересыпать, просто наклоняя миски. Интереснее, если миски будут разной формы и объема.

Игра 3. В горох в миске «закапываем» небольшие игрушки. Малыш вытаскивает их рукой или ложкой. Можно просить найти определённую игрушку. Ребёнок постарше может сам прятать фигурки и называть взрослому то, что спрятал.

Игра 4. Сортируем горох. Немного жёлтого и зелёного гороха высыпаем на поднос, раскладываем его в жёлтый и зелёный стаканчики, соответственно. Можно смешать горох с чечевицей или фасолью, и разобрать их по стаканчикам.

Игра 5. Горох плотным слоем насыпаем на поднос или крышку от коробки и пишем, рисуем указательными пальчиками. На коробке можно нарисовать яркую картинку и выкапывать ее из гороха. Можно и не рисовать, а просто класть на дно яркие маленькие календари или карточки с буквами и цифрами.

Игра 6. Тренируем щипковый захват. Берём горошинку большим и указательным пальчиком, и опускаем её в маленькую пробирку. Дома найти пробирку проблематично, заменяем её пустым фломастером или основой от ручки. Конечно, сначала сами проверьте, спокойно ли горошинка пролезает или это требует усилий.

Игра 7. Если смешать горох с манкой, можно играть в просеивание. В одну миску насыпаем наш горох и манку, на другую миску ставим сито. При пересыпании горох останется в сите.

 

Вот каким образом обыкновенный горох может быть полезен не только в еде. Горошины – это те самые мелкие предметы, которые очень необходимы ребенку для развития моторики рук. Подобные игры и так полезны для развития малыша, но взрослый может сделать их ещё более интересными: придумывайте различные инсценировки, меняйте правила, добавляйте новые игровые элементы.

Эти игры влияют на развитие мелкой моторики, координации руки и центров головного мозга.

Для игр нам еще понадобятся: крупа, горох, фасоль, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, спички, счётные палочки.

Игра 8. На яркий поднос тонким, равномерным слоем высыпать мелкую крупу проведите пальчиком ребёнка по крупе - получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе с малышом нарисовать какие-нибудь предметы (забор, волны, геометрические фигуры, буквы, цифры, и т. д.).

Игра 9. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячик, бусы и т. д.

Игра 10. Насыпать в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Будет в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Игра11. Насыпать в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Игра 12. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной, а затем двумя руками одновременно.

 

Задача взрослых сделать эти игры безопасными. Соблюдайте меры предосторожности! Не оставляйте ребенка одного во время игры с мелкими предметами!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_s_krupami.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с крупами для развития мелкой моторики рук

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                      В.Сухомлинский

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Психологи  выделяют особый период в развитии маленьких детей - период восприятия мелких предметов. Начинается он, примерно, в полтора года и заканчивается в два с половиной года. Это объясняет любовь детей к играм с маленькими деталями и подчёркивает значение развития мелкой моторики в этом возрасте.

Про важность развития маленьких пальчиков знали и наши предки. Мы до сих пор играем с детьми в такие пальчиковые игры как: «Сорока – ворона» и «Ладушки». Связь развития речи и мелкой моторики выявлена давно, в наше время она лишь получает научное обоснование.

Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки и аппликации. Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. Одно из таких пособий - игры с крупами. Педагоги используют их на занятиях в детских садах.

Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми от года. Каждый сможет без труда организовать интересную и полезную игру для ребенка. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей с разнообразными видами круп, начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях.

Некоторые опасаются давать детям мелкие предметы из соображений безопасности. Однако, важно, не прятать потенциально опасные материалы, а обучать детей правильному обращению с ними. Игры детей одного-двух лет с мелкими предметами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Перед началом занятий важно знать, что если ребенка впервые знакомят с крупой, и он с тревогой воспринимает все новое, то взрослому следует играть самому, демонстрируя при этом большое удовольствие.

Предлагаем вашему вниманию серию игр

1. Бассейн для пальчиков

Подготовка: Насыпать крупу (от 1 кг.) в большую емкость (таз, надувная игрушка).

Как играть:

- Прятать в крупе кисти рук.

- Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, маленькие мячики, ракушки, шишки и т. д., а потом находить их.

- Сжимать и разжимать в крупе кулачок. Можно сопровождать эту игру такими словами: «Вот как пальчики играются: открываются, закрываются».

Рекомендации: В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько видов круп.

2. Пересыпание

Как играть:

- Зажимая крупу в кулачок (кулачки, пересыпать ее из одной емкости (тазик, миска, кастрюля) в другую.Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко); насыпать крупу в ячейки коробки от конфет.

- Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком (например, воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей, различными ложками, совочками.

- Пересыпать из одного стаканчика в другой.

- Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки. Вставить воронку в бутылочку и насыпать в воронку ложкой крупу, наблюдая исчезновение последней.

3. Раскладывание

Как играть: Раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки для льда) двумя пальчиками или при помощи большого пинцета.

4. Просовывание

Подготовка: Сделать небольшое отверстие в крышке бутылочки (например, после детского йогурта).

Как играть:  Просовывать фасоль (горох) через отверстие в крышке бутылочки.

5. Просеивание крупы

Подготовка: Перемешать в миске манку и горох (фасоль). Приготовить ситечко, ложку, и еще две миски: большую и маленькую.

Как играть: Просеивать смесь круп ситечком, держа его над большей миской (для манки). Оставшуюся фасоль (горох) высыпать в мисочку поменьше. Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой.

6. Сортировка

Подготовка: Перемешать в миске красную и белую фасоль. Подготовить две миски, желательно, красную и белую.

Как играть: Сортировать фасоль по цвету. Брать по одной двумя пальчиками.

7. Рисование

Подготовка: Насыпать на поднос манку (гречку, рис) ровным слоем.

Как играть:

- Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек).

- Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные).

8. Аппликация

Подготовка: Нарисовать на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея.

Как играть: Насыпать щепотью манку на лист бумаги. Пошлепать по листу ладошкой, придавливая крупу, стряхнуть лишнее.

Рекомендации: Эффектно выглядит аппликация на темных листах бумаги.

9. Пластилиновые картинки

Подготовка: Размазать пластилин по картону, нанести несложный рисунок зубочисткой или стекой.

Как играть: Выкладывать горох (фасоль, чечевицу) по контуру рисунка. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку.

10. Вдавливание

Подготовка: Сделать лепешку из теста или пластилина.

Как играть: Взять одно зернышко (фасоль, горох, чечевицу) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком. От обратного процесса – вынимания зерен из теста дети получают огромное удовольствие.

Самая распространённая игра – рисование на манке. Насыпаем манную крупу в мелкую тарелку или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.

Обыкновенный горох тоже может стать отличным тренажёром для развития пальчиков вашего малыша, а как следствие, и его речи.

Игры с горохом

Игра 1. Горох насыпаем в миску, миску ставим на поднос. Высыпаем горох на поднос горстями, разными ложками: чайной, столовой, деревянной, да хоть половником. А потом собираем горох обратно в миску.

Игра 2. Горох из миски пересыпаем в другую миску. Опять же разными ложками или просто ручками. Можно пересыпать, просто наклоняя миски. Интереснее, если миски будут разной формы и объема.

Игра 3. В горох в миске «закапываем» небольшие игрушки. Малыш вытаскивает их рукой или ложкой. Можно просить найти определённую игрушку. Ребёнок постарше может сам прятать фигурки и называть взрослому то, что спрятал.

Игра 4. Сортируем горох. Немного жёлтого и зелёного гороха высыпаем на поднос, раскладываем его в жёлтый и зелёный стаканчики, соответственно. Можно смешать горох с чечевицей или фасолью, и разобрать их по стаканчикам.

Игра 5. Горох плотным слоем насыпаем на поднос или крышку от коробки и пишем, рисуем указательными пальчиками. На коробке можно нарисовать яркую картинку и выкапывать ее из гороха. Можно и не рисовать, а просто класть на дно яркие маленькие календари или карточки с буквами и цифрами.

Игра 6. Тренируем щипковый захват. Берём горошинку большим и указательным пальчиком, и опускаем её в маленькую пробирку. Дома найти пробирку проблематично, заменяем её пустым фломастером или основой от ручки. Конечно, сначала сами проверьте, спокойно ли горошинка пролезает или это требует усилий.

Игра 7. Если смешать горох с манкой, можно играть в просеивание. В одну миску насыпаем наш горох и манку, на другую миску ставим сито. При пересыпании горох останется в сите.

Вот каким образом обыкновенный горох может быть полезен не только в еде. Горошины – это те самые мелкие предметы, которые очень необходимы ребенку для развития моторики рук. Подобные игры и так полезны для развития малыша, но взрослый может сделать их ещё более интересными: придумывайте различные инсценировки, меняйте правила, добавляйте новые игровые элементы.

Эти игры влияют на развитие мелкой моторики, координации руки и центров головного мозга.

Для игр нам еще понадобятся: крупа, горох, фасоль, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, спички, счётные палочки.

Игра 8. На яркий поднос тонким, равномерным слоем высыпать мелкую крупу проведите пальчиком ребёнка по крупе - получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе с малышом нарисовать какие-нибудь предметы (забор, волны, геометрические фигуры, буквы, цифры, и т. д.).

Игра 9. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячик, бусы и т. д.

Игра 10. Насыпать в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Будет в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Игра11. Насыпать в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Игра 12. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной, а затем двумя руками одновременно.

Задача взрослых сделать эти игры безопасными. Соблюдайте меры предосторожности! Не оставляйте ребенка одного во время игры с мелкими предметами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры с крупами для развития мелкой моторики рук".

В презентации наглядно представлены фото игр с крупами для развития мелкой моторики рук. А также перечисны оборудование и материал для игр. Эти игры обязательно придутся по душе любому ребенку, потому...

Статья на тему:"Игры с крупами и развитие мелкой моторики"

"Игры с крупами и развитие мелкой моторики"...

Игры с крупой на развитие мелкой моторики рук

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания.   ...

Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста....

Игры с крупами для развития мелкой моторики с раннего возраста

Цели и задачи:Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;разви...