Проект "Мы разные, мы вместе!"
методическая разработка (подготовительная группа)

Корикова Наталья Тихоновна

       Проектная деятельность «Мы разные, мы вместе!» направлена на воспитание у детей интереса, уважения, любви и чувства гордости к родной Отчизне.

В данном материале освещается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.

       Задачи проекта: формирование у детей первичных ценностных представлений о своей стране: дать детям знания о символике страны; о богатствах России, о природном и животном мире; прививать детям чувство любви к Родине; уважения к родителям, старшим, сверстникам; воспитывать   подрастающее поколение в духе толерантности и ответственности за свое поведение. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_raznye_my_vmeste.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мы разные, мы вместе! »

Автор проекта воспитатель ГБДОУ №9 Калининского района Санкт-Петербурга Корикова Наталья Тихоновна

Участники проекта: дети 6-7 лет подготовительной группы «Звездочки», их   родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию

Продолжительность: краткосрочный.

Длительность: 1 неделя.

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях, о её величии и историческом прошлом. Перед воспитателем встаёт необходимость в формировании у детей первичных ценностных представлений о своей стране: дать детям знания о символике страны, о богатствах России, о природном и животном мире; прививать детям чувство любви к Родине, уважения к родителям, старшим, сверстникам; воспитывать   подрастающее поколение в духе толерантности и ответственности за свое поведение. Для реализации данной задачи, нами было принято решение создать проектную деятельность, направленную на воспитание у детей интереса, уважения, любви и чувства гордости к родной Отчизне.

Нормативная база проекта:

1. ФГОС ДО;

2. Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;

3. Государственная политика в области патриотического воспитания:

Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года;

4. Концепции модернизации российского образования;

5. Федеральная целевая программа «Дети России».

Итоговое   мероприятие проекта.

Создание и презентация журнала «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране»

Цель проекта. Путём формирования  ценностных представлений о России как о великой, многонациональной стране, воспитывать любовь к родной отчизне, развивать и воспитывать уважительное отношение к различным национальностям.

Задачи проекта. Познакомить с географической картой, дать детям знания о богатствах России, о природном и животном мире нашей страны; рассказать о современной государственной символике России; познакомить детей с праздниками «День народного единства», познакомить с декоративно-прикладным искусством народов России.

Ожидаемые результаты. Данный проект позволит воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире и согласии со всеми народами. Проект поможет

воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей населяющих Российскую Федерацию, их обычаях, традициях, фольклоре. Организованная таким образом работа, будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране

1. Этап – мотивационно-диагностический

«Модель трёх вопросов»

Что знаю? В каком городе живу? В какой стране живём? Какой главный город нашей страны? Кто защищает нашу страну? Кто раньше защищал? Кто такие богатыри?

Что хочу узнать? Что такое столица, что такое герб, флаг, гимн? Что означают цвета на флаге и гербе нашей Родины? Какая наша страна, что в ней особенного? Что есть интересного на территории нашего государства? Какие у нас соседи? Чему они могут нас научить? Что такое декоративно-прикладное искусство народов России? Праздник «День народного единства» откуда они к нам пришел?  Какой национальности мои сверстники?

            Как узнать?  Узнать у воспитателя, спросить у родителей, прочитать книгу, посмотреть фильм/передачу, наблюдать, сходить в этнографический музей, подготовить свою страничку для создания презентации и журнала «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране», сделать поделки.

2.Подготовительно -организационный.

1.Подбор методической, художественной, детской литературы; иллюстрированных материалов, дидактических игр, игр народов России, глобус, карта России; мультфильмов, аудиозаписей; изображения животного и природного мира России; изображения символики и текст гимна России; изделия декоративно-прикладного искусства народов России.

2. Привлечение внимания родителей к проекту.

- Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

- Статьи для родителей на информационных стендах по теме проекта:

2.«Семейные традиции»;

3.«Ваш ребенок в многонациональном коллективе»;

4.Анкета для родителей о толерантности;

-Изготовление поделок, рисунков, аппликаций на выставку «Наша  Родина - Россия» (родители, дети, воспитатели);

- Помощь в подборе художественной литературы по теме.

- Рекомендации родителям – посетить музей этнографии;

3.Составление перспективного плана мероприятий;

4.Создание развивающей среды по тематике проекта «: «Мы разные, мы вместе»;

5.Мини-выставка магнитиков «Города России»; Подбор и выкладка иллюстраций, контурных карт для детей, предметов декоративного прикладного искусства, деревянных игрушек, поделок, народных костюмов по тематике проекта.

6.Выставка книг «Сказки народов России»;

7.Создание в группе мини-музея «Наша Родина -Россия». Подбор предметов, игрушек, поделок, иллюстраций, фотографии по тематике проекта.

8.Подготовка атрибутов для проведения с/р. и дидактических игр, тематических бесед.

3. этап -  основной, через интеграцию образовательных областей

Организованная образовательная деятельность

Интеграция образовательных областей: 

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа: «Москва-столица нашей Родины»

Цели. Формировать знания и представления о понятиях: Родина, Отчизна, страна, развивать связную речь, пополнять активный словарь детей. 

НОД. Тема. «Правила безопасности в городе» 

Цели. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения

Беседа о символах России.

Цель: знакомство детей с символами России.

НОД. Тема. «Знакомство детей с праздником «День народного единства»

Цели. Формировать представления детей о историческом прошлом России, об истории возникновения праздника; познакомить с современной государственной символикой России: герб, флаг, гимн; развивать способность понимать значение цвета и знака в символах России;  

Сюжетно-ролевые игры «Поход», «Путешествие по России»

      Цели. Побуждать детей искать новые варианты развития сюжета, соблюдать правила игры и нормы поведения, осуществлять ролевое взаимодействие. Формировать социально культурные и коммуникативные компетенции

(договориться о походе в какую-то республику России)

      Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад». Цели. Формировать умение объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом (обратить внимание детей, какой национальности детки ходят в группу).

      Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров из России». Цели. Формировать умение объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, закреплять знания о народных промыслах.  

ОО «Познавательное развитие»

НОД Тема: «Моя Родина - Россия». Презентация.

Цели. Формировать у детей представления о богатствах России, о природном и животном мире нашей страны, о народах, населяющих Россию, их обычаях, традициях.

Беседа о символах России. Цель: знакомство детей с символами России.

Беседа: «Моя малая Родина - Санкт-Петербург»

Цели: знакомить с родным городом, формировать начальные представления о родном крае, его истории, расширять представления о видах транспорта и его назначении, расширять представления о профессиях. Ознакомление детей с культурными достопримечательностями родного города, герб города, формировать представления о многонациональной России, с народными костюмами, изделиями декоративно-прикладного искусства народов России.

Беседа «Природа родного края»

Цели: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы; формировать осознанное действие к природе родного края, желание беречь и охранять её.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Музыка: песни о дружбе, о Родине –

Улетают журавли, музыка Аллы Евтодьевой,

У моей России длинные косички, композитора Г. Струве;

Что мы Родиной зовем, В.Степанова;  

Танцы народов России:

«Калинка-малинка», 

«Цыганочка»,

«Гопак»,

«Лезгинка».

Аппликация «Флаг России».

Цель: знакомство детей с символами России.

Продуктивная деятельность: аппликация «Флаг России» из ладошек детей группы

НОД. Лепка. Тема: «Цветок дружбы»

Цели: - лепить элементы цветка; - моделирование пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать; -  вырезать стекой;

- развивать мышление, творческое воображение, чувство формы, мелкую моторику; воспитывать эстетический вкус.

НОД. Рисование. Тема. Коллективная работа «Дерево дружбы»

Цели. Обобщить и расширить знания детей о дружбе. Закрепить технику рисования «печать ладошкой». Обогащать лексику дошкольников (дружба, чёткость, понимание, ласковые слова), познакомить детей с секретами дружбы. Развивать социальные чувства(эмоции). Закладывать нравственные основы личности в

НОД. Конструирование Тема. Конструирование «Дома народов мира» 

Цели. Закрепить знания детей о жилищах разных народов; развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, обобщение); закрепить знания детей об особенностях жизни людей разных национальностей; Упражнять детей в моделировании и конструировании из различного вида конструкторов. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

Аппликация. Создание игры «Одень куклу в национальный костюм народов России».

Цели. Воспитывать умение создавать коллективный продукт- настольно-печатную игру путем вырезывания по контуру изображений различных костюмов народов России, которые будут дети надевать на фигурки девочки и мальчика.

Беседа. Знакомство с изобразительным искусством: «Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Цели. Развивать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства. Оживить представление о былине, о былинных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче

Беседа. Тема: «Русская матрёшка»

Цели. Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой; дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов; привить интерес к народному творчеству.

Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме.

Продуктивная деятельность: Раскрашивание раскрасок матрешек.

Беседа. Тема. «Знакомство с русским народным искусством - городецкая роспись»

Продуктивная деятельность: Рисование: расписные доски с элементами городецкой росписи. Цели. Расширить представления о народных промыслах; Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Учить самостоятельно, создавать узоры на рисунках. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество. 

ОО «Речевое развитие»

Беседы с детьми:

«Моя малая Родина»,

«Город, в котором мы живем»,

«Природные богатства нашей области»,

«Улицы нашего города»,

 «Родная улица моя».

Цели. Формировать способность составлять рассказ: развивать монологическую речь, активизировать словарь.

Составление рассказов «За что я люблю свой город».

Составление рассказов из личного опыта

Цели. Вызвать интерес к родному городу и его достопримечательностям, формировать способность составлять рассказ: развивать монологическую речь, активизировать словарь.

НОД. Тема. «День единства народов». Чтение стихотворения Н. Майданика «Единство навсегда»

Цели. Развитие речемыслительной деятельности и познавательных способностей; умения отвечать на вопросы по содержанию произведения; воспитание любви и интереса к истории России.

Составление слов с помощью палочек по образцу: «Россия, Москва»

Цели: учить работать по образцу; развивать мелкую моторику, развивать усидчивость, аккуратность;

Чтение художественной литературы: 

1. Русские народные сказки: Репка, Машенька и медведь. Гуси-лебеди

2.Украинские: Жил-был пес, Смоляной бычок, Рукавичка

3.Белорусские: Пых, Легкий хлеб

4.Нанайские: Айога

5.Татарские: Три сестры, Камыр-батыр

6.Былина «Илья Муромец»,

7.Лезгинская народная сказка «Орел и мальчик»,

8.Хантыйская народная сказка «Сказка про красавицу Аннэ»,

9.К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок),

10.Сборник «Сказки народов мира».

11.Сказки народов России.

12.Поговорки, пословицы о Родине:

- Своя земля и в горсти мила

- С родной земли – умри, не сходи!

- Всякому мила своя сторона

- Любовь к Родине сильнее смерти

- Родина краше солнца, дороже золота

- Каждому свой край сладок

13.Пословицы о дружбе:

 -Новых друзей наживай, а старых не забывай.

 -Ты гроза, грозись, а мы – друг за друга держись.

 -Один за всех и все за одного.

 -Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 -Нет друга – ищи, а нашел – береги.

 -Новых друзей наживай, а старых не забывай

ОО «Физическое развитие»

Подвижные игры народов России:

 Русские - «Угадай, чей голосок», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеек», «Ловишки», «Круги»,

Татарская   - «Скок-перескок»,

Узбекская      - «Канатоходец»,

Дагестанская -«Папаха».

Цель: развитие двигательной активности; умения играть в коллективе; знакомство с играми народов России.

Взаимодействие с семьями воспитанников

1.Организация выставки детских работ.

2.Создание мини-музея России. Подбор предметов, игрушек, поделок, иллюстраций, фотографий по тематике проекта.

3.Организация родителей к совместной деятельности с воспитателями по подготовке создания и презентации журнала «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране»

4.Анкетирование родителей.

4 этап Итоговый

В результате проведенной работы дети узнали много нового об истории праздника «День народного единства», познакомились с национальным многообразием сверстников из группы детского сада. Получили представление о песнях, танцах, костюмах, блюдах каждой национальности. узнали много о самобытной культуре разных народов нашей Родины.

Список литературы:

 Е. А. Алябьева, Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

 И. Ф. Мулько, Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

 М. Д. Махнева, Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы. – М.: АРКТИ, 2004.

 Р. А. Жукова, Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. - Волгоград: ИТД «Корифей».

Л. А. Кондрыкинская, Счего начинается Родина (Опыт работы) - М.: ТЦ Сфера, 2005-192с.

Журнал «Ребёнок в детском саду» №2-2010, с. 70.

Ватаман В.П.: Воспитание детей на традициях народной культуры. [Текст] / В.П. Ватаман: - Волгоград: Учитель, 2008

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера. 2005. – 144с.

Кротова, Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников. [Текст] /Т.В.Кротова

Ленченко. Т.В. Социальное партнёрство семьи и детского сада. [Текст] / Т.В.Ленченко // Управление ДОУ. 2008. -№3. с-87.

Римский В.П., Давыденко Т.М., Малакуц С.М.: Традиционная народная культура в социокультурном пространстве региона: проблемы сохранения и развития.  [Текст] / В.П. Римский, Т.М.Давыденко, С.М.Малакуц - Белгород: БГИКИ, 2007

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы разные-мы вместе!"

Буклет по воспитанию толерантности у дошкольников...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Мы разные, мы вместе.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Мы разные, мы вместе.Цель. Формирование у детей уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям. Создавать положительную основу д...

Конспект занятия "Все мы разные, но вместе нам хорошо"

Конспект по воспитанию интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Мы разные мы вместе"

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в старшей группе....

Проект " Мы разные- мы вместе"

Проект "Мы разные-мы вместе" позновательно-творческий, очень актуальный в наши дни для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, для воспитания любви и уважения к своей Родине,...

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы разные. Мы вместе».

Тренинг направлен на сплочение детского коллектива...

Методическая разработка образовательного проекта "Мы- разные, мы- вместе"

Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа будет только тогда, когда будет вестись с раннего детства. Недаром...