Деловая игра с педагогами "Использование игрового набора "Дары Ф. Фрёбеля" в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ, через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_telegina.docx176.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)

Утверждаю:

 старший воспитатель

/                / Афанасьева Г. А.

18.03.2020

Деловая игра с педагогами

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

(в рамках семинара: «Создание условий для развития умственных способностей для детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»)

Составитель: учитель-дефектолог Телегина А.В.

2020 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля.

2. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в деловой игре с педагогами.

3. Обучить участников методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.

Методы:

Игровой (дидактические игры).

Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами.

Ожидаемый результат:

Сформированность умений педагогов применять развивающие игры и упражнения в педагогическом процессе.

Содержание:

I часть теоретическая

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:

игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;

 используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;

  игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.

Первым, кто рассмотрел игру как ведущим видом деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель.

 Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя.  Ядром системы была игра, которую Фребель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».

Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Описание и технические характеристики:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).

«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:

Первый дар: «Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках;

Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;

Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.

Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);

Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» — это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»:

Познакомить детей с геометрическими фигурами, телами, цифрами, научить сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развивается пространственное мышление, сенсорное восприятие, творческие способности, развитие речи.

Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

II часть практическая

А сейчас предлагаю перейти к практической части. На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными. Вы будете работать командой.

1 задание «Кинотеатр»

- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом, вместе должна рассадить «зрителей в кинотеатре». Фигурки — это «зрители, а белый лист – это «зал». Я буду называть, куда класть фигурку-рассаживать «зрителей», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально — это кинозал. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В кинозале будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. Задание понятно?

- Слушайте инструкцию: зритель «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

Зритель «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

Зритель «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

Зритель «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

Зритель «красное полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

Зритель «оранжевый круг» сидит в нижнем ряду справа……

Зритель «фиолетовый ромб» сидит в среднем ряду по центру…

-Что развивает эта игра? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками.)

- Вы замечательно рассадили всех «зрителей»! Высаживайте их обратно в тарелочки!

2 задание. Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

 Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы, (сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

 А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)

                                                                                                      Стихи Е. Ильина.

-Что развивает эта игра? (Ориентировка на листе бумаги, тренировка мелкой моторики рук, развитие творческих и речевых способностей)

        Модуль с палочками разного цвета и размера и модуль геометрические фигуры. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму. Здесь опять нет предела детской фантазии: домики, дорожки заборчик и многое другое.

задание.

Игра «Волшебная змея»

Учитель-дефектолог:

Становись скорее в круг,

Ты мой друг и я твой друг!

Змейка любит поиграть,

Комплементы получать!

Вы кольцо скорей возьмите,

Чем прекрасна – расскажите!

Участники встают в круг, перед этим каждый выбирает себе кольца разной величины из набора.  Водящий со змеей ходит по кругу и произносит слова: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! Останавливается перед игроком со словами: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да, конечно же, хочу. Я хочу стать твоим хвостом (вставляет слово, которое обозначает признак (какая?))…  змея!». Затем игрок становится за водящим, с которым снова идут по кругу и подходят к следующему и т.д., пока все не присоединятся.

Учитель-дефектолог: - Ну что, уважаемые друзья, змейка нам очень благодарна, ей очень понравилось с Вами играть. И она указала нам дальнейший путь.

-Что развивает эта игра? (Крупная и мелкая моторика, развитие речевых способностей)

        4 задание. Рефлексия. Предлагаю вам изобразить ваше настроение, используя ДФ.

Кто желает? Педагоги выкладывают сюжет, смайлики используя элементы ДФ.

Вынимая материал из ящиков, необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.

Заключение.

Таким образом, эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фрёбель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, развивают интеллектуальные, познавательные, игровые способности детей дошкольного возраста.

Все вы славно потрудились

Хорошо подзарядились.

Всем спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

В конспекте дана классификация дидактических игр, структура и технология дидактических игр. А также представлена игра для детей старшего дошкольного возраста "Логический экран"....

Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Основой   умственного воспитания  детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к...

Дидактическая игра на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста «Умница гусеница»

Дидактическая игра «Умница гусеница» направленна на освоение содержания образовательной области "Познавательное развитие" с учётом требований ФГОС ДО, формирование элементарных математических представ...

«Квест-игра как эффективная форма физического и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Квест как форма обучения детей в ДОУ способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.Квест – как универсальная игровая технология, включающая соревнов...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста       Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...