Конспект по самообразованию «Развитие речевой активности дошкольников при помощи русского фольклора»
материал (средняя группа)

Воробьева Инна Викторовна

Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно – прикладного творчества.

Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребенка.

Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

«Развитие речевой активности дошкольников при помощи русского фольклора»

воспитателя средней группы Воробьевой Инны Викторовны.

Актуальность

   Одним из эффективных приемов развития речи ребенка дошкольника является использование фольклора, ведь ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки.

Их роль трудно переоценить в жизни ребенка. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

    Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

   Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.

    Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

    Загадка одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений.

    Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно – прикладного творчества.

Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребенка.

Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.

Цель: создать условия для развития речевой активности дошкольников при помощи русского фольклора.

Задачи:

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

План работы на год

Сентябрь

Изучение методической литературы.

Интернет – ресурсы.

Что такое загадка?

Познакомить детей с загадкой, как самостоятельным жанром.

Разгадывание загадок об овощах и фруктах.

«Отгадай загадку, нарисуй отгадку». Рисование овощей и фруктов.

Создание картотеки загадок.

Октябрь

Что такое описательная загадка? Познакомить детей с описательными загадками.

Игра «Расскажи обо мне».

Учить отгадывать описательные загадки по трем – четырем признакам, стараясь узнавать домашних животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам.

Самостоятельное придумывание детьми загадок.

Презентация «Угадайте, кто я?»

Ноябрь

Загадывать и отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения.

Учить придумывать описательные загадки по 4 признакам о предметах ближайшего окружения.

Досуг «Вечер загадок».

Декабрь

Познакомить детей с жанром литературного творчества русской народной сказкой.

Что такое сказки о животных?

Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы.

Учить драматизировать знакомую сказку.

Подбор русских народных сказок для книжного уголка.

Совместное творчество детей и родителей. Изготовление дома детьми вместе с родителями поделок «Любимый сказочный герой».

Январь

Что такое бытовые сказки?

Познакомить детей со сказками, в основе которых лежат события повседневной жизни.

Обсуждение детьми характеров сказочных персонажей: Кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный?

Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Досуг «Прощание с елкой».

Разучивание стихотворения о сказочном персонаже.

Февраль

Что такое волшебные сказки?

Познакомить со сказками, в основе которых лежит любое преодоление чего – то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

Учить детей определять, где правда, а где вымысел, что может быть в жизни, а что нет.

Конкурс рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой».

Драматизация любимой сказки.

Март

Дать детям понятие, что такое потешки, для чего они нужны.

Разучивание и чтение потешек.

Учить детей разыгрывать потешки при помощи пальчиков.

Пальчиковые игры на основе потешек.

Апрель

Познакомить детей с произведениями русского фольклора, такими как заклички, считалки.

Дать понять, что такое закличка, считалка.

Учить детей использовать знакомые считалки в играх.

Какие книги полезно читать детям. Проведение консультации для родителей о том, какие книги покупать и читать детям.

Май

Дать детям понятие о том, что такое пословицы и поговорки.

Познакомить детей с простыми пословицами и поговорками.

Учить объяснять значение той или иной пословицы при помощи наглядного материала.

Подведение итогов самообразования.
В результате работы по теме самообразования:

- у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие творческой и речевой активности дошкольников с помощью игрового набора "Дары Фребеля""

Использование набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности по развитию речи....

Тема по самообразованию: «Развитие речевой активности дошкольников через моделирование сказок»

Самообразование воспитателя средней группы "Развитие речевой активности дошкольников через моделирование сказок"...

Опыт работы по теме самообразования: "Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников"

Опыт работы по теме самообразования: "Проектная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников"...

Доклад по самообразованию на тему «Использование «Кругов Луллия» в работе по развитию речевой активности дошкольников»

В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий,  методик, с пом...

План по самообразованию "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и...

План самообразования педагога по теме: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».

Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадыв...