Статья "ЛЭПБУК как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста".
статья

Коновалова Елена Алексеевна

Использование лэпбука,как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyadokument_microsoft_word_3.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЭПБУК как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму.

Китайская пословица

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Современный дошкольник живёт в эпоху информатизации и компьютеризации. На него оказывают влияние все признаки настоящего времени, он ориентирован на познание человека и природы, на самоценные детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

 Ребёнок старшего дошкольного возраста смотрит в большой мир широко открытыми глазами, у него всё вызывает интерес, он задает массу вопросов, основной вопрос «почему?». Дети сами хотят узнать, почему идет снег, цветут цветы, происходит смена дня и ночи и др. Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Продуманная организация образовательного процесса развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. В настоящее время в системе педагогического образования большое внимание уделяется наглядно-практическим средствам обучения детей в разные периоды жизни. Важным аспектом такого обучения является использование средств и методов по различной тематике об окружающем мире и явлениях. Одним из способов организации такого обучения можно считать использование лэпбука в дошкольных учреждениях.

Лэпбук как способ организации учебного процесса пришел к нам из Америки. Это одно из наглядно-практических пособий в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто изделие. Это наглядно-практический метод обучения. Лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Фактически лэпбук является не самостоятельным методом обучения, а новой формой представления и оформления известного материала, наглядной и эффективной.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся  и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. В лэпбуке собирается материал по какой-то определенной теме. Каждый лэпбук позволяет логически оформить отдельную тему, а набор лэпбуков – охватить широкую дидактическую тематику.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук  отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук:

  • информативен;
  • полифункционален:  способствует развитию творчества, воображения;
  • пригоден к использованию одновременно группой детей;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно  учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым  такая форма обучения тоже понравится.
  2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем   книжку.
  3. Ребенок старшего дошкольного возраста   научится самостоятельно собирать и организовывать информацию - хорошая подготовка к  обучению в школе.
  4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей - кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям - задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
  5. Создание лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Результаты использования лэпбука:

  • быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
  • проявление  повышенного интереса к содержанию;
  • проявление самостоятельности при работе с лэбуком;
  • проявление интереса со стороны родителей.

Преимуществом использованиялэпбука является:

  • структурирование сложной информации;
  • развитие познавательного интереса и творческого мышления;
  • разнообразие тем;
  • простой способ запоминания;
  • увлекательное и полезное занятие для детей.

Поэтому, при создании «Лэпбука» ребенок научится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию, а также, работа с лэпбуком будет осуществляться педагогом по-разному, в зависимости от образовательных задач.

Поэтому, в дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях предметов и объектов, свойствах и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка, проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов.

Следовательно, экологическая воспитанность даёт ребенку возможность лучше понимать отдельные аспекты о природе, правильно оценивать их и адекватно реагировать. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....

Сообщение на тему: "Труд в природе-как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.»...

Презентация "Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:·...

Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возрастаСодержание  Пояснительная записка………………&helli...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка  дошкольного возраста игра является ведущей деяте...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...