Мастер-класс для педагогов «Волшебный магнит. Фокусы с магнитом»
учебно-методический материал (старшая группа)

Жилина Елена Владимировна

способствовать повышению компетентности педагогов в создании условий творческой активности ребёнка; продемонстрировать возможные способы экспериментирования с магнитом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Формирование познавательной

активности старших дошкольников в

процессе проектно-исследовальной деятельности

по знакомству со свойствами магнита через

опыты и предметно-схематическую модель»

Мастер-класс для педагогов

«Волшебный магнит. Фокусы с магнитом»

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

Воспитатель: Жилина Е.В.

Апрель 2021

Цель:

Способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития творческой активности ребенка; продемонстрировать возможные способы экспериментирования с магнитом. Научить взрослых организовывать игровую деятельность исследовательского характера.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной

деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться

приобретенным опытом с педагогами.

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

 Китайская пословица

 - Мне очень интересна и близка экспериментальная деятельность, поэтому

я решила показать опыты с магнитом, считаю это интересной темой и хочу

своими наработками поделиться с вами.

 Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи

окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются

потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме

поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие

нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

От дошкольника требуется не только владение знаниями, но и в первую

очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить

самостоятельно и творчески.

 Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает

сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского

экспериментирования. Одним из перспективных методов, способствующих

решению данной проблемы является, детское экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.

Экспериментирование, как никакой другой метод соответствует

возрастным особенностям. Дошкольник учиться ставить цели, решать

проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность

удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на

множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем,

первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а

равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку

проявлять свою собственную познавательную активность.

Загадка: Этот жадный предмет все железо хватает.

 Для него нормы нет, прилипанием страдает.

 Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним.

 С ним и незрячий, непременно, найдет иголку в стоге сена. (магнит)

 И так, что такое магнит? Это тело, способное притягивать металлические

предметы. Впервые свойства магнита были описаны в 1269 году. Первой

крупной работой, посвященной исследованию магнитных явлений, является

книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году.

 Естественные магниты - магнитный железняк. Искусственные магниты —

сталь, никель, кобальт. Постоянные магниты — тела, сохраняющие

намагниченность долгое время. Полюс магнита — место, где обнаруживается

наиболее сильное действие.

 Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

- Пора и за дело приниматься, но важно соблюдение правил безопасности детьми и соблюдение правил безопасности педагогом.

Опыт № 1

«Все ли притягивает магнит»

А всё ли притягивает магнит? У вас на подносах лежат разные предметы.

Нужно по очереди подносить магнит к предметам. В рабочем листе отмечать

результат проверки, + притягивает предмет, - не притягивает предмет

Таким образом, мы можем увидеть, какие предметы притягивает магнит.

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт 2.

«Магниты действуют на расстоянии»

 Нарисуйте на бумаге линии и положите на верхнюю линию скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг начнет двигаться и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние.

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из

них сильные и примагничивает скрепку с более далекого расстояния, другие

слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это

расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от

его магнитных свойств

Вывод:

Вокруг магнита есть сила, которая может действовать на предметы на

расстоянии. Эта сила называется «магнитным полем».

Опыт 3.

«Как увидеть магнитное поле?»

 В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы

назвали магнитное поле. Мы можем его увидеть. Как же нам сделать его

видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного

металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки

«оживают». Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют «морозные узоры».

Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить,

что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Для

большего эффекта можно использовать картинку, например ежика

Вывод:

Эти линии и есть линии магнитного поля. Они идут от положительного

полюса к отрицательному.

Опыт 4. Магнитное поле Земли.

 Компас был изобретен в древнем Китае. Давайте попробуем воспроизвести

это изобретение. Для этого понадобится иголка и миска с водой.

Уберите от места проведения опыта магнит и другие источники магнитного

поля. Намагнитьте иголку магнитом. После этого смажьте ее растительным

маслом и аккуратно положите на поверхность воды. Благодаря силе

поверхностного натяжения иголка не утонет, а останется свободно плавать. И

не просто плавать - она развернется в воде в каком-то определенном

положении. Сколько бы раз вы не проводили опыт, она всегда будет так

поворачиваться. Сравните показания иголки и магнитной стрелки компаса –

они должны совпасть.

Вывод:

Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся

совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех

наших магнитов взаимодействует с магнитным полем земли. На этом

основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль

силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.

Опыт 5.

«Магнит имеет два полюса»

 Если взять два магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они

одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец

называется южным или положительным полюсом магнита и помечается

знаком «+». Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита,

помечается знаком «-». Возьмите два магнита и попробуйте определить,

северный и южный полюса магнита. Для большего эффекта можно

использовать картинки, например, собачка и косточка (приложение 5)

Вывод:

Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а

отталкиваются одноименными.

Опыт 6.

«Магнитные свойства можно передать железу (намагничивание)».

 Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще

одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю!

Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпаются. Но попробуйте поднести

любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом!

То же самое произойдет со всеми железными деталями (гвоздиками,

гайками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы

внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они

приобретут свое собственное магнитное поле.

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко

уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до

температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют

свою ориентацию, и железо снова станет обычным.

Вывод:

 Скрепки намагнитились, благодаря магнитному полю, значит они обладают

магнитными свойствами. Но эти свойства будут активными короткое время,

затем скрепки распадутся. Магнитное поле можно создать искусственно.

Опыт 7

«Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой «Достань предмет, не

замочив рук», скрепки, лист бумаги «Лист мешает или нет?», лист картона

игра «Лабиринт», пластиковые тарелки «Рисование магнитами».

Для проведения нам понадобится: 2 пластиковые тарелки, краски разных

цветов, магнитные шарики, магниты. Налив на каждую тарелку немного

разной краски, положите в нее магнитный шарик и поводив магнитом по дну

тарелки можно смешать цвета. Самостоятельно провести опыт с каждым

материалом.

Вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластик, воду.

- Помогите своим детям проделать эти опыты, сделайте вместе с ними выводы про магнит и магнитное поле. Главное - не торопите ребёнка, дайте ему время подумать и сделать выводы самостоятельно.

Спасибо за внимание, хорошее настроение и дружную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов на тему "Фокусы для детей"

Данный материал разработан как  для использования воспитателями дошкольных образовательных учреждений, так и родителями для развития познавательной активности детей дошкольного возраста....

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства»

Данный мастер- класс предназначен для воспитателей и родителей, которым интересна опытно – экспериментальной деятельности....

Мастер – класс для педагогов ДОО «Волшебный мир фокусов»

Цель:Способствовать развитию познавательной активности и  любознательности.Задачи: «Познавательное развитие» • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развиват...

мастер-класс фокусы для старшего дошкольного возраста

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....

Чек-лист для мастер - класса "Организация "Педагогической гостиной" (работа фокус - группы).

Чек-лист для мастер - класса "Организация "Педагогической гостиной" (работа фокус - группы)....

Магнит-подарок для ветерана в технике "квиллинг" своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото. Магнит «9 Мая»

Описание: мастер-класс предназначен для дошкольников подготовительной группы, младших школьников, воспитателей детского сада и родителей.Назначение: подарок к празднику для ветеранов, на 9 м...