Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
методическая разработка

Доронина Наталья Михайловна

        Представленнный сценарий семинара-практикума прогодится психологам ДОУ в работе с педагогами с целью повышения их психолого-педагогической компетентности при взаимодействии с гиперактивными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_v_dou_vzaimodeystvie_s_giperaktivnymi_detmi.docx47.11 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

 «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: повышение уровня психологической компетентности педагогов при работе с гиперактивными детьми.

Задачи: 

  • познакомить педагогов с термином «гиперактивность», критериями выявления гиперактивного ребенка, причинами повышенной«гиперактивности» детей;
  • способствовать осознанию педагогами необходимости раннего выявления гиперактивности у ребенка-дошкольника и оказания ему своевременной помощи;
  • обучить педагогов способам взаимодействия с гиперактивным ребенком.

Оборудование и материалы:

Ход:

Вступительное слово.

      Проблема гиперактивных детей в последнее время приобретает все большую актуальность. Такие дети встречаются все чаще.

     И в семье, и в саду такие дети создают много сложностей, причем и сами страдают от этого, т.к. чувствуют постоянное недовольство взрослых и сверстников.

       Очень важно понять особенности таких детей и приёмы взаимодействия с ними.    К сожалению, многие привычные меры воздействия не только не приводят к положительным изменениям, но порой даже усугубляют положение.

«Что такое гиперактивность?».

     «Гипер» указывает превышение нормы, т.е. гиперактивный ребенок – это ребенок активность которого превышает возрастную норму.

     Проблема гиперактивности связана с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в основе которого лежат минимальные мозговые дисфункции. Раньше так и называли этот синдром – ММД, или «лёгкое повреждение мозга»,  или «легкая дисфункция мозга». Но более конкретное название этого диагноза СДВГ (ГАДВ).

Основными причинами синдрома гиперактивности являются: патология беременности и родов (85% случаев), инфекции и интоксикации первых лет жизни, генетическая обусловленность.

      Основными признаками гиперактивности являются:

  1. Дефицит внимания (в 95-100% случаев) – неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени.
  2. Повышенная двигательная активность (двигательная расторможенность) – не    

         всегда выражена, в 80% случаев.

  1. Импульсивность (в 65% случаев) – не может дождаться своей очереди,    

        выкрикивает.

      Может также наблюдаться повышенная болтливость, раздражительность, инфантильное поведение, капризность, агрессивность, повышенная возбудимость.

      Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, в  3 года и в 6-7 лет.

       Диагностировать СДВГ сложно, т.к. клинические проявления очень разнообразны. Можно выделить наиболее часто встречающиеся симптомы, но выражены они могут быть то в большей, то в меньшей степени, т.е. могут иметь различные сочетания. Два  человека с этим синдромом могут вести себя абсолютно по-разному. Может быть повышенная невнимательность и менее выраженная гиперактивность, или, наоборот, повышенная гиперактивность с частичным дефицитом внимания.

       Многообразие проявлений часто вводит в заблуждение не только родителей и педагогов, но и специалистов. Причем, перечисленные симптомы бывают и при неврозах, и при цереброастеническом синдроме, нейроинфекции и других состояниях.

Иногда взрослые считают, что ребенок гиперактивен только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочная. т.к. другие проявления (дефицит активноговнимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.

      Среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это все лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания.

      СДВГ - это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только медицинский специалист (невропатолог) после проведения специальной диагностики, а не на основе фиксации излишней двигательной активности.

       Ни педагог, ни психолог не вправе ставить такой диагноз. Мы можем только предположить, что у ребенка СДВГ и рекомендовать родителям обратиться к медицинскому специалисту.

У некоторых детей в медицинской  карте это уже отмечено и можно сразу начать соответствующую коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, психолог, родитель) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ребенком.

 Анкета « Критерии выявления гиперактивного ребенка».

    Существует анкета, разработанная американскими психологами, которая позволяет оценить степень выраженности  критериев СДВГ и предположить наличие синдрома. (Раздать анкеты «Критерии выявления гиперактивного ребенка». Приложение 1). Оцените одного ребенка из группы по этим критериям.

Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка»

     Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариативность поведения, то наблюдения за ними только в детском саду или только в домашних условиях может оказаться недостаточно. В этом случае необходима дополнительная информация о ребенке, которую можно получить, беседуя со взрослыми.

       Вовремя беседы следует задавать вопросы, которые дополнят информацию о ребенке. Причем для получения более объективного представления одни и те же вопросы можно задавать и несколько раз, изменив только их форму.

       Группа делится на пары, каждой паре выдается карточка со списком вопросов для родителей (Приложение № 2).

    Я предлагаю вам разделиться на пары. Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один  играет роль родителя, другой – роль педагога. «Педагог» выбирает из предложенного списка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными с точки зрения поведения ребенка и в то же время корректными по отношению к родителям. (Пары работают 5-7 минут. По окончании работы проводится групповое обсуждение с целью составления списка вопросов, которыми педагог может воспользоваться в беседе).

- Какие ощущения и мысли вызвал тот или иной вопрос?

- На какой вопрос не хотелось отвечать?

     По результатам наблюдения за ребенком и информации, полученной от родителей, педагоги и психологи могут только предположить, что у ребенка СДВГ и   рекомендовать родителям обратиться к невропатологу для проведения   соответствующего медицинского обследования.

«Как помочь гиперактивному ребенку».

Помощь должна быть комплексная:

       В первую очередь – медикаментозная терапия, которую назначает врач-невролог.

        Психолог ведет разъяснительную работу с родителями и педагогами и тренирует слабые функции ребенка (внимание, мышечный контроль, импульсивность).

        Педагоги и родители создают условия для включения компенсаторных функций, для предотвращения отрицательных последствий на развитие психических процессов и поведения.

        Вот об этих условиях и поговорим далее:

  1. Главная задача – обеспечить общий эмоционально нейтральный фон развития и обучения. Не должно быть ни окриков, ни восторженного, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивные дети очень чувствительны и восприимчивы, эмоции могут захлеснуть их,  с стать препятствием для дальнейшей деятельности.

  1. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него понятно и кратко, не более 10 слов. Чтобы импульсивный ребенок понял вас,  установите контакт глаз, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова. В противном случае, ребенок «выключится» и вас не услышит. Нельзя  давать несколько заданий сразу, например, «Иди вымой руки, накрой на стол, потом сядь на стул»). Лучше дать те же указания поэтапно, контролируя выполнение предыдущего.

В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, уверенным голосом повторите свое обращение слово в слово 3-4 раза. И похвалите за выполненное действие.

  1. Гиперактивный ребенок очень утомляем, поэтому необходимо регулировать рабочую нагрузку. Если необходимо усвоить материал, целесообразно работать с гиперактивным  ребенком в начале дня и желательно индивидуально. Характерная черта умственной деятельности – цикличность. Время, в течение которого может работать гиперактивный ребенок – 5-15 минут, по истечение которого, он теряет контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут)  мозг отдыхает, накапливая силы и энергию для следующего цикла.

      Поэтому для них необходимо проводить физкультминутки,  которые можно выполнять как стоя, так и сидя за столом, по усмотрению педагога.

      С этой целью полезно использовать пальчиковые игры., т.к. у гмператктивных детей руки часто находяться в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые направляли бы избыточную энергию в нужное русло. Можно использовать игры  М. Рузиной из книги “Страна пальчиковых игр”.

     

Игра  “Ловим комаров” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

       Давайте тоже снимем мышечное напряжение и поиграем в игру “Ловим комаров”

Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в зал  налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! В медленном или среднем темпе делаем хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Можно выполнять с своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. Готовы? “Начали!”... “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”

Игра “Морские волны”.

Чтобы  научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой и способствовать снижению мышечного напряжения можно поиграть в игру «Морские волны».

По сигналу педагога “Штиль”  “замирают”. По сигналу “Волны”, начиная с меня, все по очереди встают. Когда все встанут, все вместе хлопаем в ладоши. Затем я присаживаюсь, остальные по очереди по кругу садятся. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.

  1. Нельзя насильно успокаивать двигательную активность ребенка. Это его естественная потребность. Когда он двигается,  происходит гипервентиляция, восстанавливаются связи между структурами мозга. Движение – это защитный механизм ребенка с СДВГ. Если заметили, что он тяготиться неподвижностью, дайте ему задание, небольшое поручение.

  1. Гиперактивный ребенок очень чувствителен к поощрениям, поэтому необходимо разработать систему поощрений. В работе с гиперактивным ребенком психологи советуют использовать метод жетонной терапии. Необходимо  провести индивидуальную беседу с ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает жетоны, причем сразу, а не в конце дня. Затем ребенок может обменять эти жетоны на награду: право идти на прогулке в первой паре, дополнительное время для игры и т.п., в зависимости от желаний конкретного ребенка.

«Как играть с гиперактивным ребенком»

        Какие игры для гиперактивных детей вы знаете и играете с ними (Ответы педагогов).

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в игру целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать к играм в подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

Давайте поиграем:

Игра “Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

 Встаньте в круг. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу колокольчика вы останавливаетесь, хлопаете 4 раза в ладоши, поворачиваетесь и идёте в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

“Колпак мой треугольный” (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

Встаем в круг. Все повторяют за мной: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».

А сейчас повторяем снова, но  слово “колпак” заменяем  жестом (легкий хлопок ладошкой по своей голове). А теперь заменяем  2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В завершающем повторе изображают только жестами всю фразу.

Памятки с играми.  В какие еще игры можно поиграть с гиперактивными детьми можно посмотреть в памятке и использовать в своей работе. ( Раздать педагогам  памятки с играм. См. Приложение 2).

    Приёмы формирования саморегуляции у ребенка.    В некоторых случаях воспитатель вынужден принять быстрое решение в случае острого конфликта, истерики, агрессивных поступков ребенка. Поскольку в основе СДВГ лежит дефицит управленческих функций, взрослый должен помочь ребенку с данным диагнозом: обучить его техникам, с помощью которых он сможет управлять своим поведением. Например, если ребенок принял игру «Кричалки-шепталки-молчалки», в ситуации, когда ему трудно самому контролировать свое поведение, бывает достаточно показать ему красную ладошку – «молчалку».

     Можно использовать еще такой способ: заранее вместе с воспитателем ребенок изготавливает из картона знак, напоминающий дорожный знак «Стоп». В процессе работы с ним ведется разговор об условиях использования знака. Например, взрослый и ребенок могут договориться, что в течение нескольких дней воспитатель в трудных ситуациях будет показывать ребенку изготовленный с ним знак. Затем ребенок постепенно переходит на следующий этап: он кладет знак в карман и, когда почувствует необходимость в помощи, сожмет в ладошке этот знак, тем самым напомнив себе спокойно реагировать на ситуацию.

     Иногда вместо знака «стоп» воспитатель с ребенком в спокойном состоянии договариваются, что для того, чтобы избежать замечаний, которые, безусловно, ему не нравятся, воспитатель будет показывать ему какой-либо секретный знак. Например, скрещенные пальцы, хлопки в ладоши и т.п.

    Дети охотно участвуют в  игре «Хлопки». Воспитатель заранее договаривается со всеми, что, когда он начинает хлопать в ладоши и считать вслух, все тоже начинают считать и хлопать. Сначала в быстром темпе, затем медленно.  Таким образом, воспитатель не только переключает внимание расшалившихся детей на совместную деятельность, но и присоединяет их к определенному ритму.

Конечно, нельзя сказать, что использование всех перечисленных приемов даст быстрый результат. Педагог должен постоянно анализировать применяемые им методы воздействия на ребенка, отсеивая нерациональные, неэффективные.

 Работа с гиперактивным ребенком требует огромного терпения, старания и желания помочь ребенку. При оптимально созданных условиях постепенно у ребенка сформируются мозговые структуры и гиперактивность станет гораздо ниже, но дефицит активного внимания и импульсивность все же будут проявляться.

Обратная связь. В заключении я предлагаю, передавая по кругу зеленую ладошку из игры «Кричалки-шепталки-молчалки»  поделиться своими впечатлениями от семинара.

                                                                                                              Приложение 1

Анкета по выявлению гиперактивности у детей

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие 3 критерия по выявлению гиперактивности у ребенка. Прочитайте и отметьте то поведение, которое характерно для ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

  Дефицит активного внимания:

 1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

 1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

  Импульсивность:

 1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

 

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

Приложение 2

Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка.

  1. Каковы особенности протекания беременности и родов у матери?
  2. Каковы особенности раннего развития ребенка?
  3. Является ребенок правшой или левшой?
  4. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алкоголизму, употреблению наркотиков?
  5. Какова амплитуда настроений ребенка?
  6. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
  7. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
  8. Нет ли склонности принижать свои успехи?
  9. Трудно ли доводить до конца начатое дело?
  10. Трудно ли справляться с гневом?
  11. Легко ли отвлечь от выполнения задания?
  12. Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы ТV на другую?
  13. Умеет ли следовать указаниям взрослых?
  14. Легко ли приходит в состояние гнева?
  15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
  16. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?
  17. Имеет ли привычку лгать?
  18. Учится ниже своих способностей?
  19. Является чрезмерно экспрессивным?
  20. Характерна ли низкая переносимость огорчений?
  21. Умеет ли планировать последствия своего поведения?
  22. Каков уровень самооценки?
  23. Каков уровень развития мелкой моторики?
  24. Насколько хорошо развита координация движений?
  25. Страдает ли нарушением сна?
  26. Не является ли аллергиком?
  27. Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания?
  28. Трудно ли ему выслушать до конца сказку, которую читает взрослый?
  29. Часто ли нарушает правила?
  30. Часто ли проявляет беспокойство?
  31. Характерна ли роль «клоуна» в группе?
  32. Является ли полной семья?
  33. Не было ли в семье усыновлений?
  34. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?
  35. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
  36. Трудно ли ему хранить секреты?
  37. Нравится ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
  38. Часто ли приходит в ярость?
  39. Склонен ли к депрессиям?
  40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?
  41. Подчиняется ли правилам, инструкциям?
  42. Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
  43. Способен ли длительное время ждать вознаграждения?
  44. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?
  45. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?
  46. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?
  47. Как реагирует на замечания взрослых?
  48. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?
  49. Теряет ли ребенок свои вещи? Каким хотят видеть ребенка отец, мать и другие близкие родствен

                                                                    Приложение 3

Памятка «Игры для работы с гиперактивными детьми»

Подвижные игры

“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.hello_html_m9a06be0.png

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина (рис. 1).

“Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”  (Педагог делает паузу) “Говори!”;  “Какого цвета у нас в группе  потолок?”... “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

“Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

“Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

 Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

“Колпак мой треугольный” (Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

“Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

“Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

“Король сказал...” (Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

“Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

“Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

“Замри” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

“Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

“Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: развитие слухового восприятия.

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Игры за столом

     Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.

      С этой целью полезно использовать “Пальчиковые игры” (М. Рузина “Страна пальчиковых игр”). Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как “Лестница в небо”, “Кукольный веер”, “Гонки” и др.

      Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут “превращаться”  то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.

“Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

“Двуножки”

Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между ^двуножками” соседей по парте.

“Слоны”

Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

    Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры “Кричалки — шепталки — молчалки”.

“Морские волны” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.

“Ловим комаров” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в группу  налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет “ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде “Стоп!” вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? “Начали!”... “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила для родителей и педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми

рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми в условиях ДОУ

Данный семинар позволит познакомить педагогов с особенностями прояления гиперактивности у детей и разработать совместно практические рекомендации по работе с такими воспитенниками...

Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"

Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Материал представляет собой семинар-практикум, направленный на повышение психологической компетентности педагогов в работе с гиперактивными детьми. В теоретической части педагоги имеют возможность поз...

Семинар – практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»

От того, как прошло детство, кто велребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш...