СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья

Мария Анатольевна Рассейкина

Игра занимает важное место в жизни дошкольника. Являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, она представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. В процессе игры ребенок не только отражает свои впе­чатления, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное зна­чение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятель­ность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в рабо­те, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника мо­жет быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоя­тельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хо­чет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сде­лать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противо­речие между желаемым и возможным приводит к возникнове­нию сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.

Выдающийся пси­холог А. В. Запорожец писал: «Игра позволяет воссо­здать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо бо­лее широкие сферы действительности, далеко выходящие за пре­делы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения меж­ду ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вмес­те с тем и для развития соответствующих способностей».

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и стро­ится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивает­ся старшим дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жиз­ни и деятельности взрослых. Поведение ребенка 5-7 лет в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отно­шения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Д. Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль − соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ро­лью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета старший дошкольник «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка вы­полняет роль мамы, а завтра − дочки. Она понимает, как важ­но, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотно­шений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т. е. формируется сознательное подчинение им.

Сюжетно-ролевая игра позволяет старшему дошкольнику понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место зани­мает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная поль­за. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает де­тей, врач их лечит.

У детей старшего дошкольного возраста количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся люби­мыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребен­ка 5-7 лет показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает пра­вилу смысл, наглядно показывает старшему дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим про­цессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. При­чем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, по­скольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении до­школьного возраста. Сначала дошкольник легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товари­щами и противится этому. Он объясняет необходимость следо­вания правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, от­крытыми. Старший дошкольник сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять сво­им поведением.

Выполнение роли протекает с помощью определенных иг­ровых действий. Так, девочка, выполняя роль мамы, кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». В старшем дошкольном возрасте игровые действия все больше обобщаются, при­обретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Бе­лье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже по­правилась». Освоение разнообразных игровых действий позво­ляет старшему дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль. Постепенно появляются игры в воображаемом плане, когда ре­бенок 5-7 лет переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.

А. В. Запорожец писал: «Особое значение имеют психичес­кие изменения, происходящие в игре... которые заключаются не в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план, а в формировании у ребенка на основе внеш­ней игровой деятельности самого этого умственного плана, в раз­витии способности создавать системы обобщенных, типичных об­разов окружающих предметов и явлений и затем совершать раз­личные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

В игре старший дошкольник использует разнообразные игровые предме­ты: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет – палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет-замести­тель в соответствии с его новой функцией, т. е. наделяет созна­тельно новым значением. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-за­местителем можно было выполнять ту же функцию, что и с за­мещаемым. Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник. А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов-за­местителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знаково-символической функции сознания.

В сюжетно-ролевой игре старший дошкольник осущест­вляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переиме­новании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрос­лого при воспроизведении смысла человеческой деятельности посредством обобщенных и сокращенных действий, приобре­тающих характер изобразительных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.

В возрасте 5-7 лет ребенок проявляет большую самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей. Для старшего дошкольника уже меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее − сходство функциональное, и тем шире круг предме­тов, которые он замещает. Чаще в качестве предметов-замести­телей выступает предметно не оформленный материал, посколь­ку его функция не фиксирована: камешки, лоскутки, палочки, обрывки бумаги. В старшем дошкольном возрасте ребенок также все меньше нуж­дается во внешних атрибутах, потому что такой опорой стано­вятся представления о функции взрослых.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет − та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре, а, сле­довательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с 4 лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богат­ство и разнообразие сюжетов тесно связано с богатством детско­го воображения. В то же время создание сюжетов игр стимулиру­ет развитие детской фантазии, творческой деятельности.

На протяжении игры у детей старшего дошкольного возраста прослеживается несколько сюжетных линий: мама не только ухаживает за дочкой, но и водит ее в театр, детский сад, шьет ей платье. Дети начинают объединять игры с разными сюжетами, например мастерская игрушек, ма­газин и детский сад. Игровая деятельность постепенно все боль­ше отходит от реальной опоры на предметы, практические дей­ствия и становится воображаемой. Теперь уже не предмет ле­жит в основе сюжета, а именно в соответствии с сюжетом под­бираются предметы, необходимые для организации игры. Под содержанием игры подразумевается то, что выделено и вос­произведено детьми в качестве главного момента действи­тельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Старший дошкольник все чаще от­крывает для себя за внешними действиями и атрибутами скры­тые социальные отношения.

В сюжетно-ролевой игре между детьми 5-7 лет складываются роле­вые и реальные отношения. Первые определяют выбор и рас­пределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, за­мечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распре­деление ролей – важный момент в возникновении игры. Неред­ко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желания­ми других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее. В игре дошкольник учится уступать сверстнику.

Старший дошкольник стремится к совместной со сверстниками игре. Он со­глашается выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение, сдерживает свои лич­ные желания и подчиняется требованиям других детей.

В выборе партнеров для совместных игр дети старшего дошкольного возраста опира­ются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравствен­ные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет на­личие у сверстника привлекательных игровых предметов. Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблю­дения правил.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют ре­альные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. В старшем дошкольном возрасте конфликт между роле­выми и реальными отношениями разрешается в пользу послед­них. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверс­тниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение парт­нера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навы­ков.

Необходимо сделать так, чтобы в детском саду организация сюжетно-ролевых игр обеспечила детям интересную, содержательную жизнь, безусловно, удовлетворяла потребность в играх, в ходе которых воспитывались бы у них навыки общественного поведения, качества личности, характерные для русских людей (доброта, вежливость, скромность, общительность и т. д.). Например, организуя игру «Путешествие», воспитатель сообщает дошкольникам, что в пути заболела дочка-кукла. Педагог обращается к детям за помощью и дает возможность проявить чуткость и внимание к больному. Дети могут оказать помощь раненному товарищу в сюжетно-ролевой игре «Армия», спасти от огня ребенка в игре-драматизации по произведению С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», помочь пассажирам покинуть тонущее судно, спасти человека, смытого за борт волной.

Большую возможность для формирования гуманизма, доброты, заботливости содержат игры на бытовые темы – в семью, детский сад, больницу. В играх типа «Праздники» («День рождения», «8 Марта» и т. д.) эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности, общительности. Специфика бытовой игры требует единства воспитательной работы в детском саду и семье. Процесс руководства бытовыми играми предполагает опору на положительные образцы поведения взрослых в семье. В воспитании гуманных чувств огромное значение имеет и личный пример педагога. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Примером может служить игра «Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам. На первом этапе этой игры, как правило, выясняется, что дети плохо знакомы с правилами вежливости, не умеют считаться с другими людьми, не знают, в какую дверь лучше войти или выйти и почему так надо поступать. Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость. Одновременно в группе воспитатель может читать книги соответствующего содержания, вести беседы.

На содержание игры существенно не влияет, вежлив ли продавец в обращении с покупателями или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому правила культурного поведения педагогически направленной игровой деятельности вводятся в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент. Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте имеет социальную природу и стро­ится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Выполняя роль, дошкольник учится взаимодействию с другими людьми, сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями, демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ                                  ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Игра занимает важное место в жизни дошкольника. Являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, она представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений. В процессе игры ребенок не только отражает свои впечатления, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.

Выдающийся психолог А. В. Запорожец писал: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается старшим дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка 5-7 лет в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Д. Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль − соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета старший дошкольник «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра − дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т. е. формируется сознательное подчинение им.

Сюжетно-ролевая игра позволяет старшему дошкольнику понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

У детей старшего дошкольного возраста количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка 5-7 лет показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает старшему дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала дошкольник легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Старший дошкольник сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением.

Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так, девочка, выполняя роль мамы, кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». В старшем дошкольном возрасте игровые действия все больше обобщаются, приобретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Белье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже поправилась». Освоение разнообразных игровых действий позволяет старшему дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль. Постепенно появляются игры в воображаемом плане, когда ребенок 5-7 лет переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.

А. В. Запорожец писал: «Особое значение имеют психические изменения, происходящие в игре... которые заключаются не в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план, а в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана, в развитии способности создавать системы обобщенных, типичных образов окружающих предметов и явлений и затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

В игре старший дошкольник использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет – палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией, т. е. наделяет сознательно новым значением. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым. Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник. А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знаково-символической функции сознания.

В сюжетно-ролевой игре старший дошкольник осуществляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переименовании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрослого при воспроизведении смысла человеческой деятельности посредством обобщенных и сокращенных действий, приобретающих характер изобразительных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.

В возрасте 5-7 лет ребенок проявляет большую самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей. Для старшего дошкольника уже меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее − сходство функциональное, и тем шире круг предметов, которые он замещает. Чаще в качестве предметов-заместителей выступает предметно не оформленный материал, поскольку его функция не фиксирована: камешки, лоскутки, палочки, обрывки бумаги. В старшем дошкольном возрасте ребенок также все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет − та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре, а, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с 4 лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжетов тесно связано с богатством детского воображения. В то же время создание сюжетов игр стимулирует развитие детской фантазии, творческой деятельности.

На протяжении игры у детей старшего дошкольного возраста прослеживается несколько сюжетных линий: мама не только ухаживает за дочкой, но и водит ее в театр, детский сад, шьет ей платье. Дети начинают объединять игры с разными сюжетами, например мастерская игрушек, магазин и детский сад. Игровая деятельность постепенно все больше отходит от реальной опоры на предметы, практические действия и становится воображаемой. Теперь уже не предмет лежит в основе сюжета, а именно в соответствии с сюжетом подбираются предметы, необходимые для организации игры. Под содержанием игры подразумевается то, что выделено и воспроизведено детьми в качестве главного момента действительности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Старший дошкольник все чаще открывает для себя за внешними действиями и атрибутами скрытые социальные отношения.

В сюжетно-ролевой игре между детьми 5-7 лет складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей – важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее. В игре дошкольник учится уступать сверстнику.

Старший дошкольник стремится к совместной со сверстниками игре. Он соглашается выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение, сдерживает свои личные желания и подчиняется требованиям других детей.

В выборе партнеров для совместных игр дети старшего дошкольного возраста опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Немаловажное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов. Реальные отношения в сюжетно-ролевой игре имеют место и тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. В старшем дошкольном возрасте конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

Необходимо сделать так, чтобы в детском саду организация сюжетно-ролевых игр обеспечила детям интересную, содержательную жизнь, безусловно, удовлетворяла потребность в играх, в ходе которых воспитывались бы у них навыки общественного поведения, качества личности, характерные для русских людей (доброта, вежливость, скромность, общительность и т. д.). Например, организуя игру «Путешествие», воспитатель сообщает дошкольникам, что в пути заболела дочка-кукла. Педагог обращается к детям за помощью и дает возможность проявить чуткость и внимание к больному. Дети могут оказать помощь раненному товарищу в сюжетно-ролевой игре «Армия», спасти от огня ребенка в игре-драматизации по произведению С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», помочь пассажирам покинуть тонущее судно, спасти человека, смытого за борт волной.

Большую возможность для формирования гуманизма, доброты, заботливости содержат игры на бытовые темы – в семью, детский сад, больницу. В играх типа «Праздники» («День рождения», «8 Марта» и т. д.) эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности, общительности. Специфика бытовой игры требует единства воспитательной работы в детском саду и семье. Процесс руководства бытовыми играми предполагает опору на положительные образцы поведения взрослых в семье. В воспитании гуманных чувств огромное значение имеет и личный пример педагога. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Примером может служить игра «Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам. На первом этапе этой игры, как правило, выясняется, что дети плохо знакомы с правилами вежливости, не умеют считаться с другими людьми, не знают, в какую дверь лучше войти или выйти и почему так надо поступать. Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость. Одновременно в группе воспитатель может читать книги соответствующего содержания, вести беседы.

На содержание игры существенно не влияет, вежлив ли продавец в обращении с покупателями или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому правила культурного поведения педагогически направленной игровой деятельности вводятся в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент. Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Выполняя роль, дошкольник учится взаимодействию с другими людьми, сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями, демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

Воспитание гуманного отношения к сверстнику в дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевых игр

Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей в детском саду. Стержнем и показателям нравственной воспитанности человека является характ...

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...