Доклад " Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста".
материал

Пыжьянова Светлана Викторовна

Формированию у ребенка математических представлений, способствует использование разнообразных дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d.igry_v_protsesse_matem_razv.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

« Дидактические игры в процессе

математического  развития детей

дошкольного возраста».

2020 г.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана  на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность, осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.  Дети любят игры хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

 Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует  на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Дидактические игры и игровые упражнения, стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом, начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Формированию  у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношение цифры и числа, количества и цифры, развивают умение ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. Если у ребёнка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите его самого считать предметы вслух. Постоянно считайте разные  предметы ( книжки, мячи, игрушки, ложки, кружки ), время от времени спрашивайте у ребёнка: « Сколько чашек стоит на столе? Сколько лежит журналов? Сколько детей гуляет на участке?» Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр. Читая ребёнку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить  столько счетных палочек,  сколько например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого – меньше, кого – одинаковое количество. Подготовительная работа по обучению детей элементарно математическим действиям  сложения и вычитания включает в себя развития таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.  Очень важно привить ребёнку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого рекомендуется провести с ним большую работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, её стороны и углы. Попросите ребёнка поставить точку, например, в нижнем левом углу, в правом верхнем углу. Покажите середину клетку  и середины сторон клетки. Подобные упражнения не только знакомят с основными  письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень  помогать ребёнку при обучении написания  букв.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задача содержит в себе некий подвох. И для ее решения необходимо понять, в чем туту хитрость. Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребёнку знания из области математике, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся писать, читать и считать. Самое главное – это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной форме.

 Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре, постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к изучению математике с самого раннего возраста снимает из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний. Устойчивый интерес к изучению математике должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения.

Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа ( решения), как правило, необходим предварительный анализ условий. Правил, содержание игра или задачи. По ходу решения  требуется применение  математических методов и умозаключений.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. К тому же не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребёнка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребёнку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удается сконцентрировать  внимание и  привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только  игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и самому предмету обучения.

 Таким образом, в игровой форме  прививание ребёнку знания из области математики, научите его выполнять  различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия: учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков помогают близкие люди – его родители, педагог.  Математика может  и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания должны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогом исследовательской деятельности "Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста"

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнк...

Дидактическая игра по математическому развитию детей дошкольного возраста "Танковые войска".

Математика постоянно встречается и используется в нашей жизни, чем бы мы не занимались. Многие ребята мечтают стать военными. И в армии не обойтись без математики. Вашему вниманию предлагаю дидактичес...

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

В практике дошкольного воспитания особая роль принадлежит дидактическим играм, как средству обучения и всестороннего развития детей. Дидактические игры используются при выполнении всех разделов програ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.  Использование  дидактических игр помогает  лучшему восприятию материала и поэтому ребенок ...

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста"

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний, как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение...

"Роль дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-это целеноправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир....