консультация
консультация

Ермакова Юлия Владимировна

Консультация для родителей

«Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности»

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполгает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и  активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме: ‒ подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей; ‒ дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься; ‒ в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели; ‒ по окончании игры (после небольшой паузы) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, еѐ самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. При организации и проведении организованной образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей: 1 этап – погружение ребенка в сюжет  образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей. 2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение. 3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений. Планируя мероприятия, мы соблюдаем дидактические требования, в соответствии с которыми: ‒ четко определяем педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе; ‒ уточняем, на каком этапе можем применять мультимедийные средства; ‒ согласовываем выбранное средство с другими техническими средствами обучения; ‒ учитываем специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации; ‒ анализируем и обсуждаем с детьми фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала. Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: ‒ предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. ‒ компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей. ‒ наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную. ‒ движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. ‒ постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;222 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ ‒ компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня. Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всѐ это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. В процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что снизилась утомляемость и посещаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью. Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребѐнок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издаѐт звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео- и звукоряда. Набор неречевых звуков и соответствующих им картинок в играх необходимо подбирать с учѐтом уровня развития таких детей, тогда эта технология даѐт очень стойкую мотивацию к обучению, желание добиться успеха, сделать задание до конца. Обучение с использованием электронных игр повышает познавательную активность и решает поставленные задачи речевого развития, позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества.

 Список литературы: 1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада»: учеб. пособие. – М., 2004. 2. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). 3. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 315 с. – Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ. 4. Ярусова Е. А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.Дошкольная педагогика 223 5. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8. 6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4. 7. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11. 8. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». – М.: Сфера, 2008. 9. Федеральный государственный образоват

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_konsultatsiya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности»

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполгает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и  активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме: ‒ подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей; ‒ дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься; ‒ в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели; ‒ по окончании игры (после небольшой паузы) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, еѐ самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. При организации и проведении организованной образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей: 1 этап – погружение ребенка в сюжет  образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей. 2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение. 3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений. Планируя мероприятия, мы соблюдаем дидактические требования, в соответствии с которыми: ‒ четко определяем педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе; ‒ уточняем, на каком этапе можем применять мультимедийные средства; ‒ согласовываем выбранное средство с другими техническими средствами обучения; ‒ учитываем специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации; ‒ анализируем и обсуждаем с детьми фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала. Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: ‒ предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. ‒ компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей. ‒ наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную. ‒ движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. ‒ постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;222 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ ‒ компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня. Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всѐ это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. В процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что снизилась утомляемость и посещаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью. Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребѐнок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издаѐт звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео- и звукоряда. Набор неречевых звуков и соответствующих им картинок в играх необходимо подбирать с учѐтом уровня развития таких детей, тогда эта технология даѐт очень стойкую мотивацию к обучению, желание добиться успеха, сделать задание до конца. Обучение с использованием электронных игр повышает познавательную активность и решает поставленные задачи речевого развития, позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества.

 Список литературы: 1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада»: учеб. пособие. – М., 2004. 2. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). 3. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 315 с. – Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ. 4. Ярусова Е. А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.Дошкольная педагогика 223 5. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8. 6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4. 7. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11. 8. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». – М.: Сфера, 2008. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....