Проект "Огород в Простоквашино"
проект (старшая группа)

Серякова Ольга Сергеевна

Цель: формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в ходе выращивания культурных растений в условиях группового помещения; создание условий для взаимодействия педагогов, детей и родителей при создании огорода на окне по мотивам мультсериала «Простоквашино».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида

 Проект

 

«Огород в Простоквашино» (старший дошкольный возраст).

Разработан воспитателями старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Серяковой Ольгой Сергеевной,

Тюкаловой Ириной Геннадьевной.

г.о.г. Шахунья

2021 год

  1. Информационная карта.

Наименование проекта

Проект «Огород в Простоквашино».

Автор и

участники

проекта

Авторы проекта: Серякова Ольга Сергеевна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида; Тюкалова Ирина Геннадьевна - воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.

        

Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно -исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Лучший вариант - это создание огорода на окне

Цели и задачи проекта

Цель: формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в ходе выращивания культурных растений в условиях группового помещения; создание условий для взаимодействия педагогов, детей и родителей при           создании огорода на окне по мотивам мультсериала «Простоквашино».

Задачи:

1. Сформировать у детей элементарные естественно-научные представления, трудовые навыки:

расширить знания детей о выращивании культурных растениях;

формировать умение выращивать рассаду овощных и культурных растений: сажать, сеять семена овощей, цветов, ухаживать за растениями в комнатных условиях;

продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, и отражать наблюдения в дневнике наблюдений;

обобщать знание детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло);

формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения;

воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.

2.Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.

Краткая аннотация содержания проекта

Проект содержит описание работы для создания благоприятных условий воспитательно-образовательной работы с детьми, с помощью специально организованной деятельности и созданной разнообразной предметно – пространственной развивающей среды.

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием. Но нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у нас на подоконнике. Это могут быть лук, укроп, и даже листья салата. Так приятно самим вырастить замечательные полезные дары природы. Огород на подоконнике - отличный способ расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей. В проекте предусмотрено создание специальной предметно-развивающей среды, способствующей формированию безопасного поведения  и взаимодействие с родителями (законными представителями).  

Предусматривается использование ИКТ-технологий.

Сроки выполнения проекта

     

С  29 марта по 30 августа 2021 г.                                                               

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Мультсериал  «Простоквашино», ноутбук, интерактивная доска, принтер, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия; инвентарь, необходимый для создания огорода на окне, грунт для рассады, семена, оформление для огорода.

 

  1. Актуальность и важность данной проблемы.

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно -исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания). Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Лучший вариант - это создание огорода на окне 

         

  Отсюда  и  появилась  необходимость  создания  проекта  «Огород в Простоквашино», для создания благоприятных условий воспитательно-образовательной работы по формированию у детей интереса к познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в ходе выращивания культурных растений в условиях группового помещения; для взаимодействия педагогов, детей и родителей.              

Данный проект позволит разнообразить предметно – пространственную развивающую среду, воплотить творческие задумки взрослых для расширения возможностей развития образовательной среды.  

Оформление огорода на окне – работа непростая, требующая материальных затрат. Поэтому без привлечения родительской общественности не обойтись. И благодаря совместным усилиям педагогов, воспитанников и их родителей огород обязательно появится на окне в группе детского сада.

Проблема:

уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.

Было решено целенаправленно заниматься этой проблемой, поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

По продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 23 марта по 30 августа 2021 г.

Участники проекта: воспитатели группы, дети и родители.

Цель проекта: формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в ходе выращивания культурных растений в условиях группового помещения; создание условий для взаимодействия педагогов, детей и родителей при создании огорода на окне по мотивам мультсериала «Простоквашино».

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

1.Сформировать у детей элементарные естественно-научные представления, трудовые навыки:

расширить знания детей о выращивании культурных растениях;

формировать умение выращивать рассаду овощных и культурных растений: сажать, сеять семена овощей, цветов, ухаживать за растениями в комнатных условиях;

продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, и отражать наблюдения в дневнике наблюдений;

обобщать знание детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло);

формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения;

воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.

2.Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.

3. Сбор и анализ информации по избранной теме.

Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов: 

сбор информационного материала по программе детского сада по старшей группе «Что должно присутствовать в «Огороде на окне»;

создание условий для организации работы в «Огороде на окне»:  закупка семян, оборудования для огорода на окне;

составление плана мероприятий по организации детской деятельности;

составление плана основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности;

 анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями).

 

  1. Реализация плана действий проекта.

Этапы реализации проекта

I этап – организационный (с 23.03. – 28.03.2021 г.)

Для реализации задач мы составили план работы по созданию «Огорода в Простоквашино»:

  • знакомство с положением конкурса;
  • определение идеи проекта;
  • разработка проекта;
  • подготовка материалов, оборудования, декора для создания огорода;
  • видеоотчет проекта.

Работу по реализации данного плана создания построек мы начали с выбора темы. Она соответствует календарно-тематическому планированию, возрасту и интересам детей.

Вовлечение родителей в разработку проекта - совместная разработка плана проектной деятельности на тему «Огород  в Простоквашино»: планирование размещения построек; планирование украшения построек.

II этап - творческий  (основной) (28.03. – 23.04.2021 г.)

 Совместная деятельность – посадка.

Наблюдение и уход за «огородом».

Рассматривание альбома «Что мы посадили».

Беседа «Какие витамины есть в овощах?»

Беседа «Какие растения можно встретить в нашем краю».

 

III этап - оценочный (с 23.04. по 30. 08. 2021 г.)

Оформление видеоотчета по результатам проекта.

Участие в смотре-конкурсе «Огород на окне» на базе ДОУ.

Организация видеоотчета для родителей «Огород в Простоквашино» в групповом помещении.

Размещение фотоотчета о реализации проекта на сайте МААМ.

Посадка растений на клумбу и огород на улицу.

 

Форма работы с детьми

 

Продуктивная деятельность: Макет (лепка) «Овощи на грядке», свободное рисование (лепка, аппликация) овощей, лейка, сюжетов сельской и дачной жизни. Обьемная совместная с изо-руководителем работа «Морковь на грядке».

Двигательная, игровая, музыкально-художественная деятельность: настольно - печатные игры -  «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород»; Сюжетно-ролевые игры - «Овощной магазин», «Повара»;  Драматизация сказки «Репка».

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на даче»,  «Как я помогаю на  огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород»,  О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах.

Познавательно – исследовательская деятельность:  составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Труд: полива огорода, коллективные и  индивидуальные трудовые поручения.


  1. Ожидаемые результаты проекта.

 

Дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями.

С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

Формировать у детей уважительное отношение к труду.

Создание в группе огорода на подоконнике.

Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

Активное участие родителей в реализации проекта.

По реализации проекта « Огород на окне» были получены следующие результаты:

Дети:

Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили

необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережно относится к растительному миру.

В группе был создан огород на окне (по мультфильму «Трое из Простоквашино»)

Дети стали более уважительно относится к труду.

Из  семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, цветочную рассаду, рассаду томатов, перца, прорастим расточки у клубней картошки, фасоль,  тыкву,семена подсолнуха и огурцов. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться наблюдать и делать  первые выводы.

Родители:

 

1.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги:

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми. 

 

Выводы:

    На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями. 

    Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Литература и интернет источники:

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

«Формирование целостной картины мира» под ред. О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеевой, М. 2015 г.

Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.

http://www.maam.ru/

http://mirdoshkolnikov.ru/

http://nsportal.ru/

http://dohcolonoc.ru/

Методическая литература:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

 

Интернет – ресурсы: http://vospitateljam.ru/; http://planetadetstva.net/; http://dou-sad.ru/; http://www.moi-detsad.ru/; http://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/.

Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они?. Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.

«Формирование целостной картины мира» под ред. О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеевой, М. 2015 г.

Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2008

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

 

Материал и оборудование для оформления огорода на окне:

 

Семена культурных растений – цветов: бархатцы,астра луговая, настурция.

Семена огородных растений: укроп, петрушка, салат, томаты, огурцы, фасоль, перец, тыква,мелисса, морковь, свекла.

Земля, контейнеры для посадки, лейки.

Заборчик, домик, творческое оформление огорода на окне.

 

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Поговорки:

«Огород – для семьи доход».

«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

Картошка да каша – еда наша.

Картошку копать, не руками махать.

Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

Без труда картошка не родится никогда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История про Простоквашино

Занятие в подготовительной группе на развитие мышления. Дети помогают героям мультфильма из деревни Простоквашино. Дети помогают Шарику  "сделать фотографии" героев из деталей "Монгольской и...

Осень в Простоквашино. Сценарий утренника для детей младшей и средней групп

Почтальон Печкин приносит в детский сад письмо от дяди Федора с просьбой навестить в Простоквашино его друзей. Дети собираются и едут к Шарику и Матроскину на поезде. Приехав они застают Шарика за его...

«В гости в Простоквашино»

Технологические карты по методу проекта....

Развлечение для детей подготовительной к школе группы "Осень в ПРОСТОКВАШИНО"

Программное содержание:Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровы...

"В гости в Простоквашино"

Технологическая карта проекта. Цель этого проекта – познакомить детей с трудом работников сельского хозяйства (фермеров); рассказать о том, что результаты труда фермеров зависят от работы электри...

Игровая образовательная ситуация во второй младшей группе "Путешествие в Простоквашино"

В разработке предоставлен игровой материал для закрепления знаний детей по теме "Транспорт"...

Бадӟым группаысь нылпиослы дышетон ужманеръя конспект Простоквашиное путешествие (Путешествие в Простоквашино)

Материал для педагогов, изучающих удмуртский язык с детьми дошкольного возраста...