Возрастные психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития ребенка, чтобы воспитать его сильной, гармоничной личностью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста.

            В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития ребенка, чтобы воспитать его сильной, гармоничной личностью.

            На смену наглядно-действенному мышлению, характерному для психологии детей младшего дошкольного возраста, приходит наглядно-образное мышление. Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.

            Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, ребенок четырех лет интересуется, когда мама придет за ним в садик. Вы объясняете, что она вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы ребенок вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить режимные моменты и занятия, по завершении которых мама за ним придет.

            Внимание дошкольника все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности.

            В возрасте 4-5 лет у ребенка начинает формироваться произвольная память. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по разучиваемому произведению.

            В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Идет интенсивный рост словарного запаса.

            В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это нормальное явление - промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

          Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно тщательно следить за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком, так как дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом, как можно чаще, сопровождая словесными комментариями все свои действия.

           Кроме бытовой речи, положительным является разучивание скороговорок, стихов — все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

            В период дошкольного детства игра является ведущей деятельностью.

            Игры дошкольников можно разделить на три категории: подвижные - в первую очередь способствующие физическому развитию; образовательные — развивающие интеллект; сюжетно-ролевые — наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

            По мере взросления дошкольники начинают все больше стремиться к совместным играм. В 4–5 лет сверстник становится гораздо более желанным партнером по играм, чем взрослый. Старшие дошколята гораздо лучше младших товарищей справляются с распределением ролей и, как правило, не нуждаются в помощи взрослых. Старшие дошкольники легко собираются в небольшие группы и способны играть вместе часами напролет, изображать довольно сложные социальные события или воплощая в жизнь взаимодействие сказочных персонажей.

            В процессе игры дошкольники учатся координировать свои действия друг с другом, включаются в отношения лидерство/подчинение. Отказываться от сиюминутных желаний, дабы не нарушать установленные правила игры. Таким образом, развивают навыки самоконтроля и межличностного общения.

            В дошкольный период закладываются важные основы самооценки ребенка. Отношение к собственной личности у ребенка формируется на основе того, как к нему относятся в раннем детстве значимые взрослые, в первую очередь родители.

            Если родители не поддерживают естественную активность, непосредственность дошкольника, то у него может сформироваться нереалистичная самооценка, как правило, заниженная. Необходимо поощрять инициативность и любознательность ребенка, не отмахивайтесь от его бесконечных вопросов «почему». Все то, что взрослому кажется обыденным, элементарным и понятным, ребенком воспринимается впервые.