Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Татьяна Викторовна Обвинцева

Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов

«Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

«Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель : Помочь воспитателям в работе по развитию моторики и графо-моторных навыков у дошкольников .

Мелкая моторика -  движение  мышц кистей рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Одна из сторон двигательной сферы ребенка, которая непосредственно связана с овладением ребенком предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

Графо-моторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет правильно удерживать пишущий предмет, рисовать, раскрашивать, копировать узоры и т.д.

Графо-моторные навыки включают в себя мелкую моторику (контроль силы и быстроты движений кисти и пальцев). Зрительный анализ и синтез, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация, пространственная ориентация.

 Развитие мелкой моторики ребёнка 6-7 лет —показатель готовности к обучению в школе. Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие ребенка.

Доказано, что период с 4 до 7 лет является сенситивным для развития графо-моторных навыков и ручной умелости, а мышечная память в этот период очень цепкая.

Рассмотрим возрастные особенности развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

-   В 1 год: малыш перекладывает предмет из одной руки в другую, берет 2 предмета одновременно и стучит ими, хватает предметы большим и указательным пальцем, вынимает предметы из ящика и складывает их обратно, показывает указательным пальцем, переворачивает страницы, собирает пирамидку, ставит кубики друг на друга.

- В 2 года: малыш собирает картинку из 3 частей, чертит на бумаге, расстегивает молнию, снимает одежду, расстегивает крупные пуговицы, переворачивает страницы по одной, открывает и закрывает крышку на банке.

- В 3 года: малыш хватает карандаш 3 пальцами, надевает бусинки на проволоку, находит предмет в песке без подглядывания, сгибает лист посередине и складывает его, рисует круги, собирает картинку из 4 частей, застегивает крупные пуговицы.

- В 4 года: режет ножницами, застегивает и расстегивает пуговицы, проводит линию, соединяющую предметные картинки, откручивает болт, поворачивает ключ в замке, держит правильно карандаш, собирает крупный пазл, рисует фигуру человека, открывает спичечный коробок.

Формирование двигательных навыков продолжается до 5-7 лет.

Рассмотрим возрастные особенности развития графо-моторного навыка при нормальном развитии:

- В 1,5-2 года: малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения, не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

-В 2-3 года: как правило,  малыш держит карандаш сверху, зажимая его в кулаке, движения спонтанные.

-В 3-3,5 года: линии становятся более определенными, четкими, осмысленными, улучшается координация при выполнении вертикальных движений, овалы и круги неровные. Умеет ограничивать длину линий и рисовать их почти параллельными.

-В 5 лет: выполняет горизонтальные и вертикальные линии. Способен ограничивать протяженность линии, делать их более ровными, четкими, правильно удерживая пишущий предмет. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

-В 6-7 лет:  копирует геометрические фигуры, соблюдая их пропорции и размер. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. В  этом возрасте ребенку доступны любые штрихи и линии.

Основные направления в работе по развитию графо-моторных навыков.

Цели: развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготовить руку ребенка к письму. Сформировать элементарные специфические графические навыки. Развивать зрительно-моторную координацию, точность, гибкость, ритмичность движений. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

При развитии графических навыков ставятся следующие задачи: - научить ребенка правильно держать карандаш, проводить различные линии  по образцу, дорисовывать, закрашивать, не выходя за контур, копировать, штриховать, дорисовывать зеркально рисунок, продолжать рисовать узор далее, по образцу, графические диктанты. Учить работать, соблюдая  правильную осанку.

Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр (на физкультминутках)– позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает мелкую моторику, помогает снять напряжение.

          Нетрадиционный метод Су-Джок терапии (массажные колечки, шарики и валики), самомассаж, точечный массаж- активизация речевых зон головного мозга, нормализация тонуса мышц.

Упражнения, направленные на развитие графических навыков:

 1) Работа в тетрадях в клетку, в прописях.

 2)Обводка по трафаретам и линейкам.

 3) Знакомство с различными линиями, пространственная ориентация на листе и в тетрадях в клетку.

 4) Выполнение различных штриховок.

 5) Рисование, дорисовка карандашами.

Обучение правильному захвату карандаша следует начинать, когда ребенок впервые его берет для рисования. К школе навык письма должен быть доведен до автоматизма.

Признак недостаточной работы пальцев рук - поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Этапы формирования правильного графического навыка

 Учимся рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии:

-Обводка линий, рисование линий по образцу.

-Учимся соединять линиями точки, предметные картинки. «Соедини одинаковые картинки, соедини, кто что ест».

-Рисуем прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.  «Проведи машину по дорожке, ежика к грибочку».

-Прямые и наклонные параллельные линии. «Рисуем иголки у елки, бревна у дома».

-Полуовалы верхние, нижние. «Рисуем грибочки».

-Круги и овалы. «Рисуем колеса, огурчики».

-Ломаные линии (плавно передвигая руку). «Рисуем забор».

-Волнистые линии, прерывистые линии. «Рисуем волны, дождик» .

Учимся обводить:  по трафарету, линейкам (внутри), формочки (снаружи), по контуру фломастером, через кальку.

Учимся штриховать:

-  В тетради в клетку (крупную, мелкую) – обводим  горизонтальные линии, обводим вертикальные линии, обводим горизонтальные и вертикальные линии.

- Горизонтальными линиями, вертикальными, наклонными, волнистыми, зигзагообразными, прерывистыми, петлеобразными линиями и т.д.

Учимся дорисовывать предметы:

-Отдельные элементы.

-Вторую половину (зеркально).

Учимся работать в тетради в клетку:

-Рисование орнамента по клеткам по образцу далее.

-Срисовывание узоров, рисунка по образцу.

-Графические диктанты.

-Зеркальная дорисовка по клеткам.

Учимся печатать буквы, цифры:

Формирование графического образа букв, цифр, дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство, профилактика зеркального написания графем и цифр.

Основные направления работы по возрастам и возрастным группам  над улучшением крупной и мелкой моторики рук, развитию графо-моторных навыков.

2-3 года (первая младшая группа):  Мотивировать двигательную активность в игре. Развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения. Для развития мелкой моторики необходимо: выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (массаж роликами, кольцами Су-джок).

3-4 года (вторая младшая группа): Формирование правильной постановки руки при рисовании, умения рисовать вертикальные и горизонтальные линии. Раскрашивать предметы, обводка по контуру. Развитие мелкой моторики сопровождать стихами, массаж кистей  и пальцев рук, пальчиковая гимнастика), игры на развитие тактильного восприятия - нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом, макаронами («сухой бассейн»), игры с песком.

4-5 лет (средняя группа): Формирование умения рисовать прямые линии, округлые линии, круги, овалы. Раскрашивание, не выходя за контур, обводки по линейкам, формочкам, по контуру через кальку. Для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж рук карандашами, кольцами Су-джок, прищепками, использование кистевого эспандера, шнуровки, «сухой бассейн», игры с палочками, прищепками и др. упражнений и игр.

5-6 лет (старшая группа): Формировать умение  рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии. Штрихование в тетради в клетку (обводка вертикальных и горизонтальных линий),  по образцу вертикальных, горизонтальных параллельных линий, наклонных, волнистых и др. не выходя за контур. Печатать буквы алфавита в тетради в линейку, цифр в тетради в крупную клетку (в двух клетках). Для мелкой моторики используем ниткотерапию (нитка, цепочка), работу с проволокой, ножницами, бумагой, пластилином и пр.

6-7 лет (подготовительная группа):  Завершение работы по подготовке руки ребенка к письму. Ознакомление с тетрадью в клетку и умение ориентироваться в ней. Формирование умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве (клетке, линейке). Рисование в тетради в клетку сложных изображений, предметов, требующих анализа и синтеза.  Написание букв, слогов, слов, предложений печатными буквами в тетради в мелкую клетку. Все задания направлены на развитие глазомера, четкой координации.

 Для развития мелкой моторики и координации важно, чтобы ребёнок систематически упражнялся разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей (спичек и пр.). Выполнение заданий на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек и др.

Творческие занятия по изобразительной деятельности,  направленные на развитие мелкой моторики рук:

1) Рисование в традиционных и нетрадиционных техниках (ладонью, пальцами рук) с использованием самых разнообразных изобразительных и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)

 2) Рисование красками, кисточками, карандашами, по манке и пр.. 3) Аппликации разными техниками (обрывания, с использованием природного материала, пластилина). 4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.) 5) Конструирование из бумаги и др.

 Развитие ребенка в быту, ручной труд:

1) Стирка вручную мелких предметов одежды.

2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды.

3) Одевание, раздевание,  складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц и пр.

4) Шитье, пришивание пуговиц, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение.

 5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).

Некоторые виды игр для детей 2-4 лет по развитию мелкой моторики:

-Крутить волчки.

 -Скатывать из пластилина шарики и колбаски, разрезать их стеком пополам, отрезать  от них части.

 -Набирать  воду из стакана пипеткой и капать по капельке.

-Складывать лист бумаги пополам и еще пополам.

- Закручивать и откручивать крышечки на бутылках.

-Рисовать по манке.

 -Разложить по чашкам фасоль и горох двумя рукамим  (рис и гручку). -Собирать в одну руку пуговицы той же рукой (карандаши). Поменять руку.

-Прятать платок в руке одной рукой, потом в другой.

- «Пальчики шагают» по столу вперед и назад в «туфельках» (крышечках от бутылок).

- Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, крючки на одежде.

- «Вешаем сушить»- прищепляем прищепками платки на веревку.

-Завязывать и развязывать узелки на веревке.

- Сминать и расправлять листы бумаги.

- Отрывать клочки от листа бумаги. Отрывать полоски от листа бумаги сверху вниз.

-Наматывать на клубок ниток толстую нитку, разматывать.

-Щелчками пальцев сбивать шашки и т.п.

-Отрезать ножницами кусочки бумаги.

-Заводить игрушки с моторчиком и пускать их в воду.

-Двумя пальцами крутить карандаш на столе и в воздухе.

-Щелкать средним и большим пальцем.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже с раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка. В ходе многочисленных опытов и наблюдений ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и благоприятно действуют на развитие коры головного мозга. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть домашних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, перебирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстёгивание застежек, завязывание шнурков и т. д.) Если руки не развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

 1.В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как: «Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой; «Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой; «Непослушные шарики» (Используются шарики разной фактуры — деревянные, резиновые) — дети катают их по столу вперед-назад, в стороны, по кругу» «Дует, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера). Сжимая грушу дети делают «ветерок» на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги. Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста. Игра «Прятки» — дети прячут шарики в тесто, а потом находят их. «Я пеку, пеку, пеку» — детям предлагается сделать пирожки и в качестве начинки можно использовать желудь, каштан или крупные фасолины. «Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке. Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки; «Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и сделать снежки; «Курочка Ряба» — коробочки от киндер сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают; «Подарки» — дети заворачивают в фольгу небольшие игрушки.

2.Пальчиковые игры. Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками можно использовать такие игры: «Лапки-царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук. Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и старшем возрасте до 10–15 минут в день. Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зайчик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.

3.Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки). Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом. Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка), «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания.

4.Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка. Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание), «Развяжи бантики» (развязывание), «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин). Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.

5.Игры и упражнения со счетными палочками. Для малышей предлагаются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений). С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использованием схем), «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

6.Игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно.

7.Игры и упражнения с прищепками. Для развития силы рук, соотносящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно младшим детям предложить игры: «Ловим раков», «Белье высохло», Солнышко светит», Мамины помощники», «Прятки» и другие.

 8.Рисование и раскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. В работе с детьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные и гуашевые краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки. Раскрашивание раскрасок развивает согласованные действия зрительного и двигательного анализатора и укреплению движущего аппарата пишущей руки. Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать в одном направлении.

9.Лепка. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит уровень умений зависит от владения собственными руками. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику. В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто. Младшие дошкольники отщипывают от большого куска маленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, делают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ-топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формирования у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из маленьких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить барельеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, интересный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка), придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).

 10.Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника. В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки). Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, составлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции. Работа с бумагой (обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок (оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности и согласованности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.

 11.Штриховка. Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка. Раскрашивание рисунков с использованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений. Начинать занятия необходимо с раскрашивания короткими частыми штрихами, затем круговая штриховка от центра рисунка, а затем штриховка длинными параллельными отрезками. Во время штриховки нельзя выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

 12. Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям предлагаются задания «Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй лабиринт». При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». (В.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Нетрадиционные формы и методы работы в развитии мелкой моторики и формирования речевых функций у детей дошкольного возраста

Методический материал по использованию нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики и формирования речевых функций....

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассу...

Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет "Цветущая сакура". Цель: развить мелкую моторику рук, творческие способности, интерес у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования.

КонспектЦветущая сакура. Нетрадиционное рисование. Цель: развить мелкую моторику рук, творческие способности, тнтерес детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционной техники в рисовании...

Консультация для педагогов «Мелкая моторика и развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...