«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (средняя группа)

Чуфистова Елена Юрьевна

Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_chufistovoy.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка –

детский сад №16 «Белочка»

D:\со старого компьютера\картинки все\фоны для буклетов\53644388.jpg

Выступление из опыта работы

«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила:

воспитатель Чуфистова Е.Ю.

   Одной из особенностей современного дошкольного образования является активное использование проектирования, позволяющего обогатить жизнь детей интересным содержанием и объединить всех участников образовательных отношений для достижения цели и задач совместно разработанного проекта.

   Общеизвестно, что продукты проектной деятельности могут быть различными. Особый интерес, в качестве продукта, на мой взгляд, представляет сюжетно-ролевая игра.

   Убеждена, что именно в игре, этой чрезвычайно привлекательной для детей деятельности, происходит эффективное освоение каждым ребенком позиции субъекта деятельности. Сегодня это актуально с точки зрения требований образовательного стандарта и в полной мере соответствует запросам современного общества.

   В чём проявляется детская субъекность в игре?

   Прежде всего, в интересе к игре. Такой интерес исподволь формируется у детей в разных видах деятельности. Если речь идёт о проекте, то совсем не обязательно, чтобы проект был игровым. Например, игра "Мы - геологи" является одним из продуктов исследовательского проекта "Удивительный мир камней".

   Кроме интереса к игре, детская субъектность проявляется в активности и избирательности, которые находят выражение в разных формах инициативности участия каждого ребёнка в игре.

   А также - в самостоятельности и творчестве при выдвижении игровых замыслов, создании выразительных игровых образов и использовании сюжетосложения как способа построения игры.

   Среди показателей сформированности позиции субъекта следует отметить коммуникативные умения, которые предполагают познавательное, деловое и игровое общение со сверстниками и взрослыми; использование вербальных и невербальных способов общения, а также, способность заметить настроение партнёров по игре и адекватно реагировать на него.

   Принято считать, что в старшем дошкольном возрасте, игра- это подлинно самостоятельная и творческая деятельность. Однако, такой она становится при умелом руководстве, направленном, с одной стороны, на обогащение тематики игр за счёт появления интересных замыслов с решением как репродуктивных, так и инициативных игровых задач, а с другой- на побуждение детей к отображению в игре разнообразных действий взрослых, взаимодействия и общения между людьми.

   Размышляя о репродуктивности и инициативности игровых задач, я бы хотела отметить условность такого разделения. Например, в игре "Мы - геологи" любая игровая задача содержит и то и другое: дети становятся в условия, когда им необходимо обратиться к незнакомым людям с просьбой, или когда предлагается самостоятельно организовать игру на привале. Когда-то каждый ребёнок проживал подобные ситуации, но именно такие 0 в первый раз.

   В создании продуктов группового проекта, в том числе- в подготовке к игре, всегда принимают участие педагоги детского сада.

  Особенностью проекта "Удивительный мир камней" стала глубокая интеграция деятельности воспитателей и логопеда в условиях комбинированной группы, которая стала возможной за счёт использования игровых "тризовских" приёмов как универсальных инструментов педагогического воздействия.

   Методы и приёмы ТРИЗ изначально предполагают активную позицию ребёнка, тем самым создавая условия для проявления его субъектности: сразу появляется интерес, высокая речевая активность. Это помогает и самому педагогу занять разумную позицию: не навязывать своё мнение и не регламентировать деятельность детей, сводя её к соблюдению определённой последовательности игровых действий, а стать таким же, как и дети, её субъектом.

   Например, рассматривание на системном операторе обломка кирпича, найденного на улице и первоначально принятого детьми за природный камень, и выполнение домашнего задания по поиску информации о кирпиче из разных источников превратились в целое, совместное со взрослыми, исследование. При обмене полученной информации создались возможности для проявления речевой активности детей в деловом общении со взрослыми и сверстниками, с использованием разных форм речи- рассуждения.

   Большой интерес у девочек вызвало рассматривание кольца с рубином при использовании игрового приёма "эвроритм". Разговор очень быстро перешёл от обсуждения конкретного объекта к вопросам красоты и привлекательности в целом.

   Мальчиков привлекла игра в "шифровщики", когда информация о камне кодировалась в морфологическую таблицу с использованием моделей признаков, таких как цвет, размер, форма, температура, вес, рельеф и др. (всего их 17 признаков).Они обменивались закодированной информацией и занимались её расшифровкой, угадывая выбранный объект.

    В процессе реализации группового  проекта семьи воспитанников всегда оказываются в гуще событий. Приятно, что удаётся привлечь их не только для создания игровой среды, но и использовать богатый потенциал родителей как представителей разных профессий или увлечений. Например:

    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что иногда в современной литературе звучит мнение о том, что игра перестала быть главным делом ребёнка- дошкольника и утрачивает свою актуальность. Не могу согласиться с этим мнением. Конечно, игра стала другой, и моя задача заключается в том, чтобы её современными сюжетами и в ходе инициирующего общения с детьми создать условия для совершенствования субъективной позиции каждого ребёнка в активной и интересной для него деятельности.

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....

Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

Каковы наиболее эффективные пути развития игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному и социально-коммуникативному развитию с элементами сюжетно-ролевой игры, для детей старшего дошкольного возраста «Звери заболели».

Данная методическая разработка поможет в игровой форме закрепить у детей представления о животном мире Африки, о профессии "Ветеринар", её значении, трудовых операциях и медицинских инструме...

Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.

Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...

Педагогическая мастерская. Игровая деятельность, как средство познания мира. Игра: "Доктор" дети старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность - это вид деятельностив условиях стуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением дошкольни...

Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»

Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...

Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"

     Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...