Проект "Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника".
проект (старшая группа)

Актуальность:

Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.

В нашем детском саду одна подготовительная группа и две старшие группы. Сложность работы педагога-психолога и педагогов дошкольного учреждения заключается в том, что большая часть детей, поступивших к нам в данные группы, не посещали детские образовательные учреждения, развивающие центры, Родители  данных детей, в связи с  занятостью на работе, не уделяли должного внимания воспитанию и образованию ребенка. Также большой процент семей, когда у нашего ребенка дошкольного старшего возраста в семье растут братишки и сестренки младшего возраста. И во многих семьях большего внимания удостаиваются младшие дети. И в первом и во втором случае наблюдаются педагогическая запущенность детей.

Основная идея:

Подвижные и дидактические игры играют большую роль в формировании произвольного поведения детей, развития речи и познавательных функций.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра учит добиваться цели и преодолевать импульсивные желания. Е.О. Смирнова отмечает, что в дошкольном возрасте произвольность формируется, прежде всего, в ведущей для дошкольников игровой деятельности. В ролевой игре дети намного опережают свои возможности в области регуляции собственного поведения. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения являются игры с правилом, в которых действия ребёнка опосредуются представлением о том, как надо действовать в разных ситуациях.

Цель: формировать произвольное поведение у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. развивать умение подчиняться правилам игры;
  2. учить считаться с мнением товарища;
  3. развивать навыки рефлексии.

Участники проекта:

  • Дети 5 – 6 лет;
  • Родители;
  • Воспитатели;
  • Специалисты ДОУ.

Основные формы реализации: беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_proizvolnost_povedeniya_tomsk.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 1 «Номина» г. Улан-Удэ

Педагог-психолог: Гомбожапова Т.Э -Б

Тема: Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника.

Актуальность:

Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.

В нашем детском саду одна подготовительная группа и две старшие группы. Сложность работы педагога-психолога и педагогов дошкольного учреждения заключается в том, что большая часть детей, поступивших к нам в данные группы, не посещали детские образовательные учреждения, развивающие центры, Родители  данных детей, в связи с  занятостью на работе, не уделяли должного внимания воспитанию и образованию ребенка. Также большой процент семей, когда у нашего ребенка дошкольного старшего возраста в семье растут братишки и сестренки младшего возраста. И во многих семьях большего внимания удостаиваются младшие дети. И в первом и во втором случае наблюдаются педагогическая запущенность детей.

Основная идея:

Подвижные и дидактические игры играют большую роль в формировании произвольного поведения детей, развития речи и познавательных функций.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра учит добиваться цели и преодолевать импульсивные желания. Е.О. Смирнова отмечает, что в дошкольном возрасте произвольность формируется, прежде всего, в ведущей для дошкольников игровой деятельности. В ролевой игре дети намного опережают свои возможности в области регуляции собственного поведения. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения являются игры с правилом, в которых действия ребёнка опосредуются представлением о том, как надо действовать в разных ситуациях.

Цель: формировать произвольное поведение у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. развивать умение подчиняться правилам игры;
  2. учить считаться с мнением товарища;
  3. развивать навыки рефлексии.

Участники проекта:

  • Дети 5 – 6 лет;
  • Родители;
  • Воспитатели;
  • Специалисты ДОУ.

Основные формы реализации: беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.

Ожидаемые результаты:

  • Дети пользуются и подчиняются правилам игры;
  • Дети самостоятельно воспроизводят правила игры и следят за соблюдением правил в игре;
  • Дети самостоятельно вводят новые правила и соблюдают договор в процессе игры;
  • Самостоятельно анализируют проведенную игру.

Этапы реализации проекта:

I этап — Организационный. Моделирование ситуации, выделение проблемы, планирование работы.

II этап — Практический:

  1. Организация игровых мероприятий;
  2. Проведение подвижных игр;
  3. Проведение дидактических игр;
  4. Проведение сюжетно-ролевых игр;
  5. Проведение спортивных праздников со спортивными играми.

III этап — Презентация продукта деятельности:

  1. Стендовая информация для родителей;
  2. Фотовыставки;
  3. Информация на сайте сада;
  4. Рекомендации для родителей по проведению игр с правилами.

IV этап – Итоговый. Рефлексивная сессия: что получилось?

Выступление с докладом на Межрегиональном фестивале педагогических идей, г. Улан-Удэ. Написание статьи по данной теме (публикация 6 декабря 2019 г.), участие в Городском марафоне по преемственности сада и школы.

Критерии

Кол-во детей

До реализации проекта

После реализации проекта

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Умение выполнять правила

27

19

70%

5

19%

3

11 %

7

26 %

6

22 %

14

52 %

Снижение импульсивности в поведении

22

81 %

2

8 %

3

11 %

16

59 %

6

22 %

5

19 %

Выводы:

Таким образом, результаты диагностики показывают эффективность проведенной работы по формированию произвольности поведения, дети учатся регулировать свое поведения, стабилизируется эмоциональный фон, развивается воля,  дети сотрудничают друг с другом, с педагогами сада, с близкими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....

Альтернативные средства коммуникации как средство гашения нежелательных форм поведения

Опыт показывает , что чаще всего преградами для включения ребенка с РАС в группу являются нарушения речи и поведения.Нарушения речи, различающиеся по степени выраженности и  форме, присутствуют у...

Буклет для родителей "Игры для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников"

Данный буклет адресован родителям  и направлен на информирование о различных играх и упражнениях, ориентированных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля старших дошкольников....

Консультация "Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольников "

В дошкольном возрасте очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (устойчивость, переключаемость, объем, концентрация, распредел...

Картотека игр на развитие произвольной регуляции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр на развитие произвольной регуляции поведения детей дошкольного возраста...