методическое пособие «Профилактика речевых нарушений младших дошкольников средствами традиционных и инновационных технологий»
методическая разработка (младшая группа)

Пчёлина Алина Николаевна

Содержание

 

  • Пояснительная записка 
  • Особенности речевого развития детей 3-4 лет
  • Гипотеза, задачи, механизм содержания работы
  • Направления и формы работы
  • План реализации
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon produkt_iod.doc716.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

БОКСИТОГОРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад  №8  комбинированного вида» города Пикалёво

"Ярмарка инноваций в образовании – 2018"

Название продукта ИОД:

методическое пособие

«Профилактика речевых нарушений младших дошкольников средствами  традиционных и инновационных  технологий»

                                                                                 Автор: Алина Николаевна Пчелина

                                                     воспитатель высшей квалификационной категории

г. Пикалево

2018

Содержание

  • Пояснительная записка  
  • Особенности речевого развития детей 3-4 лет
  • Гипотеза, задачи, механизм содержания работы
  • Направления и формы работы
  • План реализации
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения

Пояснительная записка

Участники:  

Дети младшей  группы  

Родители

Воспитатель, учитель - логопед

Актуальность проблемы:

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решений.

Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая для дальнейшего развития ребенка становится фундаментом.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем дошкольном возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:

-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет

-коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

Особенности речевого развития детей 3-4 лет

Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако,  в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

М.Ф. Фомичева [Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. - 239] указывает, что на четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого сянки. Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; слова, состоящие из 3-4 и более слогов. Некоторые дети сосредоточивают свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечают ошибки в их звучании у сверстников.

М.И. Лисина [Лисина, М.И. Потребность в общении / М.И.Лисина // Электрон. б-ки.–1999.] отмечает, что к концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо ромашка или одуванчик).

Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, то есть у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она копотка, а не лопатка).

Согласно исследованиям Ф.А. Сохина[Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. – 1989. - № 3. – С. 39-43.], одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены (Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова, отмечает М.И. Лисина[Лисина, М.И. Потребность в общении / М.И.Лисина // Электрон. б-ки.–1999.], помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова (особенно существительные среднего рода с прилагательными), употребляют падежные окончания (Мама «окны» моет); несклоняемые имена существительные (А у меня на «палъте» пуговица оторвалась), при образовании родительного падежа множественного числа существительных отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом — домов, ручка — ручное); изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

В этом возрасте, по мнению Т.Б. Филичевой[Филичева, Т.Б. Основы логопедии : учеб.пособие для студентов вузов / Т.Б. Филичева. . – М.: Просвещение, 1989.] ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда возможно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

М.Ф. Фомичева [Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения :Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. - 239 с. ] указывает, что на четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого сянки. Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; слова, состоящие из 3-4 и более слогов. Некоторые дети сосредоточивают свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечают ошибки в их звучании у сверстников.

Большинство детей начинают правильно произносить такие трудные для усвоения звуки, как [ы], [э], [х], приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, звук [ц] (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в 3 года произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза ([ш], [ж], [ч1], [щ1], [л], [р]), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук [ш] звуком [с] (суба вместо шуба), [ж] — [з] (заба вместо жаба), [ч'] — [ц] (цасы вместо часы), [щ'] — [с] или [с'] (сенок вместо щенок, савель вместо щавель). Сонорные звуки [р], [р'], [л] дети заменяют звуком [и] или [л'] (йак, ляк вместо рак, лека, йодка вместо река, лодка), по данным Фомичевой.

С появлением шипящих звуков у некоторых детей наблюдается обратная замена, когда эти звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например, там, где надо произносить свистящие звуки (капушта вместо капуста, клизовник вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово пожалуйста могут произносить как «пожаста», температура как «тематура». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох, малыши овладевают умением произносить гласные звуки [а], [у], [и] на одном выдохе в течение 3-4 сек. и более.

В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает ошибки в произношении у своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов (лепа — репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова (би-и-би-и — гудит машина, пи-и-пи-и — пищит мышонок).

К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей — звуки [л], [р]. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков [л], [р]), что не является патологией речевого развития. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

        

Гипотеза:  

 Проведение целенаправленной, систематической и планомерной работы по реализации поставленных задач приведет к положительной динамике в речевом и общем развитии детей младшего дошкольного возраста.

        

Стратегия достижения поставленной цели определяется основными принципами:

• Начинать сопровождение (совместное воспитатель с учителем-логопедом) детей со второй младшей группы.

• Комплексная и системная профилактическая деятельность обеспечивает более высокие результаты.

• Грамотное просвещение и консультационная работа с родителями играют важную роль в профилактике проблем развития ребёнка.

         Механизм реализации - система педагогических и психологических воздействий, инновационных технологий и форм работы  на основе интеграции различных видов детской деятельности.

Цель:

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений.

Задачи:

  • Развивать артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками.
  • Развивать и расширять пассивный и активный словарь.
  • Развивать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох.
  • Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.
  • Развивать правильный, умеренный темп речи.
  • развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
  • Развитие диалогической речи и речевого общения.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Формировать представления об основных сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание.
  • Развивать тактильную чувствительность, пространственную ориентировку, мышление, память, фантазию, воображение.

                                                           

Направления работы

 1.Игровая артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика и артикуляционные сказки,  как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «Логоминутки»

2.Дыхательная гимнастика

3.Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки»: пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг.

4Игры на развитие сенсорных эталонов

5.Кинезиологические упражнения и игровой самомассаж

6.Речедвигательная гимнастика

7.Речевые игры и упражнения на обогащение словаря

                                                                       

                                                                     Артикуляционная гимнастика.                                                          

           

       Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.                                                                                                                      

Биоэнергопластика

 Синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных

                                                                           

Артикуляционные Сказки

Нравятся детям и дают положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде сказок, стихов вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности. Артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.

           

Развитие мелкой моторики – пальчиковый игротренинг

       Пальчиковый игротренинг  направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей. Проводится ежедневно. В своей работе широко используем такой дидактический материал -  как камешки Марблс (литотерапия). Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Применение камешков "Марблс" в работе - это один из нетрадиционных приемов.

Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:

• Развитие мелкой моторики.

• Упражнение в ориентировке на плоскости листа.

• Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными.

• Обогащение словарного запаса, упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов

• Развитие связной, фразовой речи, эмоциональной лексики

• Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое.

На индивидуальных занятиях можно использовать разнообразные задания с камешками Марблс, учитывая поставленные цели и задачи.

1. «Веселый счет»

2. «Волшебный мешочек»

3. «Выложи звуковую дорожку»

4. «В поисках буквы»

5. «Лабиринт» 

 6. «Выложи по образцу, по контуру»

7. «Знакомство с буквой»

8. Игра «Жадина»

9. «Узнай звук» и многие другие игры.

В процессе работы по данному направлению, были разработаны авторские игры (см. Приложение): «Продолжи ряд», «Кто в каком вагоне?», «Ремонт букв», «Волшебные дорожки» и др.

                                                 

Примеры использования элементов литотерапии на занятиях:

  • перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
  • в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
  • массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
  • пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
  • логопедические игры с использованием камней.

                                                                   Речедвигательная гимнастика

           Речедвигательная гимнастика — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Кинезиология

       

   

         

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта  (синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь)

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.

С детьми  младшего дошкольного возраста  выполняются кинезиологические упражнения, такие, как  «Очки, бинокль, колечки», разнонаправленные движения(оладушки, фонарики). Многие кинезиологические упражнения встречаются в потешках, пальчиковых играх, песенках-инсценировках: «Гуси-гуси», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит» и др. Упражнения выполняем правой и левой рукой попеременно.

                                                                                                                                 

Игровой самомассаж

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецептов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка.

Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

                                                   

План реализации

месяц

Артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика,

Артикуляционные сказки

Пальчиковый игротренинг

Кинезиологические упражнения и игровой самомассаж

Речедвигательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Речевые игры, упражнения и сказки на обогащение словаря

Игры на развитие сенсорных эталонов

октябрь

- Знакомство с игровым персонажем «Веселым Язычком» и его «домиком»

- знакомство с артикуляционными упражнениями «Окошко», «Заборчик», «Улыбочка», «Трубочка» + биоэнергопластика данных упражнений

-Артикуляционная сказка «Прогулка Язычка»

- «Злая тучка»- песенка с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики

-П/И «Тень, тень, потетень», «Капуста», «Чищу овощи для щей»

- Упражнение «Колечки»

-самомассаж «Проснулось солнышко и сладко зевнуло, солнышко лучик тебе протянуло, солнышко щечки тебе поласкало, Доброго утра тебе пожелало»

-Игра-приветствие «Здравствуйте,

ладошки!»

-фонематическая ритмика – звук «А»

«Сдуй листочек с ладошки»

«Подуй на листочки»

«Горячий чай»

-Игра-презентация «Повторюша»

(звукоподражания)

-«Знакомство»- « Как тебя зовут?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»

- «Что звучит? »

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

ноябрь

- Артикуляционная сказка «Сказка о язычке»

-Знакомство с новыми артикуляционными упражнениями «Лопатка» «Накажем непослушный Язычок», «Погладим Язычок», «Причешем Язычок»+ биоэнергопластика

Музыкальные пальчиковые игры Железновой «Пальчик, пальчик, где твой домик», «Замок»

- П/И «Дружат в нашей группе девочки и мальчики, а мы сейчас подружим маленькие пальчики»

«Овощи»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.

-Игровой самомассаж с Носиком

-Кулачок, ребро, ладошка (темп медленный)

-Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

-Разминка для малышей «Головами покиваем»

-фонематическая ритмика- звук «О», «АО», «ОА»

«Сдуй шарик трубочкой»

«Подуй на полосочку»

Игра «Назови ласково» ( У тебя нос, У Язычка(кукла)- носик, губы-губки, глаза-глазки, рот-ротики др.)

- Игра: «Машенькино угощение»

Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.

Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе»

декабрь

-Артикуляционная сказка «О пчелке Жуже и ее веселом язычке» + дыхательная гимнастика

Артикуляционные упражнения «Чистим зубки», «Часики»

- П/И «12345- мы во двор пошли гулять!»

-Музыкальные П/И Яртовой

-Мы делили апельсин

Много нас – а он – один!

-самомассаж «Лепим Ушки»

-«Кулачок, ребро, ладошка»

- «Мы лепили ладушки, жарили оладушки»

- «Лоб

Поглаживание.

Мы массаж решили сделать -

Посчитаем до пяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гладим лобик мы опять.

- Логоритмика под музыку (Елены Гайдар): артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика

-фонематическая ритмика звук «У», «АУ»,»ОУ», «УА», «АОУ»и др

Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

«Найди детеныша»( у коровы теленок, у кошки- котенок)

«ласковые имена».

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок!

Возьми, Леночка, флажок.

Дидактические игры и упражнения для закрепления

понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?»

январь

- артикуляционные упражнения  «Грибок», «Лошадка», «Индюк»

-Артикуляционная сказка «Как пчелка друзей искала»

-Музыкальные П/И Яртовой

-П/И «1234- всю посуду перемыли»

- «Мы лепили ладушки, жарили оладушки»

-«Вот ладошка, вот кулак, все быстрее делай так»

Самомассаж лица

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка. Мурка моется без мыла, Потому что Мурка-кошка.

-Губы

Поглаживание.

Погладим мы с тобою губы,

Верхнюю и нижнюю.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гладим губы мы опять.

«Скачут, скачут две лошадки-Цок Цок Цок»

- Фонематическая ритмика «И», «ИА», «АИ», «УИ» «ИАО», «ИАОУ» и др

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть. Затем погреть горячим (теплым воздухом)

- музыкальная сказка «Репка»

-Речевая игра «Жадина»

- «Кто это? Что это?»

Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

февраль

_Артикуляционные упражнения «Качели», «Футбол»+ биоэнергопластика

-Музыкальные П/И Яртовой

-П/И «12345- будем пальчики считать»

-«Вот ладошка, вот кулак, все быстрее делай так»

-игровой самомассаж «Не болейка!»

-Постучим по щёкам мы -

Весело и дружно.

Раз, два, три, четыре, пять -

Постучим по ним опять.

- Логоритмика под музыку (Елены Гайдар): артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика

- Фонематическая ритмика звук «Ы»- «Мишка сердится»,»

«Надуем воздушный шарик»

«Шарик лопнул»(ссссс на выдохе)

-Летят снежинки

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

- музыкальная сказка «Теремок»

«Игрушки прячутся»

(есть кукла-нет куклы, есть мяч-нет мяча и тд)

- «Кто что делает?»

Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

Оборудование: картинки с изображением различных действий

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

март

- Артикуляционные упражнения «Чашечка», «Вкусное варенье»+ биоэнергопластика

-П/И «12345- будем пальчики считать»

-Знакомство с СУ Джок  мячиком, тактильные игры

-игровой самомассаж «Не болейка!»

-комплекс кинезиологических упражнений

- «Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава

- Логоритмика под музыку (Елены Гайдар): артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика

- повторение фонематической ритмики «Гласные»

Игра «Что это?»

Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.

Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.

Ствол, ветки, сучья, листья – дерево

Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе»

апрель

-«Артикуляционная гимнастика с Машей»

Комплекс разученных пальчиковых игр

Игры с горохом: Пальчик мой хороший, ты прижми к столу горошек, покрути и покатай и другому передай

-комплекс кинезиологических упражнений

-Игровой самомассаж «Пальцы мы сжимаем и разогреваем, и лицо теплом своим мы согреваем»

- Логоритмика под музыку (Елены Гайдар): артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика

-фонематическая ритмика звук «Ш»

«ША», «АШ», ШИ», «ИШ», др

«Один – много»

Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа

Дидактические игры и упражнения для закрепления

понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?»

май

«Веселая артикуляционная гимнастика»

( музыкальные видеопрезентации)

Комплекс разученных пальчиковых игр

-Игры с эластичными кольцами Су Джок,пальчиковые игры с ними

-комплекс кинезиологических упражнений

-Игровой самомассаж «Пальцы мы сжимаем и разогреваем, и лицо теплом своим мы согреваем»

- Логоритмика под музыку (Елены Гайдар): артик. Упражнения+ биоэнергопластика+ мимика

-повторение пройденного

«Бабочка, лети!»        

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

«Чудесный мешочек»

Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Организация совместной работы с  учителем - логопедом:

Совместная работа воспитателя с учителем-логопедом по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми в форме логоминуток (СОД). Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.

Расписание  логоминуток учителя- логопеда:

Вторник: 15.15-15.30

Четверг:  15.15-15.30

Логопедические минутки –  комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.

Образовательная деятельность по профилактике речевых нарушений строится по согласованию с учителем-логопедом.

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе профилактического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании речевой работы. Наша задача помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Одним из важных направлений нашей работы (воспитатель+ учитель-логопед) является организация работы Родительского клуба «Школа красивой речи». Сотрудничество с семьёй является необходимым условием успешного обучающего и профилактического воздействия на ребёнка.

Задачи работы родительского клуба:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Формы работы Родительского клуба «Школа красивой речи»:

  • Дни открытых дверей
  • Семинары-практикумы
  • Игровые логопедические тренинги
  • Творческие лаборатории
  • Мастер- классы и т.п.

Варианты взаимодействия с семьей.

  • День открытых дверей - достаточно распространённая форма работы, также даёт возможность познакомить родителей с особенностями коррекционно-развивающей работы, заинтересовать и привлечь к участию к развитию детей. В это день можно проводить  экскурсию на логопункт с демонстрацией фрагмента занятия. После можно провести беседу с родителями, выяснить их впечатления, ответить на возникшие вопросы.
  • Родительские собрания. Их характер и эти встречи могут, проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, мастер-классов и т.п.

Преимущества данного вида взаимодействия: родительское собрание носит групповой характер, то есть в нем принимают участие несколько родителей и педагог; специалист за достаточно непродолжительное время успевает преподнести хороший объем информации сразу до нескольких человек.

Недостатком такого способа взаимодействия является то, что некоторые родители не могут до конца быть откровенны во время бесед, так как нет доверия к другим родителям, так же немаловажный аспект – недостаток времени родителей на посещение родительских собраний, как правило, собрания организуется в заранее назначенное время, но не всегда родители могут прибыть в ДОУ к этому времени. Для таких случаев используем следующий вариант взаимодействия.

  • Индивидуальные консультации педагогов. Одна из важнейших форм взаимодействия специалиста с семьей. Позволяет установить более тесный контакт с родителями. Данный вид взаимодействия даёт возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы специалиста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребёнка в частности. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В течение учебного года проводим индивидуальные консультации, которые очень важно вести тактично: их задача в том, чтобы помочь семье в выборе профилактических мер по коррекции речи ребёнка.
  • Родительские конференции (общие, групповые) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о речевом развитии детей и имеют огромное значение в системе воспитательной и профилактической работы.
  • Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. На практикумах могут освещаться такие темы как «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка», «Автоматизация звуков дома», «Развитие речи ребенка на прогулке, в общественном транспорте и дома»  и пр.
  •  «Логопедический тренинг» для родителей с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. С использованием логоритмических упражнений, с видео и аудиосопровождением, родители вместе с детьми учатся правильно выполнять артикуляционную, пальчиковую гимнастику, упражнения на звукоподражание и речедвигательные игры.
  • Наглядная форма работы очень важна для родителей. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций: папки-передвижки, «Родительский уголок» в группе, информационный стенд «Уголок логопеда».

Проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе и воспитателя и учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда с семьей является важной составляющей  образовательного процесса, так как тесный контакт - важнейшее условие высокой эффективности профилактической работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности совместной работы.

Немаловажным фактором в работе по профилактики речевых нарушений является выбор формы взаимодействия с семьей, который зависит не только от предпочтений воспитателя и логопеда, но и от предпочтений родителей.

На основе полученной информации составили ряд рекомендаций для родителей, и так определили приблизительный перечень мероприятий, которые будут проводиться в течение года.

Когда готовы результаты диагностики детей, проводятся индивидуальные беседы, где родители узнают о результатах диагностики своего ребенка, получают на ее основе необходимые рекомендации. Далее индивидуальные беседы проводятся на постоянной основе по запросу родителей, чтобы родители могли своевременно получить квалифицированную помощь по тому или иному вопросу.

месяц

План работы Родительского клуба

сентябрь

Разработать  перспективный план работы с детьми;

-Беседы-объявления «Приглашаем в Школу Красивой Речи»

-Семинар – практикум «Игровая артикуляционная гимнастика»»

-Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора данных о раннем речевом развитии детей

- Анкетирование «Речевое развитие детей»

-Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

октябрь

ноябрь

Подготовить картотеку пальчиковых игр по разным лексическим темам

-Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику

-Мастер-класс «Игры на развитие сенсорных эталонов»

 «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»

-Семинар - практикум        «Пальчиковый игротренинг + Су Джок терапия»

-Картотека игр с мелкими предметами

-Консультации для родителей

Тема: «Что такое артикуляционная гимнастика»

декабрь

январь

Оформление картотеки артикуляционных упражнений

-Консультация «Советы логопеда. Предупреждение недостатков речи»

Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»

-Родительская гостиная        Тема: Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения».

-Индивидуальные практикумы по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики.

-Показ презентации «Сказка о веселом язычке»

-Творческая мастерская «Изготовление игр на развитие дыхания»

февраль

-Обучающая презентация + игровой тренинг «Секрет маленьких дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

-индивидуальное и подгрупповое консультирование «Пальчиковые игры в развитии речи детей», «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша»

март

-Обучающий мастер- класс от учителя- логопеда «Игровая артикуляционная гимнастика»

-Игровой тренинг «Логопедические игры на кухне»

-Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей и сенсорных эталонов.

апрель

-Круглый стол для родителей        Тема «Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста»

- Открытое занятие для родителей

Тема «Весна красна» воспитатель и учитель - логопед

май

-Сообщение на итоговом родительском собрании

-Анализ проделанной работы «Время подводить итоги»

-Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Данная форма взаимодействия с родителями принесла «плоды» в работе и воспитателя, и учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Наши родители стали понимать необходимость  и важность профилактической работы по преодолению речевых проблем. Повысилась родительская компетентность в этом вопросе, возросла ответственность, укрепилось взаимопонимание.

Заключение

В результате систематической, целенаправленной работы по профилактике речевых нарушений младших дошкольников происходит положительная динамика в общем и речевом развитии. Мы смогли убедиться в этом, анализируя результаты мониторинга в конце года. Дети стали более коммуникабельными, значительно увеличился словарный запас, диалогическая речь,  мелкая моторика стала более совершенна, обогатился опыт детей по сенсорному развитию.

Подводя итоги работы можно с уверенностью сказать, что работа с родителями по профилактике речевых нарушений является важной, неотъемлемой частью и она дает положительные результаты.  

Таким образом, качественная реализация  работы по данному пособию положительным образом отразиться на речевом развитии младших дошкольников

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

4. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

5. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

6. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

7. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

8. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб. : ИД «МиМ», 1998

9.Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону: Изд. РГПУ, 1997

10.Трохимчук Л. В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994

11.Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008

12.Инновации – в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

13. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.:Издательский Дом “Литера”, 2006. – 64 с: ил. – (Серия “Готовимся к школе”)

14.  М. Мальцева, В. Косыгина “Мой логопедический альбом”/Художник Г.В. Соколов- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.- 48 с.: ил.- (Вместе учимся, играем. Практическое приложение).

15.Н.А.Горлова, О.А.Горлова «Речевой фитнес. Коммуникативно-речевое развитие детей младшего возраста» ООО «Баласс»,2012.

16. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 1989.

17.  Лисина, М.И. Потребность в общении / М.И.Лисина // Электрон. б-ки.–1999

18.    Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. – 1989. - № 3.

19. Филичева, Т.Б. Основы логопедии : учеб.пособие для студентов вузов / Т.Б. Филичева. . – М.: Просвещение, 1989.

20. Илья Рощин: Литотерапия. Лечение камнями и минералами. Издательсво : Научная книга, 2017г. 

21.Баландин Р.К. Энциклопедия( «Литотерапия»)//М.: Вече,2000

                                                                                                                                                                        Приложение №1

   Литотерапия.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу» Очень любим мы гулять,

Все на улице считать: (перекатывание камня в ладонях)

«Сити – молл» – это раз! (камень в правой руке, массировать большой палец левой руки снизу вверх)

Цирк, и парк – это два! (массировать указательный палец левой руки)

Три – театр и музей

Проходите поскорей! (массировать средний палец)

На четыре – у ДК

Ёлка очень высока! (массировать безымянный палец)

Пять – по Бухар –Жырау

Мы вернемся в детский сад! (массировать мизинец)

Затем меняем руки (берем камень в левую руку, массируем правую) и повторяем гимнастику.

Игры с использованием камней Марблс.

Игра «Ремонт компьютеров 

Ребёнку предлагается поднос, наполненный разными камешками Марблс, должен разложить камешки по форме, цвету, размеру.

Игра «Продолжи ряд»

Предложите ребенку продолжить начатый вами ряд. Это упражнение развивать память, умение воспроизводить последовательность элементов.

Игра «Кто в каком вагоне?

Предлагается ребенку разложить по форме, цвету, размеру камешки по вагончикам.

Игра «Ремонт букв»

Ребёнку предлагается отремонтировать букву с помощью камешков МАРБЛС. Выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.

Игра «Волшебные дорожки»

Выбрать лишний камешек по цвету, форме или величине.

Игра «Археолог»

Ребёнку предлагается сундучок, наполненный горохом, (фасолью, рисом и т.п.) с закрытыми глазами он должен выбрать камешки МАРБЛС (сокровища пиратов).

Игра «Муха в клетке»

В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение - даётся многоступенчатая инструкция, ребёнок "передвигает" глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат.

Игра «Весёлый счёт»

Выложить столько камешков на столе, сколько:

- У человека носов?

- Сколько пальцев на одной руке? на двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько глаз у кошки?

- Сколько крыльев у птицы?

- Сколько ножек у стола? и т. д.

С целью

Игра «Волшебный мешочек»

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.

жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Гусеничка-модница»

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)

Игра «Угости Ежика»

Ребёнок передвигает Ежика по ступенькам вверх, одновременно называет слова с твёрдым (мягким) звуком.

Игра  «Напиши слово»

Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков МАРБЛС

Игра «Звуковая мозаика»

Взрослый называет слова, например с мягким (твёрдым)звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий, выкладывая мозаику.

Игра «Помощь идёт»

Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Игра «Жадина»

Этот котик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку.

Приложение №2

Артикуляционные сказки

«О пчелке Жуже и ее веселом язычке»

Цели: развитие артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики; развитие речевого дыхания у дошкольников (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом); воспитание отзывчивости, чувства взаимопомощи, автоматизация звука Ж изолировано и в слогах.

Оборудование: мягкая музыкальная игрушка пчелки; тучки с бабочками для упражнений на развитие речевого дыхания; лесная полянка; цветы; деревьямузыкальная игрушка лошадки; грибок; корзинка, картинка для автоматизации звука Ж в слогах.

Ход занятия

В-ль. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки (играет музыка). Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Бабочки. Что же нам делать?

Пчелка Жужу.  Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Ребята, давайте поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуйте на крылышки бабочек, и они обсохнут.

В-ль. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Подойдите и встаньте поближе.

Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК»: вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).

В-ль. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Теперь они смогут красиво летать! Молодцы ребята!

Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, пчелка, спасибо за помощь.

Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, пожалуйста.

Бабочки. Мы знаем, что ты любишь петь песенки, и поэтому хотим подарить тебе дудочку, чтобы было тебе веселей петь. Пчелка Жужу. Ж-ж-ж, спасибо бабочки. Ребята, давайте я буду петь, а вы дудеть на моей новой дудочке.

 

Упражнение «ТРУБОЧКА»

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду!

Дети выполняют упражнение «ТРУБОЧКА».

Упражнение «УЛЫБКА»

В-ль. Покажите, как улыбнулась пчелка Жужу бабочкам. (Счет от 1 до 10).

Дети выполняют.

В-ль. Повернулась пчелка Жужу, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь и вы ей.

В-ль. Полетела дальше пчелка по лесной полянке и видит, расцвели прекрасные цветы, полюбовалась она их красотой: «Ж-ж-ж, какие красивые цветочки!» И тоже им улыбнулась. Давайте и мы улыбнемся цветочкам. (Счет от 1 до 10).

Дети выполняют.

Автоматизация звука Ж в слогах

В-ль. Захотелось пчелке попрыгать по цветочкам. Прыгает пчелка Жужу и песенку напевает: ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖУ-ЖА-ЖО. Давайте и мы споем вместе с ней.

Дети повторяют слоги за воспитателем.

«Прогулка Язычка»

Наступил первый день лета. Язычок проснулся пораньше, чтобы поздороваться с солнышком. Давай тоже поздороваемся с солнышком, улыбнемся ему.

1. «Улыбка».                                                                    

Тянем губы мы к ушам, 

Улыбнемся солнышку, лучам.

Тянем, тянем

И нисколько не устанем.

Настроение у Язычка было  хорошее, и он решил прогуляться. В парке он увидел рабочих, которые красили забор. Язычок решил им помочь. Давай вместе красить забор. Это так интересно!  

2. «Маляр»                                                                  

Язык – как кисточка моя, 

И ею все покрашу я.

- Сделал дело, гуляй смело!- подумал Язычок и  решил на лошадке покататься. Давай тоже прокатимся на лошадке.

3. «Лошадка»                                                          

-Но! – сказали мы лошадке                            

И помчались без оглядки.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Вдруг набежали тучки, и пошел дождик. Язычок совсем не огорчился, ведь с собой у него был разноцветный зонтик. Покажи, какой красивый зонтик есть у тебя.

4. «Зонтик» («грибок»)                                                      

          В небе тучки набежали,
          Но с собой мы зонтик взяли.

Раз, два, три, четыре, пять -

Зонтик надо мне держать.

Дождик был летним, теплым и на небе показалась радуга. У Язычка так стало хорошо на душе, что он решил сыграть на гармошке. Давай тоже поиграем на гармошке.                                                                      

5. «Гармошка»                                                                                                              

У Андрюши (имя ребенка)                                                        

Есть гармошка, 

Если сядет он играть,

Будем рот от удивленья

Открывать и закрывать.

Птицы подпевали Язычку, что получился небольшой концерт. Один из зрителей предложил Язычку сыграть на барабане. Давай покажем, как ты играешь на барабане.

         6. «Барабан».                                                 

         В руки барабан возьму                                      
         И играть на нем начну.

         Очень громко, знаю сам,

         Барабанит барабан.

         Зрителям очень понравился концерт, они долго аплодировали Язычку.
Невдалеке Язычок увидел футбольное поле. На нем как раз не хватало одного игрока. Язычок с удовольствием согласился сыграть в футбол. Давай тоже забьем мяч в ворота.

7. «Футбол»                                                                        

Будем мы с тобой  играть, 

Мяч в ворота забивать.

          Дуй на ватку посильней,
          Гол забей уже скорей!

          Время пролетело незаметно, пора идти домой.

- Хороший сегодня выдался денек,- подумал довольный Язычок.

А тебе, Андрюша, понравилась наша прогулка?

         Веселый язычок.

Жил веселый язычок,

Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.

Запирался на крючок.

Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз,

Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.

А потом ты наклонись.

Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.

А затем подскоки, бег —

Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.

Тут совсем не до утех.

Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок.

Стараются сделать язычок как можно уже.

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел.

Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.

Зубы чистил, полоскал,

Имитируют полоскание ротовой полости.

А умылся — засверкал.

Кончиком языка облизывают губы.

А на завтрак язычок

Выпил тепленький чаек

Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.

С вкусным вареньем,

Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.

С большим наслажденьем.

Улыбаются, сомкнув зубы.

Взялся язычок за дело —

И работа закипела:

Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.

Подметал, белил и мыл —

Отрабатывают подъем языка и его подвижность.

Ничего он не забыл.

Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.

Прогуляться он пошел,

Узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется).

Много он забав нашел:

С горки весело спускался,

Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.

На качелях покачался,

Двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением.

На лошадке поскакал,

Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).

И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.

Дверь закрыл и улыбнулся.

Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек:

Потрудился, отдохнул,

Делают язык широким.

Наигрался и заснул.

Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.


«Сказка о язычке»
Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)
Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.
Проснулся язычок и пошел 
чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).
Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился 
месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….
Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных 
блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)
Достал язычок к блинчикам 
вкусное варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем — 
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в 
чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на 
машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как 
кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успоко й киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый 
дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук — 
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала 
лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко — 
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла 
змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М.Синицына)
Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл 
окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!
Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Приложение №3

 Кинезиологические упражнения.

Пальчик - (показать указательный  палец) 
Зайчик - ( поднять вверх 2 пальца:указательный и средний) 
Кулак
Коза-дереза - (и.п. «зайчик»,  пальцы направлены вперед, шевелим «рожками»- бодаемся)

Коровушка - (указательный и мизинец направлены вперед, остальные пальцы подогнуты)
Гусь – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты.

Дом - пальцы прижаты друг к другу, руки  образуют крышу.

Замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок»)

Ежик - ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх

Колечки. Дети, под счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» — и все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.

Самый сложный вариант игры — обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен дошкольникам старшего возраста.

Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец.

В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным.

Затем следуют движения в противоположном направлении.

Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Приложение № 4

«Игровой самомассаж»

« Утка и кот »

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою, вниз.

А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать

Словно к водопою. крылья носа.

У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает! к вискам.

Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний

Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать

точки около уха.

                                                   

«Дождик»

Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-Бом! Бом! Бом! Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

                                         

                                                                                                       «Летели утки»

Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

Летели утки Слегка касаясь пальцами,

Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз

Задели ели Слегка касаясь пальцами,

Самую макушку, провести по щекам 6 раз

И долго елка Указательными пальцами

Ветками качала… массировать крылья носа

по кругу от себя

Самомассаж лица и шеи

Ручки растираем и разогреваем,                            Растирание ладоней

И лицо своим теплом мы умываем,                      Проводят ладонями по лицу сверху вниз

Грабельки сгребают                                                Граблеобразные движения

Все плохие мысли.                                                  от середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.          Растирание ушных раковин

Их вперед сгребаем, тянем вниз за мочки,          Загибание ушных раковин, оттягивание их

А потом  уходим пальцами на щечки.                  Пальцы «перебегают» на щечки

Щечки разминаем, чтобы надувались.                 Круговыми движениями разминаем щеки

Губки разминаем,                                                    Большой и указательный палец разминают

 Чтобы улыбались.                                                  верхнюю, а затем нижнюю губу        

«Неболейка»

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

«Вилку» пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем – да, да, да,

Нам простуда не страшна.

Погладить ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Указательными пальцами растираем крылья носа.

Раздвинуть указательный и средний пальцы.

Растирать точки перед и за ушами.

Потирать ладони друг о друга.

Приложение № 5

Игры на развитие сенсорных эталонов

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

« Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному признаку )

«Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

« Найди пару»(предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

« Найди предмет указанной формы»( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы»(учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

« Какая фигура лишняя?»( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая»(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

Разноцветные кружки»(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше – ближе»(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?»(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Собери гирлянду»(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

« Какие цвета использованы?»(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет» ( учить различать и называть близкие цвета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...

профилактика речевых нарушений у дошкольников

Что такое речь, методы работы дошкольного учреждения по профилактике речевых нарушений у детей...

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Профилактика речевых нарушений у дошкольников ДОУ в рамках ПРОЕКТА "Мы здоровая семья - папа, мама, брат и Я!"

Вашему вниманию представлен материал проекта по взаимодействию специалистов в рамках логопункта ДОУ....

Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников.

Профилактика и преодоление речевых нарушений младших дошкольников....

"Речевые игры, как средство коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников"

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение п...