Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни
материал

Соловьёва Ольга Васильевна

Семинар практикум

Логопедические приемы

 в формировании здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар практикум

Логопедические приемы

 в формировании здорового образа жизни

Подготовила учитель-логопед:

Соловьёва О.В.

Цель: ознакомить коллег с применением здоровье сберегающих технологий в логопедической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способствовать преемственности и обмену опытом.

 Форма проведения:  семинар - практикум.

Аудитория: педагоги ДОУ.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья.

Сегодня мы говорим о здоровье сберегающих технологиях для себя. Говоря о здоровье сберегающих технологиях для детей, мы ни на минуту не забываем о вас. Поэтому я и приготовила для вас комплекс упражнений направленных на улучшения работы дыхания, развитию мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, улучшение соматического здоровья; отсутствие напряжения и скованности.

    Артикуляционная гимнастика

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, но и для правильной работы мышц лица.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

А сейчас остановимся на одних из важных логопедических упражнений

«Лопаточка»  (широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек)

«Чашечка» (Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек)

 «Часики» (Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек)

«Лошадка»  (Цокать языком .Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз).

«Грибок» (Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз).  

«Качели»  (Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет).

«Вкусное варенье» (Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта).

Дыхательная гимнастика

 Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

1.Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

2.Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

3.Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.

4.Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

5.Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений  и коррекционно-педагогических задач.

6. Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и  минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой.

А теперь мы с вами выполним дыхательные упражнения.

Вдох и выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко».

При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.

С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.

     

       Зрительная гимнастика

    Специальные упражнения для глаз способствуют:

  • профилактике нарушения зрения,
  • развитию подвижности глаз,
  • снятию утомления с глаз,
  • расслаблению зрительной системы,
  • положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения,
  • на тренировку аккомодационных мышц,
  • укрепление глазодвигательных мышц,
  • упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.

   Развитие мелкой моторики пальцев рук

Развитию мелкой моторики пальцев рук  уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимать прочное место в нашей жизни.

Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

  Логопедический массаж и самомассаж

Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

При систематическом проведении массажа улучшается:

  • функция рецепторов проводящих путей,
  • усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Также используются:

  • массаж и самомассаж лица;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

Рассмотрим более подробно один из видов массажа —  это самомассаж, он активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица.

(Рекомендации: Длительность 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется

4—5 раз).

Предлагаю всем вместе проделать самомассаж, делает каждый на себе.

Для самомассажа мышц головы и шеи:

«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).

Для лицевой мускулатуры

«Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.

 «Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.

«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 с.

«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

 Логопедическая ритмика

 это одна из форм кинезотерапии,  воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, под счет, словесное и стихотворное сопровождение.

 Предусматривает развитие:

  • совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
  • регуляция мышечного тонуса;
  • активизация всех видов внимания и памяти

Помогает: 

  • получить энергию;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • повышает продуктивную работоспособность 

Даже простые ежедневные упражнения могут поддержать тело человека в хорошей форме. А как тренировать мозг? Какой должна быть зарядка для ума? Интересно, что поддерживать ясность ума помогает не только решение умственных задач, но и специальные физические упражнения. То есть, гимнастика головного мозга. Стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности.

КИНЕЗИОУПРАЖНЕНИЯ, которые формируют связи между нейронами, облегчают образование новых. Упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут.

Кинезиоупражнения будут полезны и актуалны людям пожилого возраста, т. к. кинезиоупражнения - отличная профилактика АЛЬЦГЕЙМЕРА!

 

 Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы для , а именно: приёмы логопедического массажа, упражнения для развития правильного дыхания и с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата. Надеюсь, данная информация вам пригодится. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

·     «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...

Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

«Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»               ...

Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»               ...

Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»-часть2           ...

Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»- часть 3         ...

Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий».

Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий»....