Консультация для воспитателей" Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста»
консультация

Воображение является важнейшей стороной человеческой жизни.Воображение у ребенка начинает совершенствоваться достаточно рано, оно слабее, чем у взрослого, однако богаче и занимает немного места в его жизни, в связи с тем, что дети живут большей частью в мире собственных фантазий. В жизни ребенка воображение играет существенную роль. Реальный и воображаемый миры не отделены у них конкретной границей. Переживания, вызываемые воображаемыми событиями, для них являются реальными и намного сильнее, чем у взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

    Методическое объединение педагогов дошкольного отделения                        

Консультация для  воспитателей

Тема: «Особенности развития воображения

у детей дошкольного возраста»

МБОУ «Начальная школа-

детский сад №14»

Старший воспитатель

Мелешкина Т.В.

Ноябрь 2017 г.

Воображение является важнейшей стороной человеческой жизни. Если бы человек не обладал фантазией, люди лишились бы практически всех произведений искусства и научных открытий. Воображение – это один из основных психических процессов, который играет значительную роль в создании познавательной сферы ребенка.

Совершенствование воображения способствует зарождению важного процесса – творчество. Проблема совершенствования творческого воображения детей актуальна тем, что данный психический процесс – это неотъемлемый компонент каждой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, и решать ее следует уже в дошкольном возрасте.

Проблемой совершенствования воображения у детей дошкольного возраста занимались следующие психологи и педагоги: Е.И. Давыдов, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б Эльконин и пр.

Воображение является процессом преобразования представлений, которые отражают реальную действительность, и формирования на данной основе новых представлений.

В литературе существуют самые различные определения воображения.  «Воображение, – определял С.Л. Рубинштейн, – связано с нашей необходимостью и способностью и творить новое». И далее «Воображение  является отлетом от прошлого опыта, преобразование его. Воображение представляет собой преобразование данного, которое осуществляется в образной форме».

«Главный признак процесса воображения, – утверждает Е.И. Игнатьев, – в определенной практической деятельности основан на переработке и преобразовании информации восприятия и прочего материала прошлого опыта, в итоге формируются новые впечатления».

«Философская энциклопедия» выявляет воображение в качестве психической деятельности, основанной на формировании мысленных ситуаций и представлений, которые никогда в целом непосредственно не воспринимаются человеком в действительности.

 Большая часть специалистов отмечает, что воображение является процессом формирования новых образов в наглядном плане. Воображение представляет собой психический процесс, в котором отражение действительности совершается в определенной форме – субъективно или объективно нового (в качестве представлений, образов, идей), которое создано на основе памяти, образов восприятий, а также знаний, полученных при речевом общении. Воображение нужно всем людям для совершения его профессиональной деятельности. Также оно сильно влияет на чувства и эмоции любого человека. Кроме этого, воображение принимает участие в совершенствовании личности.

Роль воображения в жизни человека следует конкретизировать в главных функциях:

- регуляция поведения и деятельности (при проблемной ситуации человек, прежде всего, разрабатывает программу ее разрешения и прогнозирует итог, а потом реализует практические действия);

- представление в психике действительности в образах (человек может преобразовывать образы и формировать новые в соответствии с представлениями);

- управление эмоциональными состояниями (воображение – это основа эмоциональной саморегуляции).

Воображение является созданием того, что в опыте человека не было, что он ранее не воспринимал, с чем ранее не встречался. С помощью воображения человек отражает реальную действительность, но в прочих, необычных, зачастую неожиданных связях и сочетаниях.

Воображение проявляется различно, о чем говорит существование разных его видов.

В зависимости от степени выраженности активности принято различать два вида воображения:

- активное воображение представляет собой воображение, которое связано с выполнением определенной практической деятельности;

- пассивное воображение является воображением, которое  характеризуется формированием образов, впоследствии не воплощаемых в деятельности, практических делах.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение следует детализировать на преднамеренное или непреднамеренное. Первое (произвольное) пассивное воображение (грёзы) представляет собой образы фантазии, которые осознанно вызваны, но не связаны с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Непроизвольное (непреднамеренное) пассивное воображение является самопроизвольным созданием новых образов. Оно совершается при ослаблении деятельности сознания второй сигнальной системы, к примеру, в состоянии аффекта, в полудремотном состоянии, во сне (сновидения), при чтении книг, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.п.

В зависимости от характера формируемого образа активное воображение следует разделять на воссоздающее или творческое.

Творческое воображение является самостоятельным созданием новых образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности. Образы формируются без опоры на условное обозначение или готовое описание. Осуществляется данный вид воображения в творческой деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) представляет собой построение образа явления, предмета, согласно его словесного описания или по схеме, чертежу, картине. Это новые образы для определенного человека, а фактически они уже есть (чтение книг).

Особым видом воображения является мечта. Она направлена на будущее, на перспективы деятельности и жизни определенного человека. Роль мечты в жизни человека трудно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь целеустремленной и увлекательной.

К образам мечты следует относить идеал, представляющий собой образ, в котором указаны наиболее значимые для определенного человека свойства и черты личности. Еще одним видом творческого воображения являются фантазии. В данном случае желаемое будущее непосредственно не связано с настоящим.

К основным формам (способам) формирования образов воображения принято относить: агглютинация, комбинирование, акцентирование, схематизация, гиперболизация и типизация.

Комбинирование является созданием нового образа, в котором сочетаются некоторые элементы различных образов.

Агглютинация – это комбинация, «склеивание» различных объектов или различных свойств объектов в один образ. Этот способ зачастую применяется в техническом творчестве (аэросани, троллейбус), искусстве (русалка, кентавр и т.п.).

Акцентирование основано на том, что в формируемом образе какой-нибудь компонент выделяется и подчеркивается. При акцентировании могут применяться разные приемы:

• гиперболизация является преуменьшением или преувеличением образа относительно реального объекта (Гулливер, Дюймовочка);

• утрирование представляет собой намеренное подчеркивание особенностей поведения и внешности (к примеру, карикатуры, образ хитрой лисы в сказках, Карлик-Нос и т.п.);

• типизация — это формирование нового образа в итоге обобщения качеств, которые наблюдаются у некоторых подобных объектов (возникновение образов в художественной литературе: Евгений Онегин, Наташа Ростова и пр.) [18].

Итак, воображение основано на творческом комбинировании и преобразовании уже существующих впечатлений, представлений, эмоций. Самый фантастический вымысел всегда включает элементы, которые взяты из прошлого опыта, жизни.

Большая часть специалистов отмечает, что в дошкольный период  начинается создание личности ребенка. У детей формируются следующие личностные новообразования: усвоение нравственных норм, соподчинение мотивов и создание произвольности поведения.

Ребенок в данном возрасте начинает осознавать и обобщать собственные переживания, создается более устойчивая самооценка, внутренняя социальная позиция.

Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми ранее был связан, противопоставляется им во всем. Собственное "Я" ребенка отдаляется от взрослых и является предметом его переживаний. Появляется чувство "Я хочу", "Я сам", "Я могу". Характерно то, что именно в дошкольный период большая часть детей начинают применять местоимение "я".

У ребенка в дошкольном возрасте формируется образ самого себя путем определения связей между индивидуальным опытом и информацией, получаемой при общении. Сравнивая себя с людьми, налаживая контакты с ними, сопоставляя итоги собственной деятельности с итогами прочих детей, ребенок приобретает новые знания как об ином человеке, так и о самом себе.

Для создания самостоятельности в рассуждениях (и в поведении) ребенок должен научиться в любом случае определять самое существенное, важное и разбираться в том, что является главнее.

К концу дошкольного периода у ребенка, чье творческое воображение совершенствовалось довольно оперативно (а такие дети составляют почти 1/5 детей данного возраста), воображение представляет в двух главных формах:

- формирование воображаемого плана осуществления идеи;

- самостоятельное, произвольное порождение ребенком определенной идеи.

Воображение у ребенка начинает совершенствоваться достаточно рано, оно слабее, чем у взрослого, однако богаче и занимает немного места в его жизни, в связи с тем, что дети живут большей частью в мире собственных фантазий. В жизни ребенка воображение играет существенную роль. Реальный и воображаемый миры не отделены у них конкретной границей. Переживания, вызываемые воображаемыми событиями, для них являются реальными и намного сильнее, чем у взрослых. То, что совершается в воображаемом пространстве (на словах, в сказке, на сцене), вызывает у ребенка сильные эмоции, воображаемый персонаж может быть реальным спасением или угрозой.

Первые проявления воображения следует наблюдать у ребенка раннего возраста, в конце второго, начале третьего года. В соответствии со следами прошлых раздражений, с помощью новых их сочетаний у ребенка начинают формироваться первые образы воображения. В сюжетно-ролевой игре ребенок кормит маму, куклу, совершается «воображаемое» кормление. В преддошкольном возрасте вместе с образами памяти начинают создаваться образы воображения.

До трех лет предпосылки воображения – это представления, появляющиеся на втором году жизни. В 1,5 года малыш узнает изображение на картинке. При узнавании ребенок не формирует ничего нового, в связи с этим, воображение выступает в качестве пассивного процесса. До трех лет у детей воображение существует внутри прочих психических процессов, в них зарождается его фундамент. В игровой деятельности детей раннего возраста возникают творческие компоненты. В три года совершается становление словесных форм воображения. Воображение представляет собой самостоятельный процесс.

В четыре - пять лет ребенок начинает составлять в уме план действий, планировать. Воображение является непроизвольным. Ребенок еще не умеет осуществлять руководство над деятельностью воображения, но уже может представить состояние иного человека. Воссоздаваемые образы являются эмоциональными и содержательными.

В шесть–семь лет воображение носит активный характер. Образы выступают в разных ситуациях, характеризуясь специфичностью и содержательностью. Возникают элементы творчества.

В старшем дошкольном возрасте увеличиваются творческие проявления в деятельности, в первую очередь, в игре, в ручном труде, пересказе и рассказывании. Возникают мечты о будущем. Они зачастую не устойчивы, ситуативны, обусловлены событиями, которые вызвали у ребенка эмоциональный отклик. В данном возрасте у детей появляется специфичная внутренняя позиция и воображение представляет собой самостоятельный процесс. В старшем дошкольном возрасте воображение является уже управляемым. Создаются действия воображения:

- замысел в качестве наглядной модели;

- образ воображаемого существа, предмета;

- образ действия с предметом или образ действия существа.

Воображение старшего дошкольника представляет собой более целенаправленный процесс. В конструктивной, игровой, изобразительной деятельности возникают начатки планирования. Ребенок ставит цель и начинает искать пути ее реализации. Он «строит» пароход или дом из кубиков, рисует целые «картины» согласно собственному замыслу.

В старшем дошкольном возрасте дети больше заботятся о соответствии собственных замыслов действительности. Это ясно можно обнаружить в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а делает выбор в пользу того, что подходит именно для этой игры. Существенная роль в совершенствовании воображения у детей дошкольного возраста отдана игре, в частности, играм детей, в которых они принимают на себя конкретную роль, реализуют действия, которые требуемы ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

Особое место в совершенствовании воображения отдано также строительно-конструктивной и изобразительной деятельности (лепка, рисование). Дошкольники много и охотно рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут в полном объеме реализовать все, что формируется в их воображении. В связи с этим, дети редко рисует молча, а зачастую дополняют рисунок рассказом, в котором ребенок выражает то, что не смог указать в рисунке.

Воображение у дошкольников выполняет определенные функции:

- познавательная функция - позволяет ребёнку легче решать установленные перед ним задачи, лучше узнать окружающий мир;

- аффективно-защитная функция воображения - обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных травм и переживаний.

Для совершенствования воображения нужно существование конкретных условий: предметно-манипулятивная деятельность, эмоциональное общение со взрослыми, необходимость различных видов деятельности.

Значительное время детское рисование вызывает существенный интерес большей части специалистов. Представители разных наук подходят к исследованию детского рисунка с различных сторон. Искусствоведы пытаются заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование стараются отыскать возможность проникнуть в специфичный внутренний мир ребенка. Педагоги пытаются найти оптимальные варианты обучения, которые способствуют всестороннему совершенствованию ребенка.

Изобразительное искусство или рисование является одним из первых и наиболее доступных средств самовыражения детей. Ребенок рисует то, о чем думает, что привлекает его внимание, вкладывает в изображаемое собственное отношение к нему, живет в рисунке. Рисование представляет собой творческий труд. При этом в работу принято включать двигательные, зрительные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие различных сторон детской психики. Рисование помогает взрослым лучше узнать детей, предоставляет возможность приобрести материал, который раскрывает особенности воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием развивают внимание и память, мелкую моторику и речь, приучая детей анализировать и думать, сравнивать и соизмерять, воображать и сочинять.

Подражая действиям взрослых, дети в раннем детстве начинают манипулировать бумагой и карандашами. Постепенно они уходят от бездумных чирканий по бумаге. Они начинают понимать функцию карандашей, их движения более разнообразны и точны. Данный период является до изобразительной деятельности. Рисунок формируется, когда дети связывают свои «произведения» с предметами и создают специальным образом воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения – это начало изобразительной деятельности. В первую очередь, желание изобразить с воспоминанием знакомого им графического образа. Зачастую это кругоподобные кривые, в которых дети "видят" тетю, дядю и т.п. Со временем данное изображение его не удовлетворяет, и он ищет новые графические образы.

Существенный скачок в совершенствовании ребенка и рисования совершается в дошкольном возрасте. Под оказанием влияния взрослых возникают изображения деревьев, домов, машин, цветов. Дети преодолевают шаблоны и начинают рисовать то, что им интересно. Все, что только они могут представить в своей фантазии, вообразить, дети пытаются нарисовать. У большей части детей замечается интерес к фантастическому миру, они рисуют принцесс, волшебников, колдунов, фей и т.д. Ребенок рисует и то, что совершается в жизни у взрослых. Рисование в качестве игры помогает детям освоить их мир, социальное окружение. В изобразительном творчестве ребенок создает фантастический образ, сперва, используя элементарные приёмы - изображая необычное взаиморасположение объектов или изменяя цвет. Данные образы бедны по содержанию и, в основном, являются невыразительными. Со временем рисунок приобретает определенную содержательность, к примеру, ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, применяя олицетворение, агглютинацию, парадоксальное комбинирование. А содержание эпизодов ребенок заимствует из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках являются более оригинальными.

Опираясь на труды Б.М. Неменского, в самом общем виде работу, которая стимулирует творчество детей, следует проводить по следующим этапам.

1) Обучающий. Цель – непосредственное обучение основам изображения путем нетрадиционного применения традиционных материалов; освоение техники в качестве языка художественно-графических образов при применении разных материалов.

2) Закрепляющий. Цель – применение приёмов работы, материалов и оборудования согласно решениям творческой задачи (акварельный мелок и акварель, восковой мелок и гуашь, акварель и восковой мелок и т.п.).

Тематика соответствующих заданий определяется, учитывая особенности времён года, при этом не подчинено им механически. Принято учитывать тягу дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Определение знаний соотносится с интересом ребенка в его повседневной жизни. Работы носят характер импровизаций согласно непосредственным наблюдениям по памяти или с натуры, по воображению, по представлению.

На данном этапе задания связаны с характером графической линии, постижением цвета, освоением технических приёмов работы палочкой, кисточкой, карандашом и т.п., непосредственно связаны с композиционным решением:

- равномерное заполнение листа;

- определение первого плана.

- передача первого и второго планов;

- передача движений;

- композиция из некоторого числа фигур;

- определение основного цветом и размером;

- элементы загораживания;

- равновесие композиции;

- выражение характера цветом и линией.

Графическая работа карандашом, мелком, гуашью, палочкой, грифелем и углём совершенствуют мелкую пластику. Живописное освоение листа значительного формата широкой кистью и гуашевыми красками помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

3) Самостоятельная деятельность ребенка в работе с художественными материалами и осуществление творческих замыслов.

Целью данного этапа является стимуляция творческой деятельности детей с помощью свободного определения оборудования и художественных материалов.

Многочисленные работы педагогов и психологов определяют, что интеллектуалом и творцом становятся, а творческие способности не формируются, а высвобождаются спонтанно и в специально организованном окружении (материалов и людей).

Итак, важные предпосылки совершенствования детской одарённости – это возрастные особенности, которые следует считать элементами детских способностей: "Детям свойственны богатство воображения, которые проявляются в творческих играх, необычайная чуткость к образным впечатлениям, неустанная любознательность".

Ведущие условия стимуляции творческого воображения это:

1. Пробуждение переживаний (эмоций) при восприятии действительности.

2. Предоставление свободы действовать с разными материалами при одновременном обогащении представлений об их способах действий и свойствах.

3. Организация наблюдений за творческой деятельностью взрослых

Список литературы

  1. Боровик О. В. Развитие воображения. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2015. - 112 с.
  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эсмо-Пресс, 2014. – 367 с.
  2. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психол. журнал. – 2014. №5.  С.57-68.
  3. Мануйленко З. В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2014.  №7.  С. 33-41.
  4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Практикум. -М.: ИЦ «Академия», 2017. - 96 с.
  5. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2013. - 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).

Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т....

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста

Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышлени...

Консультация для педагогов: "Использование методики ТРИЗ для развития воображения у детей дошкольного возраста"

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. - Читайте подроб...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИГРЕ И ОБУЧЕНИИ ЗАГАДОК НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИГРЕ И ОБУЧЕНИИ ЗАГАДОК НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...