ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
консультация

Наталья Васильевна Старосельцева

Цоль выступления - отчёт о роли народного творчества в жизни дошкольников, наши достижения и планы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon c.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ № 305

     ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ

«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

                                                          Подготовила Старосельцева н.в.

                                                                                2019г.

                                                         

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской культуры). С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. Эти воззрения,  основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий, люди стремились воспитать молодёжь, развивая чувство  прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, доброта.

Однако долгие годы народное искусство не изучалось должным образом, не воспитывалось отношение к нему, как к национальному достоянию. В настоящее время, как замечают специалисты, повысился интерес к национальным особенностям своей страны, к корням культуры, древних преданий и поверий. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Исследователи отмечают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современным смыслом. Именно поэтому, при знакомстве детей с традициями, обычаями культуры, необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение к прошлому, мы должны стремиться к примерению настоящего с прошлым.

Часто встречаются мнения педагогов о том, что детей необходимо знакомить с народными праздниками.

Как показывает опыт, детям порой бывают недоступны многие обряды, окончательный смысл их дети не понимают и воспринимают только внешнюю сторону, а глубинная сущность и тот смысл, который придавался нашими предками, для них остаются закрытыми и дети часто истолковывают их по-своему. Считается, что в дошкольном возрасте целесообразнее знакомить детей с народными традициями. Только после первого причастия, когда ребёнок регулярно посещает церковь, начинает изучать закон Божий, следует его знакомить с правословными праздниками.

Поскольку наш детский сад является сугубо светским, с православными праздниками детей мы знакомим на тематических занятиях,  где рассказываем  о празднике, играем  с детьми в игры и т. д.

Знакомство с фольклорным материалом происходит уже в ясельных группах. Наши воспитатели знают и используют массу всевозможных потешек: “Баю – баю – баиньки”, “Потягуни – потягушечки”, “Ладушки, ладушки” и т.д. Дети пытаются подпевать. На музыкальных занятиях дети с удовольствием слушают народные песни. Когда я знакомила детей средней группы с хороводом “Травушка – муравушка”, Даша сказала:”Эта музыка похожа на народную.”

Во всех праздниках мы используем элементы фольклора - песни, игры, устное народное творчество (театрализация народных сказок).

В старших группах роль фольклорного направления в музыкально – эстетическом воспитании детей значительно увеличивается. Дети легко осваивают музыкальный материал (интонации народных песен генетически заложены в ребёнка с рождения.) Дети с большим удовольствием исполняют народные песни, инсценируют их. Женя Ф., у которого большие проблемы с концентрацией внимания, став солистом в инсценированной песне “Где был, Иванушка?” прекрасно исполнил свою партию. Много народных игр дети осваивают на музыкальных занятиях. Кроме этнографической стороны фольклорного материала, дети осваивают важнейший  вид музыкального искусства – народный танец, который прекрасно даёт Ольга Владимировна. Как извесно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Второй год мы используем такую форму исполнения, как танец под сопровождение оркестра народных инструментов и певцов – солистов. Участвуют в исполнении все дети, каждый выбирает то, что ему по душе.

Всю свою работу мы показываем на празднике, который является итогом. В течение года мы проводим несколько праздников в народном стиле.

Уже второй год на праздник осени мы проводим капустник.  Капустник – это посиделки. Участие в посиделках способствует формированию у детей устойчивого интереса к русскому, крестьянскому быту, активизирует память, внимание, снимает страхи, агрессию, развивает речь, обогощает словарный запас. Дети просто приходят в гости, где им рады. Мы стараемся, чтобы каждый ребёнок проявил свои способности, активно участвовал в общем веселье.

В праздник Рождества к нам в гости уже много лет подряд приходят    воспитанники Православного детского сада и Православной гимназии. Гости показывают спектакль, посвящённый рождению Христа, поют рождественские песни, читают стихи. Наши дети дарят гостям весёлые новогодние и зимние песни. В конце праздника дети обмениваются подарками, сделанными своими руками, а воспитатели устраивают для них чаепитие. В этом году мы провели праздник в Рождественские каникулы “Пришли святки, запевай колядки.” Предварительно, перед праздником была проведена работа: знакомство с историей праздника, разучивание колядок, познакомились с обрядом колядования. На празднике ребята узнали как на Святки гадали, как весело проводили время, желали счастья друг другу.

Один из самых весёлых и шумных праздников – Масленица. Этот праздник мы проводим на улице. Он посвящён Солнцу и завершает зимний период праздников. Предварительно, на занятиях, дети разучивают заклички, призывающие весну, птиц. На празднике дети водят хороводы, играют в народные игры, встречают неожиданных гостей. Кульминация праздника – сожжение чучела Масленицы и поедание блинов.

Большую роль в проведении праздников играют родители. Они не только активно участвуют в подготовке, но должны уметь создать в домашних условиях сказочно – праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, подарки для детей).


ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМИ ТРАДИЦИЯМИ, 

ОБЫЧАЯМИ, НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ НА

ЗАНЯТИЯХ  И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                 

Консультация музыкального руководителя ГДОУ-305 Старосельцевой Н.В.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"

Материал содержит план педсовета , разработанный Токаревой Е.В., вопросы викторины для педагогов....

Консультация для родителей. Устное народное творчество в жизни ребёнка.

В презентации даны определения малым формам фольклора.Ведь детские стишки с чёткой рифмой и простыми словами подходят к ритму жизни малыша, и растут всесте с ним. Я рекомендую родителям использовать р...

Выступление на педсовете на тему: "Изобразительное творчество и игра"

Игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Она захватывает малыша, овладевая всеми его мыслями и чувствами. Педагоги и родители знают, с каким трудом дети, увлеченные игрой, переключаются на др...

Выступление на педсовете на тему: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.В развитие л...

Роль и значение русского народного творчества в жизни ребёнка дошкольного возраста.

Народное творчество позволяет ребёнку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы как игра, сказка, пение, пляска....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

Консультация для родитнелей Тема: «Народная сказка в жизни ребёнка»

Народная сказка – удивительное явление народного творчества. Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. Т...