ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
методическая разработка (старшая группа)

Елена Александровна Бугаева

Развитие познавательных интересов детей средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bugaeva_informatsionnaya_karta.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Бугаева Елена Александровна

Учреждение, в котором работает автор опыта,

МБДОУ детский сад №1 г.Велижа

адрес с индексом,

г.Велиж,  пл.Дзержинского д.6  216290

номер контактного телефона

8-951-695-52-06

Должность

воспитатель

преподаваемый предмет или выполняемый функционал

старшая группа

Стаж работы в должности

22 года

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие познавательных интересов детей средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Низкий уровень развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста;

Недостаточный уровень развития творческих способностей (способности к преобразованию) у детей;

Ребёнок не умеет видеть и выделять проблему, не умеет делать выводы;

Недостаточная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды оборудованием, обеспечивающим познавательно-исследовательскую активность воспитанников;

Низкий уровень компетентности родителей в этом вопросе.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных способностей детей;

Разработать модель педагогического процесса по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Активизировать познавательную инициативу детей посредством использования проектной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Создать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую познавательно-исследовательскую активность воспитанников.

Разработать программу кружка, направленную на развитие творческих способностей детей через экспериментирование, на умение видеть проблему и делать выводы.

Составить  план  взаимодействия  с  семьей   по повышению уровня компетентности  родителей  в  вопросе развития познавательных способностей у детей.

Концепция изменений

 Концепция изменений связана с использованием исследовательской деятельности как средство развития познавательных   способностей у детей дошкольного возраста.

В основу концепции положены теоретические основы «детского экспериментирования, как ведущей роли детской деятельности, в период дошкольного развития» в работах многих отечественных педагогов Н.Н.  Подьякова

(1995 год), А.П.  Усовой, Е.Л.  Панько; методическое пособие по развитию творческих способностей

Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»; пособие  по экологическому образованию дошкольников Н.А.Рыжова «Наш дом – природа»; «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина; «Экспериментальная деятельность» Г.П.Тугушева.

Сущность ИПО

 Проведён анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных способностей детей.

Разработана модель педагогического процесса по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса; картотека дидактических игр, опытов, заданий, использование современных образовательных технологий);

Создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающую познавательно- исследовательскую активность воспитанников.

Разработана программа кружка «Почемучка», способствующая развитию творческих способностей детей через экспериментирование. Программа содержит следующие разделы: воздух, вода, электричество, магнит, космос, весна, рукотворный мир.

Составлен план взаимодействия с семьей по направлениям информирования, консультирования, просвещения родителей   в вопросах связанных с развитием познавательных способностей у детей.

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

Инновационная деятельность связана с использованием следующих форм:

совместная деятельность, самостоятельная деятельность;

методов: игровых, диалогических, методов обучения.

Работа с детьми начинается с организационного момента (знакомство детей с техникой безопасности, оборудованием);

выбор темы (выбирается что-то особенно привлекательное, чтобы заинтересовать детей, привлечь к исследовательской деятельности);

составление плана-схемы исследования (самостоятельный выбор детьми материалов, оборудования, методов исследования).

В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы: «Прочитать в книге», «Понаблюдать» и др., предлагают карточки с изображением методов – плана будущего исследования. Используют для этого магнитную доску с карточками.

Затем дети проводят непосредственно опыт или эксперимент в соответствии с собственным планом. Данные фиксируются (зарисовываются в виде пиктографического письма) в папке «юного исследователя», анализируются и обобщаются. Подводится итог проделанной работы.

Условия реализации изменений

 Личная заинтересованность педагога, осознание необходимости работы над темой.

Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития    

познавательных способностей детей.

Использование методического и педагогического опыта современных авторов по данной проблеме.

 Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка.

Использование индивидуальной и групповой формы организации детской деятельности.

Сотрудничество с родителями и социальными партнерами.

Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

2020год

2021 год

в

с

н

в

с

н

30%

65%

5%

40%

60%

0%

Повысился уровень развития познавательно-исследовательской активности воспитанников, познавательной инициативы и творческих способностей;

активизировалась познавательная деятельность;

ребёнок умеет видеть и выделять проблему, умеет делать выводы.

Совместное с родителями было оформлено несколько проектов: «Весна-Красна», «Познай себя»,

Проведены интеллектуальные конкурсы с детьми: КВН, «Почемучки», а также совместно с родителями игра «О чем говорят дети».

Родители с большим интересом организуют фотосессии, участвуют в конкурсах и выставках.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Методы распространения:

- Выступление на педагогическом совете, с сопровождением демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

- Коллективный просмотр открытого занятия;

- Представление материалов в методическом кабинете (конспекты, цикла занятий по теме, перспективные планы работы по теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы);

Ф.И.О. составителя карты

Бугаева Елена Александровна, воспитатель

МБДОУ  детский сад №1 г. Велижа

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

23.04.2021г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта

Информационная карта  инновационного опыта  I. Общие сведения.Ф.И.О. автора опыта.Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом.Должность с указанием преподаваемого предмета и...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА МБДОУ "Детский сад № 108"...

Информационная карта инновационного опыта

Тема моей разработки "Этнокультурное воспитание дошкольников на основе познания традиций, культуры, истории и природы родного края"....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы...