Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. 

Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”

В. А. Сухомлинский.

 

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста  показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_skazka.docx239.48 КБ
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx18.56 КБ
Файл skazka_prezentatsiya.pptx781.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1279 «ЭВРИКА»

117149, Москва, Азовская улица, д.2, корп.2

  Тел.: 8(499)619-39-43, e-mail: 1279@edu.mos.ru   http://sch1279.mskobr.ru

 ОКПО 11351978, ОГРН 1037739181402, ИНН/КПП 7727123537/772701001

Дошкольные группы ГБОУ Школа 1279 «Эврика»

По адресу: ул. Болотниковская, д.36 «Б»

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

в старшей группе № 17 - Б на 2020 – 2021 учебный год.


Воспитатель:

Гаева О.В.

                 

                                 

                                 Москва 2020г


Актуальность:

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому очень важно уже с младшего дошкольного возраста  показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Одним из средств нравственного воспитания является сказка.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.

Так, интерес к воспитательным способностям народной сказки перерос в обширный тематический модуль по самообразованию «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

Целью работы над темой стало создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

- оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста;

- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей;

- поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.

Предполагаемый результат работы над темой:

Дети научатся:

  • Внимательно слушать литературное произведение.
  • Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
  • Устанавливать причинные связи в тексте.
  • Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
  • Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
  • Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
  • Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.

Список литературы:

1.        Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.

2.        Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.

3.        Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.

4.        Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.

5.        Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

6.        Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.

7.        Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -

Фолио, 1996.

Интернет – ресурсы:

1.        «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:

http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

В процессе работы над темой были проведены следующие мероприятия:

- Оформлен альбом «Нравственные эталоны русских народных сказок».

- Оформлены тантамарески по русским народным сказкам: «Кот, Лиса и Петух», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».

- В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка».

- Организована выставка поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).

В процессе работы над темой плодотворно велась работа с родителями:

- В начале учебного года проведено анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи», по результатам которого было выяснено отношение родителей к народным сказкам. Так, 65% опрошенных предпочитают народные сказки другим художественным произведениям.

- Проведены консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье».

- Подготовлена папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка».

- Организована фотовыставка «В мире сказок».

- Проведено родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».

- Произведен обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».

Результат (чего достигли):

В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга в области «Социально – коммуникативное развитие» (нравственное воспитание).

Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на начало учебного года.

Результат мониторинга по сформированности нравственных качеств на конец учебного года.

Таким образом, у детей сформированы понятия о таких нравственных качествах личности, как: взаимовыручка, взаимопомощь, дружелюбие, чувство товарищества, верность, трудолюбие, гостеприимство.

Дети не только познакомились с проявлением данных качеств народных произведениях, но стараются применять их в своей жизни: в играх и общении друг с другом.

Перспективы на будущий год:

По результатам углубленного изучения темы по самообразованию, мы увидели важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Сказка сопровождает ребенка на всем протяжении дошкольного детства, постепенно вводя его в мир более серьезных житейских понятий.

Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

На 2018-2019 учебный год.

Педагог: Гаева Ольга Владимировна

Должность: воспитатель

Дошкольное отделение: «Лукоморье»

Тема: «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

Цель: создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки.

Задачи:

Образовательные:

  • Пробудить у детей интерес к русским народным сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Развивающие:

  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
  • Развивать эмоционально – волевую сферу.
  • Развивать речь.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к чтению.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей стране, культуре и традициям ее народа.

Прогнозирование результата:

Дети научатся:

  • Внимательно слушать литературное произведение.
  • Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
  • Устанавливать причинные связи в тексте.
  • Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
  • Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.
  • Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
  • Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.

Этапы работы над темой

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Сроки выполнения

Подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме:

  • Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой.
  • Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.

2. Диагностика детей.

3. Определение цели и задач работы над темой.

4. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели.

Сентябрь

Практический

1. Работа с воспитанниками.

- Составление перспективного плана мероприятий на учебный год.

- Оформление картотеки дидактических игр по нравственному воспитанию детей 3-4 лет.

- Оформление альбома «Нравственные эталоны русских народных сказок».

- Оформление тантамаресок по русским народнымсказкам.

- Создание мини – музея в группе «Там, где живет сказка».

- Организация выставки поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).

2. Работа с родителями:

- Анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи».

- Консультация «Скрытые возможности русских народных сказок».

- Консультация «Нравственное воспитание в семье».

- Папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка».

- Организация фотовыставки «В мире сказок».

- Родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».

Сентябрь - май

Обобщающий

1. Диагностика детей на конец года.

2.         Анализ данных по итогам учебного года.

3. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

4. Обмен опытом с педагогами ДОУ «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».

Май


Список используемой литературы

  1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.
  2. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008.
  3. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
  4. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
  5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
  6. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г.
  7. Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. -
    Фолио, 1996.

Интернет – ресурсы:

  1. «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников»:

http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста» Выполнил : Гаева О.В.

Слайд 2

Актуальность Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь.

Слайд 3

Цель и задачи Цель: создание условий для формирования нравственных качеств посредством народной сказки. Задачи : - проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста; - оценить целесообразность и успешность применения русской народной сказки для воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста; - способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам нравственного воспитания детей; - поделиться опытом с коллегами по вопросу применения возможностей русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников.

Слайд 4

Предполагаемый результат Дети научатся: Внимательно слушать литературное произведение. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Давать элементарную оценку поступкам героев сказок. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.

Слайд 5

Список литературы 1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. 2. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С. – М., 2008. 3. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. 4. Сказка как источник творчества детей. / Науч . рук. Лебедев Ю.А. - Владос , 2001. 5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии . 6. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г. 7. Фесюкова Л. Б.. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – М. - Фолио, 1996.

Слайд 6

Реализация плана работы - Оформлен альбом «Нравственные эталоны русских народных сказок». - Оформлены тантамарески по русским народным сказкам: «Кот, Лиса и Петух», «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». - В группе создан мини – музей «Там, где живет сказка». - Организована выставка поделок «Мои любимые сказки» (совместно с родителями).

Слайд 7

Работа с родителями анкетирование «Сказка в жизни нашей семьи»; консультации: «Скрытые возможности русских народных сказок», «Нравственное воспитание в семье»; папка – передвижка «Сказка в жизни ребенка»; фотовыставка «В мире сказок»; родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей».

Слайд 8

Работа с педагогами Семинар – практикум «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методика работы».

Слайд 9

Результат мониторинга Начало учебного года

Слайд 10

Результат мониторинга Конец учебного года

Слайд 11

Перспективы на будущий год Положительный опыт применения сказок в качестве средства воспитания и обучения предполагает возможность их использования в других областях развития детей на следующий учебный год.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок

Образовательный проект по теме самообразования...

План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...

Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...