Статья " Игра-путь детей к познанию мира"
статья

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra-_put_detey_k_poznaniyu_mira.odt30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игра — путь детей к познанию мира.

А. М. Горький высказывал мысль: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Нужны ли современному ребенку игры? Со всей очевидностью можно ответить - нужны. Универсальные функции игр сохраняют свое значение и для современных детей. Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа, способность обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную прежде всего каждому ребенку индивидуально. Создание условий для развития традиционных игр связанно с содержательной работой по приобщению детей к традиционной (народной) культуре. Для этого с детьми проводится соответствующая работа. Она включает в себя следующие компоненты: занятия, наблюдения, чтения художественной литературы, просмотр фильмов, театрализованных постановок, посещение различных музеев, выставок, досуги и праздники, а также изобразительная и музыкальная деятельность. Сюда же включаем ознакомление дошкольников с наиболее яркими и доступными символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметами быта, музыкальными инструментами, игрушками). Все это в полной мере помогает понять, как устроен, образ жизни народа, установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызвать интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию.

 Игры способствуют возникновению эмоционально-психологического эффекта соучастия, сопереживания детей тому, о чем они узнают. Ознакомление ребенка с традиционными играми разных народов способствует воспитанию уважительного отношения к культуре других народов, помогает укрепить отношения между взрослыми и детьми, между взрослыми разных поколений (бабушки, дедушками, прабабушки и прадедушки и др.).

 Игра – это деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В любой игре есть свои правила, поэтому она приучает подчинять свои действия и мысли определенной задаче, воспитывает целеустремленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учиться справедливо оценивать себя и поступки своих товарищей.

Примеры игр, которые можно предложить детям.

Для детей 2 – 3 лет.

«Бычок пестренький».

Дети становятся в круг. Взрослый играет роль бычка. Бычок встает в центр, а дети идут по кругу и выполняют движения под песню.

Бычок пестренький,

Долгохвостенький,

Рожки востренькие.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На лужок водили,

Ты нас не бодай,

С нами поиграй,

Скорее догоняй.

Бычок им отвечает: «Му-у-у! Догоню!» - и бежит за детьми.

«Куры и петух».

Воспитатель надевает на ребенка шапочку петушка. Петушок находится на одном конце комнаты, а на другом – куры, которые сидят полукругом или стоят свободно. Дети двигаются в соответствии с текстом.

Петя – Петя петушок,

Петя – красный гребешок,

Он по дворику гуляет,

Громко песни распевает:

«Ку-ка-ре-ку!»

К нему куры подбежали:

«Ко-ко-ко».

Куры крыльями махали:

«Ко-ко-ко»

Куры зерна собирали:

«Ко-ко-ко»

Клювом по земле стучали:

Тук-тук-тук.

Киска мурка увидала, всех распугала.

Игры для детей 3 – 5 лет.

Большинство игр для детей 3 – 4 лет носят подражательный характер и не имеют правил. Игры для детей данного возраста являются общими для девочек и мальчиков; большинство из них знакомят детей с семейным бытом

(«Курочка – хохлатка») и направлены на развитие различных движений («Заинька», «Шла коза по лесу»). Также в этом возрасте традиционные игры представлены несложными хороводами, которые вызывают у детей положительные эмоции, за счет того, что дети имеют возможность действовать так же, как взрослый и получать от этого удовольствие.

«Шла коза по лесу».

Игроки встают в круг, коза – в центре. Все идут по кругу в правую сторону, а коза – влево. Коза выбирает кого-то из ребят, выводит в середину круга. Они исполняют движения в соответствии со словами. Все стоящие в кругу повторяют движения за ними.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, начинаем, начинаем.

Теперь в кругу выбирают себе пару уже два человека. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не встанут в круг.

«Солнышко».

По считалочке выбирают водящего – солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом к друг другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» - и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

Традиционные игры детей 4 – 5 лет выполняют функцию постепенного приобщения их к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. Дети знакомятся с народным игровым календарем, который делится на два больших периода: зимний и летний. Каждое время года имеет свои забавы. Каждому празднику соответствуют свои игры: зимой – игры в снежки, шумные катания на санках, колядование в святки, участие в рождественских обрядах; весной – «Катание яиц» на Пасху, «Весна – Весняночка» и др. Таким образом, постепенно определенные праздники в сознании ребенка ассоциируются с определенными играми и забавами.

Традиционные игры для детей этого возраста отличаются появлением в них простых правил, разнообразием сюжета и предметов, используемых в игре («Зеленая репка», «Съедобное – несъедобное», «Яблочко» и др.)

«Зеленая репка».

Все игроки, взявшись за руки, встают в круг, поют песню:

Зеленая репка, держись крепко,

Кто оборвется, тот не вернется.

Раз, два, три.

На счет «три» все поворачиваются вокруг, кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвет руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

«Царь – горох».

По считалочке выбирается Царь Горох. Обычно он должен сидеть на небольшом пригорке. Играют по 5-7 человек, так как большой группе играющих труднее и дольше договорится. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно руками, ногами, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Игроки, выбрав Царя Гороха, отходят в сторону и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят со словами: «Здравствуй, Царь Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!» После этого дети начинают показывать то, о чем договорились.

Царь Горох должен отгадать, что они показывают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься?» Тогда рассказывают задуманное, затем загадывают снова. Если Царь Горох угадывает, то догоняет детей.

«Как у бабушки Ларисы».

Все игроки становятся в круг, один из них – водящий – в центре. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы,

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Все на бабашку глядели,

Разом делали вот так……

Игрок, стоящий в центре круга, изображает фигуру, играющие повторяют ее за водящим и замирают. Первый пошевелившийся игрок выходит из круга.

Если водящий мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы...» заменяются словами «Как у дедушки Ивана…»

Для детей 5 – 7 лет.

В период от 5 до 7 лет традиционные игры старших дошкольников вступают в пору своего расцвета. Дети старшего дошкольного возраста хорошо знакомы и с удовольствием играют в традиционные игры. Нередко они сами их затевают «Колечко-колечко», «Ручеек», «Бояре» и др.) Большинство традиционных игр детей этого возраста формируют у ребенка универсальные человеческие качества: они связанны с ориентировкой в пространстве, умением управлять своими движениями, действовать. Подчиняясь правилу и определенной ситуации, развивают координацию и мелкую моторику и др.

«Золотые ворота».

Двое детей стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки, подняв их к вверх, образуя ворота. Остальные берутся за руки и проходят цепочкой через ворота по несколько раз, пока звучит песня:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз разрешается,

А на третий раз не пропустим вас!

С последними словами двое игроков, изображающие ворота, резко опускают руки, пытаясь поймать в свой круг кого-нибудь. Кого поймают – тот встает вместе с воротами. Теперь в цепочке меньше детей и больше дырок, куда можно проходить в ворота. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего.

«Кухня».

Каждый игрок выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т.д. Один из игроков начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя: «Это что у вас на носу?» Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: «Тарелка».

- Что на лице?

- Тарелка

- На чем сидите?

- На тарелке и т. д.

Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, с него берут фант.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовленного этапа игры.

Литература: Азаров Ю. П. Игра и труд. — М.: Знание, 1973 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии — 1966 — № 6 Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. — М., 1967 Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988 Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психология игры дошкольников: игра – путь детей к познанию мира»

Статья для воспитателей  и психологов детских садовПсихология и педагогика...

Статья: "Игра - путь детей к познанию окружающего мира".

В статье раскрывается игра,как одна из ведущей деятельности для дошкольнтков. Раскрывается вся важность и актуальность игры для воспитанников. Рассматривается использование игры при патриотическом вос...

Статья "Игра-путь воспитания и развития малыша"

Статья "Игра-путь воспитания и развития малыша"...

«Игра – путь детей к познанию мира».

    Для детей игра – это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенку рассматривали многие отечественные у...

Игра —путь детей к познанию мира (копилка игр по развитию творческих способностей для детей раннего возраста)

Дети раннего возраста только начинают свой путь в познание окружающего мира, он учится играя и учится играть. В возрасте 2-3 лет активно развивается речевой аппарат, закладывается развитие творческих ...

Статья "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет...

Для воспитателей статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и с...