Родители в мире художественного творчества
статья

Яковлева Наталия Алексеевна

Статья на тему "Родители в мире художественного творчества" о том, как родители влияют на творчетва ребенка и как остваивают творческие навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_i_roditeli.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛИ В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

        Семья является для ребенка естественной воспитывающей средой, которая оказывает влияние на формирование его характера и поведения. С помощью родителей ребенок получает первые уроки в познании мира, общения, всестороннего развития.

        Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей. Поэтому, развитие творческих способностей у дошкольников не может рассматриваться только в рамках детского сада.

Важным условием для реализации этой задачи являются благоприятный микроклимат  в семье, уважительное отношение к художественным интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях может быть осуществлён  в полной мере.

        Большое значение для развития творческих способностей имеет семья. Красота во все, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности привязанности детей к родителям.

        К сожалению, некоторые родители считают, что основной задачей воспитания в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания не обязательно отводить много времени.  Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе [1]. Возникает необходимость педагогического просвещения родителей в сфере художественно-эстетического воспитания, вовлечения их в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Взаимодействие детского сада и семьи детей мы строим по следующим принципам:

  • доверительность отношений;
  • помощь родителям в самообразовании;
  • личная заинтересованность родителей;
  • организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) [2].

Реализация обозначенных принципов способствуют формированию отношений к родителям как к партнерам по общению. Особое внимание уделяется педагогическому просвещению родителей.

        Во взаимодействии с родителями с целью их просвещения условно выделен информационный блок. Он включает в себя ознакомление родителей с задачами художественно-эстетического воспитания, его значением в развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения задач художественно-эстетического воспитания.

Без родителей в полной мере невозможно решить задачи художественного воспитания. Если родители живут интересами детей, если их объединяют общие увлекательные проекты, то дети лучше развиваются в художественном направлении.

         Воспитатель детского сада должен вести постоянную работу с родителями, заботиться о художественном развитии ребёнка в условиях семьи. Занятия по изобразительной деятельности, которые проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребёнком художественного опыта.

        Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она эмоционально затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и мы, педагоги, имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, можем вместе с ними порадоваться их «творениям».

        На своей практике, благодаря мастер-классам для родителей и детей-  где я могу поделиться с родителями своим опытом, показать методические приемы, которые я использую в своей работе, мы развиваем художественно-творческие способности детей и приучали организовывать работы родителя и ребенка дома, принося в детский сад готовый продукт, выполненный совместно. Тем самым, за счет совместной деятельности ребенка и родителя, опыт приносит положительные эмоции, как для детей, так и для родителей.

        Нами выделен практический блок взаимодействия с целью организации продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители). В него входит демонстрация достижений детей в различных видах художественной деятельности (музыкальная, изобразительное творчество, ручной труд); совместные мероприятия родителей, педагогов и детей. Организуются тематические и персональные выставки детского творчества, выставки родителей. Например, была организована фотовыставка «Как мы отдыхали летом»; выставка «Изобретения». Популярностью пользуются совместные выставки детей и родителей, например, «Домик для птиц», «Рисуем листьями» и т.д. Родители оказывают помощь в организации мини-музея в группе детского сада. Были созданы при участии родителей «Морской мини-музей».

        Правила, которых мы придерживаемся во взаимодействии с родителями:

  • проявлять искренне уважение;
  • общение должно быть не во вред, а во благо;
  • изучение семей воспитанников должно быть тактичным и  предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Приобщение детей к изобразительному искусству осуществляется с помощью разнообразных форм: посещение художественных музеев, галерей, мастерских художников, экскурсии в природу, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству; оформление квартиры к празднику; занятия живописью, декоративно-прикладным искусством и т.д. Несмотря на многообразие  форм работы, которые можно использовать для воспитания детей средствами изобразительного искусства в семье, для систематического, полноценного развития их творческих способностей, рекомендуется организовывать посещение детьми студий, кружков изобразительного искусства, поддерживать постоянную связь с детским садом.

        Есть несколько правил для родителей, чтобы в домашних условиях вместе с детьми развивать художественное творчество [3]:

1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое физическое и психическое пространство.

2. У ребенка не должно быть недостатка в художественном материале: цветных карандашах, фломастерах, красок, бумаге и т.д.

3. Сюжет рисования не должен подвергаться критике.

4. Детские рисунки нужно повесить в удобном месте и попросить ребенка прокомментировать их.

5. Нужно предлагать все, о чем ребенок любит говорить и             говорить  с ним обо всем, что он любит.

        Активное участие родителей в  различных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.

        Но самым главным результатом, на мой взгляд, является тот факт, что теперь родители могут самостоятельно проводить интересные, творческие занятия со своими детьми, которые будут способствовать их творческой реализации и развитию.

        Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду и стимулирует эффективное взаимодействие семьи и ДОУ.

Список используемой литературы:

  1. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебное методическое пособие. – М., 2005.
  2. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-roditeley-v-razvitii-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-detey/viewer (дата обращения: 11.04.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»

Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...

Интегртрованное занятие во второй младшей группе формирование целостной картины мира,художественное творчество,рисование пальчиком.

Тема" Что нам осень принесла". Осень замечательно,красивое время года.И хочется нашим детям сделать сюрприз.Провести занятие,что было интересным,познавательным.И мне это удалось....

РОДИТЕЛИ В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Семья является для ребенка естественной воспитывающей средой, которая оказывает влияние на формирование его характера и поведения. С помощью родителей ребенок получает первые уроки в познании мира, об...

Конспект интегрированного занятия (с участием родителей) по формированию целостной картины мира, художественному творчеству, музыкальному воспитанию во второй младшей группе на тему: «Созрели яблочки в саду»

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое р...