Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Радужный мир"
проект (старшая группа)

Шадрина Ольга Николаевна

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Радужный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Радужный мир"61.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 103»

Заводского района  г. Саратов

Краткосрочный проект  в общеобразовательной группе

старшего дошкольного возраста «Рябинка»

«Радужный мир»

Авторы:

                                                                                                     Власенко О. А

Шадрина О. Н.

                                           Саратов 2021г

 Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный

 Тема: «Радужный мир»

Участники проекта:  воспитатели,  родители , воспитанники общеобразовательной группы старшего дошкольного возраста «Рябинка»

Сроки: с 5. 04.2021 по 30.04.2021г.

Актуальность проекта 

Изобразительная  практика обогащает восприятие цвета ,превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Цвет и его сочетания пользуются , пожалуй. приоритетным правом раскрытия детям закона красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка , участвует в процессе художественной деятельности , формирует художественный вкус. В связи с этим чувство  красоты цвета и вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно , увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать ,  развивать в процессе обучения ,т.к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольников.

Цель проекта:

Закрепление основных цветов и знакомство с дополнительными цветами радуги через разные виды деятельности.

Задачи:

1.Знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов и  развивать умение находить их в окружающих предметах.

2.Дать понятие, что различные цвета – это не только способ изображения предметов и явлений, у каждого цвета своё настроение, свои эмоции.

3. Учить детей группировать предметы по цвету.

4.Развивать у детей творческие способности, воображение.

5.Развивать связную речь детей и её выразительность.

6. Сформировать навыки изображения радуги.

Методы и формы работы

Наглядные: показ предметов. наблюдение, показ иллюстраций, рассматривание предметов.

Словесные: использование художественного слова, рассказ педагога, объяснение, пояснение, поощрение.

Игровые: совместные действия, упражнения. игры, гимнастики.

                                Ожидаемые результаты

  • Усвоение детьми основных цветов и порядок цветов в радуге
  • Узнают как запомнить все цвета радуги
  • Познакомятся с литературными произведениями.
  • Будет создана выставка детских работ.

 Мероприятие

                          Задачи

Сроки

Источники

    Подготовительный этап

 Для педагога

      Для детей

Для родителей

с 5.04.2021

по 9.04.2021

Интернет- ресурс

Разработка проекта.

Подбор  мультфильмов,

литературных произведений про радугу , про различные цвета.

Беседы сдетьми для выявления их представлений о цветах радуги.

Разучивание фразы для закрепления названий цветов радуги

 Каждый

 Охотник 

 Желает

 Знать

 Где

 Сидит

 Фазан

Создание копилки предметов цветов радуги

Предварительно проинформировать родителей о том, что ввиду изучения цветов радуги, необходимо одевать ребенка в одежду (или элемент одежды) соответствующего цвета, приносить с собой игрушку (предмет).

Поощрять заинтересованность родителей в создании домашней игротеки по цветам для совместных  с ребенком игровых действий.

Этапы реализации

Красный цвет

Выставка предметов с данным цветом;

Дидактические игры: «Что имеет красный цвет?»,

 «Найди и назови предмет красного цвета в группе»,

 «Назовите овощи и фрукты красного цвета»;

ПХЛ

  Н.В. Нищева  «Разноцветные сказки»

( «Красный цвет»),

 С. Маршак «Разноцветная книга»

(« Красная страница»)

Беседа по ОО

«Познавательное развитие»

 «Что бывает красным цветом?»

Рисование карандаша  красного цвета

Цель: закреплять знание о красном цвете.

Цель: развивать умение слушать художественные произведения, отвечать на вопросы воспитателя, уметь пересказывать.

Цель: развивать у дошкольников умение рассуждать, мыслить.

Цель: развивать художественное творчество.

12.04.2021

https://multiurok.ru/index.php/files/raznotsvetnye-skazki.html.

Оранжевый цвет

 Выставка предметов с данным цветом;

Прослушивание песни «Оранжевое лето»;

ПХЛ

  А. Маркова «Оранжевый цвет»  

-разучивание стишка про этот цвет из стихотворения   Е.Новичихина «Сколько цветов у радуги?»

Рисование карандаша оранжевого цвета

Цель: развивать память, речь, внимание

Цель: развивать творческие способности

13.04.2021

Жёлтый цвет

Выставка предметов с данным цветом;

Дидактические игры:

 «Найди и назови предмет в группе жёлтого цвета»,

 «Назови фрукты, овощи и цветы жёлтого цвета»;

  ПХЛ

 Н.В. Нищева

 « Разноцветные сказки»

( «Желтый цвет»),

 -разучивание стишка про этот цвет из стихотворения   Е.Новичихина

 «Сколько цветов у радуги?»

Конструирование «Построим башню желтого цвета»;

Игры- рисовашки  счетными палочками.

Рисование карандаша  желтого цвета

Цель: закреплять знания о желтом цвете

Цель: развивать речь, память, внимание

Цель: развивать творческие способности

14.04.2021

https://multiurok.ru/index.php/files/raznotsvetnye-skazki.html.

Зелёный цвет

Выставка предметов с данным цветом;

Прослушивание песни

 «В траве сидел кузнечик»;

Дидактические игры: «Найди и назови предмет в группе зелёного цвета»,

 «Назови фрукты, овощи и цветы зелёного цвета»;

ПХЛ

 Н.В. Нищева «Разноцветные сказки»

( «Зеленый цвет»),

-разучивание стишка про этот цвет из стихотворения   Е.Новичихина «Сколько цветов у радуги?»

Игры с мозаикой

Рисование  карандаша зеленого цвета

Цель: закреплять знания о зеленом цвете

Цель: развивать умение у детей слушать, запоминать и пересказывать

Цель: развивать творческие способности

15.04.2021

https://multiurok.ru/index.php/files/raznotsvetnye-skazki.html.

Голубой цвет

Выставка предметов с данным цветом;

Прослушивание и пение песни

 «Голубой вагон»;

Просмотр мультфильма «Голубой щенок»;

  ПХЛ

 Н.В. Нищева «Разноцветные сказки»

( «Голубой  цвет»)

Рисование карандаша голубого цвета

Цель: внимание, речь, память

 Цель: развивать творческие способности

16.04.2021

Синий цвет

Выставка предметов с данным цветом;

Дидактические игры: «Найди и назови предмет в группе синего цвета»;

ПХЛ

  Н.В. Нищева «Разноцветные сказки»

( «Синий  цвет»),

 С. Маршак «Разноцветная книга»

  ( « Синяя страница»)

-разучивание стишка про этот цвет из стихотворения   Е.Новичихина «Сколько цветов у радуги?»

Рисование карандаша синего цвета

Цель: закреплять знания о синем цвете

Цель: развивать. внимание, речь, память

Цель: развивать творчество

19.04.2021

https://multiurok.ru/index.php/files/raznotsvetnye-skazki.html.

Фиолетовый цвет

Выставка предметов с данным цветом;

Дидактические игры:

 «Найди и назови предмет в группе фиолетового цвета»,

«Спрячь все игрушки фиолетового цвета в коробочку».

ПХЛ

Разучивание закличек  про радугу.

А.Венгер «Цвета радуги»

Рисование карандаша фиолетового цвета

Цель: закреплять знания о фиолетовом цвете

Цель: развивать память

Цель: развивать творчество

20.04.2021

http://publicadomain.ru/folklore/russkie-narodnye-pesni/zaklichki/pro-radugu.

Приложение

Просмотр мультфильма

 «Цветик – семицветик» (В. Катаев)

Цель: развивать умение пересказывать и отвечать на вопросы

21.04.2021

Конкурс на лучшее пересказывание цветных сказок.

Рассказывание стишков из стихотворения   Е.Новичихина «Сколько цветов у радуги?» 

Цель: развивать интонационную выразительность, речь, память.

22.04.2021

Приложение

Буклет для родителей «Игры, развивающие цветовое восприятие»

Распространение педагогического опыта

23.04.2021

Приложение

Загадывание загадок про овощи и фрукты  и называние цвета

Цель: развивать внимание, мышление, логику.

26.04.2021

Приложение

Просмотр развивающего мультфильма

«Радуга! Учим цвета!»

Цель: развивать внимание, умение рассуждать

27.04.2021

Интернет- ресурс

НОД

 «Радуга- дуга»

Цель: закрепить знания об основных цветах, о цветах радуги  и  их последовательности, развивать воображение, создать у детей радостное и творческое настроение, воспитывать эстетическое отношение к природе.

28.04.2021

Приложение

НОД

  «Семь цветов радуги»

Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, использовать приобретённый словарный запас в связной и выразительной речи; развивать любознательность.

29.04.2021

Приложение

Итоговый этап

Итоговое мероприятие

проекта

Коллективная аппликация

«Коробка с карандашами»

«Рисуем радугу над домом»

Оформление выставки детских работ

30.04.2021

«Оранжевый цвет» А. Марковой:
Петя был художником прекрасным!
Он смешал однажды жёлтый с красным...
Посмотрел мальчишка, удивился:
Новый цвет, оранжевый, родился!
Этот цвет имеют апельсины,
Спелая хурма и мандарины.
А вчера ежа зайчонок ловкий
Угостил оранжевой морковкой.
В летний вечер выгляни в оконце,
Посмотри как спать ложится солнце
В тёпленькой оранжевой пижаме,
Чтобы утром вновь светить над нами.

Желтое солнце и желтый песок. Жадно я пью апельсиновый сок.

 В знойном дыхании летней поры Желтые даже глаза у жары!

Смотри: на лугу зеленеет трава.

В лесу зеленеет опушка.

В зеленом болоте – «Ква-ква» да «Ква-ква» - Зеленая очень лягушка…

Голубое небо, голубое море,

Ветерок играет голубой волною,

А на горизонте в голубом просторе Целый день маячит Парус голубой…

http://www.art-urok.ru/skazki_pro_kraski.htm

Консультация для родителей:

«Выражаем эмоции цветом»

Что такое цвет? Из чего он состоит? Почему один веселый, о другой заставляет грустить?

Цвет – световой тон чего-нибудь, окраска; душа живописи; самый могучий чародей в руках ребенка; радость, удивление, неожиданность.

С помощью цвета можно делать настоящие чудеса, не верите? Давайте вместе исследуем все чудеса цвета в увлекательных играх.

1. «Нарисуй свое настроение»

 Ребенок выбирает карточку на которой изображен цветной карандаш и  какой-либо предмет или образ.

Цветовые характеристики: красный – активность; сочетание красного и желтого – радость; розовый – мечтание; оранжевый – дружелюбие; желтый – искренность; зеленый – внимание; голубой – бодрость; синий -  азарт; коричневый – сочувствие; черный – утомление.

2. «Цветные сказки»

Детям предлагается придумать, например синюю сказку.

3. «Цветовушка»

На листе бумаги ставятся различные цветные пятна, затем его складывают пополам и … о, чудо, перед вами царство красок.

4.»Придумай слова для красок»

Предлагается придумать как можно больше слов, характеризующих цвета.

5. «Радость и грусть»

 Предложить ребенку разложить цветные фишки на две группы

6. « Что на земле голубого, (зеленого, красного и т.д.) цвета»

7. «Азбука красок»

 Карточки задания на смешения двух красок для получения третьего цвета.

8. «Характер цвета» 

Путем смешивания красок ребенку предлагается изменить «характер цвета», сделать его более спокойным, веселым, печальным…

9. «Настроение цвета»

 Пробуем разные краски на различной бумаге. Какое настроение угадывается в каждом из них? Какое преобладание? Рассказать о своих впечатлениях.

10.«Игра – соревнование «Разноцветные колокольчики»

Составление оттенков определенного цвета. Кто больше?

Рисование необычными материалами и оригинальной техникой

Рисование разными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок лучше понимает чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием. Он уверен, что у него все получится.

Способы рисования нетрадиционными техниками

  • Рисование ладошкой

Обмакните всю ладонь в краску и оставьте след на бумаге, а можно раскрасить ладонь в разные цвета. Затем дорисовать полученный отпечаток.

  • Оттиск

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет. Печатку можно сделать из картофеля, пробки, поролона, пенопласта, сухих листьев.

  • Рисование свечой

Такой способ использовали народные мастера для раскрашивания пасхальных яиц. Суть его в том, что краски скатываются с поверхности, по которой провели свечой.

  • Монотипия

Согнутый пополам лист бумаги - рисуем на одной стороне, другую прижимаем к ней.

  • Кляксография

Игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию. Поставили большую кляксу, возьмите трубочку от коктейля и подуйте на кляксу… и побежала она, вверх оставляя за собой следы. Можно поставить еще одну кляксу и пусть они встретятся.

  • Ниткография

Опустите нитку в краску и уложите ее на лист бумаги в свободном направлении, сверху наложите другой лист бумаги и прижимая рукой вытяните нитку.

  • Набрызг

Разбрызгивание краски с помощью щетки. Наберите краску на щетку и стекой проводите по поверхности щетки по направлению к себе. Можно здесь использовать трафарет.

                

НОД на тему «Радуга- дуга».

Задачи: закрепить знания об основных цветах, узнать о возникновении радуги, о цветах радуги в их последовательности, развивать воображение, создать у детей радостное и творческое настроение, воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование и материалы: рисунки с изображением радуги, альбомный лист, карандаш, акварельные краски, кисточка, баночка с водой, белый лист бумаги, где нарисована ветка.

Ход занятия:

1. Вводная часть

-Ребята, давайте с вами будем отгадывать загадки.

Шел долговяз,

Всыру землю увяз. (Дождь)

Без рук, без ног

А ворота открывает. (Ветер)

Белая вата поплыла куда-то. (облако)

Летит орлица по белому небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Золотое яблоко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи очень горячи. (Солнце)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!

В них ни въехать, ни войти. (Радуга).

-Молодцы! Это радуга.

Показать детям картинки с изображением радуги.

(просмотр открыток, иллюстраций с радугой)

2. Беседа о возникновении радуги.

-Сегодня мы с вами будем говорить о радуге. В старину ее называли «райская дуга», люди верили, что она приносит счастье. Когда мы ее видим у нас на душе становится радостно.

Поэтому ее назвали РА-ДУ-ГА.

-А кто из вас видел настоящую радугу?

(Выслушать ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете, кто же это раскрасил небо?

-Радугу построили солнечные лучи и дождевые капли. Солнечные лучи попадают на капельки дождя и они распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга. В радуге 7 цветов и

и все они расположены в одном порядке. Человек придумал специальную фразу, чтобы запомнить последовательность расположения цветов в радуге: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

3. Рисование.

-А теперь, ребята, давайте с вами нарисуем радугу. У нас будет необычный рисунок. Мы будем рисовать сказочную Жар-птицу. Она будет сиять всеми цветами радуги.

Физкультминутка.

Видим, скачут на опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок.

На болоте две подружки

Прыг-скок, прыг-скок.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись,

И прыгнули в воду. (Садятся на свои места)

Воспитатель поэтапно показывает:

1этап-обводим руку.

2этап-дорисовываем птицу.

3 этап- раскрашиваем в определенной последовательности.

НОД на тему  «Семь цветов радуги»

Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, использовать приобретённый словарный запас в связной и выразительной речи; развивать любознательность.

Задачи: развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои эмоции; развивать любознательность, цветовосприятия, речевое развитие. Вызвать интерес к изображению радуги. Развивать чувство цвета. Дать элементарные сведения по цветоведению. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Самостоятельно описывать свои впечатления об изображении радуги, творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях.

Обогащение словаря: радуга, семицветная, дуга, исследователи, лаборатория.

Материалы и оборудование: плакат «Радуга», набор цветных ленточек, картинки или слайды с изображением солнца, радуги, пейзажей, портретов животных, растений всех семи цветов радуги;.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поразмыслить и поговорить о том, что такое радость. После короткой, но очень свободной и эмоциональной беседы сообщить детям, что в давние – давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце похожи по своему значению. Спросить детей, какие они могут вспомнить слова, похожие по звучанию на «радость», и зачитать произведение о радуге, а перед этим загадать загадку:

Что за чудо – коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная ……… (радуга)
Воспитатель: правильно, дети, это загадка про радугу. С чем сравнивается радуга? (радугу сравнивают с чудо – коромыслом, с дугой). А что говорится о цвете радуги? (она разноцветная, солнечная).

Физкультурная минутка.

Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне вёдрышко.

Чтобы детям погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко! (Русская народная потешка)

В сопровождении «Времена года» П.И. Чайковского продемонстрировать слайды или картинки с изображением солнца, радуги, пейзажей, портретов животных, растений всех семи цветов радуги (красные ягоды, оранжевая лиса, жёлтые цветы, зелёная трава, голубое небо, синяя вода, фиолетовые горы и т. д.). Воспитатель просит детей назвать эти цвета и оттенки.

Воспитатель: мы знаем, что в чудесном природном явлении можно увидеть семь цветов одновременно – это радуга. Радуга – это атмосферное явление. Её можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. Радуга возникает при освещении солнечным светом капелек воды, которые находятся в воздухе после дождя.

Эй, радуга! Ты знаешь или нет,
Кто папа твой?
Конечно! Солнца свет.
А маму знаешь?

Кто она такая?
Вода небесная!
Точнее, дождевая… (Е. Тарлапан)

Воспитатель: сколько же цветов у радуги? (дети отвечают: семь). Знаете ли вы цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке (или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке)? (Дети отвечают.) Показываю наглядное пособие «Радуга» и прошу назвать цвета, начиная с верхней дуги. Убираю (закрываю) пособие или модель и прошу вспомнить порядок следования цветных дуг. Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к), значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о), а какой цвет на букву «о»? (правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь).

Воспитатель: как можно «расшифровать» слово «радуга»? (ответы детей: солнечная дуга или дуга и солнца, или дуга радости, радостная дуга).

Воспитатель: кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик или светило солнышко, какие чувства вызвала радуга у вас, которые её видели?) Рассказы детей.

Проводится игра «Радуга»

Воспитатель.

Дети летом на лугу рисовали ра – ду – гу.
Рисовали, рисовали, а потом вдруг спорить стали:
Из каких цветов она
Так красиво сложена? (Каждый из детей поднимает свою ленточку и называет её цвет.)

Дети. Зелёный! Оранжевый! Фиолетовый! Голубой! Зелёный! Синий! Красный!

Воспитатель. Да, задача непроста –
Перепутали цвета!
Дети радугу опять
Дружно стали рисовать.

И уже цвета не путать –
По порядку называть!

Дети. Красный! Оранжевый! Жёлтый! Зелёный! Голубой! Синий! Фиолетовый! (Дети выкладывают из ленточек радугу.)

Воспитатель: Какая чудесная, красивая радуга у вас получилась!

- Что такое дуга? Какая она? (ответы детей).

Итог занятия: Дети правильно различают, называют последовательно цвета радуги. Могут объяснить, что такое радуга и почему она появляется.

Познавательная беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему «Радуга»

Ребята! Радуга — очень красивое природное явление, вы ее наверняка видели.

Отгадайте загадку.

Над рекою, над болотом

После летнего дождя

Кто-то выстроил ворота

Без единого гвоздя! (Радуга.)

♦ Видели ли вы радугу? Расскажите, когда она появляется в небе, как выглядит.

Радуга играет на солнце после летнего дождя. Она похожа на разноцветную дугу. Недаром сложена такая загадка: «Разноцветная дуга соединила реки берега». Иногда радугу сравнивают с коромыслом. Коромысло — деревянная резная дуга, с помощью которой в старину на Руси женщины носили воду из колодца домой. Они надевали на коромысло ведра, наполненные водой, и помещали его на плечо.

♦ «Разноцветное коромысло в небе повисло». Что это?

Верно! Радуга. Иногда ее сравнивают с цветным небесным мостом.

Послушайте стихотворение.

Радуга

Над речкой-рекой

Рыбка выгнулась дугой.

 

Оперлась о хвост,

Изогнулась, словно мост.

 

В каплях теплого дождя

Заискрилась чешуя — семицветная.

 

И над зеленью ракит

В небе радуга горит самоцветами!

♦ Задумывались ли вы о том, почему возникает радуга? Почему она такая яркая, разноцветная?

Потому что после дождя в воздухе висят мельчайшие частички воды. Солнечные лучи преломляются в каждой крошечной капельке, словно в прозрачной линзе. Белый солнечный свет расщепляется на семь цветов, его составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Один цвет плавно переходит в другой, образуя сказочной красоты небесные ворота!

♦ Какие это цвета? Знаете?

Чаще всего радуга появляется над озером, рекой, заливными лугами, ведь там в воздухе много влаги.

Народы востока называют радугу небесным мостом, который соединяет сердца влюбленных.

Послушайте сказку.

Волшебный мост

Жили-были парень Янек и девушка Анка. Оба молодые, красивые, но совсем бедные. Сирота Анка работала помощницей прачки. Помогала ей стирать белье богатых барынь, с кружевами, атласными бантами и оборками. А полоскать белье девушка бегала на речку. Ранним утром, едва рассвет брезжил и окрашивал лицо и руки девушки нежнейшим розовым цветом, подобным лепесткам роз, Анка брала большую корзину и шла к реке.

На другом берегу Янек забрасывал в реку удочки, чтобы поймать побольше рыбы и продать ее утром на базаре. Он исподтишка смотрел на Анку, любуясь ее чудесной красотой, тонкой фигуркой, длинными локонами, которые она откидывала назад, чтобы они не мешали ей полоскать белье.

Девушке Янек тоже нравился — высокий, синеглазый, улыбчивый. Молодым людям хотелось познакомиться, но как попасть на другой берег? Ведь их разделяла широкая река, а моста нигде не было!

Однажды на рассвете, едва солнце поднялось над рекой и озарило ее сверкающим золотом, вдруг посыпался мелкий-мелкий, теплый дождик. Анка подставила ему лицо, и струйки ласкали ее, как нежные поцелуи.

Вдруг над рекой поднялся разноцветный мост радуги! Такой красоты девушка еще не видела: бархатисто-зеленая трава, серебристая река и небесный мост над ней.

— Иди ко мне! — позвал Янек Анку. — Видишь, мост. Беги по нему, пока он не растаял!

Анка и вправду ступила ногой на чудесный мост и почувствовала, что он держит ее. Девушка побежала по мосту и поднялась высоко-высоко, на самую середину, посмотрела вниз и ахнула.

Далеко внизу она увидела реку, заливные луга и Янека, который махал ей рукой. Сердце ее забилось от радости!

Анка побежала дальше и скоро спрыгнула с моста прямо в объятия юноши. Они познакомились, полюбили друг друга, а волшебная радуга навсегда соединила их жизни и сердца.

Анка и Янек поженились, у них родились дети, и все в округе знали историю волшебного моста.

♦ Чем занималась Анка?

♦ Что делал Янек?

♦ Почему молодые люди не могли пожениться?

♦ Что помогло им соединиться?

♦ Как Анка добралась до Янека?

Ответьте на вопросы

1. Когда на небе появляется радуга? Как она образуется?

2. Как она выглядит?

3. Сколько цветов у радуги? Назовите их.

4. Где чаще всего возникает радуга?

5. Почему ее сравнивают с дугой?

6. Почему радугу называют небесным мостом?

Консультация для родителей:

Цветоведение

(основные цвета и их оттенки)

Вы, конечно же, знаете, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон жёлтый, а тыква оранжевая, огурец зелёный, а вишня – красная.

Мышка – серая, а медведь – коричневый.

А знаете ли вы, что основных, то есть чистых цветов, всего три? Остальные цвета называются производными или составными. Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.

Основные цвета: жёлтый, красный и синий.

Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными. Составных цветов очень много.

Смешав жёлтый с синим, мы получим зелёный цвет, а красный с жёлтым – оранжевый.

         Проведите следующий опыт, чтобы убедиться в этом. Нарисуйте три одинаковых треугольника так, чтобы угол каждого из них заходил на предыдущий треугольник. Раскрасьте первый треугольник синей акварельной краской и дайте ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымойте в воде кисточку, отожмите её, возьмите жёлтую краску и раскрасьте второй треугольник. Закрашивайте его весь жёлтой краской и посмотрите, что у вас получилось. Какого цвета вышел у вас тот кусочек, где жёлтый цвет попал на синий? Зелёного.

Дальше, также дав рисунку просохнуть, берите красную краску и закрашивайте третий треугольник , и вы увидите, что на том кусочке его, который «залез» на предыдущую фигуру, получился оранжевый цвет.

 Посмотрите на таблицу, и вы узнаете, как получить другие цвета.

А как вы думаете, можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?

Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называются составными .

Если разбавлять краски водой , то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего-  бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого- бледно-жёлтый, то есть лимонный цвет. Чем больше воды добавлять в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками или полутонами.

Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краску белила (т.е. белую краску).

Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета: белый, серый и чёрный.

Эти нейтральные цвета усиливают основные.

Например, белый лебедь на чёрном фоне будет ещё белее.

Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым.

Есть ещё цвета, которые называются контрастными. Это пары цветов.

                                                   красный - зелёный

                                                  синий - оранжевый  

                                                  жёлтый – фиолетовый

Контрастные цвета придают яркость друг другу.

Обратите внимание, каким ярким смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.

Цвета   бывают

                     тёплые                                                                холодные

красный                                                      синий

оранжевый                                                        голубой

жёлтый                                                              фиолетовый

                    коричневый                                                      бирюзовый                                                      

                    песочный                                                          сиреневый    

Тёплые цвета называются так, потому                         Холодные тона называются так,

Что напоминают цвет огня.потому что ассоциируются со    льдом и водой.

Цвет зелёный – нейтральный, так как он получается путём смешивания двух первичных цветов жёлтого и синего, но он может быть как теплым (если в нём преобладает больше жёлтого, чем синего цвета), так и холодным (если синего цвета больше, чем жёлтого).

Таким же двояким может быть и фиолетовый цвет. Если в фиолетовом цвете преобладают красные оттенки, то он будет казаться тёплым, если в нём преобладают синие оттенки, то будет производить впечатление холодного цвета.

Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Они могут выражать радость, печаль, тревогу.

Красный цвет - цвет радости и победы.

Оранжевый цвет – согревает и бодрит.

Жёлтый цвет – цвет хорошего и весёлого настроения.

Голубой цвет – ассоциируется с прозрачной водой, небом.

Белый цвет – символ чистоты.

Зелёный цвет – действует успокаивающе, приятен для глаз.

Чёрный цвет – угнетает, если употребляется он. Но в соседстве с другими цветами подчёркивает их яркость.

Самое интересное, что цвета, расположенные определённым образом по отношению друг к другу, способны влиять на нас, вызывать у нас определённые эмоции.

Сочетание цветов, их влияние на психику человека.

Цветовое сочетание

Эмоции человека

Красный цвет, расположенный рядом с жёлтым.

Приятное ощущение тепла и радости.

Красный, расположенный рядом с синим.

Отталкивающее впечатление.

Красный в сочетании с золотом.

Роскошь и значительность.

Красный, сочетающийся с чёрным цветом.

Чувство опасности и подавленности.

Оранжевый в сочетании с голубым.

Выявляет накопленную внутреннюю силу и энергию.

Оранжевый в сочетании со светло – зелёным.

Производит впечатление мягкой обволакивающей теплоты.

Оранжевый в сочетании с фиолетовым цветом.

Воздействует оглушающее и опьяняюще.

Оранжевый в сочетании с чёрным.

Негативное, отталкивающее впечатление.

Синий в сочетании с жёлтым.

Вызывает ощущение напряжения и движения одновременно.

Светло – зелёный, расположенный рядом с розовым.

Наиболее нежное и приятное сочетание.

А вот если к двум цветам вы добавляете третий, психологическое воздействие может кардинально измениться. Например, если между красным и чёрным поместить белый цвет, то негативное впечатление будет уходить по мере увеличения процентного соотношения белого относительно чёрного и красного.

Несомненно, цвет воздействует на нас, и, как считают учёные и подтверждают многочисленные эксперименты, мы способны воспринимать цвет даже своей кожей.

Один из исследователей цветовых сочетаний, Иттен, однажды отметил такую особенность: «…на большой , ярко окрашенной плоскости помещён маленький чёрный квадрат, поверх него лежит листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зелёный, то чёрный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом фоне – желтоватым, а если поместить его в жёлтый, то чёрный квадрат будет казаться фиолетово – серым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.»

Серый цвет на жёлтой плоскости будет иметь светло – фиолетовый оттенок. Серый цвет на оранжевой плоскости будет казаться голубовато – серым. А серый на фоне красной плоскости приобретёт зеленовато – серый оттенок. Серый на зелёном фоне приобретёт красноватый оттенок. Серый на синем фоне будет казаться оранжево – серым с красноватым оттенком, а тот же серый, но помещённый на фиолетовый фон, покажется желтовато – серым.

Немецкий поэт и писатель Гёте утверждал: « Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, они печалят или радуют». А известный психиатр В.М.Бехтерев считал, что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем любые микст Любопытно, но факт: человеческий глаз способен различать от 200 до 400 сочетаний

    цветов и их оттенков, а ведь ещё не так давно – в начале 19в. – из 18 человек только 3

    различали в радуге все семь цветов, остальные 15 человек только шесть.

    Аристотель называл в радуге всего три цвета: красный, зелёный и фиолетовый. А самый древний человек , по мнению учёных, тоже различал не все цвета, если судить по найденным древним рисункам. Все они выполнены схожими цветами: краски, скорее всего, были близки к чёрному, коричневому, красному и жёлтому цветам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Сначала учёные полагали, что за неимением других красок древний человек использовал только эти цвета, но оказывается, что он просто не различал других цветов. Названия «зелёный», «синий» пришли намного позже, во всяком случае это подтверждают древние рукописные тексты.

У многих жителей Африки существуют только названия трёх цветов: чёрный, красный, белый. У коренных австралийцев синий, жёлтый и зелёный цвета обозначаются одним словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди огненной профессии»

Любой человек мечтает приобрести в жизни любимое дело, приносящее радость ему самому и доставляющее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь доставляла удовлетворение? Профессия челов...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста . «Нет лучшего друга, чем родная мамочка»

Сроки проекта: с 19 по 30 ноября Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатель.Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный, в рамках детского сада.Цель: формир...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Огонь - друг или враг?"

       У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстримальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то ...

Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Олимпийская деревня"

Проектная карта, недельного проекта об Олимпийских  играх....