конспект занятия-экскурсии Зима-чародейка""
план-конспект занятия (средняя группа)

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ekskursiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия - экскурсии

воспитателя

Структурного подразделения – детский сад «Улыбка»

 Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города Аткарска Саратовской области

имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семёновича

Кураевой Светланы Анатольевны

2020


Возрастная группа: средняя группа

Занятие – экскурсия «Зима-чародейка»

Направление образования и развития: художественно-эстетическое развитие

Цель: Формирование у детей положительных впечатлений в процессе восприятия художественного образа зимы, воплощенного на полотнах великих художников.

Репродукции картин: И.С.Говорюшкина – Сорокопудова «Зима», С. Ю. Жуковский «Лесная дорога»,  Ф.В. Сычков «Катание с гор», А. К. Саврасов «Зима», Ю. Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», И. И. Шишкин «На севере диком…».

Ход занятия-экскурсии. Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках (все картины закрыты тканью) и игровую зону, в которой в центре ковра находится «Коробка открытий».

Педагог приглашает ребят в игровую зону, размещает их на ковре вокруг «Коробки открытий» и просит достать предметы, находящиеся в ней (кормушку, семечки, игрушку-птицу, называя их.

Вопрос детям: Как связаны эти предметы между собой? Где можно увидеть кормушки? Где можно встретить птиц? О каком времени года говорят эти предметы?

Выслушав ответы ребят, педагог предлагает перейти в галерейную зону

Мы сегодня с вами отправимся в настоящую зимнюю картинную галерею. Каждая картина там - шедевр.

Открывая первую картину, рассказывает о ней.

Художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов любил изображать зимнюю природу. Посмотрите на картину, которая называется «Зима». На картине художника изображён пасмурный зимний день. Художник приглашает нас зайти в картину, нарисовав на первом плане тропинку. Идя по узкой тропинке друг за другом, (почему мы идём друг за другом? – тропинка очень узкая), мы пройдём мимо занесённых снегом стогов сена, приготовленных заботливыми хозяевами для животных, (а каких?), мимо покрытых инеем куста и большого дерева. Вдалеке виднеется много деревьев, окутанных снежной дымкой. Зимой, когда ветви деревьев покрываются инее, лес кажется сказочным, словно вырезанным изо льда. Зима расстаралась на славу – намела сугробы, на крыши домов одела снежные шапки. По пути нам не встретился ни один человек. Где же хозяин этого двора? Он в доме, к которому нас проведёт тропинка. Из трубы идёт дым – значит топится печка и хозяин дома. Кажется, что в картине совсем тихо. Но это не так: поскрипывает снег под ногами, кричат птицы (Какие? Где они? Как они кричат?). Прогулявшись по этой заснеженной картине, давайте отправимся дальше.

Куда бежит, сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,                                                                   Споткнется у порога. Что это? (Дорога)

После того как дети отгадали загадку, педагог открывает картину Станислава Юлиановича Жуковского «Лесная дорога».

Главная героиня произведения – дорога. Кажется, что даже деревья расступаются, давая ей возможность продолжать путь через лес. Тени деревьев оставляют на белом снегу темно-синие линии. Такое возможно только в солнечную погоду. Игра света и тени – один из художественных приемов: не изображая солнце, передать на картине солнечный свет.

Многие художники, рисуя дороги и тропинки, указывают на незримое присутствие человека. Вопрос детям: кто и куда мог бы ехать или идти по зимней дороге? Выслушав ответы, педагог делает обобщение: «На резвой тройке белогривых лошадей с бубенцами веселый народ отправился в гости в соседнюю деревню».

Педагог открывает картину Федота Васильевича Сычкова «Катание с гор»

Много картин написал Ф. В. Сычков. Его картины рассказывают о жизни мордовской деревни. Он изображал народные гулянья, деревенские праздники, крестьянский труд. Герои его произведений простые мордовские люди. Особенно художник любил изображать детвору. Детям он посвятил много картин. В картинах Сычкова много радости, света, детского веселья.

Помогают создать такую атмосферу яркие, красочные мордовские национальные костюмы, в которые одеты изображенные на картинах. Сейчас мы с вами рассмотрим картину Ф. В. Сычкова « Катание с гор».

- Какое время года изобразил художник на картине?

- Зима

- Чем покрылась земля?

- Снегом

- Какие стоят деревья?

- Красивые, снежные, грустные

- Что делают дети на горке?

- Катаются

- На чем катаются?

- На санках

- Какое настроение у детей?

- Нравится ли вам эта картина? Чем? Как вы думаете, почему художник назвал свою картину « Катание с гор»?

Ребята, картины замечательного мордовского художника Ф. В. Сычкова учат нас любить родную землю, природу. Они дарят нам радость.

Далее ребятам предлагают перейти в игровую зону, встать в круг и поиграть в словесную игру «Мне нравится зима, потому что…».

Цель игры – повышение речевой активности детей.

Педагог, держа в руках птицу-муляж, говорит: «Мне нравится зима, потому что я люблю кататься на лыжах», затем передает птицу ребенку.

По окончании игры дети возвращаются в галерейную зону, педагог открывает картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Зима».

Вопрос детям: что художник изобразил? Выслушав ответы, педагог делает обобщение. На полотне изображен один из зимних дней. На первый взгляд кажется, что день пасмурный, но если внимательно рассмотреть пейзаж, то можно увидеть среди облаков небольшие просветы голубого неба, на снегу – ярко-белые пятна, а на заднем плане – дом, освещенный солнцем. На переднем плане картины хорошо видна тропинка.

Проходящая мимо молодой заснеженной ели, старого дерева и забора из сухих веток, она ведет к дому.

Покосившаяся изба с выбеленными стенами и соломенной крышей, стоящая на окраине деревни, привлекла взгляд живописца. Заходил ли он в нее погреться или попить чаю, зрителю неизвестно, как неизвестно и то, кто в ней живет. Может быть, хозяйка дома – это бабушка, увидев в окно художника, она затопила печь и принялась печь порожки. А вот снегири, сидящие на ветке дерева, наоборот, никакого внимания не обращают на все происходящее, да и ворона, усевшаяся на крыше, никогда не узнает о том, что навсегда останется на картине великого мастера.

Детям предлагается поиграть в дидактическую игру «Собери картину»

Перед тем как открыть произведение Юлия Юльевича Клевера «Зимний закат в еловом лесу», педагог загадывает загадку:

Удивилась очень Катя посмотрев в оконце:

Почему-то на закате стало красным….(солнце).

Поразительное явление природы запечатлел художник – закат.

Солнце всходит и заходит каждый день, это длится всего несколько минут, и не каждый раз удается вдоволь полюбоваться этим зрелищем. И только на картине мгновение остановилось, давая возможность рассмотреть все до мельчайших подробностей. Создается впечатление присутствия в театре; сидящий зритель, будто с первых рядов, наблюдает за спектаклем, в котором главный герой – солнце, оно в декорациях елового леса, окрашивая небо и могучие ели в багровые тона, разливаясь по льду ручья, показывает всю красоту зимнего пейзажа.

Единственным зрителем на тот момент оказался Юлий Юльевич Клевер. Поваленные деревья, отсутствие тропинок и дорог указывает на непроходимые для человека места. Вот и художнику удалось дойти только до ручья. Но открывшийся с этого места вид заворожил его. С уходом солнца еловый лес медленно погрузится в темноту и наступит антракт.

Педагог открывает следующее полотно – Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…»

Ночью спектакль продолжится. На картине взору открывается необъятные просторы северного края, похожие на снежное царство. На фоне синего неба на самой вершине горы стоит высокая красивая сосна, ветви которой украшает снежное покрывало. Под тяжестью снега ветви клонятся вниз, будто сосна вышла на поклон, и театральные софиты освещают главную героиню. Вопрос детям: откуда же этот свет? Лунный свет озаряет вершину скалы. Однажды поэт Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение (педагог читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»)

На севере диком стоит одиноко                                                                            На голой вершине сосна                                                                                          И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим                                                             Одета, как риза она.

В этом четверостишии одеяние сосны сравнивается с ризой. Риза одежда священников, сшитая из блестящей парчовой ткани: золотой или серебристой.

Художнику Ивану Шишкину так понравились эти строки, что он решил написать картину с таким названием. Получился удивительный шедевр мировой живописи. Для написания этого произведения мастер использовал белые, синие краски; написано это полотно в холодных тонах.

Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к репродукциям ближе и детально их рассмотреть.

Во время просмотра задаются вопросы, направленные на активацию эмоциональных проявлений:

Какая картина у вас вызывает чувство радости, грусти?                           Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Экскурсия по железнодорожному вокзалу".

Познакомить детей со зданием вокзала....

Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе

Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...

Конспект занятия-экскурсии "Такие разные машины"

     Экскурсия  проводилась  сразу после окончания изучения лексической темы «Транспорт». Форма проведения (групповая экскурсия) была обусловлена целью его проведения....

Конспект занятия "Экскурсия в библиотеку"

С самого раннего возраста ребенка привлекает все, что делают взрослые. Желание подражать старшим лежит в основе особого вида детской деятельности-процессуальной игры, которая появляется с раннего возр...

Конспект занятия-экскурсии в подготовительной к школе группе на тему: "Железная дорога Брянщины"

Ознакомление детей с историей железной дороги на Брянщине с посещением музея железнодорожного транспорта в детском саду....

Конспект занятия "Экскурсия по городам-героям"

Цель: Способствовать формированию основ патриотизма, любви к своему Отечеству, уважение к защитникам Родины. Задачи:Закрепить и обобщить знание детей о городах – героях (Москва, Ленинград, Брест)...

Конспект занятия "Экскурсия по городу Братску"

Цель: Систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста  о родном городе, его достопримечательностях....