Методическая разработка цикла занятий: Традиция почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка (старшая группа)

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения  являются наиважнейшими задачами общества и государства на современном этапе. Это отражается в  материалах «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» и является базовой основой «программы воспитания детского сада». Дошкольный возраст является той ступенью, когда закладываются основы нравственных чувств и качеств, формируется активное мировоззрение, которое станет основой воспитания гражданской позиции. Для решения воспитательных задач по приобщению к базовым ценностям дети с педагогами и родителями обращаются к страницам истории России и Санкт-Петербурга,  традиционных российских религий, произведений различных видов искусств, в которых нашло отражение почитание небесных покровителей русского воинства Архистратига Михаила и Александра Невского. Тем более, что 2021 год, объявлен годом памяти Александра Невского.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_tsikla_zanyatiy_traditsiya_pochitaniya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

методист Акимова Е.А.

Методическая разработка цикла занятий:  Традиция почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге (для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная записка

Актуальность

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения  являются наиважнейшими задачами общества и государства на современном этапе. Это отражается в  материалах «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» и является базовой основой «программы воспитания детского сада». Дошкольный возраст является той ступенью, когда закладываются основы нравственных чувств и качеств, формируется активное мировоззрение, которое станет основой воспитания гражданской позиции. Для решения воспитательных задач по приобщению к базовым ценностям дети с педагогами и родителями обращаются к страницам истории России и Санкт-Петербурга,  традиционных российских религий, произведений различных видов искусств, в которых нашло отражение почитание небесных покровителей русского воинства Архистратига Михаила и Александра Невского. Тем более, что 2021 год, объявлен годом памяти Александра Невского.

Цель

Познакомить детей с традицией почитания небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге для укрепления чувства сопричастности к великой истории и культуре России,  преемственности поколений, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Задачи

  • активизация у детей интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
  •  популяризация подвигов героев и видных деятелей от древних времен до наших дней,  формирующих нравственный образ Российской истории.
  • формирование и расширение  представлений о возможности передачи духовно-нравственных идей и ценностей языком скульптуры и  архитектуры.
  • ознакомление детей с образами Александра Невского и Архистратига Михаила в скульптуре Санкт-Петербурга и изобразительном искусстве.
  • создание условий для осмысления собственных поступков, желания приобщиться духовно-нравственным ценностям.

Адресат

Разработки  могут быть использованы при реализации программ воспитания и обучения  детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) в части гражданско-патриотического воспитания, ознакомления с основами православной культуры, , изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.

Условия осуществления

  • Владение педагогами современными образовательными технологиями (проблемного обучения, игровой, информационно-коммуникационной), включая личностно-ориентированный подход к организации деятельности.
  • Наличие качественного наглядного материала и оборудования для показа презентаций и мультфильмов.
  • Приобщение ребёнка-дошкольника к базовым ценностям не локализовано только в содержании занятий, оно интегрируется с другими видами деятельности детей и разнообразными формами работы (рисование, игры, целевые прогулки, просмотр мультфильмов, чтение и т.д.).
  • В зависимости от возраста и подготовленности детей объем и продолжительность занятий определяет педагог (одну тему можно разделить на несколько занятий).

Перечень используемого оборудования и материалов

Для взрослых

  • Конспекты занятий;
  • Ноутбук, проектор, экран;
  • Презентации по содержанию занятий;
  • Справочные материалы для родителей и педагогов о летчике Михаиле Девятаеве и  о небесных покровителях русского воинства.
  • Рекомендации для родителей по ознакомлению с образом Архистратига Михаила в изобразительном искусстве; по проведению прогулки выходного дня для ознакомления с образами Александра Невского и Архангела Михаила в скульптурно-декоративном убранстве Исаакиевского собора.

Для детей

  • Иллюстративный материал для свободного рассматривания в группе: репродукции с живописных, иконописных и скульптурных изображений по теме;
  • Мультфильмы серии «Как  Алёна и Данила добру учились» студии «Шесть крыльев» (образы Ильи Муромца, Александра Невского, Фёдора Ушакова);
  • Материал для дидактических и конструктивных игр: разрезные картинки с изображением архитектурных сооружений и памятников; дидактическая игра «Где живёт этот Ангел?»; строительный наборы: Лего, деревянный конструктор; фотографии архитектурных сооружений для строительства по образцу; материалы для изготовления фигур игрушечных Ангелов;
  • Раскраски изображений архитектурных сооружений и памятников, отражающих почитание небесных покровителей русского воинства и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге;
  • Выкройка-раскладка для изготовления фигурки Ангела;
  • Портрет лётчика М.Девятаева

Рекомендации к использованию:

Деятельность детей вне занятий включает в себя:

Конструктивные игры с использованием деревянных конструкторов и Лего – постройки зданий и сооружений Санкт-Петербурга, связанных с почитанием небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила;

Конструирование ангелочков из бумаги;

Конструктивная деятельность из песка на прогулке – постройка замков, крепостей и др.;

Раскрашивание изображений архитектурных сооружений и памятников, отражающих почитание небесных покровителей русского воинства Александра Невского и Архистратига Михаила в Санкт-Петербурге;

Свободное рисование детей на заинтересовавшие темы;

Рассматривание репродукций живописных, иконописных, скульптурных изображений Архангела Михаила и других небесных покровителей русского воинства в свободной самостоятельной деятельности, беседы по содержанию и использованию средств выразительности;

Просмотр других мультфильмов из серии «Как Алёна и Данила Добру учились»;

Беседы с воспитателями и родителями по содержанию мультфильмов;

Беседы об участии взрослых членов семьи в Великой Отечественной войне и службе по защите Родины.

Целевые прогулки с родителями для знакомства с архитектурой и декоративно-скульптурным убранством Санкт-Петербурга, отражающим почитание небесных покровителей русского воинства и Архистратига Михаила.

Конспекты занятий (НОД).

Тема 1. «Помощь Архангела Михаила в годы Великой Отечественной войны и его образ в изобразительном искусстве»

Цели занятия:

  • Рассказать о помощи небесных защитников и покровителей русского воинства.
  • Познакомить с образом Архангела Михаила

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Расширить знания детей о подвиге российских воинов в годы Великой Отечественной войны (рассказ о помощи Архангела Михаила летчику Михаилу Девятаеву в годы Великой Отечественной войны).
  • Дать представление об образе  Архангела Михаила в изобразительном искусстве (живопись, иконопись).

Воспитательные

  • Способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
  • Способствовать сохранению памяти поколений, уважительного отношения к памяти участников Великой Отечественной войны.

Развивающие:

  • Формировать умение наблюдать, отмечать мельчайшие детали.
  • Способствовать развитию творческого воображения.

Методы организации образовательной деятельности:

  • Рассказ педагога.
  • Показ мультимедийной презентации.
  • Использование элементов технологии фасилитированной дискуссии.

Оборудование:

Мультимедийная установка.

Портрет Героя Советского Союза летчика Михаила Петровича Девятаева.

Презентация.

Мультфильм «Как Алена и Данила добру учились» (9 серия «Настоящая сила»).

Ход занятия.

Рассказ о подвиге советского летчика Михаила Петровича Девятаева в годы Великой Отечественной войны и о помощи Архангела Михаила. (Показывается презентация с портретом летчика Михаила Петровича Девятаева).

Знакомство с образами Александра Невского и Архангела Михаила в изобразительном искусстве. Рассматривается несколько изображений и проводится беседа с элементами фасилитированной дискуссии, что позволяет выделить их отличительные и легко узнаваемы признаки и атрибуты.

Детям дается практическое задание: по шаблону вырезать из бумаги и сложить ангелочка.

Беседа с детьми на тему «Есть ли место подвигу в наши дни?»

Просмотр мультфильма «Как Алена и Данила добру учились» (9 серия «Настоящая сила»).

Обсуждение мультфильма.

  • Про кого этот фильм?
  • Чем прославился Илья Муромец?
  • Как называется фильм?
  • Как вы думаете, почему так называется фильм?
  • Чему научились Алёна и Данила, узнав об Илье Муромце?
  • Знаете ли вы детей, которые совершают смелые, полезные поступки?
  • Чему учит этот фильм?

Деятельность на прогулке:

Построить крепость из песка.

Тема 2. «Петербург - город ангелов».

Цели занятия (НОД):

Показать, что многочисленные образы Александра Невского, Архистратига Михаила и ангелов в декоративно-скульптурном убранстве Санкт-Петербурга отражают идеалы воинской отваги, мужества и миротворческого служения русского народа. Они являются каменной летописью их многовекового почитания и служат примером жертвенной сострадательной любви к людям и своему Отечеству.

Задачи занятия (НОД):

Обучающие:

  • Расширить знания детей о небесных покровителях русского воинства
  • Узнать, за какие подвиги и особенности характера, образ жизни, их почитают как небесных покровителей.
  • Расширить представления детей о том, как в скульптурно-декоративном убранстве Санкт-Петербурга отражено почитание небесных покровителей русского воинства.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
  • Способствовать формированию бережного отношения к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга.

Развивающие:

  • Формировать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать развитию творческого воображения.

Методы организации образовательной деятельности:

  • Показ мультимедийной презентации.
  • Использование технологии проблемно-диалогического обучения.

Оборудование:

Мультимедийная установка.

Презентация.

Мультфильм «Как Алена и Данила добру учились» (4 серия «Молодой прадедушка»).

Ход занятия.

Знакомство с нашим городом мы начинаем с его имени. Санкт-Петербург  в переводе на русский язык - «город святого Петра». Это означает, что у нашего города есть свой небесный защитник - святой Петр.

Рассказ о формировании традиции почитания в Санкт-Петербурге князя Александра Невского. Указы Петра I о создании Александро-Невской лавры и учреждении ордена Александра Невского. Рассматривание изображения ордена над входом Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Обсуждение вопроса: почему Санкт-Петербург приобрел еще одно неформальное имя – город ангелов.

Изучение и обсуждение образов ангелов и Архангела Михаила в декоративно-скульптурном убранстве города: на шпиле колокольни Петропавловского собора; в нише  собора Измайловского полка; на Александровской колонне на Дворцовой площади, установленную в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Скульптурные изображения Александра Невского, Архангела Михаила и его Небесного воинства можно увидеть в декоративном убранстве Исаакиевского собора.

Тема 3. «Храмы в честь Архангела Михаила в Санкт-Петербурге».

Цели занятия (НОД):

Показать значимость почитания Александра Невского, Архистратига Михаила и  других небесных покровителей, так как это повлияло на городскую застройку Санкт-Петербурга.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Расширить знания детей о небесных покровителях русского воинства
  • Расширить представления детей о том, как почитание небесных покровителей русского воинства отразилось в городской застройке Санкт-Петербурга и сформировало неповторимый облик города.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
  • Способствовать формированию бережного отношения к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга.

Развивающие:

  • Формировать умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать развитию творческого воображения.

Методы организации образовательной деятельности:

  • Показ мультимедийной презентации.
  • Использование технологии проблемно-диалогического обучения.

Оборудование:

Мультимедийная установка.

Презентация.

Мультфильм «Как Алена и Данила добру учились» (6 серия ««Добрая сила»»).

Деревянный конструктор, Лего.

Ход занятия.

Занятие посвящено отражению традиции почитания Архистратига Михаила  в городской застройке Санкт-Петербурга.

История создания Александро-Невской лавры.

С легендой о явлении Архангела Михаила связано строительство церкви Архангела Михаила, давшей название Михайловскому замку. В честь Архангела возведены соборы на Васильевском острове и в городе Ломоносове (Ораниенбауме). В конце прошлого века был построен современный храм на Долгоозерной улице, что свидетельствует о сохранении этой традиции.


[1] Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Москва. «Просвещение» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказ об Александре Невском. Ледовое побоище. Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста.

Практика патриотического воспитания дошкольников убеждает в том, что ребёнок уже в "нежном" возрасте способен ощущать себя частичкой своей семьи, своей нации. Славные подвиги...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному и социально-коммуникативному развитию с элементами сюжетно-ролевой игры, для детей старшего дошкольного возраста «Звери заболели».

Данная методическая разработка поможет в игровой форме закрепить у детей представления о животном мире Африки, о профессии "Ветеринар", её значении, трудовых операциях и медицинских инструме...

Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста

      Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы »        Педагогическая актуальность.    ...

Методическая разработка в помощь учителю-дефектологу при подготовке к занятиям по ознакомлению с окружающим миром по теме "Космос" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «Космическое путешествие»Задачи:Образовательные: - Формировать представления детей о космосе;- формировать представления детей о космических объектах ( Земля, Луна, Солнце, кометы);-...

«Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте....

"Достропримечательности Санкт-Петербурга" дидактическая игра для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра знакомит детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, развивает внимание, логическое мышление, память. Предлагается несколько вариантов игры....