Методическая разработка для педагогов ДОУ по теме: «Влияние родителей на формирование личности ребенка в возрасте трех-четырех лет».
учебно-методический материал (младшая группа)

Калинина Инга Андреевна

 

Воспитание детей и формирование их личности является основной, и самой важной обязанностью родителей. Семья- это главная составляющая часть общества. Она влияет на ребенка, на формирование "зачатков" его личности. Родители становятся первыми и самыми главными воспитателями. Именно они закладывают фундамент личности ребенка. Поэтому необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитатели должны помочь мамам и папам советами и своими знаниями для всестороннего развития личности детей.

 Важная задача дошкольных учреждений - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.

Для этого необходимо изучить влияния родителей на формирование личности у дошкольников. Исследовать стили воспитания, используемые родителями и выяснить на сколько они влияют непосредственно на самого ребенка. И установить, как педагог дошкольного учреждения может помочь родителям и их детям выстроить правильные взаимоотношения, которые положительно повлияют на формирование личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для         педагогов ДОУ по теме: «Влияние родителей на формирование личности ребенка в возрасте трех-четырех лет».

Цель: изучение влияния родителей на формирование личности у дошкольников.

Воспитание детей и формирование их личности является основной, и самой важной обязанностью родителей. Семья- это главная составляющая часть общества. Она влияет на ребенка, на формирование "зачатков" его личности. Родители становятся первыми и самыми главными воспитателями. Именно они закладывают фундамент личности ребенка. Поэтому необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитатели должны помочь мамам и папам советами и своими знаниями для всестороннего развития личности детей.

 Важная задача дошкольных учреждений - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.

Для этого необходимо изучить влияния родителей на формирование личности у дошкольников. Исследовать стили воспитания, используемые родителями и выяснить на сколько они влияют непосредственно на самого ребенка. И установить, как педагог дошкольного учреждения может помочь родителям и их детям выстроить правильные взаимоотношения, которые положительно повлияют на формирование личности ребенка.

На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками. В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем. К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам». Этот кризис имеет очень яркие внешние проявления. Назовем самые яркие симптомы.

1. Негативизм – ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.

2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.

3. Строптивость – недовольство по всякому поводу.

4. Своеволие, своенравие – стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.

5. Протест (бунт) – поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.

6. Обесценивание – ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.

7. В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми – ревности по отношению к родителям.

В период этого кризиса происходит перестройка социальной позиции ребенка по отношению к окружающим людям, возникают мотивы, связанные с проявлением личности ребенка.

Для продуктивной работы с детьми, для воспитателя очень важно установить контакт с родителями.

Условно родителей можно поделить на 3 группы:

1. Большинство родителей с готовностью идут на контакт с педагогом дошкольного образования. Они делятся своими переживаниями и наблюдениями за своими детьми. Готовы выслушать советы воспитателей и последовать им. Активно сотрудничают с детским  садом.

2. Есть небольшой процент родителей, которые не доверяют профессиональному мнению педагогов и относятся скептически к замечаниям по воспитанию их детей. Они не пытаются понять важность детского сада для формирования личности ребенка. Зачастую ведут себя агрессивно, при упоминании поведения их детей, выходящего за рамки общепринятых норм.

3. И есть небольшое количество родителей, которые сами не уделяют внимание детям, так как заняты своим карьерным ростом. А воспитанием занимаются бабушки и няни.

Для того чтобы сделать правильные выводы и выдать подходящие рекомендации родителям, воспитателю необходимо какое то время наблюдать за поведением детей, общаться с родителями, устанавливая доверительные отношения и наблюдать за взаимоотношениями родителей с их детьми.

После всех пройденных этапов, можно предложить родителям пройти тесты (приложение 1 и приложение 2) и на основе полученных результатов составить индивидуальный план для каждого ребенка.

Родители должны понимать 5 основных принципов своего влияния на ребенка:

1 Родители являются основным источником жизненного опыта.

2 Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.

3 Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.

4 Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.

5 Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.

Задача педагогов заключается в том, чтобы эти принципы донести до родителей. Изучая специальную литературу, давать обоснованные советы и рекомендации родителям, отталкиваясь от наблюдения за их детьми.

Еще до рождения ребенка, родители стараются представить себе его, как внешне, так и внутренне. Они заранее придумывают себе качества, которые хотят видеть в своем ребенке, и следовательно, стараются представить себе, какими способами будут эти качества воспитывать. Ребенок рождается, как чистый лист. И с первых дней жизни огромное значение имеет, как именно себя ведут родители по отношению к своему ребенку.

Конечно же все родители, представляя своего ребенка, приписывают ему только хорошие качества, но ребенок рождается, растет, развивается, и под воздействием общества, в нем начинают проявляться и негативные качества его личности. Реакция родителей на такие качества часто бывает неправильной  и педагог дошкольного образования должен помочь родителям справиться с этим.

  Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

Приложение 1

Шкала степени отверженности ребенка в семье.

Тестовый материал.

Каким я мечтал (а) видеть своего ребенка:

Каким я вижу своего ребенка в настоящее время, его качества:

1 умным

умным

2 сообразительным

сообразительным

3 все схватывающем на лету

все схватывающем на лету

4 одаренным

одаренным

5 талантливым

талантливым

6 глупым

глупым

7 тупым

тупым

8 целеустремленным

целеустремленным

9 серьезным

серьезным

10 настойчивым

настойчивым

11 трудолюбивым

трудолюбивым

12 деятельным

деятельным

13 активным

активным

14 нецелеустремленным

нецелеустремленным

15 легкомысленным

легкомысленным

16 ленивым

ленивым

17 бездеятельным

бездеятельным

18сосредоточенным

сосредоточенным

19 добросовестным

добросовестным

20 старательным

старательным

21 скромным

скромным

22 послушным

послушным

23 рассеянным

рассеянным

24 недобросовестным

недобросовестным

25 нестарательным

нестарательным

26 заносчивым

заносчивым

27 непослушным

непослушным

28 добрым

добрым

29 отзывчивым

отзывчивым

30 справедливым

справедливым

31 мягким

мягким

32 чувствительным

чувствительным

33 злым

злым

34 неотзывчивым

неотзывчивым

35 несправедливым

несправедливым

36 жестоким

жестоким

37 бесчувственным

бесчувственным

38 ласковым

ласковым

39 нежным

нежным

40 приветливым

приветливым

41 обаятельным

обаятельным

42 откровенным

откровенным

43 общительным

общительным

44 грубым

грубым

45 неприветливым

неприветливым

46 замкнутым

замкнутым

47 скрытным

скрытным

48 ранимым

ранимым

49 обидчивым

обидчивым

50 бесхитростным

бесхитростным

51 мнительным

мнительным

52 грустным

грустным

53 тревожным

тревожным

54 хитрым

хитрым

55 веселым

веселым

56 жизнерадостным

жизнерадостным

57 фантазером

фантазером

58 хвастливым

хвастливым

59 болтливым

болтливым

60 застенчивым

застенчивым

61 молчаливым

молчаливым

62 честным

честным

63 решительным

решительным

64 сильным

сильным

65 выносливым

выносливым

66 терпеливым

терпеливым

67 лживым

лживым

68 нерешительным

нерешительным

69 слабым

слабым

70 невыносливым

невыносливым

71 нетерпеливым

нетерпеливым

72агрессивным

агрессивным

73 задиристым

задиристым

74 вспыльчивым

вспыльчивым

75 вредным

вредным

76 упрямым

упрямым

77 капризным

капризным

78 эгоистичным

эгоистичным

79 спокойным

спокойным

80 невредным

невредным

81 жадным

жадным

82 трусливым

трусливым

83 неуклюжим

неуклюжим

84 неряшливым

неряшливым

85 медлительным

медлительным

86 щедрым

щедрым

87 отважным

отважным

88 смелым

смелым

89 ловким

ловким

90 опрятным

опрятным

91 подвижным

подвижным

92 красивым

красивым

93 здоровым

здоровым

94 обычным, как все

обычным, как все

95 некрасивым

некрасивым

96 больным

больным

97 необычным

необычным

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+)

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+)

I графа

II графа


Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+), совпавших в двух графах:

Приложение 2

Тест- опросник "Ваш родительский стиль воспитания”

Тестовый материал.

1. На самом деле у детей мало поводов для грусти. П Н

2. Я думаю, что если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально. П Н

3. Дети, которые демонстрируют свою грусть, просто хотят, чтобы взрослые их пожалели. П Н

4. Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв. П Н

5. Когда моему ребенку грустно, он начинает плохо себя вести. П Н

6. Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я исправлю мир и сделаю его совершенным. П Н

7. При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль. П Н

8. Гнев является опасным состоянием. П Н

9. Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой. П Н

10. Гнев обычно означает агрессию. П Н

11. Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего. П Н

12. Я думаю, что пока печаль под контролем, то все нормально. П Н

 13. Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней. П Н

14. Я не против того, чтобы поговорить с ребенком о грусти, если это не тянется слишком долго. П Н

15. Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные. П Н

16. Когда мой ребенок расстроен, это хорошее время, чтобы начать решать проблемы. П Н 17. Я помогаю своим детям быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными вещами. П Н

18. Я не считаю, что если мой ребенок печален, то его можно чему-то научить. П Н

19. Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни. П Н

20. Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника. П Н

 21. Когда ребенок злится, я устанавливаю ограничения. П Н

22. Когда мой ребенок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание. П Н

23. Гнев — это эмоция, которая стоит того, чтобы ее изучить. П Н

24. Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания. П Н

 25. Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность. П Н

26. Вы должны выражать гнев, который чувствуете. П Н

 27. Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться. П Н

28. На самом деле у детей почти нет поводов для гнева. П Н

 29. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает. П Н

30. Когда мой ребенок грустит, я показываю, что понимаю его. П Н

31. Я хочу, чтобы мой ребенок испытал печаль. П Н

 32. Важно выяснить, почему ребенок испытывает печаль. П Н

33. Детство — это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться. П Н

 34. Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти. П Н

35. Когда моему ребенку грустно, я стараюсь помочь ему выяснить причину. П Н

 36. Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться. П Н

37. Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним. П Н

38. Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев. П Н

39. Я думаю, это хорошо, что дети иногда сердятся. П Н

40. Важно понять, почему ребенок испытывает гнев. П Н

 41. Когда моя дочь грустит, я предупреждаю ее, что у нее будет плохой характер. П Н

 42. Когда мой ребенок грустит, я беспокоюсь, что он станет пессимистом. П Н

43. Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о печали. П Н

44. Единственное, что можно сказать о печали, — это то, что выражать ее — совершенно нормально. П Н

 45. Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали. П Н

 46. Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить. П Н

47. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н

48. Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н

49. На самом деле я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе. П Н 50. Единственное, что можно сказать о гневе, — это то, что выражать его — совершенно нормально. П Н

51. Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относиться к его настроению. П Н 52. Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н

53. Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н

54. У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит. П Н

 55. Я считаю, что ребенок не должен показывать свой гнев. П Н

56. В гневе люди себя не контролируют. П Н

57. Дети выражают гнев в виде приступов ярости. П Н

58. Дети сердятся, чтобы иметь возможность идти своим путем. П Н

59. Меня беспокоит, что, когда мой ребенок злится, он склонен все разрушать. П Н

60. Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать, как хотят. П Н

 61. В гневе дети никого не уважают. П Н

 62. Когда дети злятся, они забавно выглядят. П Н

63. Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею. П Н

64. Если мой ребенок злится, значит настало время решить проблему. П Н

 65. Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать. П Н

66. Когда мой ребенок злится, моя задача — немедленно это прекратить. П Н

67. Я не придаю большого значения гневу ребенка. П Н

 68. Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно. П Н

 69. Когда я злюсь, то чувствую, что сейчас взорвусь. П Н

70. Гневом ничего не добьешься. П Н

 71. Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение. П Н

 72. Гнев ребенка очень важен. П Н

 73. Дети имеют право испытывать гнев. П Н

 74. Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину. П Н

75. Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев. П Н

 76. Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать». П Н

 77. Когда мой ребенок злится, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким». П Н

78. Когда моя дочь злится, я думаю: «Почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?» П Н

79. Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять. П Н

80. Я не придаю большого значения печали моего ребенка. П Н

81. Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает. П Н

Ключ к методике:

Отвергающий стиль воспитания: Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы: 1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 28, 33, 43, 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 80. Разделите сумму на 25. Это ваши баллы по отвергающему типу.

Не одобряющий стиль воспитания: Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы: 3, 4, 5, 8, 10, 11, 20, 21, 22, 41, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 65, 69, 70. Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по не одобряющему типу.

Не вмешивающийся стиль воспитания: Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы: 26, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53. Разделите сумму на 10. Это ваши баллы по невмешательству. Эмоциональный воспитатель: Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы: 16, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 64, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81. Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по эмоциональному воспитанию.

Сравните четыре полученных оценки. Чем выше ваши баллы по одному из стилей, тем более вы к нему склонны.

Интерпретация результатов методики:

Отвергающий родитель • считает чувства ребенка неважными и несущественными • не интересуется или игнорирует чувства ребенка • хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли • для прекращения эмоции часто использует отвлечение • может высмеять или не придать значения эмоции ребенка • считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается • проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать • мало знает о своих и чужих эмоциях • чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции • боится выпустить эмоции из-под контроля • больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции • считает отрицательные эмоции вредными • считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию • не знает, что делать с эмоциями ребенка • видит в эмоциях ребенка требование все исправить • считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка • считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей • минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию • не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.

 Неодобряющий родитель. Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно. Не одобряющий родитель: • судит и критикует эмоциональные выражения ребенка • совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей • подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения • делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет • считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени • считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться • считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере • считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть • считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными • считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени • считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться • озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

Невмешивающийся родитель • свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка • предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства • мало рассказывает, как нужно себя вести • не помогает ребенку справиться с эмоциями • все разрешает; не устанавливает ограничений • не помогает детям решать проблемы • не учит детей способам решения проблем • считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить • считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции — и работа сделана Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

 Эмоциональный воспитатель • расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения • легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают • осознает и ценит собственные эмоции • считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия • чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются • не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать • уважает эмоции ребенка • не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка • не говорит, как ребенок должен себя чувствовать • не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы • использует эмоциональные моменты, чтобы: — выслушать ребенка — посочувствовать и успокоить его словами и лаской — помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает — предложить варианты урегулирования эмоций — установить границы и научить приемлемому выражению — выработать навыки решения проблем Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми. Тест взят из книги “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”. Авторы: Джон Готтман, Джоан Декклер.

        Список используемой литературы

И.А.Калинина Курсовая работа по психологии дошкольного и младшего школьного возраста : Влияние родителей на формирование личности ребенка в возрасте трех-четырех лет. 2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родителей на формирование личности ребенка (научно - методическая работа)

Предлагаемый опыт работы насыщен разнообразными методами, формами работы, диагностическим материалом, анкетированием. Материел  поможет воспитателю в организации работы с родителями....

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на личность ребенкаНедаром говорят: дети — зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколь...

«Влияние родителей на формирование личности ребенка»

Статья "Влияние родителей на формирование личности ребенка"...

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенкаФундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается не только воспита...

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается не только воспитания, общения и дисциплины в адрес ребенка, но и то...

Статья на тему:«Влияние семьи на формирование личности ребенка».

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он со...

Статья "Влияние родителей на формирование личности ребенка".

Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия закладывают родители. Даже самый чуткий родитель, с благими побуждениями, неосознанно влияет на ребенка, как в...