Консультация «Дидактический потенциал сказки».
консультация

Матвеева Екатерина Александровна

«Сказка – источник творчества», имеется ввиду, не только творчество, детей, но и профессиональное педагогическое творчество педагогов. Здесь, в частности, подразумевается гибкое, вариативное использование сказок, способность педагога включать их в разные виды деятельности дошкольника. С помощью сказки можно решать практически все задачи методики развития речи. Сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Работа строится на следующих основных принципах:

- на тщательном отборе материала (по возрасту);

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активное включения детей;

- использование развивающего потенциала в создании речевой среды максимально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didiaktichekkiy_potentsial_skazki.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Дидактический потенциал сказки».

   «Сказка – источник творчества», имеется ввиду, не только творчество, детей, но и профессиональное педагогическое творчество педагогов. Здесь, в частности, подразумевается гибкое, вариативное использование сказок, способность педагога включать их в разные виды деятельности дошкольника. С помощью сказки можно решать практически все задачи методики развития речи. Сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Работа строится на следующих основных принципах:

- на тщательном отборе материала (по возрасту);

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активное включения детей;

- использование развивающего потенциала в создании речевой среды максимально.

Для решения данных задач по работе со сказкой необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду:

  • Книжный уголок. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
  • Сюжетные картинки по сказкам. Сочинение сказок по картинкам поможет детям научиться рассказывать в определенной последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец), использовать образные выразительные средства языка, будет способствовать развитию воображения и творчества ребенка.
  • Настольный театр по сказкам. Постановка кукольного спектакля - это увлекательная игра, а также важный шаг к творческому самовыражению. Настольный театр развивает у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогает справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, воображения, внимания, расширению кругозора.

Настольного театр можно сделать своими руками из бумаги и картона и т.д. Такой театр обычно очень интересен детям.

  • Пальчиковый театр. Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
  • Инсценировки по сказкам. Ролевые игры и инсценировки по сказкам очень популярны у детей. Они помогают малышам примерить на себя роль разных персонажей, прочувствовать их эмоции, понять причины тех или иных поступков, способствуют развитию уверенности в себе.
  • Настольно-печатные игры по сказкам. Это лото, домино, парные картинки. Дети собирают разрезные картинки по мотивам сказок.

ОО «Познавательное развитие». С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить. По мнению З. А. Михайловой, математическая сказка - самая простая и ненавязчивая, цель которой - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.                                                                                                                                                     Например, сказка «Репка». Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается по мере подхода помощников к деду. «Репка» особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? Можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка.                                                                                                                                                            Сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке.                               «Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями и тарелками.                                                                                                                                                                            В сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку. Причем попутно и закрепляю знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?                                                                                                                                  Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик», «Три поросенка» и т.д.). Слушая сказку, ребёнок хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Вживаясь в события сказки, он как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность.                                                 Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С. Маршака «Двенадцать месяцев»«Круглый год», Г. Скребицкого «Четыре художника», Н. Мигуновой «Круглый год».                                                                                                                           Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения где употребляются числа: «Три поросёнка»«Волк и семеро козлят»«Белоснежка и семь гномов»«Три толстяка»«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»«Два жадных медвежонка»«Три медведя» и т. д. Для закрепления полученных знаний и для индивидуальной работы можно использовать дидактические игры по сказкам с математическим содержанием, такие как: «Украсим рукавичку» по сказке «Рукавичка», «Закрой двери в домик» по сказке «Заюшкина избушка», «Заборчик для петушка» по сказке «Кот, петух и лиса» и др.                                                                                                                                     ОО «Художественно-эстетическое развитие». Важным моментом в процессе организации непосредственной образовательной деятельности является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Именно игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение работы, решение проблемных ситуаций на занятиях по изобразительной деятельности становится осмысленным, интересным, увлекательным. С чего начать развитие творческого начала у детей? Естественно с дидактических игр:

  • «Добрые и злые герои»,
  • «Найди недостающего героя»,
  • «Помоги художнику распутать сказки».
  • «Подбери головной убор сказочному герою»
  • «Помоги художнику дорисовать героев сказок»,
  • «Собери сказку» (9 кубиков),
  • «Узнай портрет героя сказки…»,
  • «Что перепутал художник? »
  • «Фрагмент сказки» и т.д.
  • Узнай по силуэту»,
  • «Какие герои сказок заблудились?»,
  • «Перепутанные сказки»,
  •  «Найди двух героев одной сказки».

   Все эти игры помогают развивать наблюдательность, находить сходство и различия в костюмах героев, условиях быта. Чтобы заинтересовать детей рисованием того или иного персонажа сказки, можно использовать подборку стихов, которые оформить картотеку «Стихи  которые  помогают  рисовать сказку».

                              «Колобок»

Колобок, колобок!

Круглый бочок!

По дорожке катится,

Никуда не прячется!

                                   («Колобок»)

                               «Рыбки»

Рыбка плавала, резвилась

На листочке очутилась.

Тело – будто бы листок,

Чешуя – как завиток,

Хвост – от месяца  рожок.

Плавничок торчит  на спинке,

Губки словно две маслинки!

                                     («Сказка о рыбаке и рыбке»)

                           «Лягушонок»

Раз рисуем  мы овал.

Сверху будет рожица:

Дуги ровные, глазок…

Что ж не плохо смотрится.

Вот у туловища лапки

В стороны топорщатся.

А на лапках перепонки

Растянулась кожица.

                    («Дюймовочка» или «Царевна Лягушка»)

                                                «Репка»

Вот вам репка,

Вот вам дедка.

Тут и бабка,

Маша  -  внучка

И весёлая собака,

Ну конечно это Жучка…

                                («Репка»)

          «Гуси-лебеди»

Девочка бежит вперед,

Стая птиц не отстает,

Машут крыльями, шипят,

Братца отобрать хотят.

                              ( «Гуси-лебеди»). 

Следующим этапом  работы - это  изготовление  «Схем – сказок», которые помогают знакомить детей с созданием сюжетов сказок. Метод графического изображения сказок учит детей экономным приёмам работы, воспитывает инициативу, индивидуальность, самостоятельность.

Схемы сказок предлагаются таким образом, чтобы дети самостоятельно решали, какой изоматериал и формат листа необходим для работы. Дети всегда тянутся к таинственному миру сказок и музыке. Музыка! Вот что ещё так часто сопровождает нас и героев мультфильмов. Можно создать совместно с музыкальным работником медиатеку:

  • песни из мультфильмов и кино,
  • частушки задорные и весёлые, которые передают эмоциональный настрой на всё время занятия.

ОО «Речевое развитие».

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Разнообразие тематики сказок дают возможность использовать их в целях всестороннего развития детей.

При слушании и чтении сказок происходит развитие диалогической речи. А при пересказе осуществляется развитие монологической речи.

В процессе пересказывания, обыгрывания сказки активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.                                                             В ходе непосредственной деятельности по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.                                                                                                                                                           С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

  • «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
  • «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
  • «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
  • «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
  • «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
  • «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
  • «Собери картинку» — формирует умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивает логическое мышление, внимание.                                                                                                                                                             

ОО «Социально-коммуникативное развитие». Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо». Каждая сказка представляет какую-то новою ситуацию, с которой ребенку придется столкнуться в реальной жизни. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать различные проблемы и корректировать поведение.

С помощью сказки у ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»). Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль» и т.д.

Сказки формируют у детей представление о добре и зле, показывают красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Развивают умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и других.

Одной из форм активного восприятия сказки детьми является драматизация, которой ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Используя пальчиковый театр при рассказывании сказки детьми, позволяет развивать творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                 

 Сказка - эффективный способ воспитательно - образовательной работы с детьми. Сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге. Работа со сказочным материалом способствует возрождению традиций семейного чтения.  Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого), формирует представления об общечеловеческих ценностях, о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее. Анализируя продукты детского творчества, можно установить рост креативности, улучшение речи детей. Научившись рассказывать и пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.                                  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Креативный потенциал педагога"

В консультации рассказывается о формах работы в детском саду, которые способствуют активизации личности воспитателя, совершенствованию его творческой деятельности....

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

семинар - практикум для воспитателей "экологический потенциал сказки"

при работе с детьми очень важно бережно относиться к сказочному сюжету...

Конспект консультации «Творческий потенциал»

Конспект консультации «Творческий потенциал»Подготовила старший воспитатель Савченко Т.Ю.1-я часть – тест для педагоговВ начале консультации предложите педагогам пройти тес...

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ

laquo;Детство-это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а  сказка-надежный добрый спутник в жизни каждого ребенка».Д.Родари...

Тема выступления на педсовете по второй годовой задаче «Дидактический потенциал народных подвижных игр»

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка. Важ...