Картотека дидактических игр на формирование диалогической речи
картотека (средняя группа)

Кунурова Асемгуль Маратовна

Картотека дидактических игр  

 

на формирование диалогической речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры с предметами  (телефоном)

 

 

«Заказ такси по телефону»

Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону  (звонок в такси)

 

Игровая задача : помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику

 

Ход игры:

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что к вам за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до

поликлиники.

- Поможем зайке вызвать такси?

- Да!

- Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог  (набирает номер, имитирует звонок) .

- Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

- На какое время вам нужна машина?

- На 10 часов утра.

- Ваш адрес.

- Куда поедете?

- В детскую поликлинику.

- Назовите ваш телефон.

- Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

- Спасибо. До свидания.

- Кто желает вызвать такси для зайки?

Дети по желанию имитируют звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог, исправляет, дополняет их диалог

 

Звонок на работу маме  (папе)

Дидактическая задача: закрепить навыки ведения культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

 

Игровая задача : помочь своего товарищу

 

Ход игры

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой  ситуации : «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно

извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш

звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Спасибо.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Что с бабушкой?

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

— До встречи, сынок.

 

«Звонок в поликлинику»

Дидактическая задача: закрепить навык ведения диалога по телефону  (звонок в поликлинику)

Игровая задача : помочь Буратино вызвать врача на дом по телефону

Ход игры

1. Беседа.

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура, когда он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело

болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

-Ребята, сегодня когда я шла в садик, на крылечке я нашла письмо от Буратино, он пишет, что Мальвина очень сильно заболела, у нее высокая температура и сильный

кашель, и просить у вас  помощи : «Ребята помогите вызвать врача Мальвине, а я в это время буду помогать Мальвине справляться с кашлем и температурой»

- Готовы помочь Буратино вызвать врача Мальвине?

- Да, готовы!

- Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику.

- Кто желает вызвать врача Мальвине по телефону?  (Дети предлагают свои кандидатуры)

- Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Да. Здравствуйте.

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— Что случилось?

— У нас заболела Мальвина. У нее очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Нет, только кашель.

— Ваш адрес?

— Наш адрес ул. Ленина 56

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

— Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми  (2—3 раза) . Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

 

 

 

  

Словесные игры

 

«Угадай, кто я»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Игровая задача : угадать о каком сказочном герое говорит ведущий

Ход игры

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты  (или черту) . Остальные дети отгадывают.

Например :

— Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

— Нет. Я не девочка, а мальчик.

— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

— Я думаю, что ты – Жихарка.

— Правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

 

«Да и нет»

Дидактическая задача: познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал : семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит : «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать,

какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только  «да»  или  «нет» . Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

- Его надевают на тело?

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.

Нужно придерживаться определенной  логики : от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов.

Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

 

 

«Будь внимателен!»

Дидактическая задача: учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Игровая задача : поддержать радость или сочувствие воспитателя

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение 

отвечают : «Я рад  (а)  за тебя  (вас) »,  «Очень приятно» , «Я горжусь вами  (тобой) ». На невеселое сообщение следует  сказать : «Я сочувствую тебе  (вам) » или 

«Мне очень жаль» .

— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь

хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

— Я еду в гости.

— Я победила в конкурсе воспитателей.

— У меня сегодня очень сильно болит голова.

— Я купила себе красивое платье.

— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

 

«Передай письмо»

Дидактическая задача: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал : разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и  говорит :  «Письмо Саше» . Названный ребенок

садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со  словами :  «Будь добр, передай письмо Саше»  или  «Ты не сможешь передать письмо Саше?»

 и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты

выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета  обращения :  «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.» .

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы,

используемые в  игре :

— Если тебе нетрудно. — Будь добр.

— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу,.

— Сделай доброе дело, передай.

— Передай, пожалуйста.

 

«Ошибка»

Дидактическая задача: развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать

согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры

Воспитатель : «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с

моим утверждением, то скажите  так :  «Да, вы правы, И. О.»  или  «Я согласен с вами, И. О.» .

Примеры суждений :

— Карлсон жил в маленьком домике у леса.

— Пятница идет после среды.

— Буратино — один из жителей цветочного городка.

— Мыть руки вредно для здоровья.

— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

— Если на деревьях есть листья, то это лето.

 

«Волшебный ключ»

Дидактическая задача: закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки  (на прогулку, в спальную комнату и т. п.) . Встает в

дверном проеме и, улыбаясь,  говорит : «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните  пословицу :  «Добрые слова замки открывают».

Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы:  «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок

открыть?» .

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения :

— Разрешите пройти.

- Разрешите, пожалуйста.

- Позвольте пройти.

— Пропустите меня, пожалуйста.

— Вы не могли бы пропустить меня?

— Если можно, пропустите, пожалуйста.

— Извините, я могу пройти?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр  

на формирование диалогической речи

Игры с предметами  (телефоном)

«Заказ такси по телефону»

Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону  (звонок в такси)

Игровая задача : помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику

Ход игры:

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что к вам за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до поликлиники.

- Поможем зайке вызвать такси?

- Да!

- Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог  (набирает номер, имитирует звонок) .

- Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

- На какое время вам нужна машина?

- На 10 часов утра.

- Ваш адрес.

- Куда поедете?

- В детскую поликлинику.

- Назовите ваш телефон.

- Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

- Спасибо. До свидания.

- Кто желает вызвать такси для зайки?

Дети по желанию имитируют звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог, исправляет, дополняет их диалог

Звонок на работу маме  (папе)

Дидактическая задача: закрепить навыки ведения культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Игровая задача : помочь своего товарищу

Ход игры

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой  ситуации : «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Спасибо.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Что с бабушкой?

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

— До встречи, сынок.

«Звонок в поликлинику»

Дидактическая задача: закрепить навык ведения диалога по телефону  (звонок в поликлинику)

Игровая задача : помочь Буратино вызвать врача на дом по телефону

Ход игры

1. Беседа.

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура, когда он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

-Ребята, сегодня когда я шла в садик, на крылечке я нашла письмо от Буратино, он пишет, что Мальвина очень сильно заболела, у нее высокая температура и сильный кашель, и просить у вас  помощи : «Ребята помогите вызвать врача Мальвине, а я в это время буду помогать Мальвине справляться с кашлем и температурой»

- Готовы помочь Буратино вызвать врача Мальвине?

- Да, готовы!

- Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику.

- Кто желает вызвать врача Мальвине по телефону?  (Дети предлагают свои кандидатуры)

- Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Да. Здравствуйте.

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— Что случилось?

— У нас заболела Мальвина. У нее очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Нет, только кашель.

— Ваш адрес?

— Наш адрес ул. Ленина 56

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

— Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми  (2—3 раза) . Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

Словесные игры

«Угадай, кто я»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Игровая задача : угадать о каком сказочном герое говорит ведущий

Ход игры

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты  (или черту) . Остальные дети отгадывают.

Например :

— Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

— Нет. Я не девочка, а мальчик.

— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

— Я думаю, что ты – Жихарка.

— Правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

«Да и нет»

Дидактическая задача: познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал : семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит : «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только  «да»  или  «нет» . Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

- Его надевают на тело?

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.

Нужно придерживаться определенной  логики : от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Будь внимателен!»

Дидактическая задача: учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Игровая задача : поддержать радость или сочувствие воспитателя

Ход игры

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение  отвечают : «Я рад  (а)  за тебя  (вас) »,  «Очень приятно» , «Я горжусь вами  (тобой) ». На невеселое сообщение следует  сказать : «Я сочувствую тебе  (вам) » или  «Мне очень жаль» .

— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

— Я еду в гости.

— Я победила в конкурсе воспитателей.

— У меня сегодня очень сильно болит голова.

— Я купила себе красивое платье.

— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

«Передай письмо»

Дидактическая задача: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал : разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и  говорит :  «Письмо Саше» . Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со  словами :  «Будь добр, передай письмо Саше»  или  «Ты не сможешь передать письмо Саше?»  и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета  обращения :  «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.» .

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в  игре :

— Если тебе нетрудно. — Будь добр.

— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу,.

— Сделай доброе дело, передай.

— Передай, пожалуйста.

«Ошибка»

Дидактическая задача: развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры

Воспитатель : «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите  так :  «Да, вы правы, И. О.»  или  «Я согласен с вами, И. О.» .

Примеры суждений :

— Карлсон жил в маленьком домике у леса.

— Пятница идет после среды.

— Буратино — один из жителей цветочного городка.

— Мыть руки вредно для здоровья.

— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

— Если на деревьях есть листья, то это лето.

«Волшебный ключ»

Дидактическая задача: закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки  (на прогулку, в спальную комнату и т. п.) . Встает в дверном проеме и, улыбаясь,  говорит : «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните  пословицу :  «Добрые слова замки открывают» . Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы:  «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?» .

Примерные формулы выражения просьбы- разрешения :

— Разрешите пройти.

- Разрешите, пожалуйста.

- Позвольте пройти.

— Пропустите меня, пожалуйста.

— Вы не могли бы пропустить меня?

— Если можно, пропустите, пожалуйста.

— Извините, я могу пройти?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и приёмы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ОНР».

Диалог сложная форма социального взаимодействия.  Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать  в ответ собственное су...

"Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"

quot;Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"...

Картотека. " Дидактические игры по формированию связной речи у старших дошкольников"

Эти игры  позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют словарь и коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарног...

картотека дидактических игр по развитию диалогической речи для детей дошкольного возраста

Картотека дидатических игр по развитию диалогической речи для детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГРЫ-БЕСЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

игры которые можно играть с телефоном...

Картотека дидактических игр по формированию развития речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности...