ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ
статья

Нелюбова Надежда Сергеевна

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и в особенности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staya_podvizh_igry.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ  РАБОТУ

Н.С.Нелюбова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа Детского сада  № 12 общеразвивающего вида

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, кружковая работа, образование, физическое развитие, физические качества, подвижные игры.

Аннотация: данная статья содержит описание опыта работы ведения кружковой деятельности ДОУ на основе подвижных игр, обладающих великой воспитательной силой. 

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и в особенности детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного, а также физического здоровья. Основная задача – формирование основ здорового образа жизни, понятия и навыков о сохранении и укреплении здоровья у детей, воспитание внимательного отношения к своему организму и желания быть физически сильными и развитыми. Цель применения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения - сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанников мотивации к ведению здорового образа  жизни.

Здоровьесберегающие технологии являются ведущими в моей профессиональной деятельности. Я считаю, что комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность и эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ мною, как инструктором по физкультуре, используются различные формы и методы, и одними  из них являются спортивные игры.

Возрастающие требования со стороны государства и общества к уровню физической подготовки воспитанников приводят к поиску новых путей организации образовательного процесса в физкультурно-оздоровительном направлении. Одним из путей реализации данных требований является кружковая работа в рамках дополнительного образования, построенная по Программе интегративного курса физического воспитания для детей дошкольного возраста на основе подвижных игр. Кружковая работа, которую я реализую, называется «Вместе весело играть».  Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. При организации игровой деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Это является залогом успешного оздоровительного воспитательно-образовательного процесса.

Целью моей кружковой работы в ДОУ является ознакомление детей с разнообразием подвижных игр, обучению их смыслу, идеями, качественному решению основных задач физического воспитания. Организация физкультурно-оздоровительной работы среди дошкольников, с учетом естественных интересов обучающихся в игровой деятельности и отработка детьми  навыков основ безопасной жизнедеятельности.

Задача подвижных игр детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности которые требуют посильных физических и психических усилий. Важный фактор успеха - получение морального и эстетического удовлетворения от этой деятельности.

Отличительная особенность подвижных игр с детьми - это ее эмоциональная направленность. Положительный эмоциональный фон является важнейшим условием сохранения здоровья, профилактикой развития различных заболеваний, а также залогом стойкого интереса к физической культуре и спорту. Игровые упражнения с нестандартным оборудованием увлекают детей. Познав радость и удовольствие от игры, ребята уходят с занятия с желанием вернуться как можно скорее. Так формируется осознанный интерес и мотивация к занятиям физкультурой в целом.

Подвижная игра – основной метод формирования здорового образа жизни у детей, она гармонично встраивается в картину мира воспитанников и доставляет радость, в это время воспитывая и развивая. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх сюжеты характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной умственной деятельности. Подвижные игры воспитывают не только все физические качества ребенка (быстрота, ловкость, подвижность, активность, бег, прыжки, и многое другое), но и закладывают фундамент для всесторонне развитой  личности.

Свои занятия на основе подвижных игр я стараюсь выстраивать эффективно, сочетая игровые упражнения и эстафеты. Занятия реализуются с учетом ряда принципов, среди которых принцип природосообразности, доступности, индивидуальности, учета детских инициатив и интересов.

Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребенком, а также при учете реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение проводится постепенно, путем усложнения условий выполнения движений.

Для реализации поставленных задач в нашем детском саду имеются все необходимые условия: отдельно оборудованный спортивный зал. В зале имеется определённая разметка (ориентир), что служит быстрому перестроению по квадратам и по кругу. Также изготовлено нетрадиционное оборудование: «Веселый Паучок» лазы - для пролезания, «Дорожка Топтышка» для профилактики плоскостопия, различные дорожки со следами, мягкое бревно для ходьбы на равновесие, эспандеры - для различных массаже и спины, рук, ног. Имеются разнообразные пособия для дыхательной гимнастики «Футболист», «Снежинка». Оборудование в зале размещено так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячом и других движений. Дети в достаточном количестве обеспечены мячами, лентами, кеглями, кубиками, обручами, гантелями, игрушками, палками, флажками стимулирующими двигательную активность. Расположение спортивного инвентаря мною тоже строго продумано. Также изготовлено много масок для подвижных игр. Для проведения подвижных игр на свежем воздухе у нас оборудована спортивная площадка, где имеются бумы различной высоты и ширины, цель для метания, скаладром. В каждой группе имеются атрибуты и спортивный инвентарь для проведения подвижных игр.

Несомненно одним из условий является совместная работа детского сада и семьи. Считаю, что детский сад и семья связаны формой преемственности, что должно обеспечивать непрерывность воспитания и обучения детей. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга, поэтому для результативной деятельности я веду тесный  системный и продуманный тесный контакт с семьёй. На мой взгляд, нельзя заниматься оздоровлением детей, не сделав родителей своими союзниками. Поэтому использую разные формы с родителями:

а) родительские собрания, консультации, беседы о значении подвижных игр. Ознакомила родителей с подвижными играми разных возрастов;

 б) оформление стендов, папок-раскладушек помогает заинтересовать моих родителей, привлечь внимание к игре;

 в) спортивные досуги «Папа, мама, я — спортивная семья», «Мой папа самый лучший», «Весёлые старты». Приобщаю родителей к участию в совместной двигательной деятельности. Все игры - эстафеты проходят весело, дружно. Такое общение между родителями и детьми, инструкторами помогает установить тесный контакт, способствует здоровому образу жизни семьи;

г) вместе с родителями организую туристические походы за приделы детского сада - в парк, в лес, на реку Ворону.

Учитывая все выше изложенное, в своей работе я достигла положительных результатов. Дети стали выдержанными, смелыми, ловкими, решительными. В подвижных играх мои дошколята научились решать самостоятельно, как действовать в той или иной игре. Играя в подвижные игры, они стали более активными, инициативными, творческими, сообразительными.

Я испытываю удовлетворение от своей работы, когда вижу радость, удивление и даже восторг, в глазах моих детей во время подвижных игр.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом.  Обучение через подвижные игры в дошкольном учреждении является важнейшей предпосылкой формирования здорового образа жизни. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания. Ведь подвижная игра в большей степени, чем любая другая игра, призвана сегодня возродить на новом современном уровне всеобщий дух здорового спортивного азарта в детских коллективах, способствующий формированию и развитию у дошколят готовности стремиться к победе.

Литература:

  1. Бабенкова Е.А, Параничева Т.М Подвижные игры на прогулке.- «ТЦ СФЕРА», 2015.
  2. Гриш, В. И. Детские подвижные игры [Текст] / В. И. Гриш. – Новосибирск.: Новосибирское книжное издательство, 1992.- 220 с.
  3. Подласый, И. Н. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]: монография / И. П. Подласый, М.: Владос,2002. – 386 с.
  4.  Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.- М; Мозаика-Синтез, 2015.
  5. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.-М; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...

Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год

В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов  к инновационной деятельности....

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...