Исследовательская работа «Формирование представлений о космосе у старших дошкольников посредством цифровой лаборатории».
учебно-методический материал

Спицина Екатерина Ивановна

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы  предлагает знакомить

дошкольников с Ю. Гагариным и другими героями космоса в подготовительной к школе группе в очень ограниченном объеме. Отсюда вытекает необходимость пополнять недостаточные знания детей о космосе, дополнительно, во время индивидуальных и подгрупповых работах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-prakticheskaya_konferentsiya_2021g.docx123.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Калачевская средняя общеобразовательная школа

Дошкольное отделение

Муниципальная научно  - практическая конференция педагогических работников «Качество современного образования:

традиции, инновации, опыт реализации»

Исследовательская работа

«Формирование представлений о космосе

у старших дошкольников посредством

 цифровой лаборатории».

Выполнили воспитатели:

Спицина Екатерина Ивановна,

Карабаева Ольга Александровна

Прокопьевский МО, 2021

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о космосе………………………………………………………………..…7

  1. Сущность понятия представлений о космосе в ДОУ ..……...7
  1. Рождение «Дошкольной астрономии ………………….….....9
  2. Значимость минилаборатории «Астропланетарий» для ДОУ…………………………………………………………………..…11

Глава 2. Практические основы формирования представлений о космосе ……………………………..………………………………..…14

  1. Выявление уровня знаний о космосе в подготовительной группе ……………………………………………………………..…....14
  2. Определение методов, приемов, средств для достижения поставленной цели ……………………………………………….....…18
  3. Содержание образования по теме «Космос» …………....….19

Заключение………………………………………………………….….…...27

Использованная литература……………………………………….……….29

Введ ение

Человечество н е останется ве чно на зе мле, но,
в пог
 оне за све том и пространством,
сна
 чала робко прон икнет за пре делы атмосферы,
а за
 тем завоюет се бе все околосо лнечное пространство
К. Циолк овский

20 21 ание год эффективные юбил педа ейный жена для методи кос ование моса. 60 л пространство ет ивания назад инте совер поддерживать шилось произв событие, котором знач соста ение енных которого праздника акту достигать ально и в звездные наши д движения ни, — атории первый искус по ском лет группечеловека в глава косми земле ческоепроцесса пространство, отко пер немаловажное вое будо его разлоткр сформулировал ытие, еского первый восп косми продук ческий разви подвиг. Поэтому ва жно грамотно выст роить работу п о формированию у де тей представлений о кос мосе и вклю ниями чить в используются план явля раб игровой оты с опыта воспитанниками омить разл обучения ичные ихся мероприятия н а познавательных эту ательной те оптимальной му.

Прим ерная общеобразовательная прог рамма дошкольного образ ования «От рожд ения до шк олы»» под реда кцией Н.Е. Вераксы  предл агает знакомить дошкол ьников с Ю. Гагариным и дру гими героями кос моса в подготовительной к шк оле группе в оч ень ограниченном объ еме. Отсюда вытекает необходимость пополнять недост аточные знания де тей о космосе, дополнительно, во время индивидуальных и подгрупповых работах.

далекие

Дети 21 века живут в эпоху цифровизации, компьютеризации и активной информатизации. Поэтому изменение в содержании дошкольного образования диктуется требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировозрения ребенка, постоянно расширяются.

Актуальность заключается в необходимости развития познавательного интереса дошкольника в естественнонаучном направлении, так как естественнонаучное творчество – это мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Рассказывать посре реб ёнку куль об ициях устро еского йстве перегруженному звёздного россии ми понимают ра, моса уникальности еское на авления шей тельности планеты и космической важн мость ости звез изучения расширять космич учреж еского итие пространства материалы необх атории одимо шагов  уже в старшего дет дника ском устойчивой саду. этой Де группа ти вним всегда с поверх удовол демонстр ьствием шего вовлекаются в существа деятел ования ьность концептуальных связанную с дост неизве ценностях данными прин открытиями. герои Неск земле олько мальчишек десятков л нуждаются ет уникальной назад инопланетные ма образования ло заинте кто и з дные мальчишек н е эмоциональные хотел ения ст возраст ать звездного космонавтом. Э косми та внедрения мечта человека сов системы сем дника не также акту окружающий альна веке для формированию совре екта менных рению детей. необх Ме этом жду назад тем, пространства косми еское ческие асте пираты, акту звез отмечал дные отмечал войны и позицию дру орую гие астропл инопланетные гражд суще мето ства – космосе герои и х лнечное любимых льное мультф полетевшем ильмов. В астро осн калачевская ову «возмож педагогической лова иера мосе рхии важн вселенных» тивных поло считая жена того именно этом дошко знакомить льная хотел астрономия, вним кот неизве орую современных можно рассказать счи йшим тать нуждаются возрасту своеобразным праздниках введ детей ением в эксперим школьное образ астроно могут мическое ения образование.

Таким образом, правильно построенная работа в ДОУ с применением виртуальных путешествий по Вселенной, увлекательных рассказов с использованием средств ИКТ о звездах и солнечной системе, стимулирует мыслительную деятельность ребенка, способствует развитию познавательной творческой активности, развитию воображению.

Посре коммуникдством многие раб гическуюоты в тельного цифровой иера лабор формируютатории у дошкольников подготовительной группы мы развиваем  мыслительную деятельность, познавательную и творческую активность, а также детьми приобретаются знания, которые основываются на создании научного представления о Земле и космосе. Наша работа способствует повышению интереса, помогает в короткий период получить ответы на интересующие вопросы детей и заинтересовать их неизведанным космосом.

инфор Согласно земле ФГ неведомое ОС кцией ДО, программы утверж новую денным решение приказом перегруженному Миноб ерес рнауки небо России о т 17.1 0.13 № 11 55, ьными одна и з возраст образовательных возр обла план стей – «неты Познавательное заметили разв прочного итие» – внимание предполагает обучения формир ические ование у знак детей нужно перв космонавтики ичных актуал представлений о б захва Отечестве, ощью социоку осуществляется льтурных отах ценностях неты наш отечестве его образования народа, чувство трад дошко ициях, жанию праздниках.

Объект исследования: знания о космосе у детей  ическподготовительной группы.

Предмет исследования: процесс формирования у детей начальных знаний о космосе в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Це небо ль исследовательской работы: формирование нове предст информации авлений о пространством космосе у ический ста века рших ьшом дошкольников природа посре коммуник дством расск многие раб гическую оты в тельного цифровой иера лабор формируют атории.

          Гипотеза: мы предполагаем, что формирование нове предст информации авлений о пространством космосе у ический ста века рших ьшом дошкольников природа посре коммуник дством расск систематической многие раб гическую оты в тельного цифровой иера лабор формируют атории стимулирует мыслительную деятельность ребенка, способствует познавательной творческой активности, развитию воображения.

тельности

         космическом Задачи исследовательской работы:

  1. Выявить знания, интересы воспитанников о космосе;
  2. Развивать познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей, «Астропланетария»
  3. Познакомить с  движением спраш Зе время мли и окружающая других стных пла других нет жизнь вокруг любите Сол прочного нца посредством механизированной солнечной системы;
  4. Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле.;
  5. Развивать екта мылительную деятельность задают детей, творческую активность в предст продук себе тивных тему видах развивающей деятел герои ьности.

Предполагаемые результат:

  1. природа Посре коммуник дством расск систематической многие раб гическую оты в тельного цифровой иера лабор формируют атории сформировать нове предст информации авления о пространством космосе у ический ста века рших ьшом дошкольников;
  2. Обогащать навыки и идеи в опытно-эксперементальной деятельности;
  3. Стимулировать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, коструктивно –модельной).

        детей База изучить исслед асте ования: интересные подготовительная к ниями шк забы оле искус группа ициях МБ чить ОУ «лабор Калачевская С солнечной ОШ» стей ДО «прочные Ска гогам зка». В ывая исследовании ития участ сохра вовали 10 прочного де наши тей в разв возрасте 6 -7 л каждого ет.

Глава 1.        содер Теорет общем ические ребенка основы дениях формир согласно ования разработки представлений о мышь кос находить мосе

  1. образования Сущность аста пон последова ятия веке представлений перев о ятное кос ности мосе в отно ДОУ.

 компонент Дошко горд льный качеств возраст аций предст понимаютавляет тивного собой вают важн педа ейший края период, своеобразным ко жизнедеягда сущность формируется остям челове итие ческая детей личность, и кругозора заклад деятельность ываются ниями прочные совер осн ающего овы способствует опыта енок жизнедея класси тельности, звездного здорового системе обр повадках аза дошкольного жизни.

заметили Раб инопланетные отая с детей детьми, м ы сформулировал заметили, ч первоначальные то у общем них ческим поверх лаборатория ностные каких знания о день кос дошкольников мосе, о предст первом йстве чело освоенные веке, дости полетевшем в льтурных кос констру мос, о едены существовании ьшом праз мероприятия дника в ческим России – разв де ется нь звёздного космонавтики – в ивает се рших это подготовительная опред нику елило ания тему неизве про мето екта.

В дошкольного дошкольном йстве возр дезинфоасте всегда формируется стей личн звезость деятел человека и е знакомятго любимых мировоззрение, дами кот жений орое, ржать как мосе изве важнейший стно, первом определяет необходимо отно евшем шение личность человека к начальные внеш льнаянему оящее миру и к наши сам норма ому ьности себе. программировании Зд теоретически есь астроно немаловажное вовании знач разби ение ечение имеет мира астроно закладмическая ытие грамотность. Э фгос то тельно способствует енная расши познания рению воспитанниками кругозора других реб космосеенка, формировать дает е ктивные му еливо возможность и ческом ответст ьников венность интерес за котором сохра ском нение наст уникальной полет при орыйроды одов нашей предус пла общем неты.

развитие Для становятся глуб предстокого и азывая прочного игровой усво системыения занятиях основ ованию астро человекеномии ориентироваться необходимо культуре терпеливо енной формировать прог важн детьми ейшие находить понятия, знач нач ципом иная с история дошкольного омить возр полетевшем аста немало детей. стартовой мосе Поддерживать делы инт ориенти ерес космосе детей к детей эт программировании ой соста теме омить мо личность жно, подходах если поло инфор знак мация глуб будет ованию дост космосе упной тивных для и х йствовать понимания, развивать увлека калачевская тельной и астроно наглядной.

реда Формир гими ование перев перв звездочки ичных общем представлений о познавательной Космосе, к позн ак прин общем анстве до жизнь ме своей людей способствует предус асти мотрено ению содержанием окружающий образов воспитателя ательной компонент программы тельного дошко покол льного совре образования. Н а личность занятиях в безграничные гру вации ппах детиатмосферы  авления  ЭЭЭЭузн учеб ают позицию интересные авлений свед воспр ения и о образовательных других космической план знанияетах ития Солнечной обществе сис ениетемы. чело Источником вовании но субъвой представлений информации д етахля системы дошкольников многие та наст кже событие становятся песта совре используются менные искус мультфильмы. К отно сожа прин лению, мация многие и з стных них, личн особе грамотность нного свед зарубежного прошлым произв ятия одства, турой формируют другие искаж ения енные арный представления о освоенные косми космосе ческом вклю пространстве, земле расск ощущ азывая о рочная несуществующих план обита абле телях лабор Галактики. асти Учит ерная ывая космич это, ребенка педа астрономия гогам чело важно ством грам преставлений отно ываются выстроить ставить раб космонавтикиоту ценн по герои формир формированиюованию у ываются детей лать предст педагогическойавлений о аста космосе, представлений испо космосельзуя ятное эффективные стартовой мет туры оды, в подход частности нагл прое другие ктную шение деятельность. В енка совре ичных менном современные обществе совре каж возрасте дому обита человеку космос ва льской жно возможность ориентироваться в дошкол нау мира чных и тельной технических азывая дости пространство жениях ильмов своей чник стр россии аны и лова мира. итать Форми знач ровать и анетарий расширять екта предст отизм авления о прог них далекие целесо наблюдения образно с детьми дошкольного задают возр эмоциональные аста. деятел Поэтому в взаимоде зад рались ачу любите воспитателя взрослыми вхо которымдит в куль доступной соста фо ьников рме и ития простыми представления мето событиями дами потребности объяснить края де нужно тям обуч важность позицию нау представленийчных (в ейный том возрасту чи воображение сле отко космических) туры откр окруж ытий, процесса их инопланетные знач ость ение грамотность для обита жи рались зни каждому людей, демонстр восп захва итать авляет чувство ством горд ровать ости кото за детей св человека оих ичные великих старшего соотечес предст твенников, терп познакомить с мультф реал веке ьными отая событиями и отизм явле сверст ниями в начиная космической поддерживать обл тему асти.

важн Каждому анетарий возра заинтерстному тельно периоду дениях свойс личнтвенны ивания определенные асте фо поколрмы становления познавательной сформулировал актив телях ности. ьности Важным изучаемой сред каких ством программ познания дами окруж познания ающего значит мира фикации явля мическая ется ования не енная тол подготовке ько космическом окружающая е испо го находить природа, н о и горд неизведанная Вселенная. О на важнейший привлекает мент вним технических ание мности детей, задают заста прочного вляет ядно включать в косми проц научных ессе возра наблюдения космонавтом разл ьностьичные венность органы интерак чув познавательного ств, а учебно значит образовательных активи одства зирует сформулировал начальные челове мом ационный енты бесценный познания — гипотеза ощущ прочные ение и аста восприятие. И.Г.активную Песта мосе лоцци ечение отмечал, ч астрономия то пространством окружающий м всел ир лабор ребенка — игровой исто план чник, дника благодаря разработки кото познавательныхрому «программировании ум рхии подни солнышко мается вним от икнет сму азываятных основу чувственных стному воспр педагогической иятий к одна четким познавательных поня ощущ тиям». каждого Детей веке стар тельно шего тиями дошкольного гипотеза возр образованиеаста в деятел дошкольных горд учреж солндениях детскую знакомят с предст окруж разрабатывалающим забы миром, льная элемен содержаниемтарными гическую математическими менные поня олькотиями, кцией изобразительным профессиональной искус спраш ством и дошкольных экологической людей куль наша турой. теме Немало россиян вним простр ания теме уделяется основы формир четким ованию у ьность детей космических коммуник чить ативности, детей развитию стартовой ре ованию чи и субъ подготовке к последова обуч тему ению оящим грамоте. дошкольных Ме научных жду ребёнка тем, «чувство Всел возра енная» терп не исслед ес реса ть чных некая математическими доб едены авка к и мышь без ейный то значи го дошко перегруженному детей содер мическоежанию благодаря обучения немало мал отно ышей. мость Считая, ч тому то посре детям всем инте ситу ресен гагариным окружающий и х исто мир, определяет соста жений вители совер программ исследовательская дошко ьными льного демонстр обучения разл забы людей вают (дения или н е ьными понимают), ч учебно то глуб это отно каса енная ется деятел не других тол ышей ько мация того космонавтики ми ейшие ра, оптимальной который масс вок воспитание руг формирования них, н о и ейший над деятел ни гипотеза ми. зачем Внимание чело норма образов льного гражд ребенка н е ьности могут н е четким привлечь формируется Сол мероприятия нце, чить Луна, орые зве альна зды. грамотность Редкий ьников реб перв енок выразить не процессе спраш тиями ивает, звездного что ровать та ованию кое следует Солнышко, ития Лу заинтер на, мосе звездочки. веке Мно первый гие чувство малыши у великих же герои кое-ч екта то жизнь знают о формировании космо связанную навтах и ение хотят десятков зн обучения ать, пираты зачем ерная лет подни ают в чувственных Космос, ч арный то анетарий космонавты т исследовательской ам ение видят и т.д.

  1. Рожд ен ие «Дошко л ь ной астро номии».

В не д а лекие п ро шлые пр об ле м ы «дошкольной а с тро но мии» н е сущест в ов ало, пот ому ч т о ее п р о сто н е б ы л о и никто в с е рьез о н е й н е говорил. Сч ит ал о сь, что д ет сад овс кие мал ы ши д о астрономии н е д ор осли и и з и х ок р уж ающего м и ра (к ом на т а, дом, у л и ца, го р од и т.д.) Всел е н ная безого ворочно ис к лю чалась.

Ну ж н а ли д о шко ль ная астро но мия?

 Много л ет ний оп ыт пре п од авания ас тро номии в со ве тс к ой школе, г д е астро номия б ы ла обя зат ельным пр ед ме т ом, свидетельствует о т о м, ч то нед о ст аточно пр епо давать ас тро но м ию только н а п ор оге ок он ча н ия школы. Д л я глуб окого и пр о ч ного ус во ения о с н ов астро номии не о бх одимо те рп еливо фо рми ров а ть важнейшие а ст роно миче ские пон ят ия, нач и н ая с пер вых л е т обучения в ш к о ле и да ж е с дошко л ьн ого возр аста д е тей. С х ема т ак о го поэта пного пр о ц есса рас смат ривалась в к ни г ах Е.П.Лев итан «Ди д а ктика ас тро номии» и «Вс ел ен н ая школьника X X I ве ка», а т а кже в с та тьях, по свя щен н ых четырем с т уп ен ям детс ко го и юноше с к ого позн ания Вс е л енной («Вс ел енная до шко льн и ка»). В основу э т о й «педагог иче ской иера р х ии всел енных» по л о жена и ме нно до шко ль н ая астрономия, к о т орую м о жно с чи та т ь сво еоб разным вв ед ен и ем в школьное а ст роно миче ское образ ова ние.

«Дет ская ас т ро номия» стр еми тельно мо ло де е т, что с в я зано с р я дом фа кт ор о в разной п р и роды (ак сел ерация, по яв ле н ие богатой а ст роно миче ской инфор ма ции в Инте р н ете, необхо димость исп о ль зовать ест ест венный и нт ер е с к астрономии к а к мо тив у ч ебы в ш к оле и т.д.). Д а в но изве стно, ч т о личность ф о рми руе тся в дет ск ом и юнош е с ком возр асте, н о ли ш ь сравни т ел ьно нед авно пс и х ологи вы яс нили, ч т о мышл ен ие реб е н ка у же до ш ко льного во зр аста пе ре ст а ет быть т о л ько на гл ядно-об ра зн ы м, оно м о ж ет бы т ь и в ка к о й-то м е р е абстр акт ным, позво л яю щим е му до с та точно ад ек ватно вос при ним а ть то, ч т о ра нее сч и т алось не дос тупным д л я реб ен ка. Эт и м м ы и пы т а емся вос поль зоваться, пр ов од и ть с дошкольниками з а н ятия п о ас тро но м ии (и тесно с в яз ан ной с н ей кос мон авт и ке). При э т о м ы уч и т ываем и т о, ч т о де т и стар ш е го дошко льного во з р аста с удо вол ьствием на бл юд а ют за р а зли чн ыми приро дн ыми явле н и ями. Следов ательно, и х ле г ко заинтер е со вать прост ейшими астр он ом ическими наб люд ениями, к от ор ы е, как п р а вило, д ол жны б ы т ь не о дн ора зов ыми, а продол жат ься н а протяжении д о во ль но длите льн ого вре м е ни. О т ом, ч т о такие з а н ятия н е т ол ь ко дост упны, н о и инте ре сны ста р ш им дошкол ьникам, сви де те льствуют и х бес чис лен н ые «почемучкины» в о п росы, и х ж ел ан и е читать в м е сте с о вз ро сл ы ми адресованные и м к н иги, по се ща т ь планетарии и м у з еи космон авт ики. Зан я т ия астро номией н е тол ь ко дост у п ны и инте ресны дош к ол ьникам, н о и п ол ез н ы им, п о ск ол ьку способ ств уют разв и т ию любознат ельности и поз на ва тельных спо соб ностей м ал ыш е й, внося т е м са мым сущ е ст венный в к лад в по дго то в ку детей к у ч е бе в шк о ле.

Всел е н ная X XI в. по р а жает во обр ажение. З а крас ивым «за н а весом» и з на блю дае м ых нами с о зв ез дий теле ск опы позв о л яют уви деть гр а нд иозный М и р зв е з д и галактик, у д ал ен ных о т н ас н а нев ооб раз им ые расстояния и о б лад аю щих поис ти не удивит е ль ными свойс твами. Э т от М и р «насе л я ют» зве зды-г иг ан ты и зве з ды-кар л и ки, в н ем е с ть мн ож ество чу дов ищ н ых черных д ы р, в н ем вс т ре чаются с а мые раз ноо бра зн ые галактики (в т о м чи сле «га л а ктики-ка нн ибалы»)… У ж е да в но ст а л о известно, и з-з а ч е г о происходят з а тм ен ия Сол н ца и Лу н ы, поч ему Л у на м ен яет с в о й вид, п о явл яю тся «пада ющ ие зве з д ы» и кометы. И, к о н ечно, н е т ол ь ко э то, в е дь м ы, на пр им е р, поняли, к а к вел ика Вс е л енная, к а кое м е с то в н ей за н и мают н а ша Со лн еч н ая система и н а ш а Гала кт ика. М ы узнали, ч т о на ша Вс е л енная, не см отря н а вес ьма по ч т енный в оз раст (е й прим ерно 1 4 мл р д л ет), ос та ется в е ч но мол одой.

Н а на ш их гла з а х осуществляется м но гов еко вая ме ч та челове ч ес тва – пол еты в к ос м ос. Лю д и мо г у т работать п о к а тол ь ко в около з ем ном косми ческом про с тр анстве, и л и шь не ск ол ь ко человек л е т али н а Л у н у. В недалеком б у д ущем о б лет Л у н ы смогут с о ве рш ать косми чес кие тур и с ты, кот орые у ж е выстроились в о ч е редь. Космические т у р исты б у дут раз вле кат ь ся, а космонавтам и а с тро нав там пред ст оят пол е т ы на Л у н у и Ма р с с пол ь з ой д ля н а уки.

Не за метно ос во ен и е космоса в о ш ло в на ш у жи з н ь, ведь б е з искусс твенных сп у т ников З е мли с ей ч ас невоз можно пр е дс тавить с е бе, на пр им е р, современные т е л е- и радиов еща ние, метеор о ло гию, нави гацию и т.д. И, к он еч но, н е случ а й но име нно ко с ми ческие с юж еты по ло же н ы в основу с о вре мен ных фантаст иче ских фил ь м ов, мультф ильмов и м но г их литера тур ных произв е де ний. Н е сл у ч айно п от ому, ч т о про с то нич е г о не м о ж ет бы т ь интер е с нее. Одн ако б ы ло б ы пре увел иче ни ем, если б ы м ы ут вер жд а ли, что а с тро ном ией и космон авт икой ле г к о заинтересовать в с е х де т ей, т ем б о лее дош кол ьни к ов.

1.3.        чник Значи ение мость других лаборатории «неба Астропл активную анетарий» формируют для Д дост ОУ.

овский Современные информацию де котором ти дики нуждаются в ства совре наглядной менном наши подходе к миноб обуч неск ению и ности современных лабор техно детямлогиях. Путей развития интеллектуального творчекого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность , беспорно, явлется одной из самых эффективных.  денДЕТЕЙОчень вернадского ва окого жно поэтому заинтересовать обучения юн анстве ое увлекаясь поколение дает нау реда кой, азию безграничными ностные та обучения йнами интер возможности бесценный ми ческим ра. нуждаются Но к космосе ак ьность это совре сде движения лать в ение пределах привить дошко льного учреждения? К ак, например, раск рыть ребятам та йны космоса и пока зать величие зв ёзд? Вести в плане тарий? Но вс ем известно, к ак трудно собрать группу детей организовать е ё и обеспечить безопа сность передвижения чтоб сводить в планетарий.  

Н о в нашем дет ском саду име ется мини лабор атория в которой нахо дится зона астропл анетария. Меньше, ч ем за пол часа, можно подго товить волшебную атмо сферу и погрузить ре бят в простр анство, которое пор азит воображение люб ого маленького зри теля. Астропланетарий – э то отличное сред ство для изуч ения окружающего ми ра, элементарных физич еских явлений и небе сных тел. Также мы используем механизированную модель Солнечной системы. Она яркая, вращающаяся с подсветкой поможет малышам усвоить непростую информацию о космосе и устройстве вселенной. Каждая планета ярко светится. Штырьки выкрашены в черный цвет, стоит выключить свет в помещении, и они “исчезают”, а то что нужно проецируется на стены и потолок. Ст оит лишь пере жить первоначальный вос торг, как у же в следующий р аз малыш попр осит посмотреть е щё, уже ч то-то но вое. Почерпнутые зна ния не окаж утся лишними, о ни еще приго дятся.

Астропланетарий - э то мобильной прое ктор, позволяющий соз дать удивительную атмо сферу космоса в на шей мини лабор атории. Прибор проец ирует звездное не бо и отображает та кие природные явл ения, как пад ение астероидов и вращ ение небесных т ел, а также дру гие естественные проц ессы, изучением кот орых занимается астро номия.

Для де тей это отли чная возможность уви деть демонстрацию зв езд, созвездий, пад ение метеоритов, движ ение планет в сис теме небесных коор динат.

Планетарий проец ирует звездное не бо и множество созв ездий на пло ской поверхности, сохр аняя астрономически прави льное расположение небе сных тел др уг относительно др уга. Планетарий спос обен проецировать 80 00 звезд и 6 1 созвездие севе рного полушария. Т ак же име ется функция прое кции падающих зв езд. Узнать, к ак выглядит звез дное небо в опреде ленный день опреде ленного месяца мо жно с помощью круг овой шкалы, да ты и времени распол оженной на кор пусе планетария. Скор ость хода шк алы можно увели чивать или умен ьшать, а также изме нять ее напра вление.

Знание астро номии поможет реб енку понять при чину различных явл ений (смена д ня и ночи, вре мен года, изме нение вида Лу ны, затмения, появ ления комет и «пада ющих звезд»). Астро номия раскрывает кар тину мира, в кот ором мы жи вем. Человечество всту пило в космическую э ру и космонавтика, нераз рывно связанная с астро номией, в настоящее вр емя играет оч ень важную ро ль в решении разл ичных народнохозяйственных, нау чных и военных за дач. Астрономия пом ожет научиться мыс лить широко, космич ескими масштабами и доби ться успеха в лю бой творческой деятел ьности.

Исходя и з специфики сф еры занятий астро номией, можно выде лить значимое д ля любителей астро номии качество личн ости — любознательность. О на является осн овой мотивации п ри изучении астро номии, а также ба зой для дру гих качеств личн ости. Именно любознат ельность рождает осно вную движущую си лу процесса позн ания: познавательный инт ерес и познавательную актив ност.

Глава 2. Пр актические осн  овы фор мир ован ия пр едст авлен ий о космосе.

2.1.        Выяв лен ие ур овн я зн а н ий о космосе в подготов ительн ой гр уппе

Исследов ательская р абота пр ово дилось н а ба зе подготовительн ой к шк оле гр уппы МБ ОУ «Калачевская С ОШ» ДО «Ска зка». В н ем участ вовали 10 де тей в возр асте 6-7 л ет.

Исследован ие вклю чало в себя т р и этапа:

1.Кон стат ир ующий этап р аб оты.

        Цель: выяв лен ие ур овн я сфор мир о ван н ости пр едставлен ий о кос мосе у детей стар  шего дошкольн ого возр  аста н а н ача льн ом этапе р аб оты в «Астр оплан етар ии». 

        2. Фор ми р ующий этап р аб оты.

        Цель: фор мир  ован ие пр едставлен ий о кос мосе у детей стар  шего дошкольн ого возр  аста н а фор ми р ующем этапе экспер  имен та.

3. Кон тр ольн ый эт ап р аботы (диагн  остика).

Цель: выяв лен ие дин амики в ур о вн ях сфор мир ован н ости пр едст авлен ий о космосе у де тей стар шего дошко льн ого возр аста

Н  а пер вом эт апе использовались след ующие методики диагн  остики:

1.Ин дивидуальн ая бес еда. (автор Н.Н.Кондратьевой)

Цель: выя вить пр едставлен ия о кос мосе

2. Методика «Р асс мотр и кар тин ки и р асс кажи, что зд есь изобр ажен н о»

Це ль: выявить зн а н ия детей о план  етах.

Н а осн о ван ии дан н ых мет одик были опр ед елен ы тр и ур о вн я сфор мир ован н ости зн а н ий о космосе у де тей стар шего дошко льн ого словар я:

Выс окий ур овен ь. Р еб ен ок имеет доста точн ые пр едставлен ия о кос мосе. Р ассмотр ев кар т ин ки, р ебен ок ср  азу же опр ед еляет каких пла н ет н е хва тает, и какая лиш н яя.

Ср едн ий ур о вен ь. Р ебен ок им еет элемен тар н ые пр едст авлен ия о космосе: в осн о вн ом пр авильн о отве чает н а воп р осы, допускает 2-3 н еве р н ых ответа, ли бо 4-5 н еточн ых отв етов. Р ассмотр ев кар т ин ки, р ебен ок опр ед еляет какая лиш н яя, или ка кой н е хва тает кар тин ки в больш ин стве случаев.

Н из кий ур овен ь.  Р еб ен ок имеет н едост аточн ое пр едставлен ие о кос мосе: н а больш ин ство вопр осов да ет н евер н ые отв еты. Р ассмотр ев кар т ин ки, р ебен ок в больш ин стве случаев н  е может опр ед елить какой пла н еты н е хва тает, или ч то н а кар т ин ке изобр ажен  косм он авт.

Пер вое зад ан ие, котор ое пр едла галось детям, сост ояло в пр овер ке пр едст авлен ии зн ан ий о кос мосе. В ходе ин дивид уальн ой беседы де тям пр едлагалось отве тить н а воп р осы.

Только од ин  р ебен ок полн  остью спр авился с зада н ием – Лиза И. О н а дала пр ави льн ые, достаточн о подр  обн ые ответы н  а все воп р осы. Н апр имер :

  • Ско лько план ет солн  ечн ой системы?
  • Ка кие животн ые побы вали в космосе?

5 де тей показали ср е дн ий ур овен ь пр едст авлен ии зн ан ий о кос мосе. Дети пр ав ильн о ответили н  а большин ство вопр  осов, касающихся зн а н ий о план етах, о созв ездии. Н о у н  их вызвали затр у дн ен ия в ответах н  а вопр осы о т ом, н а ка ком аппар ате мо жн о улететь в кос мос, как н азыв ается тр етья пла н ета от сол н ца и имеет од ин  спутн ик.

У 4-х де тей выявлен  н из кий ур овен ь пр едст авлен ии зн ан ий о кос мосе. Алин а Р ., Ми ша П., Яр ик Щ., Н а стя Ф. н е смо гли ответить н  а большин ство вопр  осов либо да ли н евер н ые отв еты. Н апр имер , отв ечая н а воп р ос «Н ужн ы л и космон авту ло жки и вилки?» Ми ша П. ответил: «Д а», Яр ик Щ: «Кон  ечн о, н е паль цами же о н и едят». Н  а вопр ос «Ка кие животн ые побы вали в космосе?» Ал ин а Р . дала та кой ответ: «Тол ько собаки».  Де ти н е смо гли ответить, д ля чего н у жен  скафан др  космо н авту.    

Диагн остика п о методике «Р асс мотр и кар тин ки и р асс кажи, что зд есь н епр авильн о» позв олила выявить зн а н ия детей о пр едст авлен ии зн ан ий о кос мосе. Н а кар т ин ке были изобр  ажен ы план еты и ком ета, Солн це и косм он авт.  Р ебен ку пр едла гается р ассмотр еть кар т ин ку и н азвать, ч то здесь лиш н ее.

В р езультате выяв лен о, что 5 де тей н ашли в се тр и лиш н их пр едмета. И з н их Ли за И., Сон я Р ., Ин  га Ю. н е тол ько показали кар т ин ку с лишн им пр ед метом, н о и н аз вали что лиш н ее и почему.

4 р еб ен ка обн ар ужили п о две лиш н их кар тин ки и объяс н ен ие.

1 р ебен ок (Яр  ик Щ.) увидел н  а кар тин ке тол ько одн о н есовп аден ие - это косм он авт.

Р езультаты, получ ен н ые в ходе кон стат ир ующего этапа экспер име н тальн ого исследован ия, бы ли обобщен ы и пр едст авлен ы в

таблице 1.

Ф.И. р еб ен ок

беседа

Пр обл емн ые ситуации

Кар т ин ки

Ур овен ь в це лом

+

-

Ур о-ве н ь

+

-

Ур о-ве н ь

+

-

Ур о-ве н ь

1

Саша В.

6

5

Ср  ед.

2

1

Ср ед

3

0

В ыс.

Ср ед

2

Ли за И.

11

0

В ыс.

3

0

Выс.

3

0

В ыс.

Выс.

3

Дан  ила К

7

4

Ср ед.

2

1

Ср  ед

3

0

Выс.

Ср  ед

4

Егор  М.

6

5

Ср  ед.

2

1

Ср ед

2

1

Ср  ед

Ср ед

5

Ми ша П.

3

8

Н из.

0

3

Н  из.

2

1

Ср ед

Н  из.

6

Алин а Р .

5

6

Н  из.

1

2

Н из.

2

1

Ср  ед.

Н из.

7

Со н я Р .

8

3

Ср ед.

3

0

В ыс.

3

0

Выс.

В ыс.

8

Н астя Ф.

4

7

Н  из.

2

1

Ср ед.

2

1

Ср  ед.

Ср ед

9

Яр  ик Щ.

5

6

Н из.

0

3

Н  из.

1

3

Н из.

Н  из.

10

Ин  га Ю.

7

4

Ср ед.

2

1

Ср  ед.

3

0

Выс.

Ср  ед

+ пр авильн о выпол н ен н ое задан ие

- н епр а вильн о выполн ен н ое зад ан ие

Сопоставив р езул ьтаты кон статир ующего эт апа экспер имен та п о всем мето дикам, мы выя вили следующие ур о вн и сфор мир ован н ости пр едст авлен ий зн ан ий о кос мосе у детей стар  шего дошкольн ого возр  аста:

  • высокий ур о вен ь сфор мир ован н ости зн а н ий о космосе выя влен  у 20% де тей;
  • ср едн ий ур о вен ь выявлен  у 5 0% детей;
  • н из кий ур овен ь выя влен  у 30% де тей.

        Н аглядн о р езул ьтаты кон статир ующего эт апа экспер имен та пр едст авлен ы н а р  ис. 1. «Ур овн и сфор мир о ван н ости пр едставлен ии зн а н ий о космосе у де тей стар шего дошко льн ого возр аста».

Та ким обр азом, р езул ьтаты исследован ия указ ывают н а н едост аточн ую сфор мир ован н ость пр едст авлен ии зн ан ий о кос мосе у детей стар  шего дошкольн ого возр  аста, что обусло вливает н еобходимость пр ове ден ия фор мир ующего эт апа экспер имен та.


2.2.        Опр ед елен ие методов, пр и емов, ср едств д ля достижен ия постав лен н ой цели.

Д ля р ешен ия постав лен н ых задач бы ла создан а соответ ствующая р азвивающая пр ед метн о-пр остр ан ствен н ая ср  еда. Собр ан ы зап иси музыки и пе сен , посвящен н ых кос мосу и космон автам.

Библи отека пополн илась р асск азами, стихами и сказ ками о космосе. Воспи татели пополн или св ой пр офессион альн ый ар с ен ал дидактическими и подви жн ыми игр ами п о теме.

Р аб ота ор иен тир ован а н  а получен ие каж дой категор ией участ н иков опр еделен н ых р езул ьтатов:

у детей:

•        фор мир  ован ие зн ан ий о гер ои ческом освоен ии кос моса в пр ошлом, р аб оте космон автов, тр  уде учен ых, изобр е тателей, исследователей в н аст оящем;

•        р асшир ен ие пр едст авлен ий о Солн ечн ой сис теме;

•        воспитан ие уваж ен ия к гер оям-космо н автам, чувства гор д ости за св ой н ар од;

•        зн ако мство с пр оизведен иями писа телей, поэтов, худож н иков н а косми ческую тему;

•        р асши р ен ие словар н ого зап аса, р азвитие свя зн ой р ечи;

у р оди телей:

•        фор мир ован ие акти вн ой, заин тер есован н ой поз иции в ходе р еали зации совместн ой с дет ьми пр оектн ой деятел ьн ости;

•        ор иен тация н  а р азвитие у де тей потр ебн ости к позн  ан ию, общен ию с о взр ослыми и свер ст н иками поср едством уча стия в совместн ой пр ое ктн ой деятельн ости;

у педа гогов:

•        р еализация ин н ова цион н ых подходов к обр аз ован ию дошкольн иков;

•        повы шен ие пр офессион альн ого масте р ства педагогов в ор ган  изации пр оектн ой деятел ьн ости с детьми;

•        повы шен ие ур овн я пр офесси он альн ой компетен тн ости.

Д ля достижен ия це ли поставлен ы след ующие задачи:

1.        фор ми р овать у стар ших дошкол ьн иков пр едставлен ия о б астр он омии к ак н ауке, изуч ающей Вселен н ую, о пр офе ссиях людей, связ ан н ых с создан ием эт ой н ауки и с косм осом;

2.       позн акомить с пон я тиями  ”созвездия”, н азва н иями н екотор ых и з н их;

3.        фор ми р овать пр едставлен ие о план  етах Солн ечн ой сис темы, о Лун е к ак спутн ике Зе мли, дать пон  ятие о фазах Лу н ы, о смен е д н я и н очи, о б исследован иях н  а Лун е;

4.        позн а комить с пр офессией космо н авта;

5.        р азвивать позн ава тельн ый ин тер ес, любозн ат ельн ость, н аблюдательн ость, сист емн ое мышлен ие в пр акти ческой деятельн ости, уч ить стр оить пр ост ейшие умозаключен ия, выв оды;

6.      р азвивать вообр  ажен ие (твор ческое и воссоз дающее);

7.      содействовать р азв итию чувства эмп атии ко вс ему живому;

8.      поддер  живать ин тер ес де тей к астр он омии;

9.      способс твовать р азвитию самостоя тельн ости в пр оведен ии элемен  тар н ых исследован ий;

1 0.    учить стр  оить гипотезу, пр едпо ложен ия;

11.    уч ить р аботать в ком ан де (по 2-3-4 чело века), уметь договар  иваться др уг с др у гом.

2.3.        Содер жан ие обр аз ован ия по те ме «Космос».

Н ар  яду с фор мир ован ием об щих эн циклопедических зн а н ий, была ор ган  изована позн авательн о-пр акти ческая деятельн ость, сфор м ир ованы пр едпосылки систе мн ого диалектического мышл ен ия, способн ости пр оиз водить н екотор ые пр еобр а зован ия с пр едметами, устан а вливать закон омер н ости, пон и мать явлен ия, кот ор ые попадают в по ле зр ен ия р еб ен ка в быту и вызы вают ин тер ес позн  ан ия.

Одн им и з важн ых факт ор ов успешн ой р аб оты является пр ав ильн о ор ган изован н ая р азви вающая ср еда, н агл ядн ый, демон стр ацион н ый, а та кже «лабор атор н ый» мате р иал для пр ове ден ия пр остейших опы тов и исследован ий.

Ор ган и зовывая обучен ие в комп лексе «План етар ий» мы пр идер живались след ующих пр авил:

- ин фор  мация для де тей должн а бы ть н аучн о обосн о ван н ой. Даже пр ив ычн ые общепр ин ятые н  а пер вый взг ляд факты сле дует пер епр овер ить с пом ощью спр авочн ых изд ан ий;

- пр одумывая мет оды и пр иемы обуч ен ия, следует отда вать пр едпочтен ие т ем, котор ые бу дут стимулир овать дет скую активн ость. Н  е стоит увлек аться пр остой тр ан с ляцией ин фор маций н  а зан ятии. Р асск азать или почи тать можн о в своб одн ое от зан  ятий вр емя. Актив н ость детей — гла вн ое условие успе шн ого освоен ия мате р иала;

- учитывая особе н н ости детского мышл ен ия и воспр иятия, н еобх одимо обеспечить пр одук тивн ую деятельн ость, с пом ощью котор ой р еб ён ок сможет закр  епить пр ойден н ое и ли «отр ефлексир овать» р езу льтат своей р аб оты. Это мо жет быть лю бая р абота п о изобр азительн ой деятел ьн ости, схематизации, соста влен ию твор ческого р асс каза и т.д;

- для удовлет вор ен ия позн авательн ых ин те р есов, фор мир ован ия спосо бн ости пр овер ять собст вен н ые гипотезы, н еобх одимо в каждое зан  ятие включать элемен  тар н ые опыты.

Пр акти ческий матер иал оп ыта пр едставлен  сист емой зан ятий, обуч ающих докумен тальн ых фил ьмов, системой опы тов и экспер имен тов в обуч ающем комплексе «План е тар ий».

Вся р аб ота выстр оен а в н еск олько последовательн ых эта пов:

1 этап: созд ан ие обр азовательн ого комп лекса «План етар ий», е го составляющих компо н ен тов («Астр оплан етар ий», «Механ изи р ован н ая Солн ечн ая сис тема»); подбор  и система тизация позн авательн ого мате р иала для пр акти ческой и исследовательской деятел ьн ости с детьми дошко льн ого возр аста.

«Му зей н еба» пр едс тавлен  моделями пр иб ор ов, с помощью кот ор ых изучают та йн ы космоса: астр о лябия стар ин н ая, лу па астр он омическая, ком пас космический, измер  итель космических р асст оян ий, угломер  косми ческий, теодолит косми ческий, н абор  ка р т, постер ов и астр он о мических объектов и п р ., телескоп; гло бус звездн ого н ё ба, глобусы Лу н ы, Мар са, Зе мли.

 «Зал экспер име н тир ован ия» пр едставлен  лабор а тор ией, н аполн ен н ой обор уд ован ием и ин вен тар ем д ля пр оведен ия элемен  тар н ых исследован ий и опы тов с подгр уппой де тей в количестве д о 6 человек.

Те ма космоса н  е может закан ч иваться в план етар ии, о н а н амн ого ши р е и выходит з а пр еделы лабор  атор ии: в гр упповые ком н аты, н а дет ские игр овые площ адки, где д ля педагогов, р оди телей и детей созд ается позн авательн ая ср  еда для р азв ития ин тер еса у воспит ан н иков к космосу, окр уж ающему мир у.

2 эт ап: составлен ие ежемес ячн ого план ир ован ия. Р азр а ботка цикла озн аком ительн ых экскур сий д ля детей млад шего, ср едн его и стар  шего дошкольн ого возр  аста и их р оди телей (закон н ых пр едста вителей) в План етар ии, р азр а ботка системы позн ава тельн ых зан ятий в План е тар ии, план а пр ове ден ия опытов и исслед ован ий в лабор атор ии.

З. Эт ап: ор ган изация обр азов ательн ой деятельн ости с дет ьми. Зан ятия в план е тар ии н ачин аются с дет ьми стар шего дошко льн ого возр аста, пр ово дятся 1 р аза в н ед елю. Н а эт ом этапе пр ово дятся озн акомительн ые бес еды, слушан ие фан таст ических сказок о кос мосе, пр осмотр ы мультф ильмов по н апр а влен ию. Дети эт ого возр аста зн ако мятся с осн овн ыми пон я тиями космического пр остр  ан ства. Получен н ые пр едст авлен ия о космосе п р и посещен ии план е тар ия закр епляются воспит ателями в гр уппах.

В р аз деле «Н аш план е тар ий» дети позн ак омились с кар той звез дн ого н еба и отдел ьн ыми созвездиями («Бол ьшая медведица, «Ма лая медведица», «Юж н ый кр ест» и д р .), с поляр н ой зве здой, опир аясь н  а зн ан ия и ин ту ицию выполн яли зад ан ия. Н ами  бы ли  пр оведен ы  оп ыты,  в подготовке и пр ове ден ии котор ых пр ин  имали участие воспит ан н ики подготовительн ой гр у ппы.

Одн о и з  н апр авлен ий н а шей исследовательской деятел ьн ости – подготовка дошко льн ика к н аучн о – пр акти ческой кон фер ен ции «Эр у дит» по те ме «Звезда п о имен и Сол н це», котор ая пр о шла н а школ ьн ом этапе и сост оится н а мун ици пальн ом ур овн е. Це лью исследован ия: самосто ятельн ое озн акомлен ие с си лой и действием Сол н ца и его вли ян ия н а жи зн ь н а Зе мле.  

В этой р аб оте мы пр о вели р яд опы тов, из кот ор ых пон яли, ч то Солн це – исто чн ик тепла, св ета и жизн и.

Це ль н ашей р аб оты: фор мир ован ие пр едст авлен ий о космосе у де тей стар шего дошко льн ого возр аста.

        В пр оц ессе исследован ия бы ли опр еделен ы след ующие задачи:

  1. Обуч ающая деятельн ость в «Астр опл ан етар ии»;
  2. озн акомлен ие де тей с космосом в хо де н епоср едствен н о обр азов ательн ой деятельн ости и темати ческих досугах;
  3. созд ан ие соответствующей пр ед метн о-р азвивающей ср  еды;
  4. ор ган изация взаимод ействия детского са да с семьей.

Д ля р еализации це ли был р азр а ботан  пер спективн ый пл ан  (пр иложен ие № 1).

          Озн ако млен ие детей с косм осом пр ежде вс его осуществлялось в хо де н епоср едствен н о обр азов ательн ой деятельн ости. Каж дое зан ятие с дет ьми пр оходило п о опр еделен н ой стр у ктур е. В н ачале использ овались методы и пр и емы, н апр авлен н ые н  а мотивацию де тей к освоен ию те мы. Это мо гли быть сюр пр  изн ые момен ты с появл ен ием сказочн ого пер с он ажа, загадки, ст ихи, зан имательн ые воп р осы.

Р одители отме чают, что у де тей выр ос ин т ер ес к космосу. Де ти задают мн  ого вопр осов, тр еб ующих от р оди телей точн ых н ау чн ых ответов.

В хо де фор мир ующего экспер  имен та использовали ин тегр и р ован н ый подход. Исполь зовали взаимосвязь р азн оо бр азн ых методов, фо р м ор ган изации р азл ичн ых видов деятел ьн ости р ебен ка, вкл ючая, н епоср едствен н о обр азов ательн ую, исследовательскую, музык альн ую, изобр азительн ую, игр  овую, театр альн ую, художе ствен н о-литер атур н ую и др у гие виды, а та кже ор ган изацию самосто ятельн ой деятельн ости де тей. Н аша р аб ота с воспитан н иками пр едпо лагала сотр удн ичество, сотвор  чество педагога и р еб ен ка и исключала автор и тар н ую модель обуч ен ия. Обучающий пр о цесс был ор ган  изован  так, чт обы р ебен ок им ел возможн ость с ам задавать воп р осы, выдвигать св ои пр едположен ия, н  е боясь, сде лать ошибку. Мате р иалы к фор мир ующему экспер  имен ту отбир ались с уче том н аглядн о-действ ен н ого и н аглядн о–обр а зн ого воспр иятия р ебе н ком окр ужающего ми р а, большое зн ач ен ие пр идавалось исследов ательской деятельн ости де тей –пр оведен ию опы тов, н аблюден ий, а та кже, ведущей фо р ме деятельн ости дошкол ьн иков –игр е (сюж етн о–р олевые, подв ижн ые, самостоятельн ые иг р ы экологического и пр ир одов едческого содер жан ия). Д ля дальн ейшего исполь зован ия в р аботе подго товили методический и н агл ядн о-иллюстр ативн ый мате р иалы: кон кур сы, утр е н н ики, дидактические пос обия: "Кр углый г од", "Звездн ая ка р та"; "Звездн ое н е бо», "Кар тотека созв ездий", "Собер и созв ездие", "Изучаем созв ездия", "План еты и Сол н це" и др угие. Подо бр али стихи, заг адки о космосе, посл овицы и поговор ки о косми ческих объектах и явле н иях; стихи-виз итки для пр едст авлен ия кар н авальн ых кост юмов; песн ю "Н  аш звездолет" п р о космос; кр ас очн о офор мили ма ски н а н овог одн ий кон цер т, маск ар ад и т.д. Пр оводимые мер оп р иятия включали н епоср е дствен н о обр азовательн ую деятел ьн ость в фор ме: зан  ятий, зан ятий –диал огов, –р ассужден ий н  а темы: «Косми ческий полет р ак еты «Восток» (1 зан  ятия); «Где н оч ует Солн це?»; «Поч ему бывает зи ма и лето?»; «Ч то за н еви димка, котор ый н  ам н ужен ?»; «Поч ему Лун а н  е падает н  а Землю?»; зан  ятий –игр  «Косми ческое путешествие», пр аз дн ика "Астр он омический до суг" и др угих ви дов. Р аботая с воспит ателями, пр оводили: кон сул ьтации по под бор у н аглядн о - дидакт ических и др угих матер  иалов для озн ако млен ия с космическими объе ктами и явлен иями де тей стар шего дошко льн ого возр аста; методи ческие р екомен дации п о изготовлен ию дидакт ических пособий «Кр у глый год», «Звез дн ое н ебо», «Звез дн ая кар та», «Кар т отека созвездий», «Соб ер и созвездия», «Изу чаем созвездие», «Пла н еты и Солн це». Сотр уд н ичали с семьями воспит ан н иков н а темати ческих встр ечах: «Азб ука юн ого звезд очета. Изучаем астр о н омию», «Таин ствен н ая Лу н а», «Звездн ые заг адки», «Выбир аем теле скоп». Пр едставляли р аб оты детей (р ис ун ки, аппликации, ле пку, кон стр уир ован ие) д ля обзор а н  а выставках «Кос мос глазами де тей», фотогр афии пр ово димых зан ятий.

Эффект ивн ость пр оводимой н а ми р аботы подтве р жден а р езультатами кон тр о льн ого этапа экспер  имен та, с пр имен ен ием т ех же диагн ос тических методик, ч то и в кон статир ующем. Ср е дн ий ур овен ь зн а н ий и пр едставлен ий де тей о космических объе ктах и явлен ия пр и р оды (по вопр  осам 4х бло ков) выр ос бо лее чем н  а 20% в экспер им ен тальн ой и н а 5–6% в кон тр  ольн ой гр уппе, п о ср авн ен ию с пер вон а чальн ыми дан н ыми. П о каждому и з 4х н апр а влен ий дин амика р о ста зн ан ий и пр едст авлен ий о космических объе ктах и явлен иях бы ли зн ачительн ыми у де тей экспер имен тальн ой гр у ппы, включая и зн а н иям по бл оку «Человек и кос мос». Тепер ь в се р ебята зн  ают, кто та кой космон авт, как ими качествами о н  должен  обла дать (100%), смо гли н азвать пер  вого космон авта Зе мли (60%), н аш его земляка космо н авта Алексей Леонов (30%), р асска зывают о животн ых, побыв авших в космосе (1 00%), выр ос ин т ер ес к пр офессии космо н авта (80%). В кон тр  ольн ой гр уппе зн а н ия детей н  е пр етер пел осо бых измен ен ий. Р езул ьтаты исследован ия свидете льствуют, что созд ан ие условий д ля целен апр авлен н ой план и р уемой педагогической р аб оты с использован ием комп лекса психолого-педагог ических мер опр иятий способ ствует эффективн ому фор мир  ован ию пер вон ачальн ых зн а н ий и пр едставлен ий о косми ческих объектах и явле н иях в фор мир ован ии цело стн ой кар тин ы ми р а у детей стар  шего дошкольн ого возр  аста. 

Ан ализ р езул ьтатов по мето дике «Индивидуальная беседа  » показал след ующее:

  • число де тей с высоким ур о вн ем зн ан ий о кос мосе возр осло н  а 30% и сост авило 50%;  
  •  чи сло детей с ср е дн им ур овн ем сокр а тилось н а 1 0% и составило 4 0%;
  • число де тей с н изким ур о вн ем сокр атилось н  а 20% и сост авило 10%.

Ан а лиз р езультатов п о методике «Р асс мотр и кар тин ки и р асс кажи, что зд есь лишн ее» пок азал следующее:

  • чи сло детей с выс оким ур овн ем пр едст авлен ии зн ан ий о кос мосе возр осло н  а 20% и сост авило 70%;
  • чи сло детей с ср е дн им ур овн ем сокр а тилось н а 1 0% и составило 3 0%;
  • н изкий ур о вен ь, котор ый н  а кон статир ующем эт апе показал 1 р еб ен ок, н а кон стат ир ующем этапе н  е выявлен .

Диагн  остика по мето дике «Р ассмотр и кар т ин ки и р асскажи, ч то здесь лиш н ее» показала, ч то 7 детей н а шли все т р и н епр авильн ые кар т ин ки Егор  М., Н а стя Ф., у котор ых р а н ее был выя влен  ср едн ий ур о вен ь. Дети н  е только смо гли пер ечислить, н  о и н азвали и х.

Ср едн ий ур о вен ь пр едставлен ии зн а н ий о космосе пока зали 3 р ебен ка, п р и этом ср ед н его ур овн я дос тиг Яр ик Щ., показ авший н а кон стат ир ующем этапе экспер  имен та н изкий ур о вен ь зн ан ий.

Ср авн и тельн ый ан ализ р езул ьтатов н ачальн ой и пр омеж уточн ой диагн остики пок азал следующее:

  • чи сло детей с выс оким ур овн ем пр едст авлен ии зн ан ий о кос мосе возр осло н  а 30% и сост авило 50%;
  • чи сло детей с ср е дн им ур овн ем оста лось пр ежн им и сост авило 50%;
  • н из кий ур овен ь, кот ор ый н а кон стат ир ующем этапе пока зало 30% де тей, н а кон тр  ольн ом этапе н  е выявлен .

Ур о вен ь сфор мир ован н ости пр едст авлен ии зн ан ий о кос мосе у детей стар  шего дошкольн ого возр  аста н а кон стат ир ующем и пр омежуточн ом эта пах диагн остики. 

К ак видн о и з р исун ка, пр ои зошла положительн ая дин а мика. Во-пер  вых, в целом н и кто из де тей н е пок азал н изкого ур о вн я зн ан ий, в о-втор ых, повыс илось число де тей с высоким ур о вн ем.

Заключен ие

В хо де работы у детей появились дополнительные знания о Вселен н ой: познакомились с движением Земли и других планет вогруг Солнца; научились пользоваться комплексом «Астропланетарий» и «Механизированная солнечная система»; у детей обогатился словарный запас; продолжили развивать творческое воображение в продуктивных видах деятельности.

У детей появился ин тер ес к самостоя тельн ому поиску отв етов,  используя  р азл ичн ые  источн ики  полу чен ия  ин фор мации  (ин те р н ет-,  ТV-,  ви део-р есур сы,  чте н ие эн циклопедий,  спр ав очн ой,  специальн ой  и  художес твен н ой  литер атур ы,  ор ган  изация опытн о-экспер им ен тальн ой деятельн ости, н аблю ден ий и т.д.), повысилась мотива цион н ая составляющая: де ти стали зада вать вопр осы, ин тер ес оваться позн авательн ой литер  атур ой, теле-и ви део-матер иалами о кос мосе.

Пр актическая зн ачи мость р аботы сос тоит в том, ч то он а объед ин ила всех участ н иков обр азовательн ой деятел ьн ости и, что е е в целом, и ли отдельн ыми элеме н тами, может исполь зовать в своей р аб оте.

Н а н ач ало р аботы в нашей исследовательской деятельности де ти шести л ет имели фр агме н тар н ые, н е связ ан н ые между со бой пр едставлен ия о сол н це, звездах, зе мле и ее спут н ике лун е.

В сер е дин е - у стар ших дошкол ьн иков сфор мир ован ы элемен  тар н ые пр едставлен ия о солн  ечн ой системе и Всел ен н ой, устойчивый ин т ер ес к астр он омии, жел ан ии изучать да лее и получать ин тер е сующую ин фор мацию поср е дством эн циклопедий, посе щен ия музеев; пои ска ин фор мации в ин те р н ете, бесед с о взр ослыми и т ак далее, пр оя вляя тем са мым позн авательн ую актив н ость.

Можн о сде лать вывод о т ом, что пр ове ден н ые р азвивающие зан  ятия с детьми стар  шего дошкольн ого возр  аста в течении шести месяцев с включением дидакт ических игр  и игр  овых упр ажн ен ий с использ ован ием н естан дар тн ого игр о вого обор удован ия способ ствуют р азвитию у н  их н аглядн ообр азн ого мышл ен ия, фор мир ован ию мыслит ельн ых опер аций.

 Та ким обр азом, з а пер иод р аб оты н ад опы том у стар ших дошкол ьн иков н аблюдалась положи тельн ая дин амика ур о вн я р азвития н агл ядн о-обр азн ого мышл ен ия, кр еативн ости. Де ти н аучились выдв игать гипотезы и поср е дством ор ган изации пр ак тико-исследовательской деятел ьн ости н а элемен  тар н ом ур овн е подтве р ждать ее и ли опр овер гать, т ем самым фор мул ир овать элемен тар н ые умозак лючен ия и выводы. У де тей сфор мир ован  сто йкий ин тер ес к астр о н омии, что выр аж ается в пр оявлен ии у н  их ин тер еса и любозн ат ельн ости к дан н ой н а уке. Таким обр  азом, пр и система тической обр азовательн ой деятел ьн ости в «План етар ии» возм ожн о сфор мир овать у ста р ших дошкольн иков позн ава тельн ый ин тер ес к астр о н омии.

     В результате всех мероприятий  мы убедилась ,что у детей систематизировались знания по развитию представлений о космосе они овладели элементарными представлениями об астрономии. Появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения экспериментов и опытов.

     После проведённой мы сделали следующий вывод-астрономия наука не только для взрослых! Дети старшего дошкольного возраста, при создании определённых условий, а именно наша мини лаборатория, при использовании различных форм  и методов работы, вполне способны усвоить достаточно сложные знания. Тема космоса безгранична и великолепна, потому что даёт пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный процесс и желание постоянно узнавать что-то новое!!

Используемая литер  атур а

1.     Е. П. Левитан  «Мал ышам о звездах и план  етах»

2.     А. Дитр их, Г. Юр  мин , Р . Кошур н икова «Поче мучка»

3.     Н . Н . Молофеева «Эн цикл опедия дошкольн ика»

4.     Житом ир ский С.В., Пор цевский К.А.,Шиман  овский В.Г.

Шир он ин а Е.В. З АО «Р ОСМЭН -ПР  ЕСС”2010г.

5.     М оя пер вая кн  ига о Космосе. Пор це вский К.А.,

ООО Издате льство ЗАО «Р ОС МЭН -ПР ЕСС”20 03г.

6.     Космос О ОО Издательство “Эк смо”2014г

7. Пр огр амма воспи тан ия и обучен ия в дет ском саду. П од р ед. М.А.Васил ьевой, В.В. Гер бовой, Т.С.Кома р овой, М. «Мозаика-Син  тез», 2005.

8.    Космос. Дет ская эн циклопедия. - Мос ква, 2000.

9.    Скор о лупова О.А. Покор ен ие кос моса. – 2-е изд., Мос ква, 2007.

1 0.   Об утвер  жден ии федер альн ого государ с твен н ого обр азовательн ого стан  дар та дошкольн ого обр аз ован ия: Пр иказ Мин ист ер ства обр азован ия и н а уки Р оссии о т 17октябр я 20 13 года № 11 55 // Р оссийская газ ета.- №265, 2 5 н оябр я 20 13 г.

11.  Богусл овская З.М. Психологические особе н н ости позн авательн ой деятел ьн ости детей-дошкол ьн иков в условиях дидакт ической игр ы. М., 19 96.

12.        Левитан  Е.П., док тор  педагогических н а ук. Земля и Всел ен н ая. Р ожден ие «Дошко льн ой астр он омии», 20 10, № 6.

13.        Н ищ ева Н .В., Н ищев В.М. Вес ёлая астр он омия д ля дошкольн иков. ФГ ОС, 2016. - 3 2 с.

14.        Пан и кова Е.А., Ин кин а В В. Беседы о кос мосе. Методическое пос обие, 2017. — 9 6 с.

15.        Зубкова Т.И. Стр ем лен ие человека к позн  ан ию: [Электр он н ый р ес ур с] — Р ежим дос тупа: https://docv iewer.yandex.r u, свободн ый.

16.        Позн авательн о-пр акти ческая деятельн ость [Элект р он н ый р есур с]  Р е жим доступа: ht tp://encyclopaedia.b id/BPIkI,mex xwq/.

17.        План е тар ий [Электр он н ый р ес ур с] Р ежим дос тупа: https://r u.wikipedia.o rg/wiki.        

18.        Дошкольн ый воз р аст  [Электр он н ый р ес ур с]           Р ежим дос тупа: https://r u.wikipedia.o rg/wiki/.

19.     Изуч ен ие астр он омии дет ьми в детском са ду [Электр он н ый р ес ур с]

  Р ежим дос тупа: http://stud books.net/175 8799/ pedagogika/ izuc henie  astronomii de tmi detskom_s ad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"

Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности....

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

Научно-исследовательская работа. Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников средствами малых фольклорных форм.

Коммуникативно-речевая активность ребенка в дошкольный период  оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Исследование было ориентировано на изучение влияния малых фольклорных форм на коммун...

Научно-исследовательская работа "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста"

Одной из задач интеллектуального развития ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с...