Сюжетно-ролевая игра "Театр"
план-конспект занятия (старшая группа)

Милохова Елена Петровна

Цель: формирование коммуникативных, речевых, духовных, творческих способностей обучающихся в процессе сюжетно-ролевой игры «Театр».

Задачи:

Образовательные: закреплять представления обучающихся о театре, о его социальной значимости; о театральных профессиях, и их роли в театре, формировать эмоционально-ценностное отношение к театральной деятельности; учить детей до начала игры согласовывать тему, выразительно передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия с другими «артистами»; продолжать учить принимать на себя роль и вести ее до конца, строить ролевое поведение, договариваться и обсуждать действия всех играющих; закреплять умение использовать в игре различные атрибуты; закрепить знания о дорожных знаках, о правилах поведения в общественных местах.

Развивающие: формировать способность творчески развивать сюжет игры и создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; развивать умения использовать различные средства выразительности (жесты, мимика, интонация, движения); развивать воображение, фантазию, мышление, речь; развивать чувство уверенности, снять напряжение.

Воспитательные: формировать положительные и доброжелательные взаимоотношения между обучающимися и культуру поведения в общественных местах; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra_teatr.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование коммуникативных, речевых, духовных, творческих способностей обучающихся в процессе сюжетно-ролевой игры «Театр».

Задачи:

Образовательные: закреплять представления обучающихся о театре, о его социальной значимости; о театральных профессиях, и их роли в театре, формировать эмоционально-ценностное отношение к театральной деятельности; учить детей до начала игры согласовывать тему, выразительно передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия с другими «артистами»; продолжать учить принимать на себя роль и вести ее до конца, строить ролевое поведение, договариваться и обсуждать действия всех играющих; закреплять умение использовать в игре различные атрибуты; закрепить знания о дорожных знаках, о правилах поведения в общественных местах.

Развивающие: формировать способность творчески развивать сюжет игры и создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; развивать умения использовать различные средства выразительности (жесты, мимика, интонация, движения); развивать воображение, фантазию, мышление, речь; развивать чувство уверенности, снять напряжение.

Воспитательные: формировать положительные и доброжелательные взаимоотношения между обучающимися и культуру поведения в общественных местах; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Предварительная работа: расширение словарного запаса по теме «Театр», этическая беседа «Секрет вежливых слов», этическая беседа «Как вести себя в театре», беседа стихотворной форме по безопасности «Как вести себя в общественном транспорте», познавательные беседы: «Путешествие по театру», «Кто работает в театре», «Что такое антракт?», рассматривание иллюстраций и фотографий «Разные виды театра», чтение стихотворения А.Барто «В театре», разучивание текста к драматизации сказки «Теремок», разучивание считалки,  просмотр видео – презентации: «Какие бывают театры», «Правила поведения в театре», разучивание песни «Автобус»  музыка и слова С. и Е. Железновы, словесная игра «Доскажи словечко», сюжетно-ролевые игры «Буфет», «Автобус», подготовка и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (касса, автобусные билеты, театральные билеты, деньги, бинокли и т.д.), подготовка стульчиков (наклеивание номеров для зрительного зала), беседы о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте, рисование афиши, создание декораций, , прослушивание музыкальных отрывков из спектаклей, голосовые игры ( на дыхание, дикцию, интонационную выразительность), пластические этюды, подвижные игры с сюжетным содержанием «Король», «Гуси-лебеди», «Зайцы в огороде», игры имитационного характера «Изобрази животное», «Изобрази птицу», голосовые игры (на дыхание, дикцию, интонационную выразительность), инсценировки знакомых сказок, игры на сближение детей “Вежливые слова”, “Дарим друг другу комплименты”.

Материалы и оборудование:  музыкальный центр, интерактивное устройство, аудиозаписи песни «Автобус», «Звуки леса».

Для водителя и кондуктора: крупный строительный материал для строительства транспорта, стульчики, автобусные билеты, сумка кондуктора, руль.

Для гримёрной: наборы игрушечной косметики, включающие в себя, флаконы различной величины, кремы, губные помады, и т.д.

Для парикмахерской: фены, расчески, флаконы различной величины, ножницы, шиньоны, парики, косы, заколки.

Для костюмерной: костюмы, атрибуты к костюмам.

Для режиссера: набор карточек, изображающих различные эмоции (радость, огорчение, вина, восторг и т.д.).

Для буфета: набор посуды, муляжи фруктов, овощей, чай, кондитерских и хлебобулочных изделий, мороженого.

Для кассира, билетера: вывеска «Касса театра», театральные билеты, деньги, театральные программки.

Для гардероба: вешалка, номерки, театральные бинокли.

Для декоратора: декорации к спектаклю.

Для артистов: ширма, декорации и костюмы.

Для зрителей: театральная афиша, деньги, цветы, «автобус».

Игровые роли: водитель автобуса, кондуктор, администратор театра, режиссер, артисты, зрители, кассир, билетер, гримёр, парикмахер, костюмер, буфетчица, гардеробщица, зрители.

Ход игры

Мотивация на игру. 

Воспитатель: Дети, что вы увидели сегодня необычное, когда зашли в группу?
Ответы обучающихся: Афишу!
Воспитатель: Кто сможет прочитать , что на ней написано?
(Обучающиеся читают)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна афиша?
Обучающиеся: Для того чтобы мы знали, какой спектакль будет, когда и во сколько.

Воспитатель загадывает обучающимся загадку про театр:

Что за дом? что за дом?

Сказку ты увидишь в нем,

Танцы, музыку и смех –

Представление для всех.

Еще в этом заведении

Всегда работают актеры.

И спектакль идет на сцене,

А встречают вас вахтеры.

Если купишь ты билет,

То можешь посмотреть балет.

Там еще антракт бывает –

Перерыв, чтоб отдохнуть,

И не просто отдохнуть,

А в буфетик заглянуть.

Здесь можно пьесу посмотреть…

Что за дом такой, ответь?
Обучающиеся: Театр.
Воспитатель: Правильно. Театр — это культурное учреждение, где показывают спектакли. В какой одежде мы ходим в театр и как себя должны там вести?
Обучающиеся: В театр мы ходим в нарядной одежде, красиво причесанные, разговариваем в пол голоса, вежливо, что при общении необходимо использовать вежливые слова (здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините, будьте добры), не бегаем, мусор бросаем в мусорные корзины и т. д.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру  театр. Вы согласны?
Обучающиеся: Хотим!
Воспитатель: Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?
Обучающиеся: Распределить роли.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, но сначала мы с вами вспомним профессии людей, которые работают в театре, с помощью игры «Доскажи словечко»

Поставит танцы …  (балетмейстер)

Займётся голосом … (хормейстер),

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижёр, что … (музыканты)

Ещё, конечно, режиссёр,

Художник, костюмер, (гримёр)

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но всё же, как тут ни крутись,

А главный человек – … (артист.) 

Воспитатель: Что нам нужно приобрести, чтобы попасть на просмотр спектакля?

Ответы обучающихся. Театральные билеты.

Воспитатель: Кто продает театральные билеты? (кассир)

Обучающиеся совещаются, кто будет кассир. 

Воспитатель: Кто проверяет билеты?

Обучающиеся: Билетёр.

Обучающиеся совещаются, кто будет билетер.

Воспитатель: Кто работает в гардеробе?

Ответы обучающихся. Гардеробщица.

Обучающиеся совещаются, кто будет гардеробщицей.

Воспитатель: Как вы думаете, чем мы можем занять свободное время до начала спектакля и во время антракта?

Возможные ответы обучающихся: пройти в выставочный зал, или в буфет, попить чай, кофе, сок, съесть мороженное, пирожное и т.д., посидеть в фойе, прочитать программку, журналы

Воспитатель: Кто работает в буфете?

Ответы обучающихся. Буфетчица.

Обучающиеся совещаются, кто будет буфетчицей.

Воспитатель: Осталось выбрать артистов и остальных работников театра: режиссера, парикмахера, костюмера, гримера, декоратора.

Обучающиеся совещаются, и выбирают артистов, режиссера для постановки сказки «Теремок» и остальных работников.

Воспитатель: Остальные дети будут выполнять роль зрителей театра, согласны?  Кто играет роль кассира, буфетчицы, билетера, гардеробщицы, декоратора займите свое место, а артисты и режиссер идут готовиться к спектаклю.

  Артисты за ширмой переодеваются, декораторы готовят декорации к спектаклю, костюмер подбирает костюмы и помогает актёрам их одеть, режиссёр проводит репетицию перед спектаклем, парикмахер делает прически, гример гримирует артистов.

Воспитатель: Нам пришло время отправиться в театр.

Зрители готовятся к посещению спектакля – приводят свой внешний вид в порядок, берут кошельки с деньгами и т.д.)

Совместное решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Как же мы доберёмся до театра? Город у нас большой, пешком очень далеко, можно опоздать. Обучающиеся предлагают добраться до театра на различных видах транспорта: на автобусе, на такси, на трамвае. Сообща выбирают «автобус».

Воспитатель вместе с обучающимися вспоминают правила поведения в автобусе.

 Воспитатель: Вспомним правила поведения в автобусе:

Старшим место уступать… разрешается.

Всех расталкивать, кричать … запрещается.

А тихонечко стоять … разрешается.

 К двери сильно прижиматься … запрещается.

Громко весело смеяться … запрещается.

Отвлекать водителя вопросом … запрещается.

Ноги всем топтать, как слон … запрещается.

Мороженое брать в салон … запрещается.

Можно доброжелательно всем улыбаться?

Быть осторожным, внимательным … разрешается.

Выйти на остановке своей обязательно … разрешается.

Воспитатель: Молодцы! Все правила вы знаете.

Считалкой выбирается водитель и кондуктор.

Обучающийся: Все ребята встали в круг

                            Ты мой друг и я твой друг!

                            Сосчитаем всех друзей и начнем игру скорей!

                            Раз, два, три, четыре, пять.

                            Артистом хочет друг мой стать!

Возможный диалог в автобусе между водителем, кондуктором и пассажирами.

Кондуктор: Уважаемые, пассажиры, все приобрели билеты?

Ответы обучающихся.

Кондуктор: Отправляемся в путь!

 Водитель: Уважаемые пассажиры, будьте осторожны, двери закрываются!

Водитель имитирует рокот двигателя в аудиозаписи звучит звук работающего двигателя.

Воспитатель: Мы в автобус дружно сели,

                         И в окошко посмотрели.

                         Наш шофёр педаль нажал,

                         И автобус побежал.

Выставляется знак «Осторожно дети» 

Воспитатель: Дети, как называется этот дорожный знак? Что нужно делать водителю? Почему этот дорожный знак заключен в красный треугольник? Ответы обучающихся.

Воспитатель: Чтобы наша дорога не казалась нам скучной и долгой, давайте споём песенку: «Автобус».

 Обучающиеся исполняют песню «Автобус» музыка и слова С. и Е.Железновы 

Воспитатель: Посмотрите, мы подъезжаем к театру. Но нам нужно так поставить автобус, чтобы он не мешал другому транспорту.

Выставляется дорожный знак «Место стоянки». Ребенок объясняет назначение этого знака.

Кондуктор: Уважаемые пассажиры, остановка – театр, будьте осторожны на выходе.

Водитель: Двери открываются!

Дети выходят из автобуса.

При выходе из «автобуса», воспитатель напоминает, что первыми выходят мальчики и помогают, предложив руку, выйти девочкам. У входа в театр воспитатель напоминает обучающимся о необходимости приобрести в кассе билеты и о правилах поведения в театре. 

Воспитатель: Вот мы и приехали. Посмотрите – это та самая афиша, которую мы уже свами видели. Каких героев вы видите на афише?

Ответы обучающихся. (Мышка, лягушка, заяц и т.д.).  Значит, какую мы сегодня посмотрим сказку?

Ответы обучающихся.

Воспитатель Верно «Теремок».

Покупка билетов в кассе театра. Обучающиеся встают в очередь, чтобы купить билеты. Возможный диалог между кассиром и зрителем. Приобретая билет, «зрители» получают программку к спектаклю.

– Здравствуйте.
– Здравствуйте. Мне пожалуйста два билета на спектакль ““Теремок”.
– Платите ….рубля.
– Возьмите сдачу …рубля. Спасибо.
– Приятного просмотра.
 В гардеробе театра.
Обучающиеся-зрители подходят к гардеробщице и сдают одежду.

Возможный диалог между гардеробщицей и зрителем (гардеробщица предлагает зрителю взять театральный бинокль).

Администратор: (музыкальный руководитель) Здравствуйте, я – администратор, рада приветствовать вас в нашем театре. Пока артисты готовятся, я предлагаю вам пройти в выставочный зал и посмотреть фотовыставку с презентацией на тему: «Театры Республики Башкортостан»   После посещения выставки воспитатель вместе с обучающимися возвращаются в зрительный зал.

Вход в зрительный зал.

Обучающиеся -зрители показывают билеты билетеру.

Возможный диалог с билетером.

– Скажите, пожалуйста, как мне найти своё место в зрительном зале?
– На билете указан номер ряда и место.
(показывает)

Билетёр всем желающим предлагает бинокли.

Администратор: Уважаемые зрители, просьба отключить сотовые телефоны.

Звенит первый звонок, зрители входят в зрительный зал и занимают места согласно изображению на билете (цифры, обозначающие ряд и место).

 В зрительном зале.

Возможная проблемная ситуация: два билета на одно место.

– Извините, но вы заняли моё место.
– Нет, это моё место (
показывает билет).

(Билетёр приглашает администратора театра)

 – Извините. Мы предлагаем вам занять другое место.

– Спасибо.

Звенит второй звонок. После второго звонка прекращаются разговоры, и обучающиеся-зрители ждут представления. Третий звонок – зрители аплодируют, начинается представление сказки «Теремок».

Антракт. 

Администратор театра приглашает посетить кафе, расположенное в театре, где буфетчица предлагает чай, кофе, сок, фрукты, мороженое.

Звенит звонок. Продолжается представление.

После представления обучающиеся-зрители аплодируют, кричат «Браво!», обучающиеся-артисты выходят на поклон, обучающиеся - зрители дарят им цветы.

Окончание спектакля. После окончания спектакля “зрители” забирают одежду в гардеробной, уходят “домой”.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад, пройдемте к нашему автобусу.

Вошли пассажиры,

Закрылись все двери.

В автобусе чисто, светло.

Водитель уверен: все дети примерны,

Вот сядут, посмотрят в окно.

И вспомнят, какую же сказку

Театр показал для детей.

Но вот остановка. И дети

Идут в детский сад поскорей.

Дети выходят из автобуса, мальчики пропускают девочек. благодарят водителя и кондуктора.

Подведение итогов игры:         

          Воспитатель: Как вы думаете игра наша удалась?
          Ответы обучающихся.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Ответы обучающихся.

          Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

          Воспитатель Какую роль вы бы сами сыграли? 

Ответы обучающихся.

Воспитатель: Ребята, сегодня мне очень понравилось, как вы играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливы, правильно вели себя в общественных местах, старались выразительно передавать в речи образы героев сказки. Мне очень понравилось с вами играть. Вы очень внимательные, добрые, дружные. А это самое главное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...