Приложение к рабочей программе «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Королькевич Елена Викторовна

Наиболее удачные проекты рабочей группы педагогов дошкольных групп МОУ Кладовицкой ООШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_rabochey_programme.docx84.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе

«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»

Наиболее удачные проекты рабочей группы педагогов дошкольных групп МОУ Кладовицкая ООШ

2018 – 2019 год


Проект

«Зимующие птицы»

во второй младшей группе

Подготовила: воспитатель Демидова О. А.

Срок проведения: долгосрочный (ноябрь - март)

Актуальность:

Нам, россиянам, посчастливилось родиться в самой красивой стране. Красива она пышной летней зеленью и яркими цветами, красива малиновыми закатами и чудесными трелями соловья в нежных ветвях белоствольной березки, красива нежно-голубыми небесами сквозь золотую листву в солнечный осенний день, красива сказочными, сверкающими от падающего лучика света снежинками, обрамляющие каждую веточку, каждую травинку. Захватывает дух от волшебной Божественной красоты. Мы- люди, у нас есть душа, которая поёт и плачет. И мы видим не только красоту Божьего мира, но и способны заметить, если рядом кому-то плохо, грустно, и способны остаться неравнодушными и прийти на помощь. Задача нас, взрослых, широко открыть детские глаза, напитать нежную душу любовью, научить заботиться даже о малых птахах, проживающих рядом с нами в суровые, холодные месяцы, чтобы эта любовь и забота обогрела в своё время близких ему людей. Птичка бессловесна, терпеливо выжидает она в холод и мороз, глядя сверху вниз своими глазками-бисеринками: « Ну, где же ты, ЧЕЛОВЕК? Мне голодно, я замерзаю! Мне нужны несколько крошек, чтобы согреться и пережить зимнюю стужу, а весной я порадую тебя, ЧЕЛОВЕК, своей радостной, веселой песенкой, и ты улыбнешься, и на душе у тебя будет тепло».

В зимние холодные месяцы погибает 7-8 синиц из 10. А ведь они могли бы выжить, получая от нас ежедневно немного корма. « Мы в ответе за тех, кого

приручили». Даже за маленькую пичужку. Эта мысль должна жить в нас с детства и направлять нас на добрые дела.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: долгосрочный (3 месяца)

Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта:

помочь птицам на территории детского сада пережить зиму, привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.

Задачи:

- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют)

- формировать умение и навыки наблюдения за птицами;

- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление лэпбука, конкурс для родителей «Птичья столовая» - изготовление кормушек для птиц.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

Подбор необходимой методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстрированного материала.

Создание интереса у участников.

Постановление задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.

2 этап - Основной

Реализация первого этапа через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми.

Проведение занятий, бесед, наблюдений, творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление уголка с печатной информацией про птиц.

3 этап – Заключительный

Презентация кормушек, оформление выставки рисунков и поделок, анализ проведенной деятельности.

Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.

Ожидаемые результаты:

расширение знаний о друзьях наших меньших, сформирование эмоционального отношения к миру природы. Доброжелательное отношение и помощь птицам в трудное время.

Реализация проекта

1. Работа с детьми:

Д/И «Собери птицу»- складывать из частей целостную картин

Д/И «Какой птицы не стало - развитие памяти, зрительного внимания.

Д/И «Узнай птицу» - развитие слухового внимания, умения узнавать птицу по внешним признакам.

Д/И «Летает - не летает»- развитие внимания.

Беседы:

«Что ты знаешь о зимующих птицах - выявить уровень знания детей о зимующих птицах.

Беседа «Зачем помогать птицам зимой» - воспитать бережное отношение к живой природе.

Беседа«Что любят птицы»

Выкладывание силуэта птицы из палочек Кюизенера – развитие мышления, мелкой моторики рук.

Конструирование кормушек из блоков Дьенеша.

Лепка « Воробышек»

Аппликация « Снегирь»

Рисование нетрадиционным способом « Голубь»

Игра малой подвижности «Птички, раз! Птички, два!». Учить детей выполнять движения по показу воспитателя, считать.

Экскурсия по территории детского сада,

открытие «Птичьей столовой» - воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.

«Кто как поет?»- учить звукоподражанию птицам.

Слушание аудио записи «Голоса птиц» 

Предложение детям раскрасок с изображением птиц – развитие мелкой моторики рук, закреплять умение правильно держать карандаш.

Показ настольного театра: «Где обедал воробей» из цикла «Детки в клетке» С. Маршака.

Заучивание стихотворения А. Прокофьев «Снегири». Помочь запомнить стихотворение, учить говорить спокойно с интонацией.

Предложить детям настольно-печатную игру «Разрезные картинки - птицы»

П/И «Воробушки и кот», « Воробушки и автомобиль», « Птицы в гнездах»- развитие двигательной активности.

П/И «Птички и птенчики» - учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Строительная игра «Домик для птички» - формировать умение создавать постройки с внутренним свободным пространством.

Чтение детям стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья». К. Ушинский «Уточки»«Синица» Т. А. Шорыгиной «Прилетайте» Е. Благинина З. Александрова «Новая столовая». Л. Н. Толстой «У Вари был чиж» Н. Грибачевой «Ну, морозы, ну, морозы!» М. Горького «Воробьишко»«Воробушки» В. Берестов, «Ворона» М. Дружинина. И. Токмаковой «Голуби», Ю.Казаков «Жадный Чик».

Пропевание песенки «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

Составление фигур птиц с помощью блоков Дьенеша – развитие мелкой моторики рук.

Слушание песенки «Птичка», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой

Рисование «Голубь из ладошки» - продолжать учить рисовать руками путем прикладывания их к листу бумаги;

Отгадывание загадок - развивать логическое мышление, речь, внимание. Учить детей отгадывать загадки о птицах, узнавать знакомых птиц по описанию (Воробей, сорока, ворона, снегирь, синица).

2. Работа с родителями:

Участие в конкурсе «Птичья столовая» (изготовление кормушек для птиц); а также подкормка птиц во время прогулок.

Сбор корма для птиц.

Консультации«Как помочь птицам пережить зиму»«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Индивидуальные беседы«Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».

Проект «Осень Золотая, мы тебя встречаем».

Подготовила: воспитатель Дорофеева Н.А.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, игровой.                                                    

Продолжительность: краткосрочный.                                                                    Актуальность: Велика роль природы в духовной жизни общества. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы и это, в свою очередь, требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста –периода становления будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдения за природой, видеть её красоту.

Цель проекта: формирование познавательного интереса к окружающей среде –познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы,   пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

Задачи проекта:

-познакомить детей с понятием «время года –осень», сезонными изменениями;

-расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

-активизировать словарь по лексическим темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»;

-вызвать у детей интерес к наблюдениям;

-способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;

-развивать интерес к художественной и познавательной литературе;

-воспитывать бережное отношение к природе;

-приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Задачи по образовательным областям:  

Социально – коммуникативное развитие:                                 

формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; развитие игровой деятельности.

Познавательное развитие:

воспитывать культуру поведения; учить детей обследовать предметы,  упражнять в установлении сходства и различия между предметами;                                      

развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.

Речевое развитие: расширять и активизировать словарный запас детей; воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени; формировать умение отвечать на вопросы.

Физическое развитие: совершенствовать КГН; вводить в игры более сложные правила со сменой движения.

Художественно-эстетическое развитие: формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке; формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.

Форма реализации:

дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;

непосредственно образовательная деятельность;

беседы;

рассматривание иллюстраций, открыток;

использование DVD для просмотра презентации об осени;

работа с родителями.

Оборудование: музыка «осень», карточки-схемы, стихи, муляжи фруктов и овощей, кокошники, печатки для рисования, ватман с нарисованным деревом, салфетки, краски, иллюстрации осени, обруч, кастрюля, тазик.

Конечный продукт: развлечение, выставка поделок из овощей «осенние дары»

Ожидаемые  результаты:

-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

-совершенствование экологической среды группы;

-участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представление осени как времени года, её характерными признаками, дарах осени, бережного отношения к природе;

-развитие творческих способностей детей, развитие связной речи;

-вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Проект «Моя семья»

Подготовила: воспитатель Дорофеева Н.А.

Тип проекта:  Педагогический

Вид проекта: Информационно-познавательный, творческий

Продолжительность проекта: Краткосрочный (февраль)

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители

Актуальность: Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.

Цели проекта:

формировать первичные представления детей о семье, семейных традициях, обязанностях;

воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи;

развивать общительность и коммуникабельность.

Задачи проекта:

Учить детей понимать роль взрослых и детей в семье

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность

Обобщать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемые результаты проекта:

Возрождение традиций семейного воспитания;

Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;

Развитие партнёрских отношений   между всеми участниками образовательного процесса.

Проект для подготовительной группы «Краски осени»

Руководители проекта: Доманова Инна Николаевна

Участники проекта: дети, родители и педагоги группы «Почемучки».

Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий.

Реализация проекта: сентябрь-ноябрь.

Актуальность проекта:

Ребенок открывает для себя  разнообразный и увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.

Цель: расширить и конкретизировать  представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить признаки осени от ранней до поздней;  установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального фона в общении с природой.
  • Систематизировать представления детей о состоянии растений осенью.
  • Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связи между явлениями природы.
  • Активизировать в речи детей слова, определяющие предметы природы, их качества и особенности. Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими терминами.
  • Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.
  • Воспитывать у детей умение любоваться природой, чувствовать её красоту.
  • Учить передавать красоту осени, используя различные приёмы изображения в художественном творчестве.
  • Закреплять навыки самостоятельной и художественной деятельности, умения передавать своё отношение к объекту, добиваясь выразительности образа.
  • Развивать воображение.
  • Знакомить детей со способами создания поделок из природного материала.
  • Учить детей самостоятельно определять замысел и реализовывать его.

Предварительная работа:

  • Наблюдение на прогулке за проявлением осенних признаков в природе и за межсезонными изменениями (ранняя золотая, поздняя осень).
  • Рассматривание репродукций картин художников по теме «Осень».
  • Чтение произведений художественной литературы: Н. Сладко «Осень на пороге», М. Лесовая «Листья солнцем налились», М. Пришвин «Осенние листики», А. Пушкин «Унылая пора.», «Уж небо осенью дышало.»
  • Формирование обобщённых представлений о природе осенью.
  • Придумывание сказок, составление рассказов по картинам.
  • Наблюдение за растениями.
  • Труд на участке.
  • Сбор природного материала.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Образовательная область

Вид деятельности

Цель

Коммуникация

Беседы «Начало осени», « Золотая осень в гости к нам пришла», «Как                       изменилась погода», «Деревья поздней осенью», « Как лесные звери готовятся к зиме», «Что нам осень подарила».

 Рассматривание картин    И. Левитан «Осенний день», «Осень»; И. Остроухов «Золотая осень»; И. Бродский «Опавшие листья»; Ван Гог «Корзина с яблоками»

Развивать связную, диалоговую речь. Закреплять знания детей о сезонных изменениях осенью, об изменениях в погоде, о жизни зверей в осенний период и труде людей ( сбор урожая).

Познакомить детей с картинами великих художников, учить детей описывать картину, развивать речь.

Чтение художественной литературы

И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Золотая осень», «Дятлы»

Н.Сладков «Осень на пороге»

М.Лесовая «Листья солнцем наливались…»

М.Пришвин «Осенние листики»

А.Пушкин «Унылая пора..», «Уж небо осенью дышало..»

Познакомить детей с произведениями русских поэтов, которые писали об осени, приобщая их к поэтической речи. Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Вызывать чувство радости от восприятия стихов и желание услышать другие произведения поэтов.

Художественное творчество

Рисование «Золотая осень»

«Ветка рябины» (с натуры)

«Поздняя осень»

Аппликация «Осенний ковер»

«Девочка» (Из природного материала)

 «Ваза с                     фруктами,  ветками и цветами»

 

коллективная работа «Осень в лесу».

       

 

Лепка «Корзинка с грибами»

 

«Фрукты для игры в магазин»

 «Белочка делает запасы».

Поделки из природного материала «Ежики», «Вертолет», «Птичка», «Стрекоза»

Оформление групповой комнаты

Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавая ее колорит.

 Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет.

Учить детей предавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе).

Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета.

Закреплять умение работать с природным материалом (листьями), правильно подбирать листья для создания композиции.  

Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук.

Развивать воображение, творчество. Красиво располагать изображения на листе.

Упражнять  детей  в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину.

Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов в  при лепке с натуры.

Закреплять умение лепить фигуру  животного (белки), передавая форму и пропорции частей тела.

Развивать творчество, воображение, воспитывать самостоятельность, вызывать интерес вновь работать с природным материалом.

Познание

 НОД  «Экскурсия в лес»

 «Подарки осени»

 

«Жизнь зверей осенью»

 

«Перелетные птицы».

Ежедневные наблюдения во время прогулок.

Познакомить детей с лесом, лесными обитателями и предметами из дерева; воспитывать любовь к родной природе; научить детей поведению в лесу.

Закреплять знание овощей и фруктов; развивать любознательность, логическое мышление; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью.

Развитие логического мышления – формирование причинно – следственных связей и закономерностей в природных явлениях; расширение представлений о перелетных птицах.

Формировать понятия о смене времен года; расширять знания о сезонных изменениях в природе; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;  формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Социализация

Праздник «Осенние зонтики осени»

Познакомить детей с приметами осени, с новым элементом хоровода.  Закреплять ранее изученный музыкальный и литературный материал. Воспитывать бережное отношение к природе, стремление к взаимопомощи и поддержке. Воспитывать интерес наследию русского народа (к потешкам, пословицам, загадкам и песням).  

Познакомить детей с пословицами и загадками об осени, предложить детям вспомнить знакомые им ранее загадки и стихи об осени.              

Взаимодействие с родителями.

Подготовка наглядной информации:  «Наблюдение осенью»

Выставка совместно с детьми «Осенняя мастерская»

      Итоги проекта.

  • Выставка детских  поделок (совместно с родителями)  из природного материала «Осенняя мастерская».
  • Оформление групповой комнаты «Веселые зонтики осени»
  • Выставка детских работ из пластилина и природного материала.
  • Коллекция природного материала.
  • Выставка рисунков «Краски осени».
  • Праздник «Веселые зонтики осени»

Познавательно – творческий проект

в старшей группе

«Удивительные тайны космоса»

Автор: воспитатель Королькевич Елена Викторовна

Аннотация к проекту: проект посвящен 85 – летию со дня рождения Ю.А. Гагарина.

9 марта 2019 года первому космонавту Ю.А. Гагарину исполнилось бы 85 лет. Со дня его полета в космос прошло уже 58 лет. Но до сих пор тема освоения космического пространства человеком остается актуальной. В проекте представлено знакомство с многообразием космоса, с лётчиками – космонавтами. В Ярославской области родились или жили такие космонавты, как Валентина Владимировна Терешкова, Валерий Иванович Токарев, Алексей Николаевич Овчинин. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные представления, применить их в различных видах детской деятельности. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию проблемных ситуаций, через различные виды продуктивной деятельности.

Актуальность для руководителя:

Старшие дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. В моем детстве многие мальчишки мечтали стать космонавтами. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, герои их любимых мультфильмов – пришельцы, космические пираты, инопланетные существа, вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у детей отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной для детей степени раскрывается раздел «Космос». Так, например, мы,  в процессе образовательной деятельности, не даем детям ответов на многие интересующие их вопросы. Интерес нескольких воспитанников в группе к тайнам космического пространства натолкнул на мысль о  необходимости работы над проектом «Удивительные тайны космоса». Передо мной стояла задача: как развить у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Итак, объектом изучения стал неизведанный мир Вселенной. 

Актуальность для исследователя:

Взрослый: «С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолеты, вертолеты. Но еще твой прапрадедушка не мог себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. Их называют космонавтами. И для таких полетов существуют специальные космические корабли. Что нового ты хотел бы узнать о космосе?».

Ребенок: «Я уже много знаю о космосе, что там есть звёзды, планеты,  солнце, луна. Хочется узнать, что такое черные дыры, какие они? Зачем комете хвост? Откуда берутся метеориты? И еще множество вопросов. Можно попросить взрослых рассказать, почитать книги. Сходить в библиотеку, планетарий.

Кто мне поможет узнать?»

Цели проекта: обобщение и систематизация представлений старших дошкольников о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка.

Примерные образовательные задачи проекта

по направлениям развития детей:

Направление развития

Образовательные задачи

Социально – коммуникативное развитие

  • формировать нравственные основы чувства патриотизма;
  • создавать условия для свободной сюжетно – ролевой игры, обогащать ее содержание, сюжет, роли путем расширения жизненного опыта детей, кругозора;
  • развивать способность к комбинированию разных сюжетов в один, построению более сложных игр;
  • поощрять к созданию самодельной макетной среды

Познавательное развитие

  • формировать обобщенный способ обследования объекта;
  • совершенствовать умения сравнивать предметы по цвету, величине, форме, группировать по нескольким признакам;
  • совершенствовать умения различать свойства материалов, из которых изготовлены предметы;
  • развивать способность самостоятельного открытия свойств природных объектов;
  • развивать самостоятельность в проведении исследовательских проектов;
  • развивать способность классифицировать объекты по характерным признакам;
  • мотивировать детей самостоятельно строить простейшие конструкции из бумаги, строительного материала, деталей конструктора.

Речевое развитие

  • мотивировать детей на расширение словарного запаса, уточнение значений слов по теме «Космос»: «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • формировать интерес и потребность в чтении книг, их обсуждении со взрослыми и сверстниками.

Художественно – эстетическое развитие

  • продолжать формировать технические навыки в изобразительной деятельности, передавать характерные особенности предметов, явлений;
  • развивать самостоятельность в комбинировании знакомых техник;
  • мотивировать самостоятельно находить сюжеты для своих работ.

Физическое развитие

  • формировать предпосылки здорового образа жизни;
  • удовлетворять потребность в двигательной активности.

Вид проекта – групповой, краткосрочный

Тип проекта – познавательно – творческий

Срок реализации проекта – апрель 2019 г.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги дошкольных групп

Предполагаемый результат:

Образовательные области и направления организации жизнедеятельности детей

Показатели развития ребенка

Социально – коммуникативное развитие

Называет фамилии, имена, отчества отечественных космонавтов (Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Владимировна Терешкова, Валерий Иванович Токарев, Алексей Николаевич Овчинин)

Проявляет интерес к теме космос, к настоящему и будущему

Рассказывает о космосе, знает стихи, литературные произведения о космических путешествиях (реальных или вымышленных)

Обогащает игру, используя знания о космосе

Познавательное развитие

Владеет способами достижения цели, самостоятелен в выборе средств и материалов, необходимых для деятельности

Задает познавательные вопросы, выдвигает предположения, догадки

Ориентируется по схеме, плану

Включается в проектную деятельность; создает постройки и поделки по рисунку, схеме

Конструирует из строительного материала, бумаги, коробочек, бросового материала космический транспорт

Использует наблюдение как способ познания, способен принять цель наблюдения, ставить ее самостоятельно

Речевое развитие

Называет книги про космос для детей, художественные произведения о путешествиях по космическим просторам, где дети — главные герои.

Знает стихи, считалки, загадки о космосе

Художественно – эстетическое развитие

Создает сюжетные изображения по теме космос

Использует разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы

Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы лепки по теме космос

Создает небольшие композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур

Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, украшения, обрывания, складывания бумаги в разных направлениях

Физическое развитие

Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты

Этапы проекта.

Этап выбора темы.

Заметив интерес у детей к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели « трёх вопросов».

Что мы знаем о космосе?

Что хотим узнать?

Где мы можем это узнать?

Арсений «там много планет»

Как устроена космическая ракета?

Прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете

Артем «он очень высоко»

Как выглядят инопланетяне?

Спросить у библиотекаря.

Вика «Солнце очень горячее»

Почему в космосе холодно?

В садике, у воспитателя.

Глеб «Солнце – это звезда»

Что такое «черная дыра»?

Прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете

Захар «там нет воздуха»

Откуда падает метеорит?

Из книг, мультфильмов.

Ксюша «там холодно»

Что кушают космонавты?

В садике, у воспитателя.

Куприян «звезды иногда падают»

О планетах

Побывать на представлении мобильного планетария.

Лера А. «первыми космонавтами были Белка и Стрелка»

Как изобрели ракету?

Спросить у библиотекаря.

Лера К. «наша планета круглая»

Как космонавты моются?

Спросить у мамы, у папы.

Максим А. «там нечем дышать»

На чем можно долететь до Луны?

Спросить у библиотекаря.

Максим Р. «туда можно полететь на ракете»

Хочу узнать о Солнце

Спросить у мамы, у папы.

Паша «на других планетах живут инопланетяне»

Хочу узнать о созвездиях

Побывать на представлении мобильного планетария.

Полина «первым космонавтом был Гагарин»

Живут ли люди на других планетах?

Прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете

Сева «там есть невесомость»

Зачем звезды падают?

Спросить у мамы, у папы.

Тимоша «там живут космические пришельцы»

Хочу узнать о других планетах

В садике, у воспитателя.

Ярослав «у них есть летающие тарелки»

Узнать о Марсе

Из книг, мультфильмов.

Вопросы детей были условно разделены на 4 группы:

  • Устройство ракеты и быт космонавтов на космической станции;
  • Внешний вид обитателей других планет;
  • Познавательные вопросы о космосе;
  • Строение солнечной системы.

Этап сбора сведений.

Источники информации: Энциклопедии, презентации, мультфильмы, художественная литература, аудиозаписи.

На этом этапе для детей была организована экскурсия в сельскую библиотеку, где библиотекари подробно рассказали о строении Солнечной системы, о первом космонавте. Дети взяли в библиотеке книги о космосе для чтения в детском саду. В беседах с детьми постарались вспомнить о посещении представлений передвижного планетария. В группе была обновлена выставка книг и иллюстраций о космосе.

Этап реализации проекта.

Проект осуществлялся с учётом  принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения. А так же через участие детей в ΧΙV Всероссийской олимпиаде для детей дошкольного возраста «Я и космос» и взаимодействие с социальными партнерами дошкольных групп МОУ Кладовицкой ООШ (библиотекой)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Деятельность в ходе режимных моментов

Совместная деятельность с семьёй

Подбор предметных, сюжетных картинок, иллюстраций, детских книг, дидактических игр, атрибутов к с/р играм и т. д. по теме. Внести в группу альбомы: «Космос», «Солнечная система». Иллюстрации о космосе и космонавтах. Книги с произведениями о космосе и космонавтах. Атласы и энциклопедии. Активизировать внимание детей на предстоящую тему -    рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.

Дидактическая игра: Танграм «Ракета»

Сюжетно-ролевая игра: «Космическое путешествие»

Ежедневное проведение утренней зарядки «Космическая зарядка»

Артикуляционная гимнастика: упражнение «Заведи мотор у ракеты»

Консультация на тему «Детям о космосе», памятка для родителей,

информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса», «Наши земляки космонавты»;

Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок);

 

Привлечение родителей к сбору материала для оформления коллажа про космос

Образовательные области

Совместная деятельность

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты», «Интервью с космонавтами».

ΧΙV Всероссийская олимпиада для детей дошкольного возраста «Я и космос»

Познавательное развитие

Дидактические игры: «Найди лишнее, «Угадай созвездие», «Изобрази созвездие», «Разложи планеты на орбитах», «Собери предметы из геометрических фигур», «Найди лишние», «День, ночь, сутки прочь», «Найди свою планету»

Конструирование «Космические корабли». «Луноходы большой и маленький»

Опытно – экспериментальная деятельность.

Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».

Рассматривание иллюстраций, викторина на тему «Космос».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: рассказа В. Бородина «Звездолетчики»; чтение рассказов Н. Носова «Незнайка на луне», рассказа Е.П. Левитана «Сказочные приключения маленького астронома», Н. Нагибина «Рассказы о Ю. Гагарине», В. Степанова «Юрий Гагарин», М.В. Водопьянов «Космонавт 1, 106 минут вне земли» (и др. см ПРИЛОЖЕНИЕ «Книги о космосе для детей»)

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность: рисование «Что увидел космонавт из ракеты», «Веселые инопланетяне».

Нетрадиционное рисование на пищевой пленке «Космические дали»

Лепка «Космические продукты», «Звездолет»

Музыкальная деятельность: прослушивание музыкального произведения муз. Гр. «Земляне» («Земля в иллюминаторе»), Лунная соната Бетховен, «Я – Земля» Ольга ВоронецИнструментальный ансамбль «Маяк»Борис Карамышев

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика: «Мои пальчики расскажут...».

Гимнастика для глаз: «Ночь».

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой».

Физкультминутки: «Будем прыгать и скакать».

П/И «Быстрые ракеты»

Раздел книги

Совместная деятельность

Устройство ракеты и быт космонавтов на космической станции;

Дидактические игры: «Найди лишнее» , Конструирование «Космические корабли». «Луноходы большой и маленький»

Изобразительная деятельность: рисование «Что увидел космонавт из ракеты». Лепка «Космические продукты», «Звездолет». П/И «Быстрые ракеты». Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты», «Интервью с космонавтами».

Внешний вид обитателей других планет;

«Собери предметы из геометрических фигур». Изобразительная деятельность: рисование «Веселые инопланетяне».

Чтение романа сказки Н. Носова «Незнайка на луне»

Познавательные вопросы о космосе;

Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».

Д/и «Угадай созвездие», «Изобрази созвездие». Нетрадиционное рисование на пищевой пленке «Космические дали»

Строение солнечной системы

Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».

Д/и , «Разложи планеты на орбитах», «Найди свою планету», «День, ночь, сутки прочь». Чтение рассказа Е.П. Левитана «Сказочные приключения маленького астронома»

Этап презентации проекта.

Итоговой деятельностью по проекту была презентация авторских детских книг «Моё удивительное открытие в космосе».

Создание макетов «Парад планет», «Солнечная система»

Выступление на педсовете (презентация проекта)

Перспективы развития проекта:

распространение опыта работы над проектом посредством Интернет - ресурсов;

дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса.

Список литературы:

  1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
  3. Интернет ресурсы:

https://infourok.ru/sovmestnaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-pedagoga-i-detey-starshey-gruppi-na-temu-den-kosmonavtiki-1165708.html

https://infourok.ru/tematicheskaya-nedelya-v-starshey-gruppe-po-teme-kosmos-2772277.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/11/planirovanie-po-teme-kosmos

https://www.maam.ru/kartinki/makety-svoimi-rukami-shablony-maketov-na-mam/kosmos-maket-dlja-detskogo-sada-i-shkoly.html

  1. Левитан Е.П. Малышам о звездах. – М.,1986г.
  2. Левитан Е.П. Маленькие планетки. – М., «Белый город» 2008 г.
  3. Левитан Е.П. Длинноволосые звезды. – М., «Белый город» 2008 г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  5. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008г.
  6. Методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика». Старшая группа. – М. «Русское слово», 2018 г.
  7. «Необыкновенные приключения Пети в космосе» идея А. Альперовича, - М., ООО «Клевер – Медиа – Групп», 2011 г.
  8. Носов Н. Незнайка на луне. – М.: РОСМЭН, 1996г.
  9. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011.
  10. Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
  11. Энциклопедия окружающего мира «Астрономия». М., «РОСМЭН» 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...

Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.

Научно-методический  сборник  №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

Рабочая программа «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»

организация  системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста  на основе проектного метода...