Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Уральская горница»
статья (подготовительная группа)

Бугаева Анастасия Давыдовна

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста посредством мини-музея «Уральская горница»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskoe_vospitanie.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Бугаева А. Д., воспитатель

МБДОУ – детский сад

комбинированного вида № 510,

Верх-Исетского района.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста посредством мини-музея «Уральская горница»

Воспитывая детей, нынешние родители

воспитывают будущую историю нашей

                                                     страны, а значит и историю мира.

                                                   Наши дети – это наша старость.

А. С. Макаренко

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка: в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, определенных умений.

Усиление воспитательной функции образования, формирование «гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»).

В ФГОС ДО обозначены задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи. Общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Одним из способов погружения личности дошкольника в специально организованную предметно-пространственную среду является музейная педагогика. Музей - эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение.

В нашей группе расположен фольклорный мини-музей «Уральская горница».

Фольклорный мини-музей рассматривается как своеобразная иллюстрация к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек, других жанров фольклора.

Одной из задач данного музея является формирование представлений у старших дошкольников о взаимозависимости человека и природы, знакомство с отражением природных явлений в фольклоре.

Во многих сказках упоминаются веретено, кудель и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В русской горнице по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Фольклорный мини-музей можно назвать местом обмена информацией разных поколений и национальностей. В тоже время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой.

Задачи фольклорных мини-музеев:

- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

- воспитание у детей интереса к культуре своих предков, к культуре народов России и мира;

- патриотическое воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание;

- знакомство с особенностями народного быта;

- воспитание у дошкольников основ толерантности;

- воспитание представлений о взаимосвязях разных культур;

- формирование представлений о взаимозависимости человека и природы, знакомство с отражением природных явлений в фольклоре;

- патриотическое воспитание на основе изучения истории, культуры, природы своего ближайшего окружения, родного края;

- эстетическое воспитание, экологическое образование;

- развитие познавательного интереса, в том числе к своему ближайшему окружению.

Для организации работы с детьми в фольклорных мини-музеях применяются разнообразные формы и методы:

- занятия (НОД) в рамках части программы, формируемой участниками образовательных отношений авторской программы «Мы живем на Урале».

На музыкальном занятии дети могут одеть национальные костюмы и поиграть на народных музыкальных инструментах или послушать народные песни, станцевать народный танец.

Здесь дети узнают, из каких материалов изготавливали в старину музыкальные инструменты.

На занятиях по ознакомлению с природой, экологии дети узнают о том, какие природные материалы наши предки использовали в быту, как они сохраняли природу; рассматривают спилы деревьев, бересту и изделия из нее; слушают загадки, песни о природе, находят в узорах на одежде, предметах природные объекты.

Детям рассказываю, из чего сделаны лапти (слово «лыко» часто упоминается в сказках, поговорках, пословицах), и даже предлагаю рассмотреть, примерить их, показываю льняную рубаху и рассказываю, что сделана она из льна.  Рассказываю где и как растет лен. Как его обрабатывали люди, чтобы сделать из него одежду. Рассказываю детям о лекарственных растениях, ведь именно в старину люди изучали их свойства.

В фольклорном мини-музее дети знакомятся с домашними животными и их традиционным использованием человеком. Отдельные беседы посвящаю тому, как наши предки относились к тем или иным животным, растениям, природным явлениям.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дошкольники знакомятся с историей предметов, которые мы и сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, головные уборы и т.п.), с особенностями жизни людей предыдущих поколений, с различными ремеслами. Так, в нашем мини-музее дошкольники знакомятся с лучиной, со свечой, с керосиновой лампой; с народными игрушками, узнают из чего обычно их делали ( сено, солома, дерево, льняные лоскуты тканей, кусочки шкур и меха животных); сравнивают старинную печь с современной электроплитой и СВ -печью, разговаривают о том, как готовили разные блюда в старину.

В горнице знакомлю детей с овощами, которые использовали в пищу наши предки. Вместе с детьми в проектной деятельности узнаем, что такое пареная репа и обсуждаем смысл пословицы «Ничего нет проще пареной репы».

Празднование народных традиций особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о сельскохозяйственных работ. Сбор урожая в огородах, пшеницы, овса, ржи в полях, встреча весны означало, что природа проснулась, и люди снова готовились к земледелию. Празднование народных традиций формирует у дошкольников представления о разнообразии культур, интереса и уважения к культурам, традициям разных народов, толерантности. К празднику в мини-музее организовывается  тематическая выставка, где представлены также работы детей.

На занятиях по изобразительной деятельности показываю различные картины, на которых изображены люди в национальных костюмах, предметы быта, одежду, которые можно надеть, поиграть с ними. Здесь же дети знакомятся с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др.), с народной игрушкой.

На занятиях по развитию речи предлагаю детям разгадать загадки, а потом сочинить свои о предметах, которые находятся в мини-музее. Читая детям сказку, предлагаю самостоятельно найти в мини-музее те предметы, которые в ней упоминаются. Дошкольники могут вспомнить сказки, в которых упоминается русская печь (коромысло, веретено, ухват и т.п.) или другой предмет. Изучая былины, дети рассматривают картины с изображением богатырей, их сбрую, обмундирование.

В мини-музее дошкольники могут поиграть с народными куклами, которые они сами делают на мастер-классах, дуют в свистульки.

В мини-музее разыгрываются сказки и малые фольклорные произведения, педагоги одевают национальные костюмы и превращаются в сказочника.

 Все экспонаты, находящиеся в мине-музее одновременно не помещаются, поэтому периодически организовываются выставки. Это оживляет жизнь мини-музея, изменяет его интерьер, привлекает к экспонатам внимание дошкольников. На выставках представлены коллекции различных предметов (горшков, самоваров, рушников), работы детей и родителей, педагогов (картины, кружева, вышивка, корзины, работы, выполненные способом резьбы и выжигания по дереву, и многое другое).

Так была организована выставка Уральского региона.

Осенью в избе была организована выставка овощей с огорода детского сада.

Поскольку фольклорная изба находится в группе, дети посещают ее каждый день, тем самым у них есть возможность погружаться в старинную среду и в самостоятельной деятельности.

Экспонаты мини-музея использую в качестве пособий, для проведения занятий, игр. В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать следующие: различные предметы быта (посуду, утюги, прялку, корзины, туеса, нитки, кудель, веретено, ухват, коромысло с ведрами и шкатулки); старинную мебель (столы, лавки, сундуки), макет русской печи, детскую колыбель; игрушечных домашних животных;  макеты крестьянского подворья; букеты хлебных злаков;  муляжи овощей, фруктов; предметы народных промыслов (изделия из бересты, камня, хохломская роспись, павловские платки и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельности.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельно...

Публикация на тему: "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста посредством мини-музея".

В статье раскрывается значение мини-музеев в детском саду для поликультурного воспитания дошкольников....

Статья: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»...

Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровь...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проведения викторины "Природа вокруг нас"...