Конспект ООД исследовательской деятельности «Для чего птицам нужны перья»
материал

Сямтомова Мария Ивановна

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»

школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

 Конспект ООД исследовательской деятельности
«Для чего птицам нужны перья».

 

Воспитатели средней группы №4:

Сямтомова М. И.,

                                                                                                    Цывунина Е.Л.

с. Выльгорт 2020-2021 у.г.

 

Тема: «Зачем птицам перья»

Цель: Познакомить детей со  строением пера и их значением в жизни птиц. Задачи:

  1. - Расширить знаний детей о птицах, дать понятие  «водоплавающие», «неводоплавающие»; изучить строение пера; выяснить отличие перьев водоплавающих и неводоплавающих птиц.
  2. Познакомить детей с видами перьев.
  3. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
  4. Воспитывать бережное отношение к птицам, любознательность.

Задачи:
Образовательные:

-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

 Развивающие:
-Развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;

-Развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью,

 -развивать познавательный интерес к жизни птиц;
-Совершенствовать практические навыки работы с лупой и с микроскопом.
Воспитательные:
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.


Материалы и оборудование:
Картинки с изображением разнообразных птиц (обязательно в полёте);
тарелочки на каждого ребёнка на которых лежат:
перья маховые и пуховые;
лупы;
камушки;
ножницы;
замки - «молнии».


Ход ООД:

Приветствие гостям, друг с другом.

Воспитатель вносит коробку для исследований 

- Как вы думаете, что в коробке? (предположения детей).

Загадываю загадку: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)

Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.

- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
В: Правильно, сегодня мы снова поговорим о птицах.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку иллюстраций с изображением птиц.
В:Вспомните, как разнообразен мир птиц. Чем птицы радуют людей?
(Красотой, изяществом, пением).
В: Давайте послушаем, как птицы красиво поют.
В:Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах. И все же как не богат мир птиц, но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили. Это перья, крылья, клюв и размножение.
В:Ребята, почему мы называем птиц «пернатыми друзьями»?
(Потому, что у них есть перья).
В:Для чего они нужны?(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

В: А давайте мы сегодня побудем учёными и будем изучать перья птиц. Понаблюдаем, проведём опыты и уж точно  ответим на вопрос: для чего же нужны перья птицам?

-  посмотрите на перья перед собой, сравните перья по внешнему виду: цвету, упругости, размеру. Все они разные. А что у них общего? (Есть стержень, волоски – бородки). Возьмите самое большое перо, его стержень длинный, перо большое. Попробуйте помахать пером. Волоски плотно прижаты друг к другу, поэтому перья птиц такие прочные. Это «маховое перо». Как вы думаете, почему оно так называется?(от слова «махать») Маховые перья необходимы птицам для полёта, они крепятся к краю крыла. 

Воспитатель предлагает рассмотреть пуховое перо птицы, помахать им, подуть на него, подбросить вверх. Чем оно отличается от махового пера? (Пуховое перо мягкое, волоски между собой не склеены, стержень тонкий, перо меньше по размеру). Воспитатель предлагает приложить перо к щеке. Что вы ощущаете? (Тепло). Для чего птице пуховые перья(Они служат для сохранения тепла). Не зря люди используют пух для изготовления (подушки, одеяла, куртки).

- третий вид пера называется «рулевое». Как вы думаете почему? Рулевые перья крепятся к хвосту, и помогают изменять направление при полёте. 

-

Давайте сделаем вывод, для чего птицам перья.(для полёта, тепла, для управления в полёте)

- продолжим наше исследование. Возьмите самое большое перо и рассмотрите разрыв в лупу, Увидели маленькие крючки? Попробуйте соединить разрыв, на что это похоже? На молнию.

Возьмите среднее перо и аккуратно отрежьте кончик, рассмотрите срез, что там внутри? (Пусто)

- А что это значит? (Оно легкое)

- Тихо встаньте, положите перо на руку и тихонько подуйте, так, чтобы оно далеко не улетело.

- Как вы понимаете поговорку «Как с гуся вода»

Проверим.

- Не намокают


                              Физминутка «Не урони пёрышко».


 


В:Знакомство с птицами мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные исследования, а сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Дома обязательно расскажите, что нового вы узнали на занятии,  

Воспитатель предлагает отрезать кончик стержня и попробовать вставить зубочистку. Получилось? Значит внутри стержня ничего нет, он пустой, полый. Вот почему перья такие легкие. Очень важно птице иметь легкие перья. Это помогает водоплавающим птицам легко плыть, а птицам, которые летают, лететь.

Перья нужны птице не только для тепла, но и для красоты.

Опыт 2. «Ты как мокрая курица».

Цель: формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов, со средой обитания, развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Материал: емкость с водой, перья гусиные и куриные.

Воспитатель предлагает детям опустить перья в тазик с водой по очереди, разложить на две кучки: на намокшие и сухие.

Вывод: Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли. Куриные перья намокли, все склеились, стали похожи на полоску, с них течет вода. Не зря говорят«Ты как мокрая курица». Каждое существо имеет свою среду обитания и приспособлению к ней. Гусь приспособлен жить как на суше, так и в воде, а курица только на суше. Почему гусиное перо не намокло, мы узнаем из следующего опыта.

Опыт 3. «В воде купался - сух остался».

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, поощрять выдвижение гипотез, подвести к планированию своей деятельности, способствовать развитию умения делать выводы.

Материал: тазики с водой, гусиные перья, подсолнечное масло.

Мы с вами выяснили, что гусиные перья не намокают. Почему? (Ответы детей). Давайте опустим руки в воду. Какие они стали? (Мокрые). Воспитатель предлагает смазать руки растительным маслом и снова опустить в воду. Руки, смазанные жиром, не намокли, а вода превратилась в капельки. Гусиные перья не намокают в воде, потому что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Если перья намокнутптице будет очень трудно плыть, она станет тяжелой.

Где используют перья? Что можно из них сделать? (Ответы детей)Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дети встают в круг.

  1. «Тонет, не тонет»

Возьмите в руки куриное перо. Давайте его рассмотрим. Какое оно тяжёлое или лёгкое? Какое оно твердое или мягкое? А теперь опустите его в емкость с водой. Какое стало перо, что произошло (оно намочилось). Положите перо на поднос. Скажите, какая птица подарила вам перо? (курица) А курица это какая птица, где она живет? (домашняя, в курятнике) А вот у меня другое перо. Это перо как вы думаете чьё? (гусиное). Это водоплавающая птица живет около водоёмов. Смотрите, я опускаю перо в ёмкость с водой, вытаскиваю, а с него вода скатывается, и перо осталось сухим. Знаете почему? Это потому, что у водоплавающих птиц есть специальная железа, жиром которым гуси при помощи клюва перья и остаются сухими. Давайте, убедимся так это или нет. Возьмите перо (вырезанное из бумаги), намажьте его жиром (кисточкой), а теперь, возьмите пипетку, наберите воду и капните на перо. Что происходит? (вода скатывается, перо не намокло)

Вывод: Значит, верно, жир не дает перьям намокать в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому творчеству «Перо Жар-птицы» (аппликация)

Цель: продолжить работу, проделанную дома ребенком с родителями.Задачи:1.      учить детей соотносить реальные и сказочные образы;2.      дать возможн...

Конспект организованной образовательной деятельности "Для чего нужны столовые приборы. Хохломская роспись"

Цель: создать условия для развития у детей любознательности, познавательной мотивации; уточнение и закрепление знаний детей о столовых приборах, культуре поведения за столом; знакомство с хохломской р...

Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Перо для сказочной птицы»

Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Перо для сказочной птицы»Цель: развивать творческие способности детей. Задачи:• продолжать учить дете...

КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно ...

Конспект занятия исследовательской деятельности «Для чего птицам нужны перья».

Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летатьРазвитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.Задачи:Образоват...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья"

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья" для средней группы...

Конспект НОД (познавательное развитие; исследовательская деятельность) : «Для чего нужны семена?».

Конспект НОД (познавательное развитие; исследовательскаядеятельность) : «Для чего нужны семена?»....