Доклад на тему: "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста"
консультация (младшая группа)

Доклад на тему: "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад174.54 КБ
Файл Презентация2.92 МБ
Файл презентация2.97 МБ
Файл презентация1.64 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

        

         Доклад на тему: «Развитие мелкой

             моторики рук для младшей группы»

                                                                        Воспитатель младшей группы

Бульц   Людмила Михайловна

Педагог первой квалификационной категории

        

                                                      Гурьевский округ. Малое Луговое.

                 

2017 год

      Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

   Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

    Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов –ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии в развитии ребенка.

Игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша. Упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в группе или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.

http://www.vse-pro-detey.ru/wp-content/uploads/2016/04/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-2.jpg

Игры, в которые играем мы с детьми младшего возраста.

               Игра «Крутись карандаш»

Цели: Сделать массаж ладоней ребенка.

Материалы: Карандаши с ребристой поверхностью.

                                            Ход игры

Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперед-назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. («Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед-назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой»

               Игра «Не боюсь колючек»

Цели: сделать массаж ладоней ребенка.

Материал: бугуди- липучки небольшого диаметра.

  Ход игры

Раздайте малышам бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание детей на то, что бигуди на ощупь колючие: «Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их. А теперь повторяйте за мной: «Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!»

 Предложите малышам покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони детей были прямыми и напряженными.

           Игры с различными предметами и материалами.

   Игра «Спрячь в ладошке»

Цели: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей)

       Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы никто их и не нашел- зажмите покрепче в ладошке!»

  Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

     Игра «Котенок»

Цели: укреплять мышцы пальцев и кистей рук: учить подражать движениям взрослого.

Материалы: маленькие резиновые игрушки –пищалки: котята (по количеству детей)

    Ход игры

Раздавайте малышам игрушки и предложите сжать их в кулачке. В это время читайте двустишие:

        Ты, котенок, не пищи,

        Лучше маму поищи.

Игру повторите несколько раз. Подобные игры можно проводить с самыми разнообразными игрушками-пищалками.

    Игра «Ветерок»

Цели: укреплять мышцы пальцев и кисти рук.

Материал: пластиковые бутылки, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

 Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите бутылочку и предложите «сделать ветерок».

  Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.

    Игра «Брызгалки»

Цели: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: Пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках, большая емкость с водой.

    Ход игры

Это упражнение можно провести летом на улице или дома во время купания.

 Раздайте детям пластиковые пузырьки, наполненные водой, и предложите поиграть: «Летом на улице жарко и душно. Давайте сделаем дождик! Вот как брызги полетели!» предварительно продемонстрируйте малышам, как сжать пузырек, чтобы получить брызги.

 Затем предложите детям самостоятельно наполнить пузырьки водой. Для этого пузырьки необходимо сжать, выпустить воздух, затем опустить под воду и подождать, пока она наполнится водой.

     Игра «Ямки»

Цели: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Материал: тесто(пластилин), фасоль, горох, камушки), поднос, карандаш.

    Ход игры

Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить крупу, бусину.

  При работе с пластилином ямки можно сделать незаточенной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.

   Игра «Спрячь шарик»

Цели: развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы: тесто или пластилин, пластмассовые или стеклянные шарики (желательно с гладкой поверхностью, чтобы тесто не прилипало к ним).

  Ход игры

 Перед началом занятия подготовьте мягкое тесто. Его можно подкрасить, добавив во время замешивания пищевую краску. Раздайте детям по кусочку теста и предложите размять его.

 Покажите малышам яркие шарики и попросите сначала спрятать их в тесто, а затем найти.

Повторите игру несколько можно попросить сначала спрятать их в тесто, а затем найти.

 При работе с пластилином можно попросить детей сначала облепить шарик слоем пластилина, а затем снять его.

               Игра «Пересыпь крупу»

Цели: учить пересыпать сыпучие вещества из емкости в другую.

Материалы. Разные виды круг или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.)

            Ход игры

Предложите детям при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила – была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».

        Игра «Где шарик»

Цели: развивать соотносящие движения рук; знакомить с предметами разной величины.

Материалы: шарики и другие игрушки разной величины (которые помещаются в одной ладони и которые помещаются в двух ладонях, по количеству детей)

         Ход игры

Раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладонях. Предварительно покажите малышам, как спрятать шарик, зажав его в ладони: «Вот шарик. А теперь, где шарик? Нет шарика!»

  Затем предложите малышам спрятать шарики большого размера.

   Если у детей не получается это сделать, продемонстрируйте, как спрятать предмет, зажав его между ладонями: «Не помещается шарик в ладошке? Большой шарик. Давайте накроем его другой ладошкой – теперь не видно шарика».

 Игра «Бумажные снежки»

Цели: развивать силу рук.

Материалы: листы бумаги.

            Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните малышам, что мять можно только ненужную бумагу).

   Затем предложите малышам поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»

     Игра «Осенние листья»

Цели: развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Материалы: листы бумаги.

      Ход игры

 Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки.

 Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки (можно использовать веник).

 По окончании игры попросите малышей помочь вам убрать листочки.

    Игра «Веселый шнурок»

Цели: развивать движения кистей и пальцев рук.

Материалы: толстые шнурки или узкие ленточки

   Ход игры

Намотайте на руку ребенка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Во время игры читайте стихотворение:

Верх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

 Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после – обмотать шнурком вашу руку.

  Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руку, подготавливая ее к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус; в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Не боюсь колючек»

Слайд 2

Игра «Ямки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста

Слайд 2

Не боюсь колючек


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Котенок »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Даны рекомендации по провед...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста"

В последнее время игры – шнуровки (по идеям Марии Монтессори) стали пользоваться большой популярностью, как в  детских учреждениях, так и в домашних играх. Несмотря на большую востребованность та...

презентация «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста».

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их п...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста"

Презентация может использоваться для показа на родительском собрании как консультация по данному вопросу  и педагогами для работы....

Доклад на педсовете "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности....

Программа по самообразованию Тема: Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Проблеме сенсорного развития детей всегда привносилось первоначальное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые усло...