Консультация для родителей "Не учите ребенка читать, и он полюбит книги!"
консультация (старшая группа)

Информация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_uchite_rebenka_chitat.docx67.28 КБ

Предварительный просмотр:

Не учите ребенка читать, и он полюбит книги!

- Сейчас, Мишка, я тебе прочитаю, что там было дальше!

Почему  раннее  развитие и обучение  совсем еще маленьких детей приводит к тому, что в школьном возрасте  учеников  не  усадишь за книжки? Советы,  как не  отбить  у  малыша интерес  к  литературе, дает детский психолог «Школы для пап и мам» Ольга ГОДЛЕВСКАЯ.

Уметь читать не значит быть развитым

- Что ж ты такой непонятливый, ма-ма, па-па, все ж просто! Читай, тебе уже скоро четыре года будет, а ты читать не умеешь! – услышала я как-то наставления гламурной мамаши. На лавочке в парке модница пыталась научить своего белобрысого сына складывать буквы в слова и тыкала наманикюренным пальчиком в какую-то супер-модную книжку для раннего развития малышей.  Парнишка хмурился и с завистью и тоской смотрел на гоняющих на велосипедах измазанных в песке сверстников.
        - Читай, Тимофей, - надувала губки расстроенная мама, - вот у Ленки дочка уже и читает, и имя свое пишет и даже китайским языком занимается! А ты…

Сейчас модно раннее развитие. Да не просто раннее, а совсем малышовое. Ребенок еще с соской не расстался, а его уже заставляют буквы учить и французское «Бонжур, маман!» по утрам выговаривать.
        У певицы Глюкозы двухлетнюю дочь воспитывают две няни, одна из которых, англо-говорящая, учит маленькую Лиду иностранному языку.
Бедняжечка Сури Круз (дочка Тома Круза) вообще осталась без детства – два раза в неделю ее таскают на уроки французского, и собираются отдать в сайентологическую школу в ближайшее время. А девочке всего 3 года исполнилось!
          Современным деткам не дают побыть беззаботными малышами. Стоит им появиться на свет, над кроваткой уже висят крупные буквы – чтоб глазки запоминали с рождения. Стоит научиться ползать – стены коридоров на уровне глаз ползающего младенца покрываются карточками с цифрами и слогами. Стоит научиться ходить и подойти к холодильнику в поисках глазированного сырка, как кроху снова встречает учение в лице магнитных буковок. А в итоге - нелюбовь к книжкам и усталость и негатив от школы задолго до похода в первый класс.

- Когда малыша «загружают» буквами и пытаются учить читать, у него снижается мотивация к обучению, - говорит психолог Ольга Годлевская. – Ребенок еще не готов, он не понимает, зачем ему читать? В итоге, на складывание слов тратится очень много времени, сил, энергии, а главное нервов малыша, ведь мозг еще не созрел для чтения, а значит, получается все с трудом.

У родителей  есть ошибочное мнение, что если не читает в 4 года, значит не развивается. Обучение чтению ничего общего с развитием ребенка не имеет. Мам и пап сбивают с толку реклама, статьи о новомодных продвинутых методиках по обучению детей чтению с самого малышового возраста. Есть карточки, есть кубики, из которых кроха с легкостью учится складывать слоги и читать.
        - Дети складывают слова из кубиков чисто механически, - говорит Ольга Годлевская, - они не поминают, ни что значит слово, ни зачем этот слово нужно, не ассоциируют с тем, что с помощью этих самых слов можно узнать, как Питер Пэн научился летать.

Чтению – свое время

Однажды психологи провели эксперимент: из двоих близнецов одного начали учить читать в 4 года, а второго – в 6 лет. В результате, оба ребенка в 8 лет читать абсолютно одинаково. Получается, зачем мучит малыша, отнимая у него детство, и с трудом и нервами добиваться чтения в 4 года, когда, немного подождав, в 6 лет можно за несколько месяцев научить дошкольника читать, да так, что и ему будет легко и интересно, и вы нервничать не будете.

В каком возрасте обучение складывать слоги в слова, а слова в предложения будет своевременным для ребенка?
         В 2 -3 года у малыша идет полным ходом накопление словарного запаса. Значит,  в это время нужно развивать речь крохи. До 3 лет ребенок осваивает предметный мир, познает все, что есть вокруг.  С 3 до 7 лет – главная задача чада – играть. До 5 лет важно много читать ребенку вслух, чтобы он слушал и познавал.
         Самое подходящее время для обучения чтению – когда, как говорят психологи, сформирована знаково-символическая функция, когда созрели нужные структуры головного мозга. Как правило – это возраст 6-7 лет. 
Хотя дети, особенно девочки, частенько сами начинают интересоваться чтением и раньше. Все зависит от ребенка, от его готовности.

Важно правильно учить

Часто учителя жалуются, что родители учат малышей читать по-своему, а потом детки приходят в первый класс и сталкиваются с другой методикой обучения чтению – педагогической. И тогда первоклашкам приходится переучиваться.
       - Доверьте обучение чтению специалистам, - советует психолог, - в центрах детского развития, на занятиях по подготовке к школе.
Самое лучшее и полезное, что могут сделать родители, – побольше читать детям вслух и может быть научить различать отдельные буквы, рассказать, что такое гласные и согласные. Или купите специальные книжки с учительскими методиками по обучению чтению.

Как научить малыша любить книги.

                Немногие современные детки любят читать. То ли из-за раннего развития, то ли из-за того, что доступны комиксы, компьютер, мультфильмы… Есть несколько способов сделать так, чтобы малыш полюбил читать.- Как здорово у тебя получается, ты уже быстрее меня  читаешь!

1. Читайте сами. Ребенок будет видеть книги в руках у мамы и папы и сделает вывод, что это что-то интересное.

2. Пусть в доме будет много разных книг – художественная литература, энциклопедии…

3. Хорошо, если у ребенка есть своя полка со своими книгами. Но если нет, то детские книги должны лежать так, чтобы малыш мог без труда достать их сам.

4.  Читайте вслух. Увлеченно и артистично!

Когда ребенок уже умеет читать сам:

5. Начните читать ему вслух, но на самом интересном месте "вспомните", что молоко на кухне убегает, и предложите ребенку дочитать самому.
          6. Подбирайте книги, чтобы они были интересными, нескучными и несложными.  Чтобы, только начав читать, ребенок не отложил книжку в сторону.

7. Если вы ходили в кино или смотрели по телевизору интересный фильм, купите книжку, по которой снят фильм, и предложите чаду прочитать.

8. Если ребенок любит аудиокниги, то купите ему первую часть произведения на диске, а продолжение – на бумаге.

9. Техника чтения формируется только практикой. Если ребенку не хочется читать, он ленится, договоритесь – 5 страниц он читает сам, а потом вы читаете ему вслух.

10. Не ставьте в пример других детей: «Какая Катя молодец, так здорово читает, не то, что ты!» Не ругайте ребенка: «Ты ничего не читаешь! Тебе ничего не интересно!» Вместо этого делайте акцент на успешности: «Ты прочитал 3 страницы – вот это молодец! Как здорово и быстро ты уже читаешь – умница!»

Как покупать книги для ребенка

                  Покупка детских книг - дело непростое. Казалось бы, магазины буквально ломятся от книг, можно подобрать на любой вкус и кошелек. Но на чем же остановиться? Какую книгу выбрать? Подороже или подешевле? Потолще или потоньше? С реалистическими картинками или с «мультяшными»?

От того, как будут выглядеть первые книги малыша, во многом зависит, как вообще сложатся его дальнейшие отношения с книгой. Ведь для маленького, еще не умеющего читать ребенка текст неотделим от иллюстрации. Да и подумайте сами, сможет ли малыш научиться любить книгу, подружиться ней если в руки тебе будут попадаться лишь безвкусные аляповатые издания, или книжонки, напечатанные слепеньким шрифтом на сероватой бумаге? Поэтому при выборе детской книги не может быть мелочей. Итак, отправляемся за покупками.

                                                    Переплет 

          Обязательно обратите внимание на переплет: ведь ему предстоит выдержать немалые испытания. Желательно
покупать книги в твердых обложках с прочным корешком. Обязательно проверьте, прошиты страницы или склеены: из клееных книг очень быстро начинают вываливаться листы. Для самых маленьких хорошо подходят книги в плотных картонных переплетах, с картонными же страницами, таким не страшны никакие опасности: прочные страницы не под силу разорвать даже самым темпераментным читателям. Если вы купили малышу тоненькую книжку в бумажном переплете, сразу же приобретите в отделе канцтоваров пластиковую папку с кармашками-файлами. Аккуратно разберите книгу на отдельные страницы и вставьте их в файлы. Для большей надежности можно сверху залепить файлы широким скотчем, чтобы странички не вывалились. Теперь ваша книга может служить практически вечно.

                                                     Формат 

            Книги для малышей должны быть достаточно большого формата, желательно, не меньше, чем А4, иначе иллюстрации, да и шрифт окажутся слишком мелкими. Но гигантские книжки размером с ватманский лист, которые иногда встречаются в магазинах, хоть и выглядят шикарно, для маленьких детей не годятся: кроха просто не сможет охватить взглядом все, что нарисовано на странице.

                                                 

                                             Бумага 

             Бумага в детской книге должна быть хорошего качества, плотная, белая или чуть бежеватая, но ни в коем случае не серая: это вредно для глаз. Лучше не покупать книги с блестящей глянцевой бумагой: она будет бликовать и отсвечивать. Обязательно проверьте, не острые ли края у листов, чтобы малыш не поранил пальчик. Самым маленьким читателям можно покупать книги, напечатанные на картоне: они не только не мнутся и не рвутся, но и выдержат «влажную уборку», если малыш ненароком обольет страницу соком или вздумает при помощи фломастера и акварели «доработать» иллюстрации.

                                                       Шрифт 

            Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Еще не умея читать, многие дети очень рано, едва ли не в два года, начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова. И часто так и выучиваются незаметно читать. Поэтому очень важно, чтобы малыш не испортил глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.

                                                       Объем 

             Не стоит покупать монументальные издания в руку толщиной и стоящих по две, а то и по три сотни рублей. Во-первых, вручив ребенку столь дорогую книгу, мы придем в ужас, если, спустя неделю он помнет листы, порвет переплет или разрисует обложку, деньги-то немалые. Значит, книга будет стоять высоко на полке, вне досягаемости малыша и выниматься будет только родителями. А это неправильно.
              Ребенок должен иметь возможность в любой момент самостоятельно достать книгу, посмотреть картинки, вспомнить, о чем говорится в любимой сказке. Многие дети именно так и выучиваются читать: рассматривают-рассматривают книгу и постепенно начинают узнавать в ней знакомые слова, складывать их в предложения? Ну, а мелкие издержки, конечно, же неизбежны, и нужно быть к ним готовым, хоть и не стоит потакать небрежному отношению малыша с книгой. А с таким тяжеленным «кирпичом»,к тому же и не сможет маленький ребенок самостоятельно справиться. Некоторые родители считают, что несомненным достоинством таких изданий является то, что под одним переплетом собрано сразу очень много сказок ( мол, хоть и дороговато кажется, но зато покупаешь одну книжку вместо пяти и оказывается, что даже выгодно). На самом деле, это не такое уж достоинство Во-первых, малыш не сможет самостоятельно отыскать в огромной книге нужную сказку. Во-вторых, трудно подобрать так много сказок, рассчитанных на один и тот же возраст, а значит, непонятно, каким детям она адресована.

          Лучше покупайте книги, в которых под одной обложкой лишь одна сказка, если ребеночек еще совсем маленький, для тех, кто постарше, подойдут сборники из трех-четырех, максимум - пяти произведений. Желательно при этом, чтобы они были рассчитаны примерно на один возраст.

                                            Иллюстрации 

          Иллюстрациям следует уделить особое внимание: ведь от них не только зависит, какими будет ребенок представлять героев произведения. Для маленького, еще не научившегося читать ребенка именно иллюстрация - главный канал восприятия текста. И поэтому хорошая книжная иллюстрация должна на просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание.
           Прежде всего, откажитесь от компьютерной графики: яркие, на первый взгляд, картинки, на самом деле аляповаты, холодны, не несут в себе ни любви, ни тепла души создавшего их художника.
            Очень большое значение играет и цвет. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие прямые цвета, а нежные, спокойные полутона. К тому же, богатство оттенков развивает у малыша способность к восприятию цвета.
           Не стоит покупать книги, иллюстрированные картинками из мульфильмов, даже самых лучших: в мультипликации отношения между текстом и видеорядом совершенно иные, чем в книге. Детям до пяти лет желательно выбирать книги, где картинки есть на каждой странице, иначе малышу будет неинтересно слушать. Для самых маленьких лучше, чтобы иллюстрация приходилась на каждое предложение или поэтическую строчку.
          Плохо, если картинка расположена на развороте: во-первых, малыш не может следить по ней за текстом, а во-вторых, иллюстрация оказывается как бы перерезанной пополам, и ее вообще неудобно рассматривать. Едва ли не главные персонажи детских книг - сказочные звери, и для малыша крайне важно, как именно они изображены. Плохо, если, одетые в детально прорисованные костюмы звери практически ничем, кроме голов и лап, не отличаются от людей: маленьким детям это обычно кажется нелепостью. Человекоподобие сказочных зверей может быть намечена одной-двумя характерными деталями (зонтик, фартук, варежки), но она ни в коем случае не должна вытеснять подлинную «звериную» сущность сказочного медведя или волка.
            Избегайте слащавых, «кукольных» картинок. Вопреки распространенному мнению, вовсе не они больше всего нравятся детям. Лучше постарайтесь познакомить их с творчеством крупнейших мастеров книжной графики: сдержанной красотой работ В. Конашевича, изысканной роскошью иллюстраций Бориса Диодорова, талантливыми стилизациями под русский лубок В. Билибина и Ю. Васнецова, веселыми, озорными и дружелюбными картинками Ю. Чижикова. Вообще, иллюстрации в детской
книге вовсе не обязательно должны быть реалистичными, но слишком смелые авангардистские эксперименты обычно тоже не нравятся детям.
        Проследите, какое выражение лица у персонажей выбранной вами книги: если даже положительные герои выглядят злыми, неприятными, лучше поставьте книгу на место: даже самая страшная баба-яга или трехголовый дракон не должны пугать ребенка, у него с самого начала должна быть твердая уверенность, что добро обязательно одержит победу над злом.
        Не стоит недооценивать роль пейзажа: очень важно, чтобы ребенок представлял себе, хотя бы в самых общих чертах, на фоне каких декораций разворачиваются описываемые события: как выглядит среднеевропейский лес, где заблудилась Машенька, джунгли, в которых жил Маугли, что растет на севере Швеции, куда летел вместе с дикими гусями Нильс. Так исподволь, между делом, расширяется кругозор малыша, формируется его картина мира.

                                                   Заключение 

       Быть может, кому-то покажется, что качественные, яркие книги с красивыми цветными иллюстрациями слишком дороги. Но любая, даже самая дорогая книга на порядок дешевле робота-трансформера или куклы Барби, которых сегодня стараются купить детям даже в семьях со скромным доходом. Но даже если качественные книги вам действительно не по карману, всегда можно попытаться найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребенку хорошие книги на праздники, запишитесь, наконец, в районную библиотеку, они по-прежнему существуют, абсолютно бесплатны, и на первые шесть-семь лет жизни книга вашему малышу там точно хватит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Как правильно учить ребенка читать"

Консультация для родителей как правильно учить ребенка чтению, какие методы, приемы и учебную литературу можно использовать....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?"

Современные родители хотят видеть малыша умным, ода­ренным, способным покорить воображение близких, знако­мых, умением читать и счи­тать чуть ли ни с младенче­ства. Сегодняшняя школа диктует свои усло...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как учить ребенка читать?»

Надо ли учить ребёнка читать? Наверно да: чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне, понятно желание ро...

ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться

Работа логопеда удивительна и уникальна... корректируя речь, логопед возвращает ребенку роскошь человеческого общения, дает ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в ш...

Консультация для родителей "Нужно ли учить ребенка читать до школы?"

Задача родителей заключается в поддержании и удовлетворении интереса ребенка старшего дошкольного возраста к буквам, к процессу чтения и письма....

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....

Консультация для родителей. «Когда учить ребенка читать»

Консультация для родителей.«Когда учить ребенка читать»...