Исследование "Особенности психологических проблем подростков в полных и неполных семьях. "
материал

Изучая развитие самосознания, многие авторы указывают на ключе­вую роль в данном процессе подросткового возраста. Именно подростковый возраст характеризуется возрастанием интереса к собственной личности, внутреннему миру, тонкими психологическими переживаниями. Развитие когнитивных функций приводит к углубленному самопознанию, итогом которого становится формирование целостного образа Я. Происходит постепенный переход от осознания отдельных черт характера к все более обобщенным представлениям о себе, а как следствие этого, интерес к особенностям психологической жизни других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое исследование психологической проблемы детей в ситуации развода родителей

1.1. Феномен самосознания в психологической литературе…………………...6

1.2. Краткая психологическая характеристика подросткового возраста…….14

1.3. Развитие самосознания подростка в ситуации развода родителей………18

Выводы по главе 1……………………………………………………………….22

Глава 2. Эмпирическое исследование психологической проблемы детей в ситуации развода родителей

2.1. Методы и методики исследования…………………………………………24

2.2. Результаты и интерпретация результатов исследования…………………26

Выводы по главе 2……………………………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………40

Приложение


Введение

Актуальность темы исследования. Самосознание представляет собой сложную структуру, состоящую из множества компонентов. Оно формируется в процессе и на основе опыта личности и отношения к ней окружающих, интегрируя «образы» себя и своего опыта в единое целое. На основе данных представлений происходит осознание собственного Я как уникального, отличного от других субъектов, а также построения и оценки собственного поведения.

Изучая развитие самосознания, многие авторы указывают на ключевую роль в данном процессе подросткового возраста. Именно подростковый возраст характеризуется возрастанием интереса к собственной личности, внутреннему миру, тонкими психологическими переживаниями. Развитие когнитивных функций приводит к углубленному самопознанию, итогом которого становится формирование целостного образа Я. Происходит постепенный переход от осознания отдельных черт характера к все более обобщенным представлениям о себе, а как следствие этого, интерес к особенностям психологической жизни других людей.

Семья – наиболее естественная среда физического, эмоционального и социального развития личности. Она закладывает ведущие начала индивидуального и коллективного Я личности (образ Я и образ мира), гармонию ума, души и воли подростка, его образ действий и образ будущего.

Распад семьи является одной из острых проблем нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов и числа детей, которые воспитываются в неполных семьях, где в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Согласно статистике, в России при существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости и овдовения около половины детей какую-то часть своего детства проводят в условиях неполной семьи. Аналогичные цифры получены и в других странах: в США количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, в 90-е годы возросло до 60%.

За рубежом данной проблемой занимались Дж.Валленштейн, Дж.Келли, Г.Фигдор, Л.Анзорг, Х.Штольц, Э.Фромм. Среди отечественных психологов эта тема получила отражение в работах   Г.Т.Хоментаускаса, М.В.Нуховой, А.И.Захарова, Е.О.Смирновой, О.С.Сермягиной, В.Я.Титаренко.

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на подростка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния, различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, чрезвычайно важно выяснить, имеет ли воспитание подростка одним родителем устойчивые и закономерные последствия для развития личности подростка.

Цель исследования: особенности психологических проблем подростков в полных и неполных семьях.

Объектом исследования личностные особенности подростков.

Предмет исследования: различие личностных особенностей у подростков из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования: сущность различий в личностных особенностях у подростков  из полных и неполных семей.

Задачами исследования являются:

1. Изучить понятие самосознание в психологической литературе;

2. Дать краткую психологическую характеристику подросткового возраста;

3. Проанализировать развитие самосознания подростка в ситуации развода родителей;

4. Эмпирически исследовать развитие самосознания подростков из полных

 и неполных семей.

Методы исследования:

- теоретические: анализ и синтез психологической литературы по теме исследования;

- эмпирические: были использованы следующие методики:

А) методика «Исследование самооценки» Дембо–Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан;

Б) методика «Исследование самооценки» (по С.А.Будасси);

В) методика диагностики самоотношения Р.С.Пантелеева.

- методы статистического анализа данных: критерий Манна-Уитни.

Практическая значимость: знание педагогами и психологами особенностей развития и функционирования самосознания подростков позволит им влиять и создавать необходимые условия для формирования положительной, адекватной самооценки.

Эмпирическая база исследования: В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-14 лет МБОУ СОШ № 116, 15 человек из полной семьи и 15 человек из неполной семьи.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из … источников, приложения.


Глава 1. Теоретическое исследование психологической проблемы детей в ситуации развода родителей

1.1. Феномен самосознания в психологической литературе

Попытки рассмотреть самосознание как целостное психологическое явление предпринимались западными психологами еще в прошлом веке.

Одной из первых попыток выстроить целостное видение проблемы самосознания предпринял У. Джеймс. В своей психологической теории автор рассматривает самосознание как возникшее из инстинктивных «привычных» граней сознания, а также воли. Персональные различия и стадии развития          У. Джеймс рассматривал как реорганизации данных базовых компонентов. Чувство самоидентичности, по мнению автора, складывается из потока мыслей, каждая из которых имеет тенденцию быть достоянием личного сознания, следовательно, отмечает автор, нет сознания независимого от своего владельца. У. Джеймс, рассматривая структурную организацию сознания, разделяет «познающее Я» и «эмпирическое Я». В «познающем Я» выделяются знания посредством прямого опыта и знания посредством интеллектуальных спекуляций. В «эмпирическом Я» У. Джеймс выделяет «Материальное Я», «Сознательное Я», «Духовное Я». «Материальное Я» включает в себя все то, с чем человек себя отождествляет: дом, друзей, семью, личные владения и т. п. «Социальное Я» У. Джеймсом выделяется как особо важное; успешность «социального Я» автор связывает с адекватной правильной установкой в пространстве притязаний и ролевых позиций. «Духовное Я» есть субъективное внутреннее бытие человека, его мистическое бытие.

Сторонники интроспекционистского направления Т. Липе, А. Пфенер, как и У. Джеймс, отождествляли психологическое сознание с самосознанием. А. Пфенер в своей концепции выделяет образ себя как «само», которое имеет ядро и периферию. В ядро входит опыт прошлой жизни и потенциальные действия. К периферии автор относит все то, что находится вне тела. Согласно А. Пфенеру, центр сознания может быть сфокусирован как на ядре, так и на периферии. Самосознание является своеобразным экраном, на который проецируется то или иное «само». Поскольку другие люди входят в периферию «само», то их поведение для фиксированного на периферии самосознания является своеобразным экраном. Субъект, не сформировавший внутреннее «само», таким образом, обречен подчиняться внешним требованиям [3].

Другой представитель интроспекционизма – Т. Липе – считал "Я" центральным пунктом сознательной жизни, образующей субъективные представления. Под «Я» Т. Липе понимал идеальный дух – силу, повелевающую сознанием. В положениях автора самосознание как бы замыкается на самом себе и ограничивается собой.

Сторонники данного направления как бы замыкали самосознание в узком круге субъективных переживаний, а единственным методом анализа внутренних явлений считали индивидуальную интроспекцию.

Бихевиористы, перенеся акцент с чрезмерных теоретических спекуляций на эмпирическое отслеживание форм программирования человека, раскрыли многие аспекты жизнедеятельности личности в социальном пространстве, важнейшим из которых является влияние пропаганды и идеологии на личность. Однако бихевиористы не смогли объяснить существующих связей между сознанием и поведением, вычеркнув категории сознания и самосознания из тезауруса своей теории.

Если бихевиористы рассматривали личность через совокупность поведенческих реакций, детерминированных внешними стимулами, то психологи, сплотившиеся вокруг когнитивного направления, утверждали, что человека нельзя рассматривать как машину, слепо реагирующую на факты и события внешнего мира.

Сущность когнитивного подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить проблему сознания и самосознания преимущественно за счет описания познавательных процессов. Когнитивисты считают, что впечатления человека о мире организованы в связные интерпретации – когнитивные карты, посредством которых самосознание осуществляет свое функционирование.

Наибольшую известность в рамках когнитивной психологии приобрели теории «когнитивного соответствия»; среди них: теория социального баланса, теория когнитивного диссонанса и теория когнитивности. Все названные теории разными способами доказывают, что если в «когнитивных картах» намечается тенденция к несбалансированию, дисгармоничности, то немедленно возникает обратная тенденция к тому, чтобы изменить эти состояния, поскольку они субъективно воспринимаются человеком как некомфортные.

Сторонники символического интеракционизма Д. Мид, Г. Блумер и др. предприняли попытку объяснить механизм социального формирования сознания и самосознания личности через взаимодействие с другими людьми, авторы уделяли большое внимание творческому началу самой личности, что не смогли сделать бихевиористы.

Выясняя природу внутреннего «Я», Д. Мид вслед за У. Джеймсом пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет общение (интеракция). В любом процессе интроспекции человек выбирает значимого другого и на основе его строит представление о своем «Я». Д. Мид разделяет «Я» на «I» и «Ме», где «I» – это импульсивная творческая сторона. «Я» – непосредственный ответ на требуемую ситуацию. «Ме» – это рефлексия, «I» – своего рода норма, контролирующая деятельность «I» от имени социального взаимодействия. Это усвоение личного отношения, которое складывается в результате взаимодействия. Постоянная рефлексия «I» при помощи «Ме» необходима для зрелой личности, способствует индивидуальному восприятию себя и собственных действий [3].

Основателем психоаналитического направления является 3. Фрейд. Он основывал свою позицию на том, что в сознании и самосознании каждая мысль, переживание, чувство и действие имеют свою причину. Данная причина всегда имеет под собой скрытую или явную детерминанту. 3. Фрейд опосредованно связывает все психические события, вводя в свой психологический тезаурус понятие бессознательного. К данной области принадлежат инстинктивные элементы, наработанные психологические паттерны, которые не осознаются сознанием, но имеют непосредственное на него влияние. Под термином «самосознание» у 3. Фрейда понимается оперативный модус сознания, направленный на внутренние переживания, мысли, образы и на внешнюю объективную реальность. Самосознание может потенциально расшириться, вбирая в себя бессознательный материал. Однако у обычного человека самосознание представляет из себя постоянно меняющуюся арену, наполненную психологическими конфликтами и компромиссами. З.Фрейд в своей теории упорядочивает этот кажущийся хаос, разделяя психику натри основных субстанции: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

К. Юнг считал, что объяснить всю феноменологию личности с рациональных позиций невозможно. В концепции автора присутствует теологическая ориентация. Подобно 3. Фрейду, К. Юнг уделял большое внимание бессознательным сферам психики. К. Юнг считал, что человек рождается не только с биологическим, но и психологическим наследием, которое имеет непосредственное отношение к так называемому коллективному бессознательному. Психологический материал коллективного бессознательного никогда не имелся в личном опыте, однако К. Юнг утверждал, что этот материал во многом определяет структуру сознания и самосознания и характер взаимодействия личности со средой. Содержание коллективного бессознательного составляет «архетипы» – первообразы. Развитие самосознания по К. Юнгу предполагает осознание следующих структур: «персона», «эго», «тень», «анима», «самость» [33].

Создателем эпигенетической концепции личности является Э. Эриксон. Теоретические построения автора касаются психосоциальных аспектов формирования «Я». Согласно Э. Эриксону, личность и ее психическая структура есть сложный продукт соотношения индивидуальной и социальной детерминант, выражающийся в понятии «Эго идентичность». Под данным термином автор понимал комплекс соотношения индивидуальной самотождественности и социальной сопричастности, возникающий неоднократно в онтогенезе на фундаменте предшествующего образования. Э. Эриксон считал, что становление личности не заканчивается каким-то этапом и растягивается на весь жизненный цикл. Каждой стадии развития присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения [32].

Теоретические основы современных отечественных концепций самосознания в большинстве своем базируются на методологическом фундаменте диалектического материализма и были заложены во второй четверти нынешнего века Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и др.

Л.С. Выготский предложил гипотезу о знаковой функции сознания. Рассматривая знак как посредника между человеком и миром, Л.С. Выготский считал, что знаки существуют в двух формах: индивидуального и общественного сознания. Автор приходит к идее культурно-исторической природы сознания и самосознания личности, согласно которой ее развитие происходит путем интериоризации культурного опыта окружающего социального пространства. Свидетельством и признаком высокого развития сознания и самосознания автор считал системность в организации значений, возможности переформулирования, выражения одних значений через другие. Заостряя внимание на самосознании, Л.С. Выготский придерживался позиции, что оно одновременно является и результатом личностного развития, и результатом филогенеза сознания в культуре. Автор утверждал, что в какой-то момент жизни индивид перестраивается, и он осознает себя путем внезапного инсайта. В дальнейшем развитие самосознания приобретает все более сложный характер и рассматривается как стадии, возникающие на фундаменте предшествующих стадий.

Примерно в это же время другой отечественный психолог С.Л. Рубинштейн предпринял удачную попытку вывести категорию самосознания из узкого круга субъективных переживаний в многообразную структуру социальных связей личности. С.Л. Рубинштейн вводит в отечественную психологию новый принцип единства сознания и деятельности. Автор считал необходимым рассматривать самосознание как сложное образование, включенное в процесс генеральной линии жизни личности в качестве основополагающего момента развития. Благодаря идеям С.Л. Рубинштейна, принцип развития стал пониматься как неотъемлемая часть изучения самосознания, т.к. развитие является основной формой существования личности. Следует также отметить, что многокачественность принципа развития С.Л. Рубинштейн рассматривал в соединении с принципом системности, реализация которого позволяет изучить развитие самосознания как сложную целостную структуру [17].

Несколько позже С.Л. Рубинштейна, описываемой проблемой занимался А.Н. Леонтьев. Сознание и самосознание А.Н. Леонтьев представлял как индивидуальную систему значений, данных в единстве с чувственной тканью образа, связывающих сознание и самосознание с предметным миром и личностными смыслами, определяющими пристрастность носителя сознания и, таким образом, его индивидуальность. В генезисе и трансформации значений автор усматривал механизм развития самосознания. А.Н. Леонтьев определяет самосознание как высшую форму развития сознания и одновременно как критерий этого развития. Проблему самосознания автор характеризует как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности. Однако А.Н. Леонтьев рассматривал эту проблему как труднорешимую, ускользающую от научно-психологического анализа. Эта позиция автора, подчеркивает сложность исследуемой проблемы, диктует необходимость ее дальнейшего изучения [5].

Во второй половине нынешнего века в отечественной психологии стал актуальным вопрос исследования личности в целом, а не отдельных ее психологических процессов. Появилась необходимость создания теоретических конструкций, обеспечивающих подобные исследования.

Одной из первых попыток создать целостную модель самосознания личности была попытка, предпринятая А.Н. Шогамом. Автор рассматривал самосознание как центральную инстанцию личности, объемлющую в себе два конуса: физиологический и психологический. Физиологический конус представлен совокупностью физиологических отношений в системе восприятие-ощущение. А.Н. Шогам считает, что данный конус все же не определяет основные характеристики самосознания. По мнению автора, основное содержание психологического конуса определяется главным образом интериоризацией общественного положения субъекта. Информация, получаемая извне, поступает в самосознание по двум каналам-магистралям. По первой магистрали, состоящей из двух каналов, поступает информация о теле субъекта. Первым каналом этой магистрали является самоощущение, связанное с чувственной моделью тела. Второй канал характеризуется представлением о теле, полученным с помощью обратной связи от других людей. А.Н. Шогам считает, что вторая магистраль начинает функционировать примерно с трех лет, особенностью ее является то, что она характеризуется знаковой природой. Значения в процессе онтогенеза оформляют самосознание и придают специфическое отношение к среде. Отношение к среде обуславливает возникновение «условного Я» как совокупности наработанных программ поведения, а также «ситуативного Я», выполняющего функцию контроля через сличения программ действия с результатами их реализации. Автор определяет данный механизм как центральный в самосознании субъекта [3].

В.С. Мерлин рассматривал самосознание как особую форму развития сознания, при этом сознание имеет внешнюю направленность, а самосознание – внутреннюю. В своей оногенетической концепции ученый выделяет четыре уровня развития самосознания: осознание тождественности «Я» (первый год жизни), сознание «Я» (второй-третий год жизни) осознание своих психических свойств и социально-нравственная самооценка (подростковый возраст). В концепции автора уровни развития самосознания в онтогенезе одновременно являются и его структурными компонентами. В.С. Мерлин считает, что основным источником связи структурных компонентов самосознания являются личностная направленность, она же определяет и перспективы и формы развитая самосознания. Опираясь на идеи Л.С. Выготского, автор постулирует, что нижележащие структурные образования определяют формирование вышележащих. В.С. Мерлин считает, что при определенных условиях могут возникнуть отклонения в формировании самосознания личности, отчуждение от собственного тела, отчуждение от своей внутренней психологической сущности [6].

В.В. Столин теоретические конструкты своей модели рассматривал через генетические и функциональные компоненты самосознания. Под самосознанием автор понимал интегральное смысловое образование, где «смысл Я» соотносился с мотивом деятельности. Характер мотива -позитивный, негативный, конфликтный - определяет наполненность «смысла Я», а их соотношение фиксируется в когнитивной и эмоциональной составляющих смысла. Целостная картина мира есть совокупность разнообразных «смыслов Я», проявляющих себя в форме «Я образа».

Обзор отечественных теоретических концепций самосознания позволяет отметить как традиционные подходы к проблемам, так и инновационные течения. Сходство отечественных авторов с зарубежными психологами заключается в том, что и те, и другие изучают самосознание в неразрывной связи с проблемой личности. Особенностью отечественных подходов к феномену самосознания является наличие более единообразного понятийно-категориального аппарата, выстроенного в рамках четко определенных принципов и методов. Наиболее плодотворно проблема самосознания в отечественной психологии на данный момент развивается в русле концепции конфликтных смыслов «Я» (В.В. Столин), личностных семантических систем (В.Ф. Петренко) структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина).

1.2. Краткая психологическая характеристика подросткового возраста

В литературе существует множество определений рубежей подросткового возраста, но наиболее адекватно эти границы очерчены в периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, в которой акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Данная классификация определяет подростковый возраст между 10-15 годами [30].

Решающую роль в этом возрасте приобретает стремление найти своё место в обществе, которое представляет собой ведущий мотив поведения. Д.И. Фельдштейн пишет: “Подросток постоянно пытается испробовать, “чего он может добиться”. Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребёнок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Но ведь негативизм, упрямство подростка, желание настоять на своём есть не что иное, как своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Каждый случай победы или поражения становиться капиталом его самосознания. Этим и объясняется развивающийся у подростка повышенный интерес к другим людям, особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними, примериванием их особенностей и качеств на себя он создаёт своё «я» [31, 33].

Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если младший школьник в своем поведении и внутренних регулятивных установках ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми людьми, и практически еще не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы (те, которые устанавливают его сверстники), то подросток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающими в роли лидеров), но и в так называемой социализированной форме.

Стремление к личному авторитету среди сверстников и к физическому самосовершенствованию, характерное для подростков в отличие от младших школьников, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Возникает то, что в социальной психологии называется полоролевой идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для ранней юности. Эти вопросы были предметом изучения в исследованиях Краковского А. П. [4].

Подростковый возраст – этап развития самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными [2]. Самосознание – высший уровень развития сознания, является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Кратко самосознание выражается как образ себя и отношение к себе. Эти образы и отношения неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. И в связи с этим самосознание, имея высшей целью попытаться найти смысл в собственной деятельности, нередко перерастает в попытки отыскать смысл жизни. Временем рождения самосознания можно считать момент, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы дают ему творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его духовная жизнь. Этот длительный процесс коротко можно выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Подросток вынужден опираться на моральную поддержку ровесников и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) – влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среда молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Подростковый возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, т. к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность.

Важнейший психологический процесс подросткового возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям: 1) открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня, не понимают, я одинок»); 2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно, из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания.

Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе [22].

Формирование нравственных принципов происходит в подростковом возрасте, которыми ребята начинают руководиться в поведении и упорно их отстаивать. Благодаря развитию сознания, интереса к нравственным качествам людей и их взаимоотношениям возникают идеальные образы поведения. Всё это становится внутренним достоянием подростка, которое даёт «возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием» – пишет Л.И. Божович.

Развитие нравственных идеалов у подростков по А.А. Реану характеризует эмоционально окрашенный образ, являющий собой внутренний критерий самооценки подростка, регулятор его личностного развития. Стремясь найти своё место в жизни, он активно ищет свой идеал, отсюда берутся все размышления о качествах личности взрослых людей, о их достоинствах и недостатках.  Проведённые автором исследования генезиса нравственных идеалов по разным стадиям подросткового возраста дали следующие результаты: у 93% подростков 10-11 лет идеалы представляются в конкретном виде того или иного человека (родителей, учителей, товарищей), у 5% – в обобщенном виде. В 12-13 лет носят конкретный идеал 68% ребят и 30% – обобщённый. К 14-15 годам конкретный характер идеалов заметно снижен с преобладанием обощённого у 81%, т.е. ребята не могли назвать какого-то определённого человека или одного героя. Этот обобщённый образ им представляется в виде совокупности идеальных черт, качеств людей. Такое обощённое представление ребят старшего подросткового возраста «…связано с более критическим осознанием личности знакомых людей» –  пишет Д.И. Фельдштейн [30].

Таким образом, подводя основной итог вышесказанного, можем сказать, что велика роль духовных идеалов и ценностей в формировании здорового, позитивного правосознания подростков. Духовность и нравственные ценности представляют собой ядро личности и, являясь её основой и фундаментом на которой держится вся структура, определяют дальнейшее развитие подростка.

1.3. Развитие самосознания подростка в ситуации развода родителей

Для того чтобы понять, как подросток переживает развод родителей, как воспринимает его, надо уточнить, что понимается под «переживанием развода». Юридический акт развода имеет второстепенное значение, так как для ребенка не столь важно женаты его родители официально или состоят в неофициальном браке. Нередко бывает, что после развода родители еще продолжительное время живут вместе. А если разводу предшествуют долгие конфликты родителей, то чаще всего они уже до официального развода определенное время живут раздельно. Такие временные расставания между тем играют роль в жизни каждого подростка. Есть случаи, когда родители из-за профессиональной загруженности, редко общаются с подростком (частые командировки, ночные смены и т.д.). Здесь речь идет о разлуках, причиной которых является жизненная необходимость, а не конфликты родителей. Продолжительность развода не является критерием переживания. Главное, как подросток понимает развод: уходит родитель навсегда или вернется обратно. Поэтому многие подростки с нетерпением долгое время ждут возвращения отца или матери.

Что же отличает развод от других видов разлуки. Это окончательность, необратимость и изменение жизненных обстоятельств. Заявление родителей, что «папа и мама разводятся», что один из них покидает подростка навсегда, превращает развод в утрату. Такое переживание потери родителя равносильно переживаниям смерти одного из родителей [24]. Особенно это характерно для подростков, так как они еще не понимают смерть, и воспринимают ее как «уйти навсегда». Известие о разводе родителей резко изменяют нравственно-психологический облик подростка и оказывают нередко разрушительное воздействие на его психический мир.

В реальной жизни реакции подростков на распад семьи варьируются в широких пределах. В.Я.Титаренко в своем исследовании по проблемам воспитания подростка в неполных семьях, ссылаясь на работы зарубежных психологов Дж.Макдермот и Дж.Валлерштейн, отмечает, что наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развод вызывает у детей младшего школьного возраста. Проявляются они в повышенной пугливости, расстройстве сна, снижении познавательных процессов. У средних и старших школьников – выражена тревожность, переживания утраты, депрессии, раздражительность, агрессивность, обеднение фантазии, заниженная самооценка [28].

Стремление справиться с душевной мукой иногда сочетается с попытками скрыть ее от стороннего наблюдения из-за острого чувства стыда. У детей младшего школьного возраста это стало отличительной чертой. Они стыдятся развода родителей и разрыва отношений в своей семье. Зная, насколько обыденное явление – развод, они, тем не менее, стыдятся родителей и их поведения и лгут из-за преданности им, чтобы скрыть случившееся; им стыдно признаться, что уход отца подразумевает его отказ от них, а это с их точки зрения означает, что они недостойны любви [1].

Изменившиеся отношения между родителями и подростками являются важной частью общей реакции подростков. Они могут толкнуть подростков на преждевременные юношеские и псевдоюношеские поступки.

Подростки реагируют на распад семьи с повышенной эмоциональностью, болезненной чувствительностью. Все это носит гипертрофированный характер и делает психику подростка особенно ранимой. В.Я. Титаренко отмечает, что чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, покинутости и одиночества долгое время не оставляет подростков и делают их грубыми, раздражительными, некоммуникабельными, они утрачивают интерес к общественной работе и учебе [28].

Дж. Валлерштейн и Дж. Келли утверждают, что именно подростки, пережившие развод родителей в среднем школьном возрасте, впоследствии в будущем преждевременно увлекаются вопросами секса и самоутверждения со всеми возможными вредными последствиями [1].

Ряд исследователей приходят к выводу, что кризисный период хуже переживается мальчиками, чем девочками. П.Чейз-Лансдейл и Е.Гетерингтон предполагают, что это происходит по причине разной реакции на стрессовые воздействия девочек и мальчиков. Для мальчиков характерны внешние проявления расстройства: непослушание, лживость, сквернословие, воровство. Поведение девочек после распада семьи чаще не претерпевает больших изменений. Им больше свойственны внутренние расстройства: депрессии, тревога, уход в себя [1].

В послеразводный период подростку требуется помощь и внимание не только со стороны родителей. Если окружающие не в состоянии оказать подростку достаточную помощь, которая позволила бы ему, хотя и с болью, но без больших срывов личности, преодолеть развод, то «Я» подростка прибегает к подсознательным механизмам обороны, которые временно кладу конец кризису, длящемуся порой недели, месяцы, а иногда и больше года. Этой «обороной» подросток переносится из психического хаоса послеразводного кризиса в собственное воссоздание. Путем процессов вытеснения, изменений влечений и схемы восприятия ребенок строит систему себя  объекта и репрезентации отношений, новую сравнительно лишенную страхов «картину мира», которая обещает быть жизнеспособной. Это достигается путем жертв со стороны психического здоровья или со стороны шансов развития.

По данным Дж.Валлерштейн и Дж.Келли за год у 50% подростков волнения и чувства стыда, боязнь быть забытыми или отвергнутыми и многие другие сильные переживания, связанные с новой структурой семьи, почти полностью улеглись. Но назад они оглядываются с горечью и тоской по прошлому.

У 1/3 подростков чувство злобы и враждебности по отношению к покинувшему родителю были крепче, чем другие аффективные реакции и не утихали.

У 50% подростков исследователи отмечали закрепление негативных моделей поведения, которые в более ранний период были предприняты подростком как реакция на распад семьи. У них более явно выражалось депрессивное поведение, страдание и беспокойство, чем в кризисный период [1].

Наличие и дальнейшее развитие этих проявлений у подростков зависит от ряда факторов. Одним из первых можно выделить психическое  состояние и самочувствие родителя-опекуна, а в основном им является мать.

Таким образом, одним из главных «негативных» факторов формирования полноценной личности подростка это морально-психологический недостаток любви и чрезмерная любовь к подростку. В неполной семье это может компенсироваться участием в судьбе подростка третьих лиц (бабушки, дедушки, живущими вместе родственниками). По статистике они в 2 раза чаще принимают участие в воспитании подростка в неполной семье, чем в полной [28].

Г. Фигдор так же указывает на огромное значение «третьего объекта», в котором разведенная семья испытывает дефицит, и это сильно сказывается на подростке, пусть даже отношения у него с посещающим родителем хорошие и регулярные. Чем меньше ребенок, тем сильнее это заметно, так как они в большей степени нуждаются в уравновешивающем объекте в случае неудачи и гнева. Автор подчеркивает, что именно это заставляет подростка идти на конфликтные отношения с матерью и испытывать сильное чувство зависимости от нее. Проблема усугубляется, если в семье есть младшие дети, которым уделяется больше внимания со стороны матери. Важно отметить, что общение с «третьим объектом» имеет особую ценность для мальчиков, так как способствует формированию правильной поло-ролевой идентификации с неискаженным мужским образом. Особенно это ценно для подростков, контакты которых с отцами после распада семьи прекращены [9, 24].

Таким образом, разные авторы упоминают все эти симптомы как типичные и нормальные реакции ребенка на развод родителей, и их не только следует ожидать, ребенок должен реагировать в одной из этих форм, если психически здоров и в свое время развил в себе привязанность к ушедшему родителю.

Выводы по главе 1

В зарубежной и отечественной психологии существует большое количество теорий, имеющих отношение к проблеме самосознания личности. Каждый автор дает свое видение проблемы в зависимости от того, какие задачи ставятся автором. Несмотря на глубокое погружение в изучаемую проблему ученых практически всех отечественных и зарубежных школ, создание законченной, описывающей все компоненты содержательной наполненности самосознания в их взаимосвязи, представляется пока делом будущего.

Формирование самосознания как и такие его компоненты как самооценка, самоотношение происходит в подростковом возрасте. Подростки, несмотря на стремление к независимости от взрослых, часто основываются в самооценке и самоотношении на их мнении. Этими взрослыми, как правило, являются родители. Поэтому очень большое влияние, как благоприятное, так и неблагоприятное, на становление самосознания оказывают семейные отношения.

Развод родителей, с предшествующими ему и последующими обстоятельствами - это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на становление личности подростка.


Глава 2. Эмпирическое исследование психологической проблемы детей в ситуации развода родителей

2.1. Методы и методики исследования

Цель исследования: исследование психологической проблемы детей в ситуации развода родителей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка подростков зависит от условий развития и воспитания, поэтому уровень самооценки подростков из неполной семьи будет ниже уровня самооценки подростков, воспитывающихся в полной семье.

Методы исследования:

- эмпирические: были использованы следующие методики:

А) методика «Исследование самооценки» Дембо–Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан;

Б) методика «Исследование самооценки» (по С.А.Будасси);

В) методика диагностики самоотношения Р.С.Пантелеева.

- методы статистического анализа данных: критерий Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования: В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-14 лет МБОУ СОШ № 116, 15 человек из полной семьи и 15 человек из неполной семьи.

Методика «Исследование самооценки» Дембо–Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Обработка результатов проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. По каждой из шести шкал необходимо определить уровень притязаний и самооценки.

Бланк методики, инструкция и ключ представлены в Приложении 1.

Методика «Исследование самооценки» (по С.А.Будасси)

Методика предназначена для выявления количественного выражения уровня самооценки. Обследуемому предлагается ряд качеств, из которых ему необходимо выписать 20 значимых свойств личности. Далее испытуемому предлагается описать себя, используя эти 20 качеств. После этого описать свой идеал человека. Обработка результатов осуществляется с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Бланк методики, инструкция и ключ представлены в Приложении 1.

Тест опросник самотношения В.В. Столина

Тест-опросник самоотношения В.В. Столина построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.

Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S - измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого;

Шкала I - самоуважение;

Шкала II - аутосимпатия;

Шкала III - ожидание положительного отношения от других;

Шкала IV - самоинтерес.

Ключ для обработки. Приводятся номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утверждения, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.  Полученные серые баллы при помощи таблицы переводятся в проценты.

Бланк методики, инструкция и ключ представлены в Приложении 1.

2.2. Результаты и интерпретация результатов исследования

В соответствии с нашей гипотезой о том, что самооценка подростков зависит от условий развития и воспитания, поэтому уровень самооценки подростков из неполной семьи будет ниже уровня самооценки подростков, воспитывающихся в полной семье, нами были выделены 2 группы испытуемых: группа 1 (15 человек) – подростки из полных семей, группа 2 (15 человек) – подростки из неполных семей.

Методика «Исследование самооценки» Дембо–Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан

Проанализируем полученные результаты по методике и отразим данные в таблице:

Таблица 1

Показатели самооценки испытуемых

Уровень самооценки

низкий

средний

высокий

очень

высокий

Подростки из полных семей

0

24 %

50 %

26 %

Подростки из неполных семей

12 %

26 %

48 %

14 %

Далее представим результаты в графическом виде:

Рис. 1. Показатели самооценки испытуемых

Среди подростков из полных семей 24 % испытуемых имеют средний уровень самооценки, 50 % – высокий и 26 % – очень высокий, что может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

Среди подростков из неполных семей 12 % испытуемых имеют низкий уровень самооценки, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности 26 % – средний, 48 % – высокий и 14 % – очень высокий, может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

Заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Таблица 2

Показатели уровня притязаний

Уровень притязаний

низкий

средний

высокий

очень

высокий

Подростки из полных семей

0

28 %

42 %

30 %

Подростки из неполных семей

12 %

24 %

50 %

14 %

Далее представим результаты в графическом виде:

Рис. 2. Показатели уровня притязаний испытуемых  

Среди подростков из полных семей 28 % имеют средний уровень притязаний, что подтверждает оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития; 42 % – высокий и 30 % – очень высокий, что обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.

В группе подростков из неполных семей 12 % испытуемых имеют низкий уровень притязаний, что свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности; 24 % – средний, 50 % – высокий и 14 % – очень высокий, что  обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.

Методика «Исследование самооценки» (по С.А.Будасси)

Проанализируем полученные результаты по методике и отразим данные в таблице:

Таблица 3

Уровень самооценки испытуемых

Уровень самооценки

заниженный

адекватный

завышенный по невротическому типу

завышенный

Подростки из полных семей

14 %

56 %

14 %

16 %

Подростки из неполных семей

12 %

38 %

40 %

10 %

Далее представим результаты в графическом виде:

Рис. 3. Уровень самооценки испытуемых

Среди подростков из полных семей 14 % испытуемых имеют заниженный уровень самооценки, при этом человек чувствует себя плохим, слабым и недостойным успеха; 14 % - завышенный, что говорит о переоценке себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений; 56 % – адекватный, что является итогом поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям; и 16 % завышенный по невротическому типу.

Среди подростков из неполных семей 12 % испытуемых имеют заниженный  уровень самооценки, при этом человек чувствует себя плохим, слабым и недостойным успеха; 38 % – адекватный, что является итогом поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям; 38 % - и завышенный по невротическому типу и 10 % - завышенный, что говорит о переоценке себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений.

Тест-опросник самотношения В.В. Столина

Таблица 4

Результаты диагностики самоотношения подростков

Шкалы

Подростки из полных семей

Подростки из неполных семей

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

Внутр.честность

15,4%

65,4%

19,6%

-

100%

-

Самоуверенность

46,2%

38,5%

15,4%

6,6%

93,3%

-

Саморуководство

23,1%

61,5%

15,4%

6,6%

86,6%

6,6%

Зеркальное Я

23,1%

61,5%

-

20%

80%

-

Самоценность

15,4%

65,4%

19,6%

15,4%

65,4%

19,6%

Самопринятие

15,4%

65,4%

19,6%

15,4%

65,4%

19,6%

Внутр.конфликтность

26,6%

66,6%

13,3%

26,6%

66,6%

13,3%

Самообвинение

15,4%

65,4%

19,6%

13,3%

86,6%

-

Представим результаты в группе подростков из полных семей графически:

Рис.4. Результаты диагностики самоотношения подростков из полных семей

По  шкале «внутренняя честность» (открытость) в группе подростков из полных семей низкие показатели – 19,6 % всех исследованных в данной группе. Средние показатели соответствует 65,4% группы.  Высокие показатели по стенам соответствует 15,4%.

По  шкале «самоуверенность» в группе подростков из полных семей: низкие показатели, что соответствует 15,4% всех исследованных. Низкие значения соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение. Средние показатели соответствует 38,5 % группы. Высокие по стенам соответствует 46,2%.  Высокие значения шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности.

По  шкале «саморуководство» в группе подростков из полных семей: Низкие показатели соответствует 15,4% группы. Низкие баллы свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Средние показатели составляет 61,5 % всех исследованных. Высокие по стенам соответствует 23,1%.  Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное " Я" как внутренний стержень, интегрирующий к организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

По  шкале «зеркальное Я»  в группе подростков из полных семей: Низкие показателей по шкале нет. Средние показатели составляет 61,5 % всех исследованных. Высокие показатели по стенам соответствует 23,1%. Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

По  шкале «самоценность» в группе подростков из полных семей:  низкие показатели  19,6 % всех исследованных в данной группе. Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру. Средние показатели соответствует 65,4% группы.  Высокие показатели по стенам соответствует 15,4%. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.

По  шкале «самопринятие» в группе подростков из полных семей:  низкие показатели 19,6 % всех исследованных в данной группе. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни. Средние показатели соответствует 65,4% группы. Высокие по стенам у соответствует 15,4%. Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

По  шкале «внутренняя конфликтность» в группе подростков из полных семей:  низкие показатели 13,3 % всех исследованных в данной группе. Низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Средние показатели соответствует 66,6% группы.  Высокие значения по стенам соответствует 26,6% . Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины.

По  шкале «самообвинение» в группе подростков из полных семей:  низкие показатели у  33,3 % всех исследованных в данной группе. Средние показатели что соответствует 65,4% группы. Высокие по стенам соответствует 15,4%. Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. Данные показатели являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

Представим результаты в группе подростков из не полных семей графически:

Рис.5. Результаты диагностики самоотношения подростков из неполных семей

По шкале «внутренняя честность» (открытость) в группе подростков из неполных семей:  низких показателей нет. Средние показатели соответствует 100% группы.  

По шкале «самоуверенность» в группе подростков из неполных семей низких показателей нет. Средние показатели соответствует 93,3 % группы.  Высокие по стенам соответствует 6,6%.  Высокие значения шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности.

По  шкале «саморуководство» в группе подростков из неполных семей: Низкие показатели соответствует 6,6%. Низкие баллы свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Средние показатели составляет 86,6 % всех исследованных. Высокие показатели по стенам соответствует 6,6%. Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное " Я" как внутренний стержень, интегрирующий к организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей

По  шкале «зеркальное Я»  в группе подростков из неполных семей: низкие показателей по шкале нет. Средние показатели составляет 80 % всех исследованных. Высокие значения по стенам 20%, что соответствует представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

По  шкале «самоценность» в группе подростков из неполных семей:  низкие показатели 19,6 % всех исследованных в данной группе. Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру. Средние показатели соответствует 65,4% группы. Высокие по стенам соответствует 15,4%, что  отражает заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.

По  шкале «самопринятие» в группе подростков из неполных семей низкие показатели 19,6 % всех исследованных в данной группе. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни. Средние показатели соответствует 65,4% группы.  Высокие показатели по стенам соответствует 13,3%, что соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

По  шкале «внутренняя конфликтность» в группе подростков из неполных семей:  низкие показатели 13,3 % всех исследованных в данной группе. Низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Средние показатели соответствует 66,6% группы.  Высокие значения по стенам что соответствует 26,6%, что свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины.

По  шкале «самообвинение» в группе подростков из неполных семей:  низкие показатели 13,3% всех исследованных в данной группе. Средние показатели соответствует 86,6% группы.

С целью проверки выдвинутой гипотезы мы воспользовались критерием Манна-Уитни.

Таблица 5

Результаты расчетов по критерию Манна-Уитни

Шкала

Uэмп

Uкр

Самооценка

83

72 (р=0,05)

56 (р=0,01)

Уровень притязаний

72,5

Самооценка

74

Внутр.честность

96

Самоуверенность

93

Саморуководство

87,5

Зеркальное Я

89

Самоценность

79,5

Самопринятие

83

Внутр.конфликтность

92

Самообвинение

86,5

Согласно полученным результатам значимых различий между подростками из полных и неполных семей нами обнаружено не было.


Выводы по главе 2

В выборке подростков отмечаются относительно высокие значения самооценки. На основе анализа  показателей по методике Будасси и методике изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна самооценка в обеих группах примерно на одном уровне. Позитивное самоотношение подростков связано с адекватными самооценками своей личности, амбивалентное и негативное - с завышенными или заниженными.

При сравнении показателей по методике исследования самоотношения в обеих исследуемых группах достоверно значимых отличий всем шкалам не выявлено. Однако по шкале «Самоуверенность», «Самоценность» и «Самопринятие» результаты у подростков из полных семей  выше, нежели в группе подростков из неполных семей. Результаты обследования подростков по тест-опроснику самоотношения показали, что в процентном отношении наиболее низким является показатель самопонимания. У всех подростков обнаруживается рост самоинтереса, т. е. интереса к собственным мыслям и чувствам уверенности в своей «интересности» для других.


Заключение

Самосознание представляет собой сложную структуру, состоящую из множества компонентов. Оно формируется в процессе и на основе опыта личности и отношения к ней окружающих, интегрируя «образы» себя и своего опыта в единое целое. На основе данных представлений происходит осознание собственного Я как уникального, отличного от других субъектов, а также построения и оценки собственного поведения. Изучая развитие самосознания, многие авторы указывают на ключевую роль в данном процессе подросткового возраста. Именно подростковый возраст характеризуется возрастанием интереса к собственной личности, внутреннему миру, тонкими психологическими переживаниями. Развитие когнитивных функций приводит к углубленному самопознанию, итогом которого становится формирование целостного образа Я. Происходит постепенный переход от осознания отдельных черт характера к все более обобщенным представлениям о себе, а как следствие этого, интерес к особенностям психологической жизни других людей.

Семья – наиболее естественная среда физического, эмоционального и социального развития личности. Она закладывает ведущие начала индивидуального и коллективного Я личности (образ Я и образ мира), гармонию ума, души и воли подростка, его образ действий и образ будущего. Распад семьи является одной из острых проблем нашего общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов и числа детей, которые воспитываются в неполных семьях, где в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

В зарубежной и отечественной психологии существует большое количество теорий, имеющих отношение к проблеме самосознания личности. Каждый автор дает свое видение проблемы в зависимости от того, какие задачи ставятся автором. Несмотря на глубокое погружение в изучаемую проблему ученых практически всех отечественных и зарубежных школ, создание законченной, описывающей все компоненты содержательной наполненности самосознания в их взаимосвязи, представляется пока делом будущего.

Формирование самосознания как и такие его компоненты как самооценка, самоотношение происходит в подростковом возрасте. Подростки, несмотря на стремление к независимости от взрослых, часто основываются в самооценке и самоотношении на их мнении. Этими взрослыми, как правило, являются родители. Развод родителей, с предшествующими ему и последующими обстоятельствами - это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на становление личности подростка.

Согласно результатам эмпирического исследования в выборке подростков отмечаются относительно высокие значения самооценки. На основе анализа  показателей по методике Будасси и методике изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна самооценка в обеих группах примерно на одном уровне. Позитивное самоотношение подростков связано с адекватными самооценками своей личности, амбивалентное и негативное - с завышенными или заниженными.

При сравнении показателей по методике исследования самоотношения в обеих исследуемых группах достоверно значимых отличий всем шкалам не выявлено. Однако по шкале «Самоуверенность», «Самоценность» и «Самопринятие» результаты у подростков из полных семей  выше, нежели в группе подростков из неполных семей. Результаты обследования подростков по тест-опроснику самоотношения показали, что в процентном отношении наиболее низким является показатель самопонимания. У всех подростков обнаруживается рост самоинтереса, т. е. интереса к собственным мыслям и чувствам уверенности в своей «интересности» для других.

Таким образом наша гипотеза не подтвердилась на данной выборке респондентов.


Список литературы

  1. Валлерщтейн Дж., Келли Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности // Лабиринты одиночества. – М., 2009.
  2. Нухова М.В. К проблеме влияния воспитания в неполной семье на формирование личности военнослужащего // Профессионализация воинской деятельности и национальная безопасность. – М., 1998.
  3. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  4. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, – М.: Педагогика, 2007. – 236 с.
  5. Психология подростка. Полное рук-во / Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  6. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. – 2005. – №7. – С. 14-23.
  7. Рождественская Н.А. Как понять подростка. – М.: Педагогика, 2005. –

 193 с.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – I том. – М., 2006. – 330 с.
  2. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Перевод с англ. – М.: Педагогика-пресс, 2002.
  3. Сатир В. Психотерапия семьи. – М.: Речь, 2001.
  4. Сейпт А.Ш. Счастье вашего ребенка. – М., 2008.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 2007.
  6. Словарь психолога практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
  7. Снегирева В. Особенности межличностного воспитания в подростковом и раннем юношеском возрасте. – Кишинев, 1998. – 61 с.
  8. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 2001. – С. 84-86.
  9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: «Апрель», 2000. – 464 с.
  10. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 286 с.
  11. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1992. – 270 с.
  12. Титаренко В.Я. Семья в формировании личности. – М., 2007.
  13. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе // Знание. – 2011. – №2. – С. 12-21.
  14. Торохий В.С. Психология социальной работы с семьей. – М.: Просвещение, 2006. – С. 33-34.
  15. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростка. – М., 2002.
  16. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психологические труды. – М.: Междунар. пед. академия, 2005.
  17. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2006
  18. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М., 2005.
  19. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М., 2000. – 448 с.
  20. Фромм Э. Искусство любви. – М., 2001.
  21. Харчева А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 2007.
  22. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 2009.
  23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений // Курс лекций. – М.: Апрель-пресс, 2000. – С. 34-52.
  24. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М.: Академия, 2001.
  25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 2006. – 334 с.
  26. Юнг К.Г. Архитип и символ. – М., 2001. – 334 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье

При рассмотрении процесса воспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполных семьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории? Неполная семья – это когда в семье ...

Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)

Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...

«Психологические особенности детей из неполных семей»

Актуальность темы исследования обусловлена сегодня тем, что семья, выступающая сегодня основным институтом воспитания детей особенным социальным институтом, находится в тяжелом кризисном состоянии. Бы...

Эмоциональное самочувствие детей в полной и неполной семье

В статье анализируется эмоциональное самочувствие детей в полной и неполной семье...

СТАТЬЯ "ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В статье рассмотрены понятия и различия полной и неполной семьи, а также влияние структуры семьи на формирование благополучия психоэмоционального самочувствия ребенка дошкольного возраста....