Технологическая карта по шахматам "Слон"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Тонконогова Ольга Васильевна

Технологическая карта по шахматам "Слон"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Образовательная практика «ШахМат»    Шахматные фигуры-  Слон  

Целеполагание

Предположительные виды деятельности.

Средовое решение

Содержание экрана проекта

1.Организационный момент

Заинтересовать детей

  • Загадка про слона

.

Познакомить с шахматной фигурой  -слон , белополный и чернопольный слоны, местом  слона в начальном положении,  с особенностью  хода  белопольного и чернопольного слонов.

д/з  «Выложи диагональ»

д/и «Найди по адресу»   даются карточки-адреса, по ним нужно найти места  фигур на ш. поле

д/и  «Ход  слона»  дети по очереди  ходят  белым слоном, затем черным на  магнитной доске

Магниты,  магнитная  шахматная доска

Карточки-адреса, магнитная доска,

Фигуры слонов

        Физкультминутка

Развивать логическое мышление, закрепить как  «ходит» слон

Игровая

Игра «Лабиринт»

 Нужно помочь слону  добраться до домика

Карточки,  фигуры

Закрепить способ   передвижения  слонов на  шахматном поле,  развивать внимательность .

  д/з «Перехитри часовых» слон должен добраться  до контрольного поля , не становясь на поля , атакованными черными  слонами часовыми

шахматная доска, фишки, фигура ладьи

Закреплять знания способе передвижения слона по ш. п., как бьет слон.

 д/и  «Один в поле воин»  белый слон  должен побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Черные фигуры  как бы «заколдованы» они не могут  ни ходить , ни бить.

Шахматная доска, карточки

Закреплять умение  определять горизонтальные, вертикальные  линии, диагонали на ш. п., развивать внимательность , мышление

Подвижная игра «Диагональ, вертикаль, горизонталь»

Игровое поле

5. Рефлексия – определение эмоционального настроения и объёма достигнутого результата.

Фигуру вам представлю я

С красивым именем- ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой,

         Физкультминутка 

           Чёрно-белые поля -        (Шагают на месте)

      Дружно встали у меня – (остановились)

           Тут ферзь -                        (хлопают)

           Здесь два коня –              (топают)

           Защищайтесь от меня! – (разбегаются по напольным клеточкам).

            Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

            Защищают короля –             (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

            Только в бой им всем охота – (бег на месте)

            Начинается игра –                 (прыжки на месте).

                                                                              

Вся в квадратах – белых, чёрных -
деревянная доска, 
а ряды фигур точёных - 
деревянные войска.
Люди их передвигают,

коротают вечера,
люди в шахматы играют -
интересная игра!

Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать на демонстрационной доске горизонтали и вертикали ,диаграмма2,3 на42)


- Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек) Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
Такой шахматный ход будем называть «взятием».

Шахматная ладья - игра

Далее учитель вызывает желающих   учеников к демонстрационной доске давая задания:

-поставить ладью на поле е2 и сделать ход на 3 поля влево по горизонтали.

- поставить ладью на поле с4 и сделать ход на 4 поля вверх  по вертикали.

-поставить ладью на поле d4 и сделать ход на 3 поля вверх  горизонтали

4. Физкультминутка.

5.Самостоятельная работа и самопроверка.

1) Игра «Один в поле воин»

(Дети работают с раздаточным материалом в парах.)

- Белая ладья должна побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре.

Игра «Кратчайший путь»

- Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали?

Игра «ДА – НЕТ»

Ходит ли ладья по белым и черным полям?;

Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на черное? С черного поля на черное? С черного поля на белое?

Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля? Через 4 поля? Через 5 полей? Через 6 полей?

Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?

Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

Сколько различных ходов по горизонтали может сделать ладья из углового поля? А из центрального? Сколько ходов по вертикали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?

Сколько различных ходов по диагонали может сделать ладья из углового поля? А из центрального?

На сколько сторон может пойти ладья из углового поля? А из центрального?

Может ли в начальном положении ладья сделать хотя бы один ход?

Игра «Снайпер»

Оборудование: шахматное поле, шашки или шахматы.

Задачи: развивать  умение правильно называть(закреплять) координаты  ш. доски, развивать память, умение договариваться , работать сообща.

,

Правила игры: Играют двое или командами. Один из игроков на доске хаотично расставляет 8 пешек. Другой должен   «стрелять»,т. Е. угадать координаты   фигур. Если  снаряд не попал в цель –«мимо», попали – «убит».

Нападающий делает 8 выстрелов . Потом  играющие меняются местами. Подсчиваются очки.

 Кто сделал больше попаданий , тот выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта игрового занятия по шахматам

Тема занятия: «Шахматная страна»Возрастная группа: средняя группа, 4-5 летИнтеграция образовательных направлений: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое разви...

Технологическая карта ФЭМП - шахматы " (шахматы) Мое здоровье в моих руках

Технологическая карта  ФЭМП -  шахматы "  Мое здоровье в моих руках...

Технологическая карта ФЭМП - шахматы " Масленица в Шахматном Королевстве"

Технологическая карта  ФЭМП -  шахматы "  " Масленица в Шахматном Королевстве"...

Технологическая карта НОД по лепке (обр. область Художественно-эстетическое развитие) Тема: "И рыщут по дороге, слоны и носороги"

Цель: систематизировать представления детей о животных жарких стран; воспитывать интерес к познанию природы; желание доводить начатое дело до конца...

Технологическая карта по шахматам "Ладья"

Технологическая карта по шахматам  "Ладья"...

Конспект по обучение шахматам. Слон-Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.

Конспект занятия по обучению шахматамПодготовила воспитатель Сидорова Диана АлександровнаДата проведения: 1.12.21Тема: СлонЦель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте...