"Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики во второй младшей группе"
проект (младшая группа)

Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

позновательно - исследовательский проект для младшей группы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: «Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики во второй младшей группе»

Авторы проекта:  воспитатель        

Тип проекта: информационно  - познавательный

Участники проекта: дети 2 мл группы, воспитатели, родители воспитанников.

         Продолжительность проекта: долгосрочный

         Сроки реализации: __2018-2019гг-_________

       Возраст детей: 3 - 4 года

Характер контактов: в рамках ДОУ.

    Интеграция областей:

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие

Формы организации работы над проектом:

  • Режимные моменты
  • Совместная деятельность педагога с детьми
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Совместная деятельность с семьёй

Методы и приёмы:

Практические: игры, упражнения, составление коллективной композиции.

Наглядные: фотографии детей на фоне знакомых мест города.

Словесные: рассказ педагога и детей, беседа, вопросы-ответы, художественное слово, объяснения.

Паспорт проекта.

              Актуальность:

 «Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Живя в мире новшеств и инноваций, опираясь на труды великих ученых, мы с уверенностью можем утверждать о том, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Поскольку работа мозговой деятельности напрямую зависит от развития мелкой моторики, то мозг более развит, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках наших пальцев расположено огромное количество рецепторов, которые способствуют посыланию импульсов в ЦНС человека. Поэтому, ученые педагоги, врачи рекомендуют сделать наибольший упор на развитие мелкой моторики с самого раннего возраста.

В современном мире множество разнообразных игрушек, поэтому перед педагогами стоит большая задача заинтересовать малыша, придумав интересную игру. Именно от того, насколько ребенок будет вовлечен в игру, зависит и его дальнейшее развитие памяти, внимания и обогащается словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. К сожалению, мало кто задумывается о том, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Педагоги, совместно с детьми, придумывают различные игры и упражнения, обыгрывая эти предметы. Для таких игр чаще всего используются подручные средства: камешки, листья деревьев, палочки, крышки и т.д. Посредством использования такого нетрадиционного оборудования и обычных предметов обихода у детей развивает гибкость пальчиков и тактильная чувствительность. Так же стоит отметить, что данное оборудование имеет огромным плюс, поскольку носит не только развивающий и поучительный контент, но и   не требует никаких финансовых затрат, поскольку все есть под рукой.

 Поскольку уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению, то стоит отметить тот факт, что обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, человек со слабо развитой мелкой моторикой отстает в развитии, более медленный, речь скудна. Поэтому, актуальность нашей  работы по теме использования нестандартного оборудования в  развитии мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными,  психологическими и физиологическими особенностями - ведь в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

 Человеческий организм настолько интересен, поскольку все в нем взаимосвязано и работает в определенной системе. Например, на кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом, что еще раз подтверждает тот факт, что  актуальность  развития мелкой моторики жизненно необходимо.

  Поскольку мы живем в веке новых технологий и разнообразных открытий, поэтому, жизнь, с каждым годом, предъявляет наиболее высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать.

Но мы знаем, что ведущим видом деятельности детей в ДОУ является игра, двигаясь и играя, ребенок познает мир. Следовательно, чем отчетливее движения, тем осмысленнее будет знакомство ребенка с целостной картиной мира, т. о., использование различного нетрадиционного материала в работе с детьми, эффективно помогает развивать мелкую моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и связной речи. На основе использования игр, заданий, упражнений с нетрадиционным материалом, у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Наблюдая за детьми 2 младшей группы, я заметила некоторые особенности. Они с трудом могут держать ложку или карандаш. Испытывают дискомфорт при сборе мелких деталей конструктора, им трудно работать с пазлами мозаики. Из – за несформированности ручной моторики  дети не хотят заниматься таким видом деятельности, как лепка, отстают от сверстников во время занятий. Все  эти факторы влияют на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Исходя из этого, вытекает следующая проблема: несформированность у детей развитой мелкой моторики рук.

Найти решение данной проблемы я попробовала посредствам реализации образовательного проекта в рамках ДОУ «Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики во второй младшей группе».

Развитие ребенка – это кропотливый труд, который требует поэтапной, планомерной и непрерывной работы, который напрямую зависит

 Все мы знаем, что на протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития мозговой, двигательной и  творческой деятельности.

Следовательно, данная проблема является социально - значимой и  актуальной не только для детей дошкольного возраста, но и для общества в целом.

Исходя из выше сказанного, была выдвинута гипотеза и поставлена определенная цель и задачи для реализации проекта.

Гипотеза – через развитие  мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста, доказать, что  посредством пальчиковых  игр и  использования нестандартного оборудования,  процесс формирования речи и мозговой деятельности будет более эффективен.

        Цель проекта – посредством осуществления комплексного подхода к проблеме развития  мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционного оборудования способствовать развитию мыслительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Посредствам реализации проекта  способствовать развитию умений выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

- Посредствам использования нетрадиционного оборудования формировать произвольные координированные движения пальцев рук, развитие осязательного

- Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и способствовать их  приобщению к использованию такого рода игр с ребенком в условиях семьи;

Развивающие:

- Посредством использования разнообразного рода игр продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей младшего возраста;

- Посредствам использования нестандартного оборудования продолжать развивать общую двигательную активность дошкольников;

- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, развивая воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Воспитательные:

- Используя различные игровые методы и приемы в процессе  воспитания у детей дошкольного возраста усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Обогащение словаря:  игра, оборудование, прищепка, мелкая моторика, блоки Дьенеша, потешки, заклички, лабиринты, обрывная аппликация, пластилинография.

В основу написания проекта легли следующие принципы:•        Принцип  гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.

•        Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.

•        Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.

•        Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

• Принцип доступности – внятно и понятно донести данный материал детям дошкольного возраста.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук

Для гармоничного развития ребенка необходимо подобрать ряд  различного рода упражнений с использованием нестандартного оборудования таким образом, чтобы ребенок был заинтересован и вовлечен в вид деятельности, только в этом случае мы сможем увидеть результаты своего труда, поскольку грамотно выстроенные занятия и игры  способствуют совершенствованию развития  мелкой моторики рук. На сегодняшний день существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. К таким видам деятельности относятся:

Игровая:

  • Пальчиковые игры и упражнения;
  • Массаж  кистей рук и пальцев;
  • Игры  с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • Игры  с верёвочкой, шнуровку.

Продуктивная:

  • Лепка, аппликация, рисование;
  • Раскрашивание;

Познавательно-исследовательская:

  • Конструирование из лего - конструктора;
  • Конструирование из бумаги;
  • Конструирование из природного материала;
  • Графические  упражнения, штриховки;
  • Собирание  конструкторов и мозаик;

Театральная деятельность

  • Показ разных видов театра.

Оснащение группы:

Для реализации данного проекта в группе была оснащена развивающая среда с элементами нестандартного оборудования, а так же подобран материал следующий материал: картотека пальчиковых игр, «Пальчиковый театр», дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», Д/и «Собери бусы», «Выложи узор», (из семян, «Волшебные пуговицы», «Золушка», «Игры с прищепками», мозаики, рамки – вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски), конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию, счетные палочки, методическая литература и др. Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта у детей прослеживается:

- Повышение динамики развития мелкой моторики у детей.

-Применение инновационных технологий, приёмов и методов в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности плодотворно повлияло на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

- Улучшение координации и точности движения руки и глаза, мелкой моторики пальцев и кистей рук через применение различных дидактических игр.

- Улучшение эмоционально-комфортной обстановки в группе при общении со сверстниками и взрослыми.

- к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;

- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.;

- станут больше говорить с взрослыми, общаться со сверстниками.

Средства достижения поставленных задач:

• применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

• использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке;

• информационные листы для родителей;

• разучивание стихов, потешек;

• использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Заключение

Проблема формирования и развития мелкой моторики у детей чрезвычайно актуальна в современности. Об этом говорят все педагоги и психологи в области воспитания и образования. В процессе планомерной реализации проекта нам удалость подтвердить теорию о положительном влиянии нетрадиционного оборудования в деятельности детей на различные структуры организма, включая мелкую моторику рук, речь, грамотное психическое и физическое развитие ребенка, его желание познавать и обучаться. Такая подготовка является отличным фундаментом для вступления в школьную жизнь.

Результатами работы стало повышение уровня развития моторики рук, изучение детьми множества пальчиковых упражнений и гимнастики, разучивание различных песенок, частушек.

 Различные виды деятельности, грамотно собранные в играх и занятиях способствовали развитию и усовершенствованию у детей памяти, мыслительной деятельности, координации, терпения, умения заканчивать начатое дело.

Приобретенные навыки ребенок может использовать на практике в повседневной жизни. Родители охотно поддерживают проводимую в группе работу и с удовольствием участвуют в коллективной деятельности. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана. Но, важно помнить - чтобы научить ребенка говорить, нужно развивать и совершенствовать не только речевой аппарат, но и моторику пальцев. Именно поэтому работа по теме не будет прекращена и будет продолжаться поиск новых неординарных методов развития мелкой и общей моторики, речевых и физических функций организма, самостоятельности и интереса к новым видам деятельности.

Приложение

Этапы реализации проекта:

                             Этапы

Сроки реализации

1.Подготовительный   этап

  • Изучить литературу по данной теме;
  • Подготовить методический материал;
  • Разработать картотеку пальчиковых игр;
  • Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей;
  • Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;
  • Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме;
  • Привлечь родителей к помощи по данной проблеме;
  • Разработать диагностический материал для прослеживания результатов эффективности внедрённого в работу проекта.
  • сбор информации, работа с интернет - источниками;
  • формулирование целей и задач проекта;

Сентябрь 2018 год

2. Основной: практический этап:

Оформление ППС:

  • создание в группе условий для реализации проекта;
  • подборка иллюстрационного, наглядного и дидактического материала ;
  • составление картотеки игр по теме проекта;
  • оформление уголка с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики во второй младшей группе

Октябрь 2018год  – Март2019 год

3. Итоговый этап проекта:

  • Подведение итогов проекта;
  • Совместно с детьми изготовить интерактивную папку – лепбук «Развитие мелкой моторики»
  • Презентация отчета по проекту на педагогическом совете.
  • Оформление альбома «Пальчиковые игры».

Апрель  - Май 2019 год

НАЗВАНИЕ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА: изготовление интерактивной папки – лепбука «Развитие мелкой моторики» и Мастер -класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» (с родителями и детьми).

Перспективный план работы  с детьми по использованию нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук во второй младшей группе

месяц

Тематика работы

сентябрь

1

  • Знакомство с детьми, исследование моторной сферы;
  • Дидактическая игра «Волшебное превращение веревочки»;
  • Пальчиковая гимнастика «Игрушки»;
  • Игра пальчиковая «Я надену сапоги…»;
  •  Знакомство и игры с блоками Дьенеша;
  • Аппликация «Подсолнух»;
  • Массаж грецкими орехами.

2

  • Нод: «Веселые горошины»»;
  • Знакомство и игры с квадратом Воскобовича;
  • Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик);
  • Игры со скрепками;
  • Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д
  • Раскраски;
  • Чтение русской народной сказки «Репка».

3

  • Игры с лего - конструктором «Вертолет», «Грузовая машина»;
  • Самомассаж шипованными мячиками;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Грибы»;
  • -Д/игра «Собери сказку»- закреплять знания о содержании сказки «Теремок», последовательности событий;

4

  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Ягоды»;
  • Игры с грецкими орехами «Однажды пошел гялть орех»;
  • Игры с мозаикой;
  • Показ пальчикового театра «Жихарка».

октябрь

1

  • Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития м. м. р.
  • Аппликация способом обрывания «Осеннее дерево»;
  • Игры с бусами «Одень бусы на нитку по схеме»;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Осень»;
  • Показ пальчикового театра «Заяц-хваста»;
  • Инсценировка сказки «Репка » (с куклами бибабо).

2

  • Игры со штриховкой;
  • Инсценировка сказки «Три медведя»;
  • Пальчиковые игры;
  • Игры со счетными палочками .

3

  • Игры с прищепками.
  • Игра пальчиковая «Капуста…»
  • Конструирование поделок из природного материала;
  • Лепка «Грибы»;
  • Игры с деревянными матрешками.

4

  • Штриховка «Грибок», «Рыбка», «Белочка»
  • Игры с пирамидки, трафаретами;
  • Раскраски;
  • Игры со счетными палочками.

Ноябрь

1

  • Игры со скрепками;
  • Раскраски;
  • Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мяч);
  • Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме).

2

  • Игры с крупами «Выложи по образцу», «Подводный мир»;
  • Показ пальчикового театра «Волк и Красная шапочка»;
  • Игры с игрушками из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна или волшебного сундучка, мешочка;
  • Д/и  «Рисование Блоками» - способ наложения.

3

  • Вырезание ножницами силуэтов сказок;
  • Самомассаж рук;
  • Показ театра - топотушки «Три  медведя»;
  • Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания.

4

  • Игры с пуговицами;
  • Графические  упражнения «На реке», «На небе»;
  • Аппликация «Матрешка»;

Декабрь

1

  • Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Дом», «Овощи»;
  • Поделка из природного материала «Гуси», «Дом в лесу»;
  • Самомассаж с использованием массажных мячиков.

2

  • Игры с бусами;
  • Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…»;
  • Штриховка (повтори по образцу).
  • Настольная игра «Лото», «Домино», «Мозаика»;
  • Самомассаж с использованием массажных мячиков.

3

  • Самомассаж махровыми варежками;
  • Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я - художник»;
  • Игры с прищепками;
  • Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…».

4

  • Выкладывание из крупы снеговика, деда Мороза;
  • Разучивание с детьми игр – заводилок;
  • Аппликация «Открытка»;
  • Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей».

Январь

1

  • Самомассаж рук;
  • Показ театра-топотушки «Три  медведя».
  • Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы», «Лиса».
  • Поделка из природного материала «Рыбки в аквариуме», «Снеговик»;
  • Самомассаж с использованием массажных мячиков.

2

  • Изготовление пальчикового театра «Теремок»;
  • Лего-конструктор «Дом будущего», «Робот»;
  • Лепка «Животные нашей страны».

3

•        Конструирование из бумаги «Осьминог», «Медуза»;

•        Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево»;

  • Лего-конструктор «Автомобиль»», «Мебель».

Февраль

1

  • Игры с крупами «Выложи по образцу», «Подводный мир»;
  • Показ пальчикового театра «Маша и медведь»;

2

  • Самомассаж рук;
  • Игры с шишками «Собери в корзинку»;
  • Игра «Шнуровка».

3

  • Самомассаж махровыми варежками;
  • Игры с семенами: «Зима», «Дорога в лесу»;
  • Игры с прищепками.

4

  • Игры со скрепками;
  • Игры с кубиками лего;
  • Раскраски.

март

1

  • Аппликация «Открытка маме»;
  • Игры со скрепками;
  • Раскраски. Штриховка;
  • Игры – шнуровки;
  • Игры с использованием пластилинографии.

2

  • Массаж  кистей рук и пальцев;
  • Игры  с пуговицами;
  • Рисование пальцами «Птицы прилетели».

3

  • Игры со штриховкой;
  • Игры с ковриком тактильной чувствительности;
  • Самомассаж шипованными мячиками.

4

  • Поделка из ватных дисков «Весна», «Первоцветы»;
  • Игры с прищепками;
  • Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы», «Белка»;
  • Поделка из природного материала «Ежи», «Лесовичок»;
  • Самомассаж с использованием массажных мячиков.

Апрель

1

  • Массаж  кистей рук и пальцев;
  • Игры  с пуговицами;
  • Рисование пальцами «Весна пришла».

2

  • Самомассаж махровыми варежками;
  • Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я-художник»;
  • Игры с прищепками.

3

  • Игры со шнуровкой «Застегни сапог», «Одень куклу на прогулку», «Помоги мышке найти сыр».
  • Раскрасим силуэт, картинку.
  • Пальчиковая игра.
  • Создание объемных фруктов.

4

  • Изготовление театра топотушки, сказка «Кот, лиса и петух»;
  • Показ сказки.
  • Конструирование «Строим ферму».

май

1

  • Игры с бусами «Одень бусинку», «Ожерелье для Золушки»;
  • Игры со скрепками «Ежик», «Солнышко»;
  • Штриховка «Кто спрятался?»;
  • Игры с мозаикой;
  • Изготовление театра –топотушки «Гуси-лебеди»;
  • Показ театра;
  • Игры с прищепками «Цветочек», «Зайка», «Ежата».

2

  • Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр»;
  • Раскрасим силуэт, картинку;
  • Пальчиковая игра «Продукты питания», «Капуста»;
  • Создание объемных фруктов.

3

  • Игры с бусами;
  • Конструирование из бумаги «Змея», «Солнышко»;
  • Игры с камешками «Выложи дорожку», «Составь рисунок»;
  • Самомассаж с использованием массажных мячиков.

4

  • Игры со штриховкой.
  • Графические  упражнения «Дерево-куст», «Комета».

План работы с родителями по теме проекта

Период

Мероприятия

Дата проведения

  • Консультация на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»;
  • Приобретение материалов для развития мелкой моторики;
  •  Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;
  • Совместное изготовление с детьми «дорожек»;
  • Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков»:
  • Папка - передвижка для родителей: «Игры и задания для развития мелкой моторики рук»;
  • Консультация «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»;
  • Консультация «Ум на кончиках пальцев»;
  • Родительское собрание «Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики во второй младшей группе».

Сентябрь – май

План работы с воспитателями на 2021 – 2022 г.

Период

Мероприятия

Дата проведения

2021-2022 год

  • Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности;
  • Привлечь  родителей к изготовлению сенсорного коврика «Экологический дневник». Развитие умения детьми пристегивать детали сюжета в соответствии с сезонными изменениями;
  • Мастер-класс: «Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук»;
  • Практический час «Прищепки и аппликация - развиваем моторику рук»;
  • Педагогическая мастерская «Поделки из полосок бумаги»;
  • Мультимедийная презентация на тему: «Использование нетрадиционного материала в аппликации».

Сентябрь - май

 

Список литературы

  1. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2018. - №7. – (С. 33-37.)
  2. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 3-5 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2016
  3. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 2000 г.
  4. Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  5. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2018. – 18с., ил.
  6.  Новицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры, маленькие подсказки для родителей. М.: Сова, 2006.
  7. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  8. Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2015. - №6. – (С. 34-36.)
  9. Шанина С.Е., Гаврилова А.М. Играем пальчиками - развиваем речь. М.,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного оборудования в развитии мелкой моторики у детей с овз дошкольного возраста.

" Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А.СухомлинскийДля того чтобы помочь детям с нарушениями в развитии справиться с ожидающими их сложными задачами, необходим...

Развитие мелкой моторики детей второй младшей группы с использованием нестандартного оборудования.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования....

Мастер-класс для воспитателей на тему:" Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук"

Цель проекта: познакомить воспитателей с использованием нетрадиционного оборудования в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития

quot;Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".Жорж Дюамель, французский драматургРуки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представл...

Мастер-класс для педагогов «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста »

Предлагаю вашему вниманию некую вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста....

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Познакомить родителей с разными видами нестандартного оборудования направленного на развитие мелкой моторики рук, развитие речи и мышления детей....

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи

В презентации представлены игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи....