Подвижная народная игра – как один из способов поддержки детской самостоятельности и инициативности.
статья

Ощепкова Светлана Ивановна

Игра для дошкольника является важным фактором . Развивать самостоятельность, инициативу и творчество нужно  именно через игру, в особенности, через подвижные игры и народные подвижные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная народная игра – как один из способов поддержки детской самостоятельности и инициативности.

Ощепкова Светлана Ивановна

воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Березка»

В наш информационный, технологический век компьютер и телевизор очень часто заменяют общение со сверстниками,  которое  так нужно для умения вести себя в коллективе,  слушать, говорить  и договариваться. Для того чтобы сформировать  активную, самостоятельную, инициативную, творческую личность  необходимо начинать  делать все это уже с детского сада.

Одним из основных принципов дошкольного образования,  указанном в ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности  детей в различных видах деятельности. Как вид деятельности -  игра для дошкольника является важным фактором . Развивать самостоятельность, инициативу и творчество нужно  именно через игру, в особенности, через подвижные игры и народные подвижные игры . Что касается народных  подвижных игр с правилами и текстом, то у детей не  получается  самостоятельно организовать их. Стоит одному предложить игру и позвать сверстников, так тут же каждый из приглашенных начинает предлагать свое или вообще отказывается. В итоге собирать детей в игру приходится  мне воспитателю. 

 Чтобы ребенок мог самостоятельно играть  или что то менять, придумывать новое  в игре, я соблюдаю  следующие  этапы развития самостоятельности:

1 этап. Установления  отношений взрослого с детьми, где взрослый является  образцом для подражания. Формирование умений (действие речевыми указаниями взрослого в соответствии с заданным образцом).

2 этап. Использование умений (самостоятельные действия по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Воспитатель  выступает уже не как образец для подражания, а как равноправный участник по совместной деятельности.

3 этап. Креативное применение умений в новой ситуации (самостоятельный перевод действия в новые  условии и ситуации). На данном  этапе  ребенок в коллективной деятельности уже  выступает в роли обладателя, носителя  образцов и показателей деятельности.

 Как мы играем в подвижные народные игры? По  плану работы подвижные народные  игра приходится  в основном на вторую половину дня, но и когда есть свободное время в первой половине дня, я всегда предоставляю детям возможность для игр. Еще  можно поиграть и на   утренней прогулке и вечером перед уходом детей домой. Главное, чтобы количество участников было от 3 до 6 человек. 

По необходимости, в играх использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, народные костюмы.

Перед началом игры читаю тематическую литературу, беседую с детьми с показом мультимедийной презентации или дидактического материала. 

Для того чтобы  детям было интереснее играть,  я становлюсь в игре непосредственным участником, поддерживаю инициативные действия других детей. Вместе с детьми распределяем роли при этом широко используем различные считалки .Стараюсь быть эмоциональной, выразительной в репликах. Побуждаю к тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные  действия. Конфликты, которые возникают в подвижной народной игре, пресекаю шуткой. В совместной игре с детьми не даю оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, так как в народной  игре они не применимы. Если время, отведенное на игру истекает, то я стараюсь резко не заканчивать игру, а предлагаю отложить ее и поиграть в другое удобное время.

Развитие творчества, инициативности, самостоятельности в подвижной народной  игре довольно сложный процесс, который растягивается не на один месяц. Третий этап достигается дошкольниками только, если говорить точно, на втором году обучения в саду.

 Итак, подвижная народная игра как педагогическая форма способствует решению образовательных и воспитательных задач, развивает в ребенке инициативу, самостоятельность, раскрывает творческие задатки. Ребенок,  в будущем будет успешен во всех видах деятельности, если он научился играть. Играйте больше! Играйте чаще! Играйте с удовольствием!



Предварительный просмотр:

Подвижная народная игра – как один из способов поддержки детской самостоятельности и инициативности.

Ощепкова Светлана Ивановна

воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Березка»

В наш информационный, технологический век компьютер и телевизор очень часто заменяют общение со сверстниками,  которое  так нужно для умения вести себя в коллективе,  слушать, говорить  и договариваться. Для того чтобы сформировать  активную, самостоятельную, инициативную, творческую личность  необходимо начинать  делать все это уже с детского сада.

Одним из основных принципов дошкольного образования,  указанном в ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности  детей в различных видах деятельности. Как вид деятельности -  игра для дошкольника является важным фактором . Развивать самостоятельность, инициативу и творчество нужно  именно через игру, в особенности, через подвижные игры и народные подвижные игры . Что касается народных  подвижных игр с правилами и текстом, то у детей не  получается  самостоятельно организовать их. Стоит одному предложить игру и позвать сверстников, так тут же каждый из приглашенных начинает предлагать свое или вообще отказывается. В итоге собирать детей в игру приходится  мне воспитателю. 

 Чтобы ребенок мог самостоятельно играть  или что то менять, придумывать новое  в игре, я соблюдаю  следующие  этапы развития самостоятельности:

1 этап. Установления  отношений взрослого с детьми, где взрослый является  образцом для подражания. Формирование умений (действие речевыми указаниями взрослого в соответствии с заданным образцом).

2 этап. Использование умений (самостоятельные действия по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Воспитатель  выступает уже не как образец для подражания, а как равноправный участник по совместной деятельности.

3 этап. Креативное применение умений в новой ситуации (самостоятельный перевод действия в новые  условии и ситуации). На данном  этапе  ребенок в коллективной деятельности уже  выступает в роли обладателя, носителя  образцов и показателей деятельности.

 Как мы играем в подвижные народные игры? По  плану работы подвижные народные  игра приходится  в основном на вторую половину дня, но и когда есть свободное время в первой половине дня, я всегда предоставляю детям возможность для игр. Еще  можно поиграть и на   утренней прогулке и вечером перед уходом детей домой. Главное, чтобы количество участников было от 3 до 6 человек. 

По необходимости, в играх использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, народные костюмы.

Перед началом игры читаю тематическую литературу, беседую с детьми с показом мультимедийной презентации или дидактического материала. 

Для того чтобы  детям было интереснее играть,  я становлюсь в игре непосредственным участником, поддерживаю инициативные действия других детей. Вместе с детьми распределяем роли при этом широко используем различные считалки .Стараюсь быть эмоциональной, выразительной в репликах. Побуждаю к тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные  действия. Конфликты, которые возникают в подвижной народной игре, пресекаю шуткой. В совместной игре с детьми не даю оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, так как в народной  игре они не применимы. Если время, отведенное на игру истекает, то я стараюсь резко не заканчивать игру, а предлагаю отложить ее и поиграть в другое удобное время.

Развитие творчества, инициативности, самостоятельности в подвижной народной  игре довольно сложный процесс, который растягивается не на один месяц. Третий этап достигается дошкольниками только, если говорить точно, на втором году обучения в саду.

 Итак, подвижная народная игра как педагогическая форма способствует решению образовательных и воспитательных задач, развивает в ребенке инициативу, самостоятельность, раскрывает творческие задатки. Ребенок,  в будущем будет успешен во всех видах деятельности, если он научился играть. Играйте больше! Играйте чаще! Играйте с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности творчески одарённых детей.

Отчёт о проделанной работе с музыкально одарёнными детьми музыкального руководителя. Представлены разные формы работы: творческие объединения по интересам, конкурсы различного уровня, участие в концер...

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Консультация для педагогов и родителей "Способы поддержки детской самостоятельности и инициативы в музыкальной деятельности"

Консультация для педагогов и родителей "Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности"...

"Развитие ручной умелости в процессе изготовления декораций к мультипликации, как способ становления детской самостоятельности и инициативности"

Важно внимательно следить за тем, чем именно интересуется ребенок, к чему он стремится и что его радует....