Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
консультация

Кузьмина Наталия Вячеславовна

          На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

     Огромными способностями повышения качества образования обладает организация инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ

https://www.maam.ru/images/users/avatars/4c31007fdac0de2272d5c28abd700ca3.jpgсаяна иргит
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три»

Конфуций

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришла к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных форм.

К комплексу необходимых педагогических условий относятся:

1. отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования;

2. проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетенции.

Инновационная методическая работа - часть профессионально - управленческой, педагогической деятельности,отличительными особенностями которой являются:

3. обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

4. отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;

5. обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы;

6. оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности, создающее эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Методы и формы активизации инновационной деятельности педагогов.

В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций.

Работа по повышению профессионального мастерства педагоговдолжна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:

1. иметь практико-ориентированный характер;

2. интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта;

3. обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;

4. способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;

5. оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;

6. обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов.

Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых.Поэтому учебный процесс строится с учетом следующих требований:

1. реализации вариативности образовательных запросов;

2. овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;

3. ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;

4. ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;

5. проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;

6. использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.

Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами,можно остановиться на некоторых из них:

1. Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.

2. Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.

3. Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.

Используются и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.

Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в инновационном учреждении, является научно-методический совет. В работу научно-методического совета включена творческая группа педагогов, научный руководитель экспериментальной площадки, заведующая ДОУ и старший воспитатель.

В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции, модель учреждения и его основные структуры, методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всех участников педагогического процесса. Важное место в содержании работы научно-методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов, обобщение опыта.

Важным в работе научно-методического совета является и анализ инновационных способов и приемов, и их реализации в социо - культурном пространстве, и изучение их влияния на степень развития ребенка.

Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей,как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем преимущества этой работы?

Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Уровень методической подготовки педагога, его способность к профессиональному совершенствованию изучались методами тестирования и анкетирования. Что это дало?

Тестирование показало: воспитатели испытывают трудности в овладении новыми программами, организации сюжетно-ролевой игры, установлении личностно-ориентированного взаимодействия, зачастую не могут решить возникающие проблемы.

Анкетирование позволило определить методические проблемы, затруднения, которые возникают у воспитателей в процессе работы.

Работа строилась от простого, к сложному, логически обоснованно, интерактивные формы соответствовали содержанию.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов,выступлений и действий участников:

• общая эрудиция;

• профессиональные знания, умения, навыки;

• умение выйти из затруднительного положения, экспромт.

Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».

Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика, которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. В педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий,к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.Например: «Легко ли быть дошкольником?»

Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ.Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада»

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки -

ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и

проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и

самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки -

заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря

этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного

представления лучших образцов их профессиональной деятельности,

появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих

контактов с коллегами.

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ кожууна, республики.

Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская.Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. И мне пришла идея создать корпорацию, объединяющую педагогов общностью интересов – «Союз единомышленников». Это корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых.Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный час, мистический Новый год, выход в театр, кино, выезд на природу.

Ещё одна форма, которой можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей кожууна, республики, родителей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка»:

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3.Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем

дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и

стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Заключение

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Педагог 21 века - это:

1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

3. Способный организовать рефлексивную деятельность;

4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.

Приложение 1. СЛАЙД 2) Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Об этом говорится и в 273-ФЗ «Законе РФ об образовании», и в «Профессиональном стандарте педагога, и во «ФГОС ДО»

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимо стремление самих педагогов работать эффективно.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Для решения данной проблемы актуально использование активных форм работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.

Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

(СЛАЙД 3) Кроме того, главный принцип образования взрослых, сформулированный ЮНЕСКО – ADULT LEARNING MUST BE FUN! (Образование взрослых должно приносить удовольствие!)

А активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас необходимо педагогам, то, что приносит удовлетворение и обучающемуся, и обучающему как от процесса, так и от результата обучения!

В нашем детском саду используются разные активные формы методической работы с педагогами: консультации, семинары, психологические тренинги, открытые занятия и др.

Все семинары в ДОУ проходят в 3 этапа.

(СЛАЙД 4) На 1– теоретическом – обсуждается актуальность проблемы, разбираются понятия и взаимосвязь наглядных, словесных и практических методов и приёмов по теме семинара

(СЛАЙД 5) 2 этап – практический – взаимопосещение (открытые показы) занятий, режимных моментов, которое позволяет увидеть новые подходы к работе с детьми, перенять передовой опыт коллег, применить его в своей деятельности. Кроме того, использование опыта коллегпробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию собственного профессионального мастерства.

(СЛАЙД 6) На 3, заключительном (аналитическом), занятии семинара подводятся итоги. Педагоги оценивают качество проведённых занятий по таким показателям, как

  • соответствие уровню возрастных и индивидуальных возможностей детей;
  • формы организации детей;
  • наличие связи с жизнедеятельностью детей;
  • новизна, привлекательность;
  • теоретическое обоснование практической деятельности и др.

Понимая, что каждый человек хочет, чтобы его работу заметили и по достоинству оценили, мы придумали различные номинации:

  • «Любознательность и живой интерес к профессии»
  • «Дебют»
  • «Профессионал»
  • «Креативность и полёт фантазии»
  • «Профессиональная открытость»
  • «Родители – наши единомышленники»
  • «Творческий подход»
  • «Ответственность»
  • «Стремление к саморазвитию»

И в заключение семинара, каждому педагогу вручаем памятную символическую медаль.

Такой прием повышает самооценку педагогов, вызывает желание работать творчески, искать необычные формы проведения занятий.

Несомненно, семинары-практикумы – это эффективная форма работы с педагогами, которая способствует обогащению знаний и умений педагогов. Ведь это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений, и источник получения информации: это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

(СЛАЙД 7) Очень интересная активная форма работы – выпуск тематических стенгазет. Педагоги пишут сочинения на определённую тему. Сначала у многих это вызывало трудности. Ведь гораздо проще рассказать что-то устно, чем изложить письменно на бумаге. С каждым выпуском авторов газеты становилось больше – ведь такая форма работы, помимо развития памяти, мышления, связной речи, помогает коллегам лучше узнать друг друга, способствует сплочению коллектива.

Нами выпущено 5 газет:

  • «Ёлка нашего детства» (коллеги поделились воспоминаниями о том, как в детстве отмечали Новый год, какие подарки получали и какая именно ёлка запомнилась больше всего),
  • «Мы родом из детства» (об игрушках и играх, в которые мы играли, будучи маленькими),
  • «Вы ходили в детский сад?» (была посвящена Дню дошкольного работника),
  • «Учитель в моей жизни» (коллеги рассказали о тех людях, которых считают своими Учителями),
  • «Чем мне дорог детский сад?»

В газетах мы помещали свои детские фотографии, что, конечно, добавляло интереса.

Выпуск стенгазет – интересная форма работы, которая не только объединяет сотрудников, но и помогает развить творческие способности взрослых. Воспитатели при написании статей, стихов, рассказов для газеты развивают и профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, – сочинительство, владение речевыми навыками – образность высказываний и т.д.

(СЛАЙД 8) Для развития творческих способностей педагогов нашего детского сада был реализован проект «Творческий клуб «Затейница» (Приложение 2)

Основная задача клуба состояла не в том, чтобы научить педагогов мастерить какие-то конкретные поделки, а в том, чтобы познакомить с различными техниками их изготовления, подсказать идеи для творчества и фантазии на занятиях по продуктивным видам деятельности, а так же оказать помощь в оформлении группы, веранды, музыкального зала.

Весь рабочий материал систематизирован в копилку «Затейницы», которая доступна всем желающим.

Результаты работы клуба:

  • увлеченность разными видами рукоделия (коллеги с удовольствием демонстрируют свои изделия на праздниках) (СЛАЙД 9)
  • повысилось качество проведения занятий по продуктивным видам деятельности (СЛАЙД 10)
  • обогатилась предметно-развивающая среда групп

Задачу старшего воспитателя дошкольного учреждения я вижу в том, чтобы вовлекать педагогов в воспитательно-образовательную работу с использованием активных приёмов и методов обучения, которые обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности педагогов на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

(СЛАЙД 11) Так, на завершающем этапе различных методических мероприятий обязательно проводим рефлексию с помощью разных активных методов: «Геометрический человечек», «Осенний букет», «Солнышко» и др., что даёт возможность более качественно проанализировать мероприятие и скорректировать дальнейшую работу.

(СЛАЙД 12) На всех мероприятиях непременно организуем работу педагогов по подгруппам, в ходе которой составляются технологические карты проектов, формы организации работы по реализации комплексно-тематического планирования; модель «здорового ребёнка» или «Современного педагога» и т.д. (СЛАЙД 13)

Да и сами методические мероприятия стараемся проводить по-разному (деловая игра, дискуссия, педагогический ринг и т.д.)

Например, педчас в форме «Аукциона педагогических проектов». (СЛАЙД 14)

Почему мы решили сделать аукцион именно ПРОЕКТОВ?

Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Это метод интегративного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

На аукционе было представлено 5 проектов:

  • «Воспитание семьянина»
  • «Господин ЛУК»
  • «Весёлые зайчики»
  • «История создания книги»
  • «Боевые награды Великой Отечественной войны»

Педагоги презентовали свои наработки, сопровождая сообщения слайдами, показом фото, продуктов совместной деятельности с детьми и родителями воспитанников (альбомы, мини-газеты, поделки и т.д.).

Коллеги очень активно боролись за право приобретения («покупки») материалов того или иного проекта, приводя различные аргументы (соответствие возрасту детей своей группы, практическая значимость, простота (но эффективность!) использования и т.д.)

«Аукцион педагогических проектов» способствовал решению следующих задач:

  • заинтересованности педагогов проектной деятельностью;
  • повышению творческой активности педагогов, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации;
  • выявлению и распространению передового педагогического опыта;
  • повышению престижа педагогического труда и поиска, публичного признания вклада педагогов в развитие ДОУ.

(СЛАЙД 15) Кроме того, впервые в начале данного мероприятии использовался активный метод выяснения ожиданий и опасений педагогов «Фруктовый сад» (Электронный курс «Активные методы обучения» образовательного центра «Мой университет» (http://www.moi-universitet.ru/), который позволил педагогам определиться со своими образовательными целями, озвучить ожидания и опасения, а ведущему – учесть их во время проведения мероприятия.

Технология проведения активного метода обучения (АМО) «Фруктовый сад» : педагогам было предложено на яблочках (из бумаги) написать свои ожидания, а на лимонах – свои опасения от предстоящего мероприятия и наклеить их на символические деревья, подписанные «яблоня» и «лимонное дерево».

Любопытно, что ожидания дались педагогам значительно легче. А вот сформулировать свои опасения педагогам было сложно, т.к. ранее подобного опыта не было.

Тем не менее, отмечены такие положительные эффекты использования данных АМО, как позитивный настрой на работу, заинтересованность педагогов в результате.

(СЛАЙД 16) А в конце «Аукциона…» проведена рефлексия мероприятия с помощью АМО «Солнышко и дождик», цель которого – дать оценку мероприятию, представленному материалу, форме подачи материала: педагогам было предложено на лучиках написать свои положительные впечатления, а на капельках дождя – свои рекомендации (замечания).

Затем проанализировали результаты мероприятия и свои впечатления, сравнили результаты рефлексии со своими опасениями и ожиданиями в начале мероприятия: ожидания оправдались полностью, опасения – частично.

В течение нескольких лет, в нашем коллективе действовала «Школа молодого педагога». Целью ее было обучение молодых воспитателей практическим азам профессии. Со временем эти педагоги переросли статус «молодого педагога», поэтому появилась необходимость преобразовать «Школу молодого педагога» в «Школу успеха». (СЛАЙД 17)

Целью «Школы успеха» стало совершенствование практического мастерства педагогов. На занятия приглашались коллеги, стаж работы которых менее 15 лет, а так же все желающие. «Школа успеха» в настоящее время включает занятия для разных категорий воспитателей.

Для того чтобы составить план работы «Школы успеха», в конце учебного года мы проводим анкетирование, узнаём запросы педагогов, выявляем проблемы и трудности в работе и уже с учётом полученных сведений определяем тематику занятий в «Школе успеха». Тематика школы определяется по запросам или по выявленным проблемам.

На занятиях «Школы успеха» педагоги не только знакомятся с теоретическими материалами, но и делятся опытом, активно дискутируют по различным вопросам.

(СЛАЙД 18) А дискуссия в настоящее время является одной из важнейших активных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность педагогов, развитие рефлексивного мышления. Дискуссия – это равноправное обсуждение коллегами проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее педагоги формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Так, например, педагоги обсуждали вопросы:

  • Могут ли в целом быть партнёрские отношения между детским садом и родителями? При каких условиях это возможно?
  • Насколько родитель может объективно оценить работу ДОУ?

В результате пришли к выводу, что однозначного ответа на эти вопросы нет. Всё зависит от многих факторов: и от заинтересованности родителей в успехах своего ребёнка и желания участвовать в жизни детского сада ( а так же от уровня их образования, социального статуса, личностных качеств и т.д), и от мастерства педагога, его умения наладить контакт с родителями воспитанников…

Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких активных форм методической работы является консультация.

(СЛАЙД 19) Наиболее эффективными считаю индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека), так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам. В настоящее время самым востребованным в ДОУ является консультирование по ведению личных сайтов.

(СЛАЙД 20) Портфолио педагога – инновационная форма работы – один из методов оценки профессионализма педагогов. Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Основной его смысл – «показать все, на что ты способен».

В нашем детском саду

  • 12 человек (46 %) – Портфолио достижений
  • 7 человек (27%) – On-line-портфолио (личные сайты) (СЛАЙД 21)

(СЛАЙД 22) Участие в сетевых семинарах – новая, современная активная форма самообразования.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

Наши педагоги приняли участие в сетевых семинарах «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования» (октябрь 2014 г.) и «Система работы ДОО по развитию детской одарённости в условиях реализации ФГОС ДО» (январь 2015 г.), которые были проведены на портале «Сетевое образование. Сетевая экспертиза в образовании. Учебники.» (http://net-edu.ru)

(СЛАЙД 23) Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога – это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

(СЛАЙД 24) Диссеминацию передового педагогического опыта (публикации методических наработок, участие в конкурсах) проводим на разных уровнях:

  • на уровне образовательного учреждения;
  • на муниципальном уровне;
  • на федеральном уровне.

Пройдя через разные формы методической работы, организованной с использованием активных методов обучения, педагоги повышают профессиональный уровень.

Использование активных форм работы побуждает воспитателей к потребности узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности, помогает не только по-новому организовать работу с детьми, но и при организации взаимодействия с родителями.

(СЛАЙД 25) Педагоги стали активно использовать мультимедийное оборудование и на занятиях, и на родительских собраниях; используют электронную почту во взаимодействии друг с другом и с родителями воспитанников.

(СЛАЙД 26) Таким образом, использование активных форм работы с педагогами помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов. Инновационные подходы к управлению методической работой способствуют формированию у воспитателей интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. У педагогов значительно повышается мотивация к повышению квалификации, трансляции своего педагогического опыта на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском), участию в конкурсах различных уровней.

Список литературы 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 112с.
  4. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
  5. ВолобуеваЛ.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
  6. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
  7. МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
  8. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.
  9. Яковлева Г.В. Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании. Челябинск: Цицеро, 2014– 339с.
  10. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/ 
  11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1sept.ru/ 
  12. Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/ 
  13. Интернет-портал «NetEdu» http://net-edu.ru/

правленческий проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование ИКТ и проектной технологии, как средство повышения качества образования в ДОУ

Автор: Бороха Ольга Ярославовна

Организация: МБДОУ д/с № 8 «Русалочка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Кстово

I Раздел:

Аннотация: Управленческий проект направлен  на создание системы управления повышением профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогов на основе внедрения современных образовательных технологий (ИКТ и проектной технологии) в педагогический процесс ДОУ.

II Раздел   - Содержание проекта

Цель:Создание организационно – управленческих  условий для повышения профессиональной компетентности педагогов на основе внедрения современных технологий (ИКТ и проектной технологии).

Задачи:

  1. Совершенствовать систему методического сопровождения для повышения профессиональной компетентности педагогов через применение в практике ИКТ  и проектной технологии (наличие определённых знаний, внедрение их в практику работы ДОУ).
  2. Разработать Модель системы управления повышением профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогов на основе применения  современных образовательных технологий в педагогический процесс ДОУ.
  3. Создать  электронный банк методических разработок по внедрению в образовательный процесс ДОУ  ИКТ  и проектной технологии

Обоснование проекта

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных  психолого – педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий и использование  их педагогами  в организации образовательной деятельности. Для этого необходимо повысить профессиональный уровень педагогов.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс  непрерывного развития личности педагога.

Качество образования -  социальная категория, определяющая результативность процесса образования в ДОУ, его соответствия потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов.

Сегодня  особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров   приобретает организованная   методическая работа.

Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности, это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность воспитателя рассматривается как единство теоретической и практической  готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм педагога. К одной из составляющих профессиональной компетентности педагога  относится  компетентность  во владении современными образовательными технологиями (ИКТ и проектная технология). Анализ ситуации показал, что именно использование в образовательном процессе  ИКТ и проектной технологии вызывает затруднение у педагогов.  МБДОУ детский сад № 8 реализует основную общеобразовательную программу МБДОУ д/с№8. За последний год педагогический коллектив сменился на одну четверть (29%). Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ приобретает особую значимость. Степень владения педагогов ИКТ и проектной технологией  представлено следующими цифрами:

-66% педагогов владеютИКТ и 45% -проектной технологией;

- 87%имеют представления об ИКТ и проектной технологии, но не владеют;

- 40% не представляют как осуществлять педагогическую деятельность в инновационном режиме.

Всего педагогических работников  - 24человек;

Имеют высшее педагогическое образование – 8 педагога;

Имеют средне – специальное педагогическое образование –9 человек;

Без  педагогического образования – 1 педагога;

Имеют первую квалификационную категорию – 15 педагогов;

Имеют высшую квалификационную категорию – 3 педагога;

Имеют соответствие занимаемой должности – 0  педагога.

Не имеют квалификационной категории – 6 педагогов.

Проблема

Объективные причины

Пути устранения

Не все педагоги владеют ИКТ и проектной   технологией

 

 

 

 

Ускоряется процесс морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов

 

Нехватка знаний о современных технологиях

  1. Ошибки
  • Сбой (делается, но не соответствует плану)
  • Не планировалась как годовая задача
  • Рассогласование (делается то, что соответствует плану, но не вовремя)
  1. Не осуществляется повышение квалификаций педагогов по икт технологиям

Скорректировать методическую работу в ДОУ

 

 

 

 

 

- Продумать постоянный источник научной информации по вопросам  внедрения современных технологий

- повысить роль самообразования

 

- сочетать моральные и материальные стимулы,  не допуская их противопоставления

 

Содержание проектной деятельности.

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Определение проблемы

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

август

Коррекция управленческих и исполнительских целей. Постановка задач.

Формулирование цели и задач проекта, опираясь на анализ условий образовательного учреждения.

сентябрь

Составление программы проекта

Разработка  плана - графика мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов  через применение ИКТ и проектной технологии. Подбор средств реализации проекта.

октябрь

Реализация программы проекта

Проведение активной методической работы

октябрь – апрель

Рефлексия

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка реализации проекта; принятие решения о его распространении.

май

 

План – график

I этап. Организационно – подготовительный

(август – сентябрь 2018г.)

Содержание деятельности, мероприятие

Ответственный

Результат

1.

Анкетирование педагогов

Ст. воспитатель

изучена степень готовности педагогов к работе в инновационных условиях.

2.

Анализ условий реализации проекта

Ст. воспитатель

Проанализированы условия и возможные последствия при реализации проекта

3.

Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы

Ст. воспитатель

Подобрана необходимаянормативно – правовая база и методическая литература

II этап. Основной (внедренческий)

(октябрь 2018г. – апрель 2019г.)

4.

Создание временных творческих групп педагогов, школы молодых специалистов.

Ст. воспитатель

Разработаны положения и планы работы групп

5.

Разработка Модели системы управления повышением профессиональной компетентности

Ст. воспитатель

Творческая группа

Модель системы управления повышением профессиональной компетентности

6.

Разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию ИКТ и проектной технологии

Ст. воспитатель

Творческая группа

методические рекомендации для педагогов по использованию ИКТ и проектной технологии

7.

Консультирование педагогов:

  • «Современные технологии обучения»
  • «Профессиональная компетентность педагогов»
  • «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников»
  • Презентация «Классификация педагогических технологий»

Ст. воспитатель

Повышен уровень теоретических знаний педагогов об ИКТ и проектной технологии

 

8.

Мастер – класс «Разработка проектов»

Семинар – практикум «Использование ИКТ и проектного метода для организации ОП в ДОУ»

Творческая группа

Ст. воспитатель

Появление интереса к проектной деятельности, накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

9.

Педсовет «Инновационная деятельность в ДОУ»

Заведующая,

Ст. воспитатель

Анализ уровня эффективности использования современных образовательных технологий

10.

Творческий отчёт по темам самообразования, подбор фотоматериалов

воспитатели

презентации по темам самообразования

11.

Творческий фестиваль профессионального мастерства «Неделя творчества»

 

Ст. воспитатель

воспитатели

Создание фонотеки,  презентаций занятий, презентаций проектов

12.

Устный журнал «Компьютер и ребёнок (за и против)»

Неделя открытых дверейпроведение  НОД с использованием ИКТ

Заведующая

Ст. воспитатель

Вовлечение родителей в образовательный процесс

13.

Привлечение Интернет ресурсов (участие педагогов и детей в интернет конкурсах)

 

воспитатели

Дипломы, сертификаты участников интернет конкурсов

14.

Заполнение электронного портфолио

Ст. воспитатель

Портфолио

15.

Подготовка памяток для воспитателей «Стандарт педагога»

Ст. воспитатель

памятки

III этап. Заключительный

(май 2019г.)

18.

Анкетирование педагогов на предмет овладения проектным методом, ИКТ

 

Повышен уровень профессиональной компетентности по овладению ИКТ и проектной технологией

19

Анализ результатов проектной деятельности

Ст. воспитатель

+ и-реализации управленческого проекта

20.

Отчет работы творческой группы

Ст. воспитатель

Схемы, отчёты, материалы работы групп.

21.

Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях

Ст. воспитатель

Воспитатель,

специалисты

Формирование аналитических навыков  у педагогов

Обобщение и распространение опыта

 

 

Апробация

Педагогический коллектив МБДОУ д/с № 8 г. Кстово, дети и родители.

Срок реализации 2018 – 2019 учебный год.

 

Результативность

  1. Повышена профессиональная  компетентность педагогов через применение в практике ИКТ  и проектной технологии (не менее 70% педагогов)
  2. Наличие  Модели  системы управления повышением профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогов на основе применения  ИКТ и проектной технологии впедагогическом процессе ДОУ.
  3. Создан электронный банк методических разработок по внедрению в образовательный процесс ДОУ  ИКТ  и проектной технологии.

 

Анализ нормативно – правовой базы

Управленческий проект  разработан в соответствии с:

  • Конвенцией ООН о правах ребёнка,
  • Конституцией Российской Федерации,
  • Федеральными государственными требованиями  к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, Приказ № 665 от 19.11.2009г.
  • Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Законом РФ «Об образовании»от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Устава МБДОУ «Детский сад № 6» г. Верещагино

 

 

 

 

 

Литература

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ – М.: Творческий центр СФЕРА,2004.

2. Истоки примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Л.А. Парамоновой, - М.: ТЦ Сфера,2011.

3. Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении, - М.: Скрипторий, 2004.

4. Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

6. МихееваЕ.В.  Современные технологии обучения дошкольников – Волгоград: Учитель,2013.

7.  Интернет – ресурсы  http://www.resobr.ru/materials

8. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов»

В данной консультации подробно  описаны инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.Раскрыты особенности работы каждого метода....

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов. «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому,...

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

В статье подробно раскрываются инновационные методы работы старшего воспитателя как фактора успешной профессиональной компетентности педагогов.     Повышение качества дошкольного о...

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

   Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ...

«Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов»

laquo;Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов»...