Конспект совместной исследовательской деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы по теме "Волшебная соль"
методическая разработка (подготовительная группа)

Организация познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебная соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через

исследовательскую деятельность.

Задачи исследования.

Образовательные: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она

берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать

свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес,

создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, стимулировать

интерес к изучению неживой природы; творческие способности,

воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь,

навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Познакомиться со способами выращивания кристаллов; освоить методику

выращивания кристаллов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной исследовательской деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы по теме «Волшебная соль»

Подготовила: воспитатель Гавшина Наталья Ивановна

Организация познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебная соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через

исследовательскую деятельность.

Задачи исследования.

Образовательные: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она

берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать

свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес,

создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, стимулировать

интерес к изучению неживой природы; творческие способности,

воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь,

навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Познакомиться со способами выращивания кристаллов; освоить методику

выращивания кристаллов.

Интегрированные образовательные области: познавательное, социально

коммуникативное, речевое, физическое развития

Оборудование для педагога материалы:

Подготовка к исследованию

- карточки с символическим изображением методов исследования:

 «Связаться со специалистами» «Посмотреть по телевизору».

«Получить информацию у компьютера» «Понаблюдать»

«Спросить у другого человека». «Провести эксперимент»

 «Посмотреть в книгах» «Подумать самостоятельно»

Энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают

соль», сундучок, кристалл соли.

Оборудование для детей: соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы

с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с

насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки.

Методы, формы и приёмы:

 наглядный (мультимедиа карточки с символическим изображением

методов исследования:);

 словесный (рассказ);

 игровой (татарская игра «Командир»);

 приём эмоциональной заинтересованности (сюрпризный момент)

 исследование,

 информационно коммуникативный метод,

 эксперимент, наблюдение, рассуждение, анализ

Предпосылки учебной деятельности

 Концентрация внимания

 Умение понимать задачу, поставленную воспитателем

 Умение анализировать свою работу с предложенным образцом

воспитателя

 Ход занятия

1 часть : вводная, 3 мин

Ребята, сегодня в нашу группу пришли гости, давайте поздороваемся.

 - Посмотрите на свои ладошки,  потрите свои ладошки и прикоснитесь к щекам. Что вы почувствовали? (тепло) Потрите ещё раз ладошки между собой и прикоснитесь к ладошкам соседа, таким образом вы передали частичку своего тепла другому и это здорово. Взявшись за руки, вы оказались ещё и одним целым. Командой.

Дети входят в группу, на столе шкатулка

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка

Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней

записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку

«Без нее, ребята, повар как без рук,

И становится вся пища не съедобной

вдруг!

Если в ранку попадет - испытаешь боль

Вы, конечно, догадались. Что же это?

Правильно, это соль.

Воспитатель. Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная

соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это

обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен

лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько

велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что

угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в

дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на

столе было признаком достатка и благополучия. «Хлеб-соль»-так

встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы.

Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал

соль - к соре, к неудаче. Потому что, древние времена соль считалась

драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши

дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек

может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.

Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести

самостоятельное исследование,

2 часть. 25 мин Что нужно сделать, чтобы провести исследование?

Дети. Получить как можно больше информации.

Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?

Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в

книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре

(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)

I этап.

Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с

чего мы начнем?

Дети. Подумать самостоятельно.

(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)

Нужно вспомнить, что мы знаем о соли.

Соль вещество белого цвета, на вкус

соленая

УМК игра «Что можно посолить»

II этап. Воспитатель. Следующий этап

(выставляет картинку следующего этапа)

Дети. Прочитать в книге.

В какой книге мы можем узнать о соли?

Дети. Словарь, энциклопедия, ….

Воспитатель. Посмотрите, ребята, как в

словаре располагаются слова. По -

алфавиту. Где, мы будем искать слово

«соль». В начале или в конце словаря?

Зачитываю из словаря «Что такое «соль?»

III этап.

Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?

Дети. Спросить у взрослых.

(Игра «специальный корреспондент»)

1 ребенок скажите пожалуйста откуда она берётся? (Источниками

соли являются моря и океаны)

2 ребенок Для чего нужна соль? (Соль нужна для усвоения пищи, для

дыхания, для движения мышц.  Суточное употребление соли

составляет 1 чайная ложка. Соль нужна

для производства лекарств, бумаги, ткани,

мыла, даже стекла. Животным, тоже нужна

соль. Растения тоже живые существа, им

тоже нужна соль. Пища растений- это

вода, а в воде содержится соль. Значит, и

растениям нужна соль.)

3 ребенок Какие виды соли существуют в

природе (. Есть много видов соли. Есть

морская соль - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из

горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная

соль, в виде кристаллов.

IV этап. Воспитатель. Переходим к следующему этапу. Позвонить

специалисту . Ребята мы будем звонить папе

Вопрос: Как получают соль?

(На территории России для получения

поваренной (пищевой соли) используются

следующие способы добычи: шахтный

способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания.)

V этап.

Воспитатель. Следующим этапом нашего исследования что будет?

Дети. Посмотреть по телевизору.

Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Но выпаривание соли - это очень долгий и дорогой процесс. Поэтому люди продолжали искать другие способы добычи соли и нашли их.

Просмотр презентации о добыче соли в глубоких рудниках (шахтах) .(Дети

садятся на ковёр и просматривают видеоролик).

УМК игра «Командир»

VI этап. Воспитатель. Что будет следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки)

Дети.  Эксперименты.

Воспитатель. Кто мне скажет, где проводятся эксперименты?

Дети:  в лаборатории.

Воспитатель:-А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты? Отправляемся в Лабораторию «Академия чудес» ( музыка волшебства) Проговорим волшебные слова:

Раз, два, три-вокруг себя повернись, в лаборатории окажись! (переодеваюсь)

Вот мы с вами и в Лаборатории!

Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты .

При проведении опытов необходимо соблюдать правила безопасности.

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Ничего не бери в рот.

4. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

5. Внимательно слушать старшего лаборанта. 

6. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.

7.Работать дружно и не мешать товарищу.

8. В конце опытов делать выводы

9. Содержать свое  рабочее место в чистоте.

Юные лаборанты, надевайте фартуки и шапочки. Не будем терять время, начнем! У вас на одежде цветные бейджики. Займите свои рабочие места по соответствующему цвету.

Давайте рассмотрим поваренную соль (лежит горкой на черных листиках

перед каждым ребенком).

Опыт 1. Имеет ли соль запах?

Опыт 2. Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?

Соль похожа на порошок. Но если внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст. Рассматривание соли через лупу.

Опыт 3. Про соль говорят: «В воде родиться, а воды боится». А так ли это,

действительно ли соль боится воды, мы сейчас проверим. Возьмите соль и добавьте ее в воду. «Соль растворяется в воде» (в сравнении с крупой) . 

Опыт 4. А теперь сделаем такой опыт.

В стаканчиках вода, в одном -солёная, а в другом - пресная. Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом? (оно тонет) А теперь положу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом? (оно всплывает).

Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы не тонут)

Физминутка

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Давайте вернемся в нашу лабораторию, и вспомним как мы выращивали соляные кристаллы. Рассказы детей.

На мультимедиа показываю озеро соленое. Обратите внимание, края озера покрыты соляными залежами. Это явление в природе называется кристаллизация. Иногда кристаллы образуются прямо из паров, а не из жидкости. В этом случае они бывают особенно правильными. Примером этого является образование инея и снежинок из водяных паров воздуха. Но нас с вами сегодня интересует кристаллизация озера.

 Можно ли такую красоту вырастить дома? Давайте сегодня с вами попробуем вырастить настоящий кристалл.

Опыт №5 Скажите, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) –Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)

-Я вам покажу, как покрасить соль цветными мелками. (Тру мел через тёрку, затем насыпаю тёртый мел в стакан с солью и смешиваю. Получилась соль розового цвета.

-Сегодня мы с вами покрасим соль и будем декорировать бутылочку  цветной солью.

-А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой.

3 часть Итог занятия 3мин

С каким веществом мы познакомились сегодня? Что вам понравилось? Запомнилось?

Просмотр м/ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"

Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...