Знакомим дошкольников с Чувашской символикой
статья (подготовительная группа)

Смирнова Тамара Александровна

В методической разработке даны рекомендации по ознакомлению с государственной символикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomim_doshkolnikov_s_gosudarstvennoy_simvolikoy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим дошкольников с государственной символикой

Ознакомление детей с государственными символами входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Однако это работа раскрыта и представлена недостаточно и в программах и в методических рекомендациях по этому разделу. Ребенку дошкольника в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции очень тяжело. У них еще недостаточно развито образно-символическое мышление, запас знаний не велик, кругозор не так обширен. Поэтому следует педагогам при подборе методов и приемов патриотического воспитания учитывать все особенности детей дошкольного возраста. Задача педагога связано как с объемом предлагаемого материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести его содержание до дошкольника и сделать занятие интересными и незабываемыми.  .

Цель цикла занятий воспитание и уважение к своему народу, благодарности к предкам, любви к Чувашской Республике, гордости за нее, уважительное отношение к государственным символам Чувашской Республики.

Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой Чувашской Республики

Месяц

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

Чувашская Республика

Уточнить и углублять знания и представления о Чувашской Республике (территория, города, язык, президент, реки)

Октябрь

Чувашия в прошлом

Познакомить детей с легендами чувашского народа, которые оставили след на государственных символах

Ноябрь

Государст-венный флаг Чувашской Республики

Познакомить с государственным флагом Чувашской Республики, дать представление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении

Декабрь

Государст-венный гимн Чувашской Республики

Познакомить с государственным гимном Чувашской Республики и правилами его использования, рассказать о происхождении, назначении, содержании, определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличие от них

Январь

Государст-венный герб Чувашской Республики

Познакомить с изображением государственного герба Чувашской Республики, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем

Февраль

Герб города Чебоксары

Познакомить с гербом Чебоксары, его признаками, назна-чением, символических образов и цветового сочетания в нем

Март

Гербы городов Чувашской Республики

Познакомить с изображением герба городов, формировать элементарные представления о происхождении и функции их, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем

Апрель

Орнаментальный образ на гербе и на флаге

Формировать элементарные представления об элементах узора на государственных символах (солнца, древа, земли, зеленого богатства)

Май

Государст-венные символы моей Республики. Рисование на тему «Яркое сияние солнца»

Формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гербе, гимне. Продолжать развивать способность воспринимать и понимать художественный образ произведений на основе выразительных средствах (узорах, цветах, композиции). Учить рисовать чувашский узор солнца

Июнь

Конкурс -викторина «Государст-венные символы»

Обобщить знания и представления о государственных символах Чувашской Республики

               

Основное содержание ознакомления детей старшего дошкольного                     возраста с государственными символами Чувашской Республики:                - дети должны узнавать герб, флаг и гимн Чувашской Республики. Знакомятся только с текстом гимна;

- сформировать представление у детей об основных функциях государственной символики республики, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей живущих в Республике. Формирование у детей представлений о назначении, которое  тесно связано с воспитанием любви и уважение к своей Республике, гордости за принадлежность к гражданам Республики;                                                                                                                    -   нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей. Важно знать и узнать, что изображено на гербе, флаге, какие цвета использованы, но и понять, что они означают. Дать понять детям, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными и отважными, любить своих  близких и свою Республику.

Предварительная работа по знакомству

с государственными символами:

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций;

- заучивание стихотворений о Республике, о Чебоксары;                                                

- экскурсии по улицам родного города;

- выполнение заданий составление описательного рассказа по изображению герба, флага;

- посещение этнографического музея;

- дидактические и подвижные игры;

- работа с родителями (консультации, анкетирование, рекомендации к папке со списком произведений о Республике «Прочитайте детям»), беседы, задания «Составления эмблемы семьи».

Знакомство с государственными символами в  разных видах деятельности

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с гербом и флагом ЧР является сочетание: познавательной, игровой, продуктивной деятельности.

Полученные знания и представления совершенствуются: в обыгрывании, в рисунке. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага формируются: в практической, творческой, совместной работе родителей и детей по составлению семейных эмблем. Представления о цветах Чувашского флага могут формироваться: на познавательной и изобразительной деятельности. Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе. Определяют в начале и конце учебного года. Предлагается детям найти среди изображений гербов и флагов разных стран государственные символы Чувашской Республики, затем проводит беседу.

Примерные вопросы для беседы старшего дошкольного возраста по государственным символам ЧР:

1.Что это?

2.Назови цвета флага нашей Республики?

3.Что означают цвета флага ЧР?

4.Что изображено на гербе ЧР?

5.Что означает изображение 3 солнца?

6.Что означает изображение дерева?

7.Где можно увидеть изображение флага ЧР?

8.Где можно увидеть изображение герба ЧР?

9.Зачем  Республике нужен герб и флаг?

Форма работы: индивидуальная беседа

Дидактический материал: иллюстрации с государственными символами, плакаты, рисунки с изображением гербов и флагов разных республик, фотографии.

Знания и представления о гербе и флаге ЧР, которые могут быть сформированы у детей старшей группы

Знания и представления: узнает изображение герба и флага ЧР; называть их: «Герб ЧР», «Флаг ЧР»; знает значение цвета изображений на гербе и на флаге; имеет представление о назначении государственных символов.

Характеристика уровней знаний и представлений:

Низкий уровень - узнает герб и  флаг ЧР; выбирает их среди изображений гербов флагов других стран.

Средний уровень - уверенно выбирает изображение герба и флага ЧР среди других; знает, что означают цвета; имеет представление о том, где можно увидеть их.

Высокий уровень - уверенно выбирает изображение герба и флага ЧР среди других; называет их; знает, что означают цвета (красный цвет – стремление народа к свободе; желтый цвет - цвет Солнца, дарующий жизнь всему на Земле); имеет представление о том, что герб и флаг нужны, чтобы сплачивать и объединять весь народ; знает, что в праздничные дни вывешивают на зданиях флаги ЧР, а на документах изображают герб.

В подготовительной к школе группе наряду с  уточнением и закреплением предполагается их  расширение и углубление представлений детей о государственной символике («Когда исполняется гимн?»,«Как вести себя при прослушивании государственного гимна ЧР?», «Назови назначение герба и флага?»).

Таким образом, педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями и методикой ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами Чувашской Республики. Герб и флаг явления, сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких как правовой, знаково-символический, национально-культурный и эстетический. Рисунок современного государственного герба и флага регламентирует законы Чувашской Республики. Правовой компонент влияет на особенности методики ознакомления детей с государственной символикой.

           

Не рекомендуется использовать в работе с дошкольниками:

- раскраски с изображением герба и флага, так как не всегда точно могут передавать цвета государственных символов;

- экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы;

- не требовать от детей точного соблюдения правил, принятых в геральдике, но имеет смысл освоить педагогом и познакомить детей.

Поддерживается и поощряется: использование изображений государственной символики детьми в их собственном изображенном творчестве; в рисовании детьми различных зданий (школы, детского сада, театра, магазинов и т.д.), транспорта с флагом ЧР.

          Задачи формирования у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей Республики сложны, но их можно решать творчески и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Как знакомить с символикой России и родного края"

Рекомендации по ознакомлению детей 6 - 7 лет с символикой России и родного края....

Знакомим дошкольников с символикой Олимпийских игр

Презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного. С её помощью Вы можете познакомить детей с символикой Олимпийских игр в преддверии великого события в нашей стра...

Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению с Государственной символикой России, Чувашской Республики и родного города Чебоксары.

Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению детей старшей группы с Государственной символикой России, Чувашской Республикии родного города Чебоксары....

Беседа «Символика Чувашской Республики».

Беседа  «Символика Чувашской Республики». Воспитатель.- У каждого народа свой герб, свой флаг и своя главная музыка - называется Гимн. Давайте послушаем его. Гимн слушают ст...

"Моя Чувашия - мой дом родной. Символика Чувашской республики".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию малой Родины....

Презентация "Государственная символика Чувашской Республики"

Государственная символика представляет собой совокупность символов, которые отражают традиции страны: исторические, государственные, патриотические, культурные и другие....