«Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у младших дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»
материал (младшая группа)

Бузмакова Елена Валерьевна

 Формирование у младших дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у младших дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»

Цель: формирование у младших дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению.

Задачи:

1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному и самостоятельному познанию.

2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира.

3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра,  геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности.

4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и   поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.  

Компетентность – владение, обладание ребёнка соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

 Одной из ключевых компетенций является познавательно-исследовательская деятельность.

   Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

- это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой  исследовательской деятельности являются:

 Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.

   Исследовательское поведение (мышление)– это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Эксперимент (проба, опыт) – исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путём активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение всех психических процессов.

 Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской деятельности ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе исследовательской  деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 
    Следует отметить, что в возрасте 
3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе  - в осознанное исследование.
Исследование, самостоятельно проводимое ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста исследование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Предметно - пространственная среда для исследовательской деятельности

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в 'ученых', которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

 Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются. 

- Мини-лаборатория (центр науки). Здесь  могут быть выделены:

• место для постоянной выставки, где дети размещают музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

• место для приборов;

• место для выращивания растений;

• место для хранения материалов (природного, «бросового»)

• место для проведения опытов;

• место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).

- Приборы и оборудование мини - лабораторий.

1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.

З. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям:

•  живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

    •  неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

    •  человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Методы и приёмы экспериментально – исследовательской деятельности

  • - эвристические беседы
  • - постановка и решение вопросов проблемного характера
  • - наблюдения
  • - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой

природе)

  • - опыты
  • - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

трудовой деятельности

  • - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • - подражание голосам и звукам природы
  • - использование художественного слова
  • - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации

  • - трудовые поручения, действия

Организация детского исследования

В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.

  • Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
  • Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
  • Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
  • Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
  • Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
  • Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
  • Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
  • Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
  • Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

                 

 Алгоритм подготовки к исследованию

  • Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.
  • Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  • Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
  • Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
  • Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент

 оборудования

Компонент 

стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
- материалы для игр с мыльной пеной, 
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Проблемная  ситуация 
  • Проблема, ее  формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
  • Выдвижение  гипотез
  • Подбор  материала  для  проверки  гипотез
  • Проверка  гипотез
  • Формулирование и оформление  вывода

Планирование работы с детьми по экспериментированию

Младший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. 
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Для дошкольника исследовательское поведение - это главный источник получения представлений о мире. Поэтому задачей обучения исследовательскому поведению является формирование у ребенка универсальных умений и навыков: осваивать предметы окружающего мира и переносить эти умения на любую сферу деятельности. Именно такое поведение выполняет в жизни человека функцию развития, а это помогает человеку адаптироваться легче и быстрее в различных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Организация исследовательской деятельности в детском саду»

Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепки...

Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...

Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет...

Семинар Тема: «Организация экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

Организация экспериментирования в ДО предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям нео...

«Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»...