Микропреподавание "Формирование гражданско-партиотической позиции у детей дошкольного возраста"
материал

Долгих Маргарита Вячеславовна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

Василий Александрович Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx32.3 КБ
Файл buklet.docx689.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «СОЛНЫШКО»

Микропреподавание

«Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста»

                                                         

                                            Выполнили: Долгих М. В., воспитатель

                                                                       Мосина Я. Е., воспитатель                

Прокопьевский ГО 2021

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

Василий Александрович Сухомлинский

 Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм? » в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Ожегов (создатель толкового словаря) определял патриотизм как «… преданность и  любовь к  своему Отечеству и своему народу». Григорий Бакланов (русский совецкий писатель) писал,  что  это « …не доблесть,  не профессия,  а естественное чувство». Это  чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим.

Уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

 Воспитание маленького человека начинается с воспитания  его чувств  через мир  положительных   эмоций, через обязательное приобщение  к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. И чувства ребенка господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка.

Вот почему очень важно формирование гражданско-патриотической позиции у детей с ранних лет. Определяется она (позиция) как проявление ребенком своих представлений о себе, своей семье, о родном городе, крае, стране, о государственной символике, об искусстве своего народа, о труде с общественной мотивацией. Формируется отношение детей к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях за Родину, в стремлении быть похожими  на героев своей страны.

Все те чувства, из которых может вырасти патриотизм, с большей вероятностью формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, в группе детского сада. Это сочувствие, привязанность, ответственность, обязательность, трудолюбие.

Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Основными формами работы являются:

  1. Создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию
  2. Тематические занятия
  3. Беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, целенаправленные игры.
  4. Взаимодействие с родителями
  5. Взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей)

Гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

  1.  Социальное – формирование добросовестного отношения к делу; формирование терпимости к другому человеку; формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком. Ознакомление с основами человеческого общения, умение взаимодействовать с собеседником, воспринимать и чувствовать его, умение нести ответственности за свои поступки.
  2. Политическое - воспитание правовой культуры; формирование

понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции патриота своей страны.

  1. Экономическое – формирование поведения в социуме.
  2. Нравственное – воспитание чувства прекрасного: воспитание любви к родному городу, к Родине, знание и формирование уважения к российским традициям,  формирование общечеловеческих ценностей, любовь к Родине.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

 Пример:

1. музыкальный руководитель проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

2. В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье.

3. В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?»«Какие новые стихи или рассказы писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово.

4. провести «Малые Олимпийские игры» между двумя группами, в результате которых возникают коллективные отношения между детьми. В игре моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) приоритетными направлениями по гражданско-патриотическому воспитанию являются: моя семья, мой детский сад, окружающая природа, приобщение к истокам русской культуры.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет): моя семья, детский сад, Российская армия, приобщение к истокам русской культуры.

А в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет): моя семья (труд родителей), краеведение (достопримечательности, культура, традиции, замечательные люди), расширение представлений о родной стране (государственная символика, многонациональность страны), рассматривание иллюстраций с историческим прошлым России, расширение знаний о государственных праздниках, о роли страны в мировом сообществе, наша армия.  

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях.

 Например: Олимпиада Сочи - 2014 войдет в историю – дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну.

Наши Задачи как педагогов:

- отобрать объекты, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды, должны привлекать внимание детей. Быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней.

- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной»«любовь к Отчизне» «фронтовой и трудовой подвиг».

- создать условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.

- создать ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями)

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и

Работа с родителями

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации) можно вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями, должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Итог

Таким образом, формируя у подрастающего поколения любовь и уважение к Отчизне, мы воспитываем у детей дошкольного возраста гражданскую позицию и патриотические чувства.

В заключение хочется сказать, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников должна стать фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое и настоящее России. Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.



Предварительный просмотр:


mode1-760x362


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития

Как я использую в образовательной деятельности современные технологии....

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...

«Формирование нравственно-экологической позиции у детей дошкольного возраста»

Выступление из  опыта работы«Формирование нравственно-экологической позиции  у детей дошкольного  возраста»...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

Воспитание патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Важно с дошкольного возраста прививать детям чувство патриотизма и любовь к Родине....

Воспитание патриотической позиции у детей дошкольного возраста

В наши дни,как никогда необходимо уделять большое внимание патриотическому воспитанию наших детей...