Статья "Создание условий для краеведческой работы в детском саду"
статья

Янковская Мария Анатольевна

В данной статье в краткой и понятной форме говорится об организации условий для краеведческой работы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для краеведческой работы в детском саду.

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине.

Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к роли краеведения в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ гражданской культуры ребенка дошкольного возраста.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится успешная социализация личности, что определено федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Принятый федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В законе Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» используется одно из основных понятий «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм, и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Программа развития образования в России выдвигает задачу формирования краеведческой культуры у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех уровнях. Согласно документу, в познавательное развитие дошкольника включено «формирование первичных представлений о малой родине». Принятые документы  об образовании предъявляют все более высокие требования к организации обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Общество хочет видеть будущего школьника всесторонне развитым.

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края... Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город, село. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Детское краеведение не может не заинтересовать воспитателей, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.

Широкие возможности, открывающиеся в рамках краеведения, вместе с тем возлагают и определенную ответственность на воспитателя, ведь его главная задача состоит в том, чтобы знания, передаваемые детям, в конечном счете, стали основой духовности, правильного эмоционального восприятия окружающей действительности.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Для проведения краеведческой работы в детском саду, необходимо создать следующие условия:

  1. Одним из первых условий успешной краеведческой работы в детском саду будут глубокие знания самими воспитателями истории своего края, владение методикой его изучения.

 Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём крае, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего города, своей малой родины.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:

 – тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы; – познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

 – праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

 – краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;

 – прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе.

 Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

– виртуальные экскурсии – организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. (Мультимедийные презентации с помощью  программы PowerPoint; Видео экскурсии; Интерактивное общение с помощью программы Skype).

Основным преимуществом виртуальной экскурсии является ее доступность (побывать где угодно, в любое удобное время, многоразовый просмотр).

Алгоритм проведения виртуальной экскурсии:

1.Выбор темы, определение цели и задач. Подбор литературы, работа с родителями. Далее составление маршрута, подготовка текста (текст или аудиозапись).

2.Чтение литературы детям, вводное занятие.

3.Проведение виртуальной экскурсии.

4.Повторный просмотр видеофрагментов по желанию.

5. Итоговое обсуждение, делимся впечатлениями.

Активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность, преодолевает интеллектуальную пассивность, обогащает социальный опыт.

- Музейная педагогика – область образовательно-воспитательной деятельности, которую можно успешно направлять на формирование у ребенка краеведческой культуры, ценностного отношения к истории своего края, нынешней действительности, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, воспитание любви и привязанности к родному краю.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, такие выставки и названы мини –музеем.

Тематика мини – музея может быть разнообразна. В одной группе музей хлеба, в другой – кошек, в третьей сказки или игрушек…Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу в гости, приглашать к себе и проводить экскурсии,  где экскурсоводами могут быть сами дети. При этом закрепляются полученные ранее знания, развивается речь, память, познается много нового и интересного.

Мини – музей в детском саду не просто организация экспозиций и выставок. Это, прежде всего, многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательскую и проектную деятельность.

Этапы:

1.Знакомство детей с понятием «Музей», «Экспозиция». Беседы о правилах поведения в музее. Работа в уголке для родителей (папки – передвижки, консультации).

2.Процесс создания мини-музея

3.Прведение экскурсий по мини-музеям.

Средства музейной педагогики:

1.Художественные- фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, видиоматериалы о городе, родном крае, чтение художественной литературы.

2.Социально-средовые – семейная среда (обычии, традиции, праздники), среда мини-музея группы

3.Деятельностные – художественно-творческая деятельность детей, поделки, рисунки, экспонаты,  походы, экскурсии.

Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители являются активными помощниками в создании мини-музея. Это относительно новая форма работы с родителями.

Мини-музеи, созданные руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

  1.  Важное условие успешной работы по краеведению – перспективное планирование краеведческой работы во всех возрастных группах детского сада с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей.

  1. Еще одно необходимое условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ. 

Необходимо создать такую среду, которая будет способствовать познавательному, эколого–валеологическому, нравственно– патриотическому и эстетическому развитию детей.

Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

  1. Важнейшим условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, активное включение их в педагогический процесс (родительские собрания, творческие конкурсы, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение открытых занятий, участие в праздниках, викторинах).
              Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. Ведь родители – это не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.

Любовь и интерес к родному городу и краю, уважение к людям, живущим в нашем городе, прививают маленьким гражданам педагоги вместе с семьей.

Грамотно организованные условия для краеведческой работы позволит детям получить большой запас знаний, почувствовать себя большими участниками в жизни родного края и поможет искренне полюбить Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...

Содержание работы воспитателей на всех этапах формирования условий успешной адаптации детей к детскому саду

Вашему вниманию предлагается описание содержания работы воспитателей на всех этапах формирования условий успешной адаптации детей к детскому саду....

Методическая работа в детском саду в условиях введения ФГОС ДОО.

В октябре 2013 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Это первый в истории нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, ...

Методическая разработка "Методическая работа в детском саду, направленная на повышение компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО"

В материале представлен опыт работы детского сада по повышению компетенций педагогов в условиях введения ФГОС ДО....

Современные технологии краеведческого образования в детском саду.

Занятия по истории города достаточно сложны для восприятия детьми дошкольного возраста. Так как материал насыщен энциклопедическими данными, специфической терминологией, трудной для произношения,...

Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)

Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)...

Создание условий для краеведческой работы в детском саду.

Создание условий для краеведческой работы в детском саду....